Приложение 2

Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению

основам безопасности дорожного движения»

Проект «Безопасный пешеход начинается с детства»

Целевая аудитория:

старший дошкольный возраст(6-7 лет),

родители

Автор: Донская Ольга Борисовна,

Должность воспитатель,

Организация: МКДОУ «Детский сад №10»

2024 года

Приложение 3

1) Введение: 

Очень часто мы можем увидеть на улице родителей, которые пренебрегают правилами дорожного движения, собственным негативным примером показывая, что не произойдет ничего страшного, если нарушить правила. Иногда даже придя в сад, дети хвастаются тем, что сегодня они с мамой очень быстро перебежали дорогу, в непредусмотренном для этого месте, и с ними ничего не случилось. Многие дети начинают сразу говорить, что так делать нельзя и это очень опасно, ведь даже если нам кажется, что мы успеем, дорога не безопасное место и нужно быть осторожным.  Некоторые дети признаются, что тоже иногда так делают, хотя и знают, что это неправильно. По этой причине у нас в группе появился проект «Безопасный пешеход начинается с детства».

1.1 Актуальность проекта заключается в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности.  Дорожно-транспортные происшествия – это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП – самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

1.2 Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста ( 6-7лет) , воспитатели, сотрудники ГИБДД, родители.

1.3 Цель:

Создание условий для формирования у  детей необходимые навыки безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

закрепление знаний правил уличного движения и поведения на улице, пополнение знаний детей о правилах дорожного движения.


1. Продолжать изучать с детьми правил дорожного движения.
2. Обучать детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков.
3. Сформировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
4. Учить нести ответственность за безопасность своей жизни и жизни окружающих.
5. Продолжать вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге.
6. Воспитывать умение естественно вести себя в различных ситуациях, принимать правильные решения.
7. Обогащать и расширять словарный запас детского кругозора.
8. Организовать взаимодействие с семьёй и сотрудниками детского сада.

1.4 Предполагаемые результаты:

Дети: 

– четко усвоить алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

– уметь выбрать самый безопасный способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;

– знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

– соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте.

-умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.

Родители: 

– тесное сотрудничество с педагогами; 

– расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

1.5 Формы работы:

Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры – викторины, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, экскурсия на перекресток. Презентация проекта для родителей и педагогов на сайте ДОУ

1.6 Методы и приёмы, используемые для достижения:

1) Взаимодействие со сказочным персонажем - подсказать, как себя вести, помочь справиться с трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.

2) Словесные приёмы – рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребёнка, беседа-рассказ взрослого.

3) Игровые приёмы – занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры – соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.

4) Наглядные приёмы – иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.

5) Художественное слово – стихи, сказки, загадки, рассказы.

6) Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.

7) Использование музыкального репертуара.

8) Практические действия детей – разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.

Этапы проекта:

На первом этапе велась поисковую работу по подбору материала по данной теме.
Определена цель и задачи проекта. Составлен план работы над проектом. Вместе с детьми была определена задача: сформировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах и понимать необходимость соблюдать правила дорожного движения. Были привлечены родители к участию в проекте: изготовление дорожных знаков, макетов «Улицы города» и «Транспортные средства», игр по дорожной безопасности. Итогом 1 этапа стал план-схема проекта, перед детьми поставлена проблема, которую предстояло решить, а также донести до детей знания о том, каких дорожных правил необходимо придерживаться.

2) Основная часть.

2.1 Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.

Речевое развитие:

– Беседы: 

«Зачем нужны правила дорожного движения».

«Как себя вести в общественном транспорте и в машине». 

«Наш друг светофор».

«О чем нам расскажут дорожные знаки»

«Светоотражатель – зачем ты нам?».

Чтение художественной литературы:  

Чтение рассказов, сказок и стихов о ПДД: В.Кожевников «Светофор», В.Берестов «Это еду я бегом…», Я.Пишумов «Посмотрите постовой…», Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие. 

Социально – коммуникативное развитие:

– Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов. 

– Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Азбука пешехода», «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Доскажи словечко», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор»

– Сюжетно – ролевые игры: «Мы едем в автобусе», «Путешествие по городу».  и т.д.

Художественно – эстетическое развитие.

– Рисование: «Улицы города»; 

– Лепка: «Веселый светофор» 

– Аппликация: «Троллейбус».  

– Прослушивание музыкальных произведений о ПДД.

– Раскраски с ПДД для дошкольников «Дорожные знаки», «Наша улица».

Познавательное развитие: 

Организованная образовательная деятельность:

 НОД: «Путешествие в страну правил дорожного движения»; 

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»?» по ПДД.

Игра – викторина «Знаки на дорогах» с участием сотрудников ГИБДД

Экскурсия на перекресток в сопровождении сотрудника ГИБДД с рассказом: «Как правильно перейти через дорогу? Какие знаки помогают пешеходу в пути?»

Просмотр обучающих мультфильма по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности».

Физическое развитие: 

 Подвижные игры на улице: «Светофор», «К своим знакам», «Самый быстрый», «Мяч в корзину».

Физминутки.

Работа с родителями:

Оформление консультативного материала для родителей: 

Создание памяток безопасного поведения на дорогах «Осторожно, улица»; 

консультация «Безопасный пешеход начинается с детства». 

Подведения итогов деятельности:

2.2 Итоговое мероприятие: 

Создание макетов «Безопасная дорога», лэпбук: «Правила дорожного движения», изготовление игровых маркеров «Дорожные знаки»

Презентация проекта(Приложение 4)

Результат:

Чем раньше дети научаться культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет происшествий на проезжей части улиц. Ребенок – новый участник дорожного движения, дисциплинированный пешеход, культурный пассажир. 

По результатам проекта можно сделать вывод, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности и выразили желание и в дальнейшем участвовать в изучении правил ПДД. 

 

2.3 Список литературы:

Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.

Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий,игры. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011

Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.

С. -П. Детство-пресс. 2009.

Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие.- М.: ТЦ «Сфера» , 2017.

Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.

Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.

Детская художественная литература

А. Иванов «Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили»,

Н. Носов «Автомобиль»,

Б. Житков «Светофор»,

А. Северный «Три чудесных цвета»,

С. Михалков «Моя улица», «Скверная история», «Шагая осторожно», «Светофор»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Машина, которую рисовать научили», В. Иришин «Прогулка по городу»,

В. Тимофеев «Для пешеходов»,

Н. Сорокин «Перекресток»

2.4 Приложения

Приложение 1 Конспект развлечения по правилам дорожного движения

«Безопасная дорога»

Приложение 2 Конспект квест-игры по ПДД для детей подготовительной группы

Приложение 3 Игра-викторина в подготовительной группе «Безопасная дорога».

Приложение 4 Презентация «Безопасность дорожного движения»