Областной конкурс по продвижению чтения
«КНИЖНАЯ ПОЛКА ЧИТАТЕЛЯ XXI ВЕКА»
на соискание премии имени Н. А. Панова,
первого библиотекаря Общественной библиотеки
имени М. Ю. Лермонтова
«Современная детская литература»
Тема проекта: Проектирование и проведение мероприятий «Путешествие по страницам Сергея Михалкова»
МБУК «Старокаменский филиал»
МЦРБ Пензенского района
Руководитель: Лябина С.В
Автор проекта: Самсонова Н.С
Т. - 89273747743,
e-mail - natasha.natasha.samsonova@mail.ru
Оглавление
1. Актуальность проекта …..……………………………….….….…3
2. Содержание…………………………………………………..….... 6
3. Результаты работы……………………………….………..……....8
4. Советы библиотекарю………………………………….…..…….. 9
5. Литература……………………………………………….…….…....10
6. Приложения..…………………………………………..………… . . 11
«Давая детям книги, мы даем им крылья» Лейман.
Актуальность
В современном мире наблюдается тенденция снижения интереса детей к чтению. Просмотр телесериалов, компьютерные игры, Интернет заменили нашим детям тягу к печатному слову. Чтение у детей стоит на 5-8 месте в структуре свободного времени и часто оно поверхностное, эпизодичное, читают только то, что задано в школе.
Родители, занятые повышением материального достатка семьи, часто забывают о ее духовном уровне. К сожалению, уходит в небытие традиция чтения детям вслух, обсуждение прочитанного, редко пополняется новыми книгами домашняя библиотека.
В детстве прочитанное, услышанное запоминается легко. Это время активного познания мира и человеческих отношений, именно в это время происходит формирование ребенка как личности, гражданина, любящего свою Родину, знающего ее историю, культуру и литературу. Из чего следует, что мы должны знакомить детей с творчеством известных писателей и поэтов, которые составили золотой фонд детской литературы, воспитывают в наших детях высокие моральные и нравственные качества, раскрывают многообразный и познавательный мир литературы.
Желание заняться творческим проектом возникло после того, как на уроках внеклассного чтения учителя встали давать учащимся задания найти и прочитать книги Сергея Владимировича Михалкова. Многие ребята при запросе книг неправильно называли произведения поэта, путали его с Корнеем Чуковским, не могли продолжить строчки из известных стихов Михалкова, не знали кто такой дядя Степа. В связи с 100-летием со дня рождения классика детской литературы - Сергея Владимировича Михалкова, в плане работы библиотеки было запланировано проведение ряда мероприятий, посвященных знаменательной дате. Было решено привлечь детей к составлению и проведению литературно – музыкального праздника, посвященного юбиляру.
Цель проекта:
Привлечь детей к чтению через изучение творчества С.В. Михалкова, используя метод творческого проекта.
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством Сергея Михалкова;
- привить интерес к чтению книг, побудить желание читать;
- вовлечь детей в коллективное творческое дело, научить отбирать, анализировать и применять полученные знания на практике;
- развивать навыки актёрского мастерства, творческие способности через выразительное декламацию стихов, инсценирование отрывков произведений, исполнения музыкальных произведений;
- развивать у учащихся память, внимание, мышление, умение слушать друг друга;
- на примере героев произведений С.Михалкова, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Объект: жизнь и творчество поэта С.В. Михалкова
Предмет: изучение творчества С.В. Михалкова через организацию групповых, творческих работ, направленных на раскрытие выбранной темы и реализацию в жизнь через творческие возможности участников проекта.
Сроки реализации: долгосрочный
Участники проекта: читатели, библиотекарь.
Ожидаемый результат:
дети п
рочитают произведения С.В. Михалкова
,
расширят свой кругозор,
чтение станет не
обходимостью, войдет в привычку;
п
римут участие в посильной творческой работе
по группам, научатся
отбирать
и анализировать
и применять
полученные знания на практике
;
работая в группах, дети будут сопереживать, помогать друг другу. Приобретут актерские навыки, не будут бояться выступать перед аудиторией, на сцене.
Этапы работы
I этап Подготовительный
Определена
проблема, цели и задачи проекта.
Проводится в
водная беседа
с детьми у книжной выставки «Сергей
Михалков
-
детям»
. Знакомство с писателем и темой проекта.
Выявление уровня знаний учащихся по теме проекта.
Участники проекта разбиваются
на
4
групп
ы
по
3
человек
а
,
придумывают
название группы и
самостоятельно
, по желанию,
выбирают
вид
ы
работ
(викторина, конкурс, кроссворд, загадки, инсценирование отрывков, декламация стихов, оформительская деятельность, сбор информации о поэте и т.д.)
Дети знакомятся с
предложенными библиотекарем
художественными и познавательными
книгами
по теме проекта.
Они могут по желанию
най
ти другие источники информации
.
Каждой гр
уппе назначаются
ответственные
.
