Свое выступление хочу начать с высказывания Михаила Салтыкова – Щедрина «Из всех существующих в мире загадок, Тайна кукол - самая загадочная, Без понимания сущности куклы Невозможно понять и человека…» Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своей страны, её традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей народную куклу, сделанную своими руками. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Слайд 3 В рамках кружковой работы по краеведению ( весной 2023 года) я познакомила детей с народной куклой -Тульской Кувадкой. Работая в данном направлении, я преследовала цель: приобщить детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народной куклой. Ребята очень заинтересовались куколкой Кувадкой, просили рассказать из каких материалов она изготавливалась, какими способами, какие бывают еще народные куклы. Приходя домой, дети с восторгом рассказывали домочадцам о куклах, о том, что куклу можно сделать своими руками. Многие родители не остались в стороне, зажглись этой идеей, принесли нитки, пряжу, тряпочки, солому. Всё это вылилось в совместную работу воспитатель-дети-родители. Поддерживая детскую инициативу и интерес, я подбирала литературу, изучала историю возникновения тряпичных кукол. Слайд 4 Оказывается, традиционная народная кукла появилась на Руси очень давно. В народе было поверье: если смастерить для семьи такую куклу, то она способна защищать и оберегать всех членов семьи. Предназначение у народной куклы изначально было защищать семью, а позднее для детей стали изготавливать куклы для игр. С давних пор тряпичная кукла считалась традиционной игрушкой в жизни русских поселений. Все дети до 7-8 лет, пока ходили в рубашках, играли в куклы . Но как только мальчики начинали носить портЫ, а девочки юбку, то их игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол изготавливали мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет игрушку могла сделать любая девочка самостоятельно. Тряпичная кукла – упрощенное изображение женского облика. При изготовлении народных кукол не применялись режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Люди считали, что кукла-оберег, изготовленная с помощью иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может его поранить, как острая игла. Кукол делали «в один присест», никогда не оставляя ее незаконченной. У традиционных народных кукол была одна общая особенность – отсутствие лица. Считалось, что если нарисовать черты лица куколке, то в неё сможет вселиться «злой дух». Люди думали, что через такую куклу можно навести порчу. Кукла в доме играла роль оберега, отвлекая на себя злые силы. Слайд 5 Для реализации работы на этом этапе мною был разработан перспективный план обучения детей изготовлению кукол, который построен с учётом народного календаря игрушки, годичного цикла жизни русского народа (в марте месяце куколка Мартиничка). Дети знакомились с приметами, пословицами, поговорками, загадками, календарными праздниками и традициями русского народа Слайд6 Название этих ярких кукол происходит от названия первого месяца весны — март. Первоначально двухцветные мОтанки мастерились для ритуала призыва весны; вместе с сОроками и веснянками они символизируют пробуждение природы и используются для привлечения плодородия и очищения от негатива. Слайд7 Совместно с детьми и родителями мы изготовили альбом (в котором собрали подробную и понятную информацию с описанием разных видов кукол ). В родительском уголке разместила консультации, подготовила папку передвижку. Слайд 8 С ребятами начали подготовку к изготовлению кукол. На первом этапе разработали технологические карты. Собрали необходимые для поделок материалы. Далее мы принялись к изготовлению куколок Мартиничек. Дети с большим интересом и трепетом мастерили своих куколок. Слайд 9 Результатом нашей деятельности стали красивые, яркие, народные куклы Мартинички, изготовленные руками детей! Слайд 10 Использование народной тряпичной куклы в свободной игровой деятельности, способствовало созданию условий для словесного и практического творчества детей, для возможности прикоснуться к прошлому, представить, как играли наши предки. Слайд11 Заметив, что с помощью тряпичных кукол, гораздо проще знакомить детей с народными традициями в игровой форме, мною было принято решение организовать мини-музей «Куклы из бабушкина сундука». Огромную помощь в создании музея оказали родители воспитанников. В музее представлены разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки, солома, пряжа и различные куклы, сделанные своими руками. Слайд 12 Результатом этого этапа моей работы стал мастер-класс для родителей по изготовлению куколки Мартинички . Слайд 13 Организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, детская инициатива и интерес позволили создать оптимальные условия для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры и достижению более высокого уровня сформированности у детей нравственно-патриотических и духовно-нравственных качеств.
Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности