Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.
Проект герб семьи.
р. п. Новые Бурасы 2024
Духовно-нравственное воспитание детей сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Дошкольное детство – важнейший период, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств.
В последние годы идея нравственного воспитания становится задачей государственной важности.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Эти слова великого педагога В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражают важность воспитания чувства любви к родине у маленьких граждан нашей страны.
Для меня, как воспитателя, возник вопрос: «Как, с чего начинать работу по духовно-нравственному воспитанию?». Ежедневно наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что начинать нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В качестве нового вида деятельности в моей работе по духовно-нравственному воспитанию был выбран метод проектов.
Проект – это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых.
Мною был разработан краткосрочный проект «Герб моей семьи», цель которого – способствование не только интеллектуальному, духовно-нравственному, воспитанию, но и развитие коммуникативных навыков.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Приоритетным для формирования основ нравственного воспитания, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев.
Цель проекта:
- Формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
- Создать герб семьи.
Задачи проекта:
Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
Формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи;
Объединить участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба;
Способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта;
Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с общим понятием герб и его значением.
Из года в год, в моей старшей разновозрастной группе ведется огромная работа по духовно-нравственному воспитанию детей. Эта работа сподвигла меня к этому проекту, к созданию семейного герба каждого ребенка. Предварительная работа с детьми велась на протяжении большого промежутка времени:
Поместить в группе модель земного шара – глобус,
копилку гербов, игровые пособия по теме (атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Дом»), рассматривание иллюстраций Новобурасского района, семейных фотографий
Рисование древа семьи;
Проведение экскурсии по улицам поселка;
Работа в патриотическом уголке (не официальные символы России, рассматривание предметов);
Рисование портретов детей;
Беседа с детьми символика России (герб, гимн, флаг);
Творческие работы по изготовлению символов России;
Беседы с детьми об улицах поселка и доме, в котором живут;
Беседа «За что я люблю свою семью?»;
Различные праздники;
Изготовление различных поздравительных открыток для мам и пап;
Рисование: «Мой дом», «Моя улица»;
Выставка рисунков «Моя семья»;
Беседа с детьми о значении герба, как символа. О создании герба семьи (семейные ценности, увлечения, традиции). И многое другое.
Моя работа по подготовке к проекту- предварительная работа:
Составление плана работы проекта
Выявление первоначальных знаний детей о семье, её традициях.
Подбор наглядного материала: фотографий, иллюстраций по данной теме.
Разработка бесед и совместной работы с детьми.
Работа с родителями:
Консультация «Традиции моей семьи»
Консультация «Как создать герб своей семьи»
Домашнее задание. Совместная работа создание герба семьи.
Заключительный:
Анализ и обобщение результатов проекта, итоговое мероприятие с детьми, показ и рассказ детей о своем гербе, изготовление продуктов проекта, оформление копилки семейных гербов группы.
Продукты проекта: Выставка «Герб моей семьи»
Результат проекта:
В проекте открылись большие возможности в организации совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. В ходе работы над проектом изменились отношения с родителями. Они начали носить близкий характер. Родители – не сторонние наблюдатели, а участники проекта. В оформлении предметной среды группы активно использовались рабочие материалы, полученные в ходе проектно-исследовательской деятельности: картотека гербов, творческие продукты проекта – гербы семьи.
Продуктом исследования стал созданный детьми макет герба. Базовой задачей проекта является формирование творческих и коммуникативных навыков детей.
Вывод: была выполнена главная цель – сплочение взрослых и детей, созданы условия для развития первоначальных исследовательских навыков у детей.
Взаимодействие педагога и детей в проектной деятельности изменялось по мере нарастания детской активности. В проектной деятельности происходило формирование субъектной позиции у детей, раскрывалась их индивидуальность, реализовались интересы и потребности, что в свою очередь способствовало личностному развитию каждого ребёнка.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Дети – будущее нашей Родины. И то, какими они вырастут, зависит от нас с вами. И я с уверенностью могу сказать, что заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к своей Малой Родине стало для них фундаментом для дальнейшего воспитания в этом направлении. Именно поэтому мне хочется, что воспитанники нашего детского сада стали достойными школьниками, любящими свою семью, и Малую Родину – Новые Бурасы.