Пример применения «Метода снежного кома» в практике

педагога дополнительного образования.

(Из опыта работы)

Автор: педагог дополнительного образования

ГБУ ДО Дом творчества «Измайловский»

Адмиралтейского района Санкт- Петербурга

Кондратьева Людмила Павловна

Управление фантазией — одно из качеств хорошо организованного мышления. И поскольку нет пределов улучшения организации мышления, нет пределов совершенствования фантазии6

Г. С. Альтшуллер

Введение.

Развитое творческое воображение - непременное условие успешности изобретательской деятельности. Это утверждал основатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер. Недаром ведь и сам он был писателем - фантастом. Одним из методов РТВ (развития творческого воображения) является Метод Снежного Кома (МСК) [1]. Этим методом издавна пользовались писатели-фантасты задолго до того, как появился термин. Суть его заключается в том, что в центр повествования помещается некий фантастический объект, а дальше всё «накручивается» влкруг этой ситуации.

Опыт применения «Методики снежного кома» на занятиях.

В процессе работы с учащимися 1 - х классов по дополнительной образовательной программе «Лингво-математические игры» стало понятно, что можно сделать занятия увлекательными. Для этого целесообразно использовать «помощников», которые понравятся детям. Такими помощниками стали два вязаных котёнка Васька и Котя. Один - чёрно-белый в красном плаще, шляпе и ботфортах - прообраз Кота в сапогах, и второй - серенький, в белом воротничке и с тюльпаном в лапках. А дальше всё стало «накручиваться» само: они с мамой и папой живут в Кошкино, учатся тоже в 1 - м классе.

Вопросы к детям: «Посмотрите на Ваську. Что он любит?». Самый распространённый ответ, конечно: «Сказку «Кот в свпогах». Вопрос: «А что в более общем понимании?». Как правило, находится ребёнок, который радостно сообщает, что Васька любит сказки. Следует аналогичный вопрос про Котю. Дети сначала обычно говорят: «Цветы». Я уточняю, что Кошкино - это большое село, где обитатели занимаются выращиванием разных сельскохозяйственных культур, а Котя любит помогать родителям. Значит, что он любит? Ответов обычно много, но, наконец, дети приходият к тому, что Котя любит природу. С первых же занятий дети проявили большой интерес к жизни котят. Поэтому стали «накручиваться» подробности. Самая удобная форма для восприятия детей на слух - это стихи, поэтому повествование велось в стихах. Темы были самые разные, а к ним прилкладывались вопросы в форме «досказать в рифму».

Примеры.

1. Тема: Васька с Котей в океанариуме.

Есть в морях и океанах

Очень много рыбок странных.

«Посмотреть бы – просит Котя,

Только мама – на работе,

Папа крутится с делами,

- Кто в «Нептун» поедет с нами?»

Только бабушка котят

Согласилась: «Раз хотят,

То 17 – го, в среду,

С ними я в «Нептун» поеду!

Вася, Котя, ровно в час

Заберу из школы вас –

И на поезд, на трамвай…

Словом, внуки, не зевай!»

Так и было и про рыб

Рассказать они смогли б:

Рисовали их в тетрадке.

И придумали загадки.

Я их вам хочу задать.

Постарайтесь отгадать!

1.Вот аквариум, а в нём

За стеклом усатый …….(сом)

2.Чьи же там глаза торчат,

Строго смотрят на ребят;

Виден длинный тонкий хвост…

Миг – и свой покинул пост,

Вбок метнулся из песка,

Светлый плащ расправив, …(скат)

3.Если кто–нибудь от скуки

В эту воду сунет руки,

Пальцы сразу же поранит

Рыбка хищная ……(пиранья)

4. Голова – как у коня.

Кто там смотрит на меня?

Что за славный паренёк?

За стеклом – морской …..(конёк)

5.Вот – стеклянный потолок,

Там струится ручеёк.

Вдруг, прозрачна и сильна,

С пеной хлынула ……(волна)

6.Тенью страшною скользнула

Светло – серая …..(акула)

7. Как в цветах застывших скалы,

Здесь не камни, а …….(кораллы)

8.С кошками не будет драки

У такой морской ……. (собаки)

2. Тема: Васька за Полярным кругом.

Где лежит Полярный круг –

Там живёт у Васьки друг.

Он звонил: «Пушистый мой,

Приезжай ко мне зимой!

Мы найдём себе забаву:

Лыжи, санки и коньки,

Покатаемся на славу

В новогодние деньки!

А большие холода

Нам и вовсе не беда:

Шубы тёплые у нас!

А когда вернёшься в класс,

Непременно ты туда

Принеси кусочек льда!»

Васька с папой захотели

В новом месте отдохнуть –

И на полюс полетели.

Был довольно долгим путь…

У полярников бывали

И на льдине дрейфовали,

Даже видели тюленей!

Много было впечатлений!

Досказать стихотворения. Тема: «Север»

1. Пересекают на глобусе страны

И параллели, и …….(меридианы)

2. Вьюга метёт по ледовому полю,

Лютый мороз. Это – Северный …..(полюс)

3. В северном дальнем суровом краю

Правит упряжкой оленей ………(каюр)

4. К стойбищу ночью полярной, без карты

Быстро домчатся гружёные …..(нарты)

5. Сопровождает нас всегда

В пути Полярная …..(звезда)

6. Ищет рыбу целый день

В ледяной воде …….(тюлень)

7. В пляске бешеной снега –

Начинается …………(пурга)

8 .Вот полярники на льдине,

Над водой стоит туман.

Подо льдом лежит и стынет

Ледовитый ………………(океан)

Заключение.

Темы для детей можно найти всевозможные: музыкальные инструменты, тембры певческих голосов, названия птиц, названия столярных и слесарных инструментов и т. д. Конечно, занятия не ограничиваются только этими темами, они служат для того, чтобы настроить детей на положительный лад и сосредоточить их внимание на дальнейших заданиях. А заодно расширить их кругозор и эрудицию.

Опыт оказался удачным. Дети, которые учатся уже во 2 - х, 3 - х и 4 - х классах (школа начальная), часто просят принести котят на занятия и вспоминают о них с улыбкой.

Источник

1. https://temm.ru/file.php/id/f4630/name/Пособие%20ТРИЗ_4_s.pdf