II Этап Организационный
1 группа «Затейники»
-подбирают вопросы к викторине «Читаем, узнаем, отвечаем», загадки по творчеству С.Михалкова;
2 группа «Исследователи»
-занимаются сбором информации из разных источников о жизни и творчестве С.В. Михалкове, приветствуется помощь со стороны родителей
3 группа « Музыканты»
- находят песни, написанные на слова С.М. Михалкова, видеофрагменты экранизированных произведений автора с помощью музыкального руководителя;
4 группа «Художники»
-занимаются оформительской работой, подводят итоги конкурса рисунков по произведениям С. Михалкова «Красный, красный, презеленый, синий шар», проведенного заранее. Занимаются оформлением выставки рисунков.
III этап Основной
Собран и систематизирован материал о жизни и творчестве С.В. Михалкова.
Выбраны победители конкурса рисунков «Синий, синий, презеленый, красный ша
р
», о
формлена экспозиция
из детских рисунков в вестибюле
школы.
Составлена викторина
«
Читаем, узнаем, отвечаем
»
,
загадки
для игры с читателями
.
Отобраны
и распределены для заучивания
стихи
:
«П
рививка»,
«
Тридцать шесть и пять!»,
«Дядя Степа», «Дяди Стёпа – милиционер»
,
«Дядя Стёпа и Егор», п
есни
на слова С. Михалкова
:
«
Песенка друзей», «Веселый турист»,
«Сторонка»,
«
Песня юных читателей».
Просмотрены и выбраны фрагменты из
мультфильмов:
«Как старик корову прода
вал», «
Жадный богач», аудиозапись стихотворения
«Мы с приятелем
»
,
озвученного самим
С.
Михалков
ым
,
а также видеозапись песни «Дядя Степа» в исполнении певца Ф. Киркорова и
группы «Неп
оседы
».
Распределены роли для
инсценирования
басни «
Поч
е
му мыши котов не обижают
»,
а также
стихотворений
«
Одна рифма
», «Урок
чисто
писания», «Бараны».
Повешено объявление – приглашение на праздник.
IV Заключительный этап
Отредактирован в ходе репетиций и создан
сценарий литературно - музыкального праздника «Веселое путешествие с Сергеем Михалковым».
Создана мультимедийная компьютерная презентация
к мероприятию
У
ча
стники
проекта
выступили
на сцене перед
читателями.
Награждение активных
участник
ов
пр
оекта.
Результаты проекта:
В ходе работы над творческим проектом «Веселое путешествие с Сергеем Владимировичем Михалковым» ребята показали себя только с лучшей стороны, все
работали
организованно
, увлечённо, были горды, что их
творческая работа в группах
вошла в сценарий
праздника.
Итог
ом всей работы стало
выступление перед
читателями
, которые в ходе мероприятия тоже стали активными уч
астниками, отвечали на вопросы, получили поощрительные призы.
В конце мероприятия были
н
а
граждены
активные участник
и
творческого
проекта.
А также победители конкурса рисунков
«Красный, красный, презеленый
, синий шар».
Положительно то, что все дети
с интересом прочитали
книги
Сергея Михалкова,
пополнили и расширили свой кругозор
и смогли заинтересовать других детей.
Выполняя задания, дети анализировали содерж
ание книги, сопереживали героям,
о
б
суждали их поступки, то есть на примерах
книжных
героев они учились правильно вести себя в различных ситуациях
.
Искали, анализировали, отбирали необходимую информацию.
Проявили свои творческие способности, развивали
свои творческие навыки
, не боялись аудитории,
сцены.
Мероприятие п
олучилось познавательным, развивающим и воспитывающим
.
Все задачи решены, цель достигнута.
Советы библиотекарю.
Работы в творческих группах давать в соответствии с возрастными особенностями
читателей
, учитывая творческие способности детей. Заранее продумать, кто сможет лучше выступить из числа участвующих, но так чтобы никого не обидеть.
Работа над творческим проектом требует тщательной подготовки, чтобы в ходе мероприятия на сцене не было
заминок,
издержек, как ситуативного характера, так и технических.
Обязательно нужно назначить ответственных за техническое об
еспечение праздника
, обеспечив их техническим сценарием мероприятия.
Список использованной литературы:
Языкова, Е.В. О творчестве Сергея: книга для учителя / Е.В. Языкова ; [фото Н.Г. Кочнева, А.А. Кулешова, В.Г. Тартаковской, С.А. Тартаковского]. - М. : Просвещение, 1987. - 221, [3] с. - ил.
Михалков, С.В. А что у вас?: стихи / С.В. Михалков ; худ. В. Дугин. - М. : БАМБУК, 2000. - 108, [4] с. : ил. - (Библиотека школьника).
Михалков, С.В. Басни: стихи / С.В. Михалков; худ. Е.Рачев. - М.:Детская литература, 1968.-62,[2]с.ил. Михалков.С.В. Дядя Стёпа: поэма в четырёх частях / С.В. Михалков; худ. А. В. Дугин. - М.: Детская литература, 1982.-82, [2] с. : ил.
Интернет-ресурсы:
http://www.svmihalkov.ru/
http://www.moscowwriters.ru
http://www.youtube.com
http://sovmusic.ru/person_list.php?idperson=68
Приложения
Сценарий
литературно
– музыкальной композиции
«
Веселое путешествие с Сергеем Михалковым
»
Викторина по творчеству С. Михалкова «Читаем, узнаем, отвечаем»
Шаблон г
рамоты победителям конкурсов