* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Росток»

гугачева Саратовской области»

2023-2024 учебный год

Проект «Дети и финансы»

Подготовительная группа «Ручеёк»

Подготовили:

Музыкальный руководитель: Мартынова Нина Владимировна

Воспитатели: Ковалева Вероника Владимировна

Вербицкая Наталья Михайловна

«Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»

А. Бертольд

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: информационно-творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 10.02.2024г. – 21.03.2024 г.)

Участники проекта:

дети подготовительной группы

«Ручеёк»

;

воспитатели

группы

, музыкальный руководитель

;

родители.

Актуальность:

В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.

В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта:

для детей:

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников

посредством

разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Сформировать первичные экономические понятия;

Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

для родителей:

Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;

У

крепление взаимоотношений взрослых и детей.

Образовательные области:

«Речевое развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Предполагаемые результаты:

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Продукт проектной деятельности:

1.Консультация «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста»

2. Интеллект-карта «Семейный бюджет»

3. Викторина с родителями на тему «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

4.Пополнение предметно- развивающей среды

5.Мультимедийная презентация опыта.

Основные этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

Цель: раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта, распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практикеодбор упражнений, игр. Подбор авторами проекта наглядного материала (тест, буклет, презентация, художественная литература…) для совместной творческой деятельности с детьми и родителями.

Информирование родителей (законных представителей), формирование интереса к совместной деятельности с детьми, педагогами.

II этап – практический:

Цель: реализация основных мероприятий проекта.

III этап – заключительный:

Цель: определение результативности проведенной работы. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными задачами. Оформление презентации.

Ожидаемые результаты :

У детей будут сформированы первичные финансово-экономические понятия.

Дети будут применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Родители (законные представители) повысят компетентность в вопросах обучения детей финансовой грамотности

Совместная деятельность детей и педагогов:

Направления работы

Работа с детьми

Беседы

«

Потребности первобытного человека

»;

«Почему не все можно купить и продать?»;

«

Что такое экономика?»

«Какие бывают товары?»;

«Что лучше - копить или тратить?»;

«Товар - цена»;

«Потребности

современного человека

».

Презентации

«История денег»;

«Семейный бюджет»;

Просмотр мультфильмов

«Как старик корову продавал»;

«Трое из Простоквашино»;

«Азбука денег тетушки Совы».

Чтение художественной литературы

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

А. Н. Толстой ««Золотой ключик или приключения Буратино»,

Сказки по экономическому воспитанию;

Детская энциклопедия

«

Откуда бе

рутся

деньги»

»;

Р.Н.

С

«Лисичка со скалочкой»;

Поговорки и пословицы по финансовой грамотности.

Дидактические и

сюжетно олевые игры

«

Бинго

»;

«

Играем в магазин

»;

«

Что можно и что нельзя купить за деньги

?»;

«

Какие бывают потребности

»;

«Магазин игрушек»;

«Семья»;

«Банк»;

Интеллек

т-

карта «Бюджет семьи»

.

Подвижные игры

«

Найди монетку

»;

«Найди пару

»;

«

Продам горшки».

Продуктивные виды деятельности

Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;

Рисование

«Мои потребности

»

Конструирование из бумаги «Копилка»

Театрал

изованное представление «Как старик корову продавал

»

Работа педагога

Практическая деятельность

Изготовление атрибутов к СРИ (изготовление денег, банковских карточек.). Оформление центра финансовой грамотности.

Работа с родителями

Анкета для

родителей

«Финансовая грамотность детей».

Консультация

«Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность?»;
«Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста»;

Папка- передвижка «Поиграем с детьми в игры по финансовой грамотности».

Родительское собрание

Викторина «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Фотовыставка

«Поход в магазин».

приложение № 1

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей подготовительной группы.

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была проведена диагностика.

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, финансах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Данные, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Для оценки результативности проведенной работы по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по окончанию проекта был проведен сравнительный мониторинг.

Прослеживается положительная динамика сформированности экономической воспитанности.

Задание 1.

1) Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…(Товар)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы…(Кредит)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…(Залог)

2) - У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребѐнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)

3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

Задание 2.

1)Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждѐт …(Банкир)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведѐт …(Бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …(Продавцы)

2) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)

- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)

- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

Задание 3.

1)На товаре быть должна

Обязательно…(Цена)

Говорят про меня:

Деревянный я.

Но неправда, я -- железный,

Я тяжѐлый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(Зарплату)

2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)

- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)

- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Задание 4.

1)Как ребѐнка нет без мамы,

Сбыта нету без…(Рекламы)

Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

Прохожу мимо витрины, И стоит там человек, Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)

2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)

- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)

- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

приложение № 2

ПРОЕКТ " Дети и финансы"

Дети входят в зал , встают около экрана

Проблема: В современном мире очень сложно жить без экономических знаний. У нас возник вопрос: «Что такое финансы?» (Кирилл)

Защита проекта детьми:

Представляем вашему вниманию защиту проекта: " Дети и финансы"

Наш девиз: " Чтобы стать миллионером- занимайтесь больше делом".(Лера)

Социально - коммуникативное развитие:

Мы беседовали на темы: " Потребности первобытного и современного человека", "Что такое экономика". Посмотрели познавательный фильм " Что такое финансы". Финансы- это деньги, не только наличные, но и деньги, которые находятся на карточках, в банках. (Саша)

С родителями мы ходили в магазин, парикмахерскую, где самостоятельно расплачивались за купленный товар и услугу.(Элина)

Речевое развитие:

Познакомились с пословицами и поговорками о труде, деньгах, бережливости. Также узнали значение слов : богатство, расходы, зарплата, потребности, купюра, монеты, валюта, банк. (Варя)

Для младших групп показали инсценировку "Где живут деньги". Читали сказки «Лисичка со скалочкой», «Муха-Цокотуха», «Золотой ключик или приключения Буратино» ,энциклопедию "Откуда берутся деньги". (Софья)

Познавательное развитие:

Оформили интеллект- карту «Семейный бюджет», рассматривали плакат " Ступени финансовой грамотности". Играли в игры "Бинго", "Играем в магазин", " Мои потребности", " Что можно и что нельзя купить за деньги", "Какие бывают потребности". (Кирилл)

Узнали, что кроме материальных потребностей существуют и духовные потребности: семья, любовь, дружба. (Софья)

Физическое развитие:

Приняли участие в интерактивной игре" Ярмарка". Мы играли в подвижные игры: «Найди монетку», «Найди пару», «Продаем горшки» (Ефим)

Художественно - эстетическое развитие:

На занятии по конструированию, изготовили копилки, кошельки в технике «Оригами» .Подготовили и показали спектакль: "Как старик корову продавал", для ребят старших и подготовительных групп. (Лера)

В результате проделанной работы мы узнали что такое финансы, как можно заработать и тратить деньги. А что бы не «выбрасывать деньги на ветер» , научились использовать все с умом, посмотрите что у нас получилось! (Данила)

Представляем вашему вниманию «Хлам –ШОУ»

Костюм «Богатырь» ирилл

Гостья из Китая – Элина

Робот-Ефим

Одуванчик- Варя

Бизнес –леди Лера.

Мистер и Твистер, банкир и министр –Вова и Никита

Модница «Орифлэйм»- Софья

Весенняя фантазия- Саша и Софья.

Данила ведет все детей на круг почета

Выходим на четверки

Финал «Танец»