Пример применения «Метода снежного кома» в практике
педагога дополнительного образования.
(Из опыта работы)
Автор: педагог дополнительного образования
ГБУ ДО Дом творчества «Измайловский»
Адмиралтейского района Санкт- Петербурга
Кондратьева Людмила Павловна
Управление фантазией — одно из качеств хорошо организованного мышления. И поскольку нет пределов улучшения организации мышления, нет пределов совершенствования фантазии6
Г. С. Альтшуллер
Введение.
Развитое творческое воображение - непременное условие успешности изобретательской деятельности. Это утверждал основатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер. Недаром ведь и сам он был писателем - фантастом. Одним из методов РТВ (развития творческого воображения) является Метод Снежного Кома (МСК) [1]. Этим методом издавна пользовались писатели-фантасты задолго до того, как появился термин. Суть его заключается в том, что в центр повествования помещается некий фантастический объект, а дальше всё «накручивается» влкруг этой ситуации.
Опыт применения «Методики снежного кома» на занятиях.
В процессе работы с учащимися 1 - х классов по дополнительной образовательной программе «Лингво-математические игры» стало понятно, что можно сделать занятия увлекательными. Для этого целесообразно использовать «помощников», которые понравятся детям. Такими помощниками стали два вязаных котёнка Васька и Котя. Один - чёрно-белый в красном плаще, шляпе и ботфортах - прообраз Кота в сапогах, и второй - серенький, в белом воротничке и с тюльпаном в лапках. А дальше всё стало «накручиваться» само: они с мамой и папой живут в Кошкино, учатся тоже в 1 - м классе.
Вопросы к детям: «Посмотрите на Ваську. Что он любит?». Самый распространённый ответ, конечно: «Сказку «Кот в свпогах». Вопрос: «А что в более общем понимании?». Как правило, находится ребёнок, который радостно сообщает, что Васька любит сказки. Следует аналогичный вопрос про Котю. Дети сначала обычно говорят: «Цветы». Я уточняю, что Кошкино - это большое село, где обитатели занимаются выращиванием разных сельскохозяйственных культур, а Котя любит помогать родителям. Значит, что он любит? Ответов обычно много, но, наконец, дети приходият к тому, что Котя любит природу. С первых же занятий дети проявили большой интерес к жизни котят. Поэтому стали «накручиваться» подробности. Самая удобная форма для восприятия детей на слух - это стихи, поэтому повествование велось в стихах. Темы были самые разные, а к ним прилкладывались вопросы в форме «досказать в рифму».
Примеры.
1. Тема: Васька с Котей в океанариуме.
Есть в морях и океанах
Очень много рыбок странных.
«Посмотреть бы – просит Котя,
Только мама – на работе,
Папа крутится с делами,
- Кто в «Нептун» поедет с нами?»
Только бабушка котят
Согласилась: «Раз хотят,
То 17 – го, в среду,
С ними я в «Нептун» поеду!
Вася, Котя, ровно в час
Заберу из школы вас –
И на поезд, на трамвай…
Словом, внуки, не зевай!»
Так и было и про рыб
Рассказать они смогли б:
Рисовали их в тетрадке.
И придумали загадки.
Я их вам хочу задать.
Постарайтесь отгадать!
1.Вот аквариум, а в нём
За стеклом усатый …….(сом)
2.Чьи же там глаза торчат,
Строго смотрят на ребят;
Виден длинный тонкий хвост…
Миг – и свой покинул пост,
Вбок метнулся из песка,
Светлый плащ расправив, …(скат)
3.Если кто–нибудь от скуки
В эту воду сунет руки,
Пальцы сразу же поранит
Рыбка хищная ……(пиранья)
4. Голова – как у коня.
Кто там смотрит на меня?
Что за славный паренёк?
За стеклом – морской …..(конёк)
5.Вот – стеклянный потолок,
Там струится ручеёк.
Вдруг, прозрачна и сильна,
С пеной хлынула ……(волна)
6.Тенью страшною скользнула
Светло – серая …..(акула)
7. Как в цветах застывших скалы,
Здесь не камни, а …….(кораллы)
8.С кошками не будет драки
У такой морской ……. (собаки)
2. Тема: Васька за Полярным кругом.
Где лежит Полярный круг –
Там живёт у Васьки друг.
Он звонил: «Пушистый мой,
Приезжай ко мне зимой!
Мы найдём себе забаву:
Лыжи, санки и коньки,
Покатаемся на славу
В новогодние деньки!
А большие холода
Нам и вовсе не беда:
Шубы тёплые у нас!
А когда вернёшься в класс,
Непременно ты туда
Принеси кусочек льда!»
Васька с папой захотели
В новом месте отдохнуть –
И на полюс полетели.
Был довольно долгим путь…
У полярников бывали
И на льдине дрейфовали,
Даже видели тюленей!
Много было впечатлений!
Досказать стихотворения. Тема: «Север»
1. Пересекают на глобусе страны
И параллели, и …….(меридианы)
2. Вьюга метёт по ледовому полю,
Лютый мороз. Это – Северный …..(полюс)
3. В северном дальнем суровом краю
Правит упряжкой оленей ………(каюр)
4. К стойбищу ночью полярной, без карты
Быстро домчатся гружёные …..(нарты)
5. Сопровождает нас всегда
В пути Полярная …..(звезда)
6. Ищет рыбу целый день
В ледяной воде …….(тюлень)
7. В пляске бешеной снега –
Начинается …………(пурга)
8 .Вот полярники на льдине,
Над водой стоит туман.
Подо льдом лежит и стынет
Ледовитый ………………(океан)
Заключение.
Темы для детей можно найти всевозможные: музыкальные инструменты, тембры певческих голосов, названия птиц, названия столярных и слесарных инструментов и т. д. Конечно, занятия не ограничиваются только этими темами, они служат для того, чтобы настроить детей на положительный лад и сосредоточить их внимание на дальнейших заданиях. А заодно расширить их кругозор и эрудицию.
Опыт оказался удачным. Дети, которые учатся уже во 2 - х, 3 - х и 4 - х классах (школа начальная), часто просят принести котят на занятия и вспоминают о них с улыбкой.
Источник
1. https://temm.ru/file.php/id/f4630/name/Пособие%20ТРИЗ_4_s.pdf