Краткосрочный проект «День птиц».

Средняя группа «Ветерок».

Подготовила Шаронова Галина Анатольевна.

Участники проекта: воспитатели, дети.

Вид проекта:  познавательный, творческий, недельный.

Формы реализации проекта:

Беседы;

Наблюдение.

Рассматривание иллюстраций, открыток.

Чтение художественной литературы.

НОДы:

Рисование «Ласточка-красавица»

Развитие речи по русской народной сказке «Гуси-Лебеди».

Аппликация из бумаги «Синица»

Пластилинография «Синица»

Срок реализации -1 неделя.

Актуальность:

 Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания.

Цель:

уточнить и расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

- активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

-  развивать умение строить причинно-следственные связи;

- учить понимать образный смысл загадок;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;

- использовать при изготовлении птиц разные виды техники (аппликация, рисование , лепка, оригами)

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

Ожидаемый результат:

у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах

созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц.

Группа украшена фигурками птиц, сделанных детьми совместно с воспитателем из бумаги по методу оригами.

Краткая беседа о перелётных птицах.

-Почему некоторые птицы улетают от нас осенью?

-Как они называются? Кто такие перелётные птицы?

-Каких перелётных птиц ты знаешь?

-Откуда они возвращаются к нам? Почему?

-Чем питаются эти птицы?

-Чем занимаются птицы после перелёта?

Чтение художественной литературы.

В. Бианки «Птичий календарь», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; И. Токмакова «Десять птичек стайка», Н. Сладков «Скворцы- молодцы»;В. А. Жуковский «Жаворонок». Б.Заходер «Ласточка», М.Пойковский «Веселый жилец»

Наблюдение на прогулке.

Рисование «Ласточка расавица»

Цель: - формировать представления детей о перелётных птицах посредством рисования.

Задачи: - развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи в изменении весной в природе: потеплело, появились насекомые – прилетели ласточки;

- развивать умение складывать шаблон по пунктирам;

- продолжать развивать умение закрашивать рисунок в одном направлении: сверху вниз, справа налево;

- развивать творчество, мышление;

- развивать эстетическое восприятие;

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам родного края.

Материал: игрушка ласточка, шаблоны с изображением ласточек , баночки с водой, акварельные краски.

На утреннем кружке дети назвали время года и название перелётных птиц. Нашли их на иллюстрациях.

Загадала детям загадку.

Угадайте, что за птица,

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).

Воспитатель спрашивает у детей, что они знают о ласточке.

Выслушав ответы детей, дополняет новой информацией.

Воспитатель рассказывает детям о том, что ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становиться тепло и появляются насекомые, в конце апреля, в начале мая. Спинка, крылья и головка покрыта тёмными перьями, на животе белые пёрышки (рассматриваем иллюстрации). Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий (слушаем аудиозапись). Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живёт ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Питается комарами, мошками, мухами, мелкими насекомыми.

Рассказала, что сегодня, когда она шла на работу, увидела на дереве ласточку (показывает игрушку ласточку). Ласточка здоровается с детьми и «рассказывает», что она прилетела из дальних стран одна, а её друзья ещё не прилетели. Ей одной очень грустно и скучно.

Воспитатель спрашивает у детей, как же нам можем помочь ласточке.

Выслушав ответы детей, приходим к единому мнению, что ласточек подружек можно нарисовать.

Ласточка говорит, что она очень рада тому, что дети ей помогут.

Дети занимают свои места за столами.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть шаблоны ласточек и нарисованные пунктиры на ней. Показывает, как надо сложить шаблон ласточки по пунктирам, чтобы она получилась объёмная. Предлагает детям раскрасить ласточку в яркие, красивые цвета, чтобы она получилась, как волшебная.

Пальчиковая гимнастика.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну – красну.

(На каждую строчку большой палец «здоровается» С каждым пальцем дважды).

Дети приступают к работе.

Воспитатель при необходимости проводит индивидуальную работу.

Нод. Развитие речи по русской народной сказке «Гуси- лебеди».

Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.

Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.

Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).

Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.

Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.

Развивать речевое творчество дошкольников.

Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Развивающие задачиРазвитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. иллюстрации по сказке.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, мнемотаблица, самостоятельная работа детей.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята вы любите сказки?

Дети. Да.

Воспитатель. А какие вы сказки знаете?

Дети. Называют сказки

Давайте вспомним сказки : послушайте отрывок из произведения и угадайте героев сказок.

1. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился:(колобок.)

2. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну подскажите имя её :(красная шапочка.)

3. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор:(Айболит.)

4. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки(Три медведя.)

5. У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Но любил папаша сына.

Человечек - (Буратино.)

