Эффективные пути подготовки учащихся к итоговому устному собеседованию. Проблемы и пути их решения
Цель данной работы – поделиться методами и приёмами, которые я использую при подготовке к устному собеседованию по русскому языку. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью подготовки учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку, так как данная форма служит допуском к ОГЭ.
(Слайд 2.)Модель собеседования включает следующие типы заданий:
чтение текста вслух;
пересказ текста с включением цитаты;
монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
диалог с экзаменатором собеседником.
На первый взгляд кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что при выразительном чтении вслух ученики допускают орфоэпические ошибки даже в тех словах, в которых стоит знак ударение. Наблюдаются искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической речи. Допускают грамматические ошибки при склонении имён числительных. Пересказ текста с включением цитаты для учеников оказался сложным. При выполнении данного задания детьми допускаются фактические и логические ошибки, неправильно используют способы цитирования в речи. При создании монологического высказывания у детей возникают следующие трудности - маленький объём монологического высказывания (не менее 10 фраз), большое количество неоправданных пауз в речи, учащимся сложно непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту (в то время как высказывание предполагает 3 минуты).
С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги – испытывают трудности в выборе своих ответов, дают односложные ответы на вопросы собеседника.
Как же эффективно организовать работу на уроках русского языка и литературы, чтобы на итоговом собеседовании в 9 классе школьники могли показать положительный результат?
Представлю вашему вниманию те методы и приёмы, которые использую при подготовке к итоговому собеседованию.
Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, необходимо познакомить учащихся в первую очередь с системой оценивания экзаменационной работы. Мы с моими учащимися завели отдельные папки для подготовки к устному собеседованию и письменному экзамену. На первой странице этих папок – критерии оценивания. Потому что ученики должны знать, за что и какие баллы они могут получить.
Задание 1.Выразительное чтение текста (Слайд 3.)
- При подготовке к выразительному чтению на своих уроках использую следующие приёмы:
1. Орфоэпические разминки (проводятся с целью правильного произношения звуков, слов и ударение в словах);
2. Грамматические «пятиминутки» (на склонение числительных);
3. Пятиминутка «выразительного чтения»;
4. Чтение по цепочке;
5. Прослушивание образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика);
6. Чтение вслух с партитурными знаками – пометками, определяющие паузы, логические ударения, повышение и понижение тона (голоса).
Прочитайте вслух имена, отчества и фамилии известных русских писателей, а также даты их рождения и смерти.
Василий Андреевич Жуковский (родился в 1783 году, умер в 1852 году)
Александр Сергеевич Пушкин (родился в 1799 году, погиб в 1837 году)
Михаил Юрьевич Лермонтов (родился в 1814 году, погиб в 1841 году)
Николай Васильевич Гоголь (родился в 1809 году, умер в 1852 году)
Необходимо на каждом уроке выполнять упражнение для усвоения норм культуры произношения т. е. орфоэпическую «зарядку», куда можно включать несколько «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, звонит, газопровод и др. Каждый ученик произносит слово, словосочетание, предложение, помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» провожу соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение. Также мы завели собственные орфоэпические словарики, куда записываем эти слова и отмечаем ударения. Такая тренировка позволяет комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки.
Неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.
Задание 2. Пересказ текста с включением цитаты.
Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:
1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Я распечатал тексты для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, каждый ученик имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении
2) зная свое право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, учимся выписывать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротемы. Также составляем небольшой план для пересказа.
Чтобы избежать системных ошибок при построении пересказа обучающимся можно использовать приём составления логической схемы. (Слайд 4).
Это помогает быстро и целенаправленно понять текст, и тогда ученику легче сохранить микротемы текста.Ученик выделяет в каждом абзаце микротему, ключевые слова, связанные с ней, и записывает на черновик с помощью логической схемы, чтобы ему было легче читать, а потом пересказывать текст, сохраняя основные микротемы и их основное содержание.
- Этот приём начинаю использовать на этапе подготовки к выразительному чтению.. В тексте всегда объясняется такая мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых, он знаменитый человек, его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих, поэтому его помнят потомки.
Памятка для подготовки к пересказу текста (Слайд 5.)
Прочитать текст и сформулировать его основную мысль
Посчитать количество абзацев
3. Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, главную мысль каждой микротемы текста.
4. Установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием; отметить место включения цитаты в пересказ.
5. Пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание.
При подготовке пересказа важно обучать работе с высказыванием, которое надо логично и уместно вставить в собственный устный текст подробного пересказа и оформить с учетом правил цитирования. Поэтому школьники должны хорошо знать способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами), уметь применять их в практике устной речи с учетом грамматических норм. Данный вид работы будет иметь важное значение для подготовки к дальнейшим формам ГИА по русскому языку (ОГЭ, ЕГЭ), в которых обучающимся предстоит продемонстрировать приемы комментирования текста в творческой письменной работе.
Задание уместного употребления цитат можно отрабатывать и на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагать выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание настраивает ученика читать внимательнее.
При выполнении задания 3 и 4, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению
Для облегчения работы совместно с учащимися составляем памятку к речевому оформлению монологического высказывания: (Слайд 6)
Определи основную мысль высказывания.
Продумай план ответа.
Определи ключевые слова-помощники. (Вопросы – подсказки при описании фотографии:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
Слова-связки при повествовании: ● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге
Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
Используй разнообразные синтаксические конструкции.
Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.
При работе с заданием 3 (монологическое высказывание) стараюсь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками.
Также важно обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках: (Слайд 7)
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов - обсуждение на уроке какого-либо высказывания: пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Пишу слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи. Составление кластера на доске и в тетради.
Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
Задание 4. Диалог с экзаменатором- собеседником. (Слайд 8.)
В данном задании ученику предстоит выполнить коммуникативную задачу- дать полные( не односложные) ответы на три проблемных вопроса. Для этого необходимо:
Прослушать вопрос, выделить в нём ключевые слова.
Ответ на последний вопрос уже содержит часть ответа на него.
Употреблять в ответе вводные слова, не быть категоричным
.(
я думаю, как мне кажется, по - видимому)
Отдельно следует сказать про критерий речевое оформление монолога и диалога, который выступает одним из самых проблематичных для обучающихся. Невысокий средний процент выполнения итогового собеседования по данному критерию отражает общую картину языковой компетентности современной молодежи, а именно обеднение и сокращение словарного запаса за счет вытеснения из него литературной лексики и замены ее сниженной и просторечной лексикой. Поэтому рекомендуется разнообразить работу по обогащению активного словарного запаса и грамматического строя речи.. Для обогащения грамматического строя устной речи обучающихся следует почаще предлагать задания на конструирование определенных словосочетаний, предложений (в том числе по образцу), а также предложений с изучаемыми языковыми средствами, замену одних конструкций в тексте другими, параллельными, а также выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля; редактирование устного и письменного текста, в том числе собственных текстов, созданных ранее.
Анализируя результаты учащихся школы МБОУ «СОШ с.Красавка» по итоговому собеседованию с 2021 по2023 годы в целом школьники хорошо справились с чтением текста вслух, созданием монологического высказывания определенной тематики и структуры и с участием в диалоге с учителем-собеседником. Наиболее трудным для обучающихся, что и следовало ожидать, стало задание 2, которое оценивается наибольшим количеством баллов. Процент выполнения задания по критерию позволяет вести речь о том, что примерно половине школьников удалось сохранить во время пересказа четыре исходные темы (получили 2 балла). Таким образом, в школе на протяжении последних трёх лет проведения итогового собеседования как обязательной формы итоговой аттестации в 9 классе обучающиеся показывают хорошие результаты и наблюдается положительная динамика. (Слайд 9.)
Подготовка к итоговому собеседованию — это работа не одного года. Начинать ее, на мой взгляд, необходимо уже в начальной школе, требуя полных ответов на поставленные вопросы, включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в качестве образца для проведения апробации создавать ситуации говорения, высказывания собственного мнения по определенному вопросу, чаще проводить экскурсии в музеи, походы в театры, на выставки, хотя бы виртуальные.
(Слайд 10).Важно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разныхстилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается
организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи.
Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении
предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать
этих ошибок. Таким образом, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную
психологическую адаптацию.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке к успешной сдаче итогового собеседования. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем.
Доклад для выступления на ШМО
Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода
Надо помнить, что речь развивается не для
речи, а для ясного и выразительного сообщения
о мыслях и чувствах. В этих условиях живая
интонация придёт сама собой.
советский психолог и физиолог профессор Н.И. Жинкин
Ставшая уже привычной форма итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе не всегда способна в полной мере отразить всю глубину познаний школьника. Введение устной части позволит оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.
Устная часть экзамена обладает достаточным диагностическим потенциалом, надпредметностью, междисциплинарностью, многомерностью и требуют развития абстрактного и критического мышления, саморефлексии испытуемого.
И здесь самый важный подход - коммуникативно-деятельностный, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы.
Основные виды деятельности, выполняемые учащимися
Система заданий по формированию устной речи должна быть составлена с учётом специфики речевого развития учащихся конкретного возраста.
1. Требования к выразительности чтения:
1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в них;
2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Признаки выразительного чтения:
•умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
•умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
•хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
1.Так в 5-м классе при работе с текстом необходимо:
1. владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;
2. адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
• устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
2. Содержание говорения как вида речевой деятельности должно отвечать определённым требованиям:
• апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям; быть посильным в задаваемой речевой задаче;
• предусматривать наличие собственной точки зрения ученика, стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;
• способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;
• приобщать школьников к культурному наследию страны, способствовать социологизации;
• характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода к обучению устной речи на уроках русского языка.
Так в 6-м классе обучающиеся должны уметь:
1. создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением;
2. представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
3. соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка;
4. соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.
3.Работа над диалогом может быть построена с учётом особенностей этой формы речи в каждом из классов обучения. Основные умения, которые должны быть освоены учащимися 7-9 классов по ведению диалога:
1. участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы;
2. владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии), обращение к определенной аудитории;
3. участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации); не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).
Рекомендовано применять следующую систему уроков для изучения каждой темы:
Уроки развития речи.
Уроки решения ключевых задач (включаются задачи, способные поставить быстро разрешимую проблемную ситуацию).
Уроки – практикумы.
Уроки письменного контроля знаний.
Уроки устного контроля знаний.
Урок анализа результатов контрольной работы.
Уроки анализа результатов творческой работы.
При подготовке выразительного чтения
Система упражнений содержит задания, направленные на выработку навыка выразительного чтения:
- выразительно прочитайте стихотворение, текст;
- прочитайте, регулируя силу голоса;
- прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени;
- прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
- прочитайте, передавая голосом состояние…;
- прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать?
- прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога;
- прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…;
-прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях;
- прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего; и др.
При подготовке к участию в диалоге
Умение строить диалог формирует целый ряд упражнений со следующими заданиями:
- упражнения, предполагающие парную, групповую работу; - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…;
- разыграть диалог в предложенных ситуациях;
- организовать диалог на указанную тему;
- составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;
- составит выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст;
- продолжить диалог по предложенному началу и др.
При подготовке к монологическому высказыванию
Самую большую группу составляют упражнения, направленные на подготовку обучающихся к созданию монологического высказывания:
- подготовить подробный, сжатый, выборочный пересказ;
- подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от 1-го, 3-го лица;
- составить рассказ о русском учёном-лингвисте;
- составить доклад на заданную тему;
- сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику;
- сформулировать свои мысли о высказывании известного деятеля на определённую тему;
- доказать принадлежность текста к определенному стилю;
- дать характеристику чужому высказыванию;
- описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения;
- описать внешность человека;
- подготовить ответ на проблемный вопрос;
- выразить предложенную мысль более сжато;
- проанализировать схему, таблицу, сделать вывод;
- составить рассказ-репортаж на определённую тему;
- подготовить устное высказывание на лингвистическую тему;
- составить рассказ по картине;
- составить текст подписи к фотографии и др.