2. Воспитатель. Сегодня мы с вами послушаем русскую народную сказку

А, как вы думаете, почему она русская народная? (эту сказку написал не один человек, а несколько. Ведь раньше один человек сочинит сказку, расскажет её другому и так дальше, и каждый в сказке добавлял что-то своё, новое.)

- Молодцы.

- Давайте присядем на стульчики и начинается сказка.

А теперь ответьте пожалуйста на мои вопросы:

- Почему так случилось, что гуси лебеди унесли братца?

- Кто помогал девочке искать братца?

- Кто прятал Машу и Ваню, когда они убегали от гусей- лебедей.

- Что было бы, если бы Маша, когда "искала братца, встретила в лесу волка? Медведя? Лису? Зайчика?

- Как заканчивается сказкаРассказала ли Маша родителям, что случилось? Почему?

3. Физкульминутка

Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей -

лебедей.

Гуси - лебеди летели

На лужайку тихо сели

Походили

Поклевали

Потом быстро побежали

Гуси - лебеди летят, крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо умеют держаться

(Ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)

(Присели на месте.)

(Ходьба полуприседя.)

(Наклоны перед собой.)

(Бег по кругу на носочках со взмахами

руками в стороны.)

(Ходьба на месте с подниманием рук через

стороны вверх и опускание вниз, держа

осанку.)

(Наклон вперед, прогнувшись, руки в

стороны - назад.)

(Повороты головы.)

(Выпрямиться, руки за спину, проверить

осанку. Пауза 3-4 сек.)

И очень бесшумно на место (Сесть на место.)

садятся.

4. Как называется сказка, которую я вам рассказывалана вам понравилась?

-Давайте еще раз вспомним ее.

-Дети рассказывают сказку по мнемотаблице.

6. Подведение итогов.

- Ребятки, кто главный герой в этой сказке – гуси-лебеди или девочкатветы детей.

- Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почемутветы детей.

- Кто в сказке злые герои? Почемутветы детей.

Понравилось вам наше путешествие по сказке? Сможете рассказать сказку дома родителям? Вы все молодцы. Спасибо за работу. Идите

отдыхать.

НОД. Аппликация из бумаги «Синичка»

Синица - с давних времен является символом доверия. А все потому, что синички летом могут найти пропитание сами себе, а зимой, в морозы, они вынуждены довериться человеку и получить прикормку от него.

Так же синица - символ трудолюбия. Несмотря на кажущуюся простую жизнь маленькой и красивой птички, синица неустанно трудиться, чтобы вырастить от 7 до 15 птенцов.

Синица является одной из самых узнаваемых птичек, которую мы можем встретить везде. Так давайте же поздравим ее с Синичкиным днем и сделаем красивую поделку.

Первым делом мы должны подготовить материалы для нашей аппликации : ножницы, клей, лист черной, лист желтой бумаги и небольшой квадратик белой бумаги.

Наша прекрасная птичка синичка готова.

НОД .Пластилинография «Синица».

Цель: Познакомить детей с осенне - зимними птицами; Формировать у детей бережное отношение к природе; Прививать любовь к братьям нашим меньшим.

Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах (синицахнегирях, их строении); 2. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе, желание заботиться о птицах; 3. Закрепить умение отщипывать маленькие комочки пластилина для лепки, разглаживать готовые поверхности; 4. Учить аккуратно заполнять шаблон пластилином; 5. Развивать творческие способности, чувство прекрасного; 6. Развивать мелкую моторику.

Материалы: картон с шаблоном синицыпластилин желтого, фотографии синичек и снегирей, дидактическая карточка с изображением зимующих птиц.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с осенне-зимними птицами, прослушаем стихотворение Г. Косаревского :

То на дереве сидит,

То в окно моё глядит.

Летом нравятся ей мошки,

А зимою любит крошки.

Прилетит с утра к кормушке

Всех разбудит погремушка.

А сама-то невеличка

И зовут её синичка.

Понравилось стихотворение?

(ответы детей)

Давайте мы с вами посмотрим изображения птиц, сравним их, найдем клюв, крылья, лапки, глазки.

А сейчас предлагаю вам найти на картинке птиц, которых мы сейчас рассматривали (показываю им дидактическую картинку с изображением зимующих птиц)

(дети рассматривают карточку, ищут синичку и снегиря)

Ребята, а сейчас я вам предлагаю слепить нашу синичку, размазывая пластилин по трафарету

Начнем?

Дети: ДА!

Воспитатель: Тогда начнем размазывать наш кусочек по животику птички. Получается?

Дети: ДА

Воспитатель: Какие красивые синицы у нас получились, ни у кого таких нет. Давайте мы всех птиц положим на выставку для наших пап и мам. Согласны?

Дети: ДА


Выводы:

• У детей проявился интерес к объектам живой природы (зимующим птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу зимой.

• Дети много узнали интересного из жизни зимующих птиц.

• Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить.