Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 5 «Яблочко» с.Порт-Катон Азовского района Ростовской области.
Конкурс патриотического воспитания:
«Ты живи моя Россия»
Номинация: «Никто не забыт, ничто не забыто» (военно-патриотическое направление)
Название конкурсной работы:
проект « Города - герои»
Вид проекта: долгосрочный, познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: 02.10.2023г. – 06.02.2024г.
Авторы: Борцова И.Н. (высшая квалификационная категория),
Сотникова С.Г. (первая квалификационная категория).
Место выполнения работы: МБДОУ № 5 «Яблочко»
2023 – 2024 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
1. Введение …………………………………………………2 стр.
2. Цель и задачи проекта …………………………………..3 стр.
3. Этапы проекта «Города - герои» ………………………..4 стр.
• Первый этап (подготовительный) ………………………..4 стр.
• Второй этап (основной) …………………………………..6 стр.
• Третий этап (заключительный) ………………………….10 стр.
4. Заключение (выводы, результаты, рекомендации) ……10 стр.
5. Литература ……………………………………………….12 стр.
1
I. Введение
Использование педагогических технологий открывает новые возможности патриотического воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Детство – самая благодатная пора для формирования чувства любви к Родине.
Актуальность проекта:
Проект разработан в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - важное человеческое чувство.
Всё дальше уходит время от страшных событий, всё меньше становится живых свидетелей тех дней. Возникает необходимость уже с детства формировать у дошкольников чувство уважения к исторической памяти времён. Сами по себе эти чувства не возникают. Их нужно воспитывать, и чем раньше, тем лучше. Задача взрослых воспитывать молодое поколение так, чтобы они знали и помнили героев прошлого, ценою жизни которых завоёвано счастье и мир на земле.
В процессе разработки материалов проекта «Города- герои» соблюдены основные принципы дошкольного образования:
1) обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Организация совместной проектной деятельности отвечает требованиям по обеспечению психолого-педагогических условий:
формирование и поддержка положительной самооценки ребёнка, его уверенности в собственных возможностях и способностях;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
2
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
II. Цель и задачи проекта.
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и гордости за нашу страну.
Задачи проекта:
Познакомить с Городами-Героями
Продолжать расширять представления детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и исторических событиях того времени
Систематизировать и обобщить знания о Городах-Героях
Воспитывать у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам ВОВ, гордость за нашу страну.
Задача по работе с родителями:
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества
Ожидаемый результат:
Дети познакомились с «Городами- героями », историческими событиями Великой Отечественной войны, с героями войны и их подвигами.
Знают: города –герои:
-Ленинград (ныне Санкт-Петербург),
-Сталинград (ныне Волгоград),
-Москва,
-Севастополь,
-Мурманск,
-Новороссийск,
-Смоленск.
Рассказывают о Городах-Героях.
Имеют представление и уважение к ветеранам ВОВ
Родители активно принимают участие в педагогическом процессе и повышают свою компетентность по данной теме.
Формы работы:
• наблюдения;
• организация экскурсий
• продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд, оформление тематических выставок, изготовление подарков для взрослых сверстников);
• составление рассказов о прочитанном;
• досуговая деятельность (спортивные досуги, конкурсы);
• чтение художественной литературы, стихов;
• игровая деятельность.
3
Сотрудничество с педагогами:
С музыкальным руководителем – организация познавательно – музыкального мероприятия «Русская песня», посвящённая Дню Народного Единства;
Воспитатели – организация конкурса поделок по теме «Военная техника», игра – путешествие «По местам боевой славы»
Сотрудничество с семьёй:
Родители вместе с детьми участвуют: в сборе материала (фотографий) по данной теме; в конкурсе поделок- изготовление детей и родителей макета «Курская дуга»; в тематических выставках; в познавательно – музыкальном мероприятии «Русская песня» и в итоговой совместной выставке детей с родителями «Города-герои».
Результат проектной деятельности:
Совместная выставка детей и родителей «Города-герои»
III. Этапы проекта «Города - герои»
I этап- подготовительный (02.10.2023г. -06.11.2023г.)
II этап- основной (практический) (06.11.2023г.-16.01.2024г.)
III этап- заключительный(16.01.2024г.-06.02.2024г.)
Первый этап – подготовительный
Дата: 02.10.2023г.-06.11.2023г.
Место проведения: МБДОУ № 5 «Яблочко»
Обоснование необходимости проведения проекта «Города-герои»:
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. В нашем детском саду, благодаря тематическим мероприятиям, формируется военно-патриотическое направление у детей дошкольного возраста.
Посмотрев фотографии и иллюстрации цикла «Города-герои», появились у детей вопросы о том, какие города являются городами-героями и почему, в каких книгах рассказывается о подвигах героев. Из анкетирования родителей видно, что многие из них мало знакомы с этой темой, а знания только поверхностные. Дошкольники испытывают потребность и любопытство к изучению темы военно-патриотической направленности.
Тогда мы, воспитатели подготовительной группы, и задумались о важности героической истории своей страны. Почему городам присваивают такое звание: город-герой? Так и родилась тема нашего проекта «Города-герои».
4
Приступив к работе, мы выдвинули гипотезу о том, что если в городах живут героические люди, то такой город может носить высокое звание героя. Ведь город тогда лишь становится героем, когда стал героем солдат.
Описание проблемы:
Дети дошкольного возраста плохо ориентируются в истории нашей страны; у детей не сформированы такие понятия, как города- герои, ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
Цель: Постановка проблемы, определение целей и задач познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Выявить уровень знаний детей о городах-героях, об исторических событиях времён ВОВ.
Содействовать формированию мотивации детей и их родителей на поиск информации и создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с темой проекта.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Длительность проекта: 02.10.2023г – 16.01.2024г.
Состав привлечённых дополнительно к участию в проекте: родственники, друзья, школьники,социальный работник, библиотекарь и работники «Дома Культуры» с. Порт-Катон.
Способы внедрения проекта:
работа с методической литературой;
составление плана работы над проектом;
сбор информации
о Городах-г
ероях
;
подборка иллюстраций, фотографий, документов, предметов военных лет;
подбор музыкальных произведений на военную тему;
подготовка цикла бесед и видео-презента
ций
о
городах-героях
ВОВ
;
советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о войне;
подбор художественной литературы:
-Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А Митяев «Землянка», С Маршак «Пограничники», А. Кассиль «Твои Защитники», М.А.Андрианов «Рассказ о горячем и холодном сердце», Е.Благинина «Шинель»
Чтение рассказов из цикла «Детям о войне»
-Е.Трушинина «Посвящается героям», М.Исаковой «У самой границы», И.Иванова «Военные профессии»
проведение бесед с детьми «
Что мы знаем о подвигах
героев», «Города-герои»
5
видеофильм «Парад на Красной площади»
, «Дети-войны»;
выбор родителями тем для изготовления творческих работ и презентаций по темам « Города-герои», «И песни тоже воевали»;
оформление тематического уголка в группе «Помним! Чтим! Гордимся!»;
консультация для родителей «Истории создания песен военных лет».
Результаты:
заинтересованность детей и родителей в активном участии в проектной деятельности
«Города-герои»;
участие родителей в процессе преобразования предметно-развивающей среды группы.
Второй этап – основной
Дата: 06.11.2023г.-15.01.2024г
Цель: обогащение и закрепление у детей представлений о Защитниках Отечества, о городах-героях.
Задачи:
Уточнить
и систематизировать знания детей об исторических событиях периода ВОВ, раскрыть понятие «Город-герой».
Способствовать развитию
словаря по теме «Военные профессии»
; закрепить виды военной техники и её назначение.
Развивать творческий потенциал
участников проекта.
Привлекать
родителей к организации совместной познавательной и творческой деятельности с детьми по теме проекта.
Способы внедрения проекта
Направление развития (образовательная область)
Форма организации детской деятельности, наименование (тема)
Сроки проведения
Познавательное развитие
Беседы «Великая Отечественная война», «Первый бой», «Письма с фронта», «Дети-герои войны», «Города-герои», «Праздник-День Победы».
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне «Города-герои», «В жизни всегда есть место подвигу»
НОД « Награды воинов» ( о бесстрашии и мужестве, за подвиг которых вручались награды, ордена и медали).
6
Дидактические игры «Памятники городов-героев»
Работа в патриотическом уголке
Просмотр и обсуждение презентаций:
«Никто не забыт, ничто не забыто!» (о защитниках нашей Родины, памятниках боевой Славы, мемориальные доски); «Пионеры-герои».
Познавательно – музыкальное мероприятие «Русская песня», посвящённая Дню Народного Единства
Работа в мини-музее «Боевой Славы»
Круглый стол: рассказы детей «Герой ВОВ в моей семье»
Беседа о просмотре эпизодов документальных фильмов о битве под Москвой, об обороне Брестской крепости, о битве за Сталинград.
Беседа на тему «Дети войны» с юным журналистом-школьницей 11 класса Сотниковой Виктории Порт-Катоновской школы (школьница опубликовала свои три статьи в газете Приазовье: «Я помню, я горжусь!», «Вспомним всех поименно», «Земляки-ветераны-гордость моего села». Она рассказала о ветеранах ВОВ с. Порт-Катон, о детях войны и их подвигах).
Экскурсия в библиотеку с Порт-Катон «Герои войны живут в наших сердцах» (героические подвиги в рассказах и стихах; рассматривание иллюстраций)
Цель: расширение представлений детей подготовительной группы по теме «Герои ВОВ»
Экскурсия к памятнику «Мы чтим и помним героев ВОВ»
октябрь
октябрь
.
октябрь
ноябрь- январь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество: Рисование «Москва», «Боевое сражение», «Пограничники».
Танец «Журавли»
Совместное изготовление детей и родителей танкового сражения «Курская дуга»:
7
-макета семьи Липового Константина в технике папье-маше
- лепка детей из пластилина боевой техники (дополнение к макету)
Тематическая выставка рисунков «Слава героям-защитникам нашей Родины»
Ручной труд ««Голубь Мира»
Коллективные аппликации «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Конструктивно-модельная деятельность
конструирование из строительного материала «Брестская крепость», «Танк сражался на войне» и др.
Коллективная аппликация открытка – благодарность «За наше счастливое детство» для ветерана ВОВ»
( для встречи с детьми войны – с Раисой Семеновной Прокопенко)
Музыкальная деятельность
Прослушивание и разучивание текстов песен военных лет:
«День Победы», «Катюша», «Баллада о солдате», «Смуглянка» и др.
Инсценировка песни «В землянке»
октябрь-январь
октябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декарь
январь
октябрь-январь
январь
октябрь-февраль
февраль
Речевое развитие
Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне и беседы по тексту произведения.
Разучивание стихотворений о войне.
Конкурс лучших чтецов «Память о Вас будет вечна!» («О Москве» А. Прокофьев, «В блокадных днях мы так и не узнали» Ю. Воронов, «Дорога» М. Бажан и др.)
октябрь – февраль
октябрь – январь
Социально-коммуникативное развитие
Просмотр мультфильмов о ВОВ: «Воспоминание», «Солдатская сказка», «Василёк», «Солдатская лампа», «Салют».
Рассказы детей о прочитанном и тематическая выставка рисунков «Вечная память героям ВОВ»
Беседы «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Подвиг героя», «Кто получает звание героя на войне?», «Какой подвиг остался в сердце у вас?», «Кем можно гордиться?»
8
Участие в акции «Правнуки помнят!» (изготовленные детьми голуби на панно ткани - это знак благодарности героям ВОВ).
Цель: развитие представлений о важности мира на всей планете.
Встреча с детьми войны – с Раисой Семеновной Прокопенко, жительницей с. Порт-Катон
октябрь – январь
октябрь
октябрь-январь
декабрь
январь
Физическое развитие
Спортивный досуг: «На защите Родины», «Мы солдаты бравые!»
Подвижные игры «Мы военные разведчики», «Пограничники», «Госпиталь»
Январь-февраль
Работа с родителями
Советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказывать детям о Великой Отечественной войне.
Консультация для родителей «Истории создания песен военных лет».
Создание творческих работ и презентаций о городах-героях, творческих папок «И песни тоже воевали» (об истории создания песен военных лет).
Помощь в подготовке выставки совместных детско-родительских творческих работ ко Дню Победы.
Участие в
тематическом
конкурсе рисунков
«Слава героям-защитникам нашей Родины» «Вечная память героя ВОВ
».
Участие в акции «Правнуки помнят!» (запуск белых шаров в честь героев ВОВ).
Результаты:
расширени
е знаний детей о событиях ВОВ
;
проявление интереса у детей к истории нашей родины;
позитивный микроклимат в группе, сплочение детского коллектива;
создание совместно с родителями презентаций и творческих работ по городам-героям;
оформление папок «И песни тоже воевали»;
«Памятные места»
9
Заключительный этап
(15.01.2020г.-23.01.2024г.)
Цель: обобщение знаний детей о «Городах-Героях»
Задачи:
представить положительный опыт работы группы по патриотическому воспитанию детей
подготовительной нруппы
на уровне ДОУ;
способствовать повышению самооценки участников проектной деятельности;
содействовать привлечению родителей к совместной деятельности по решению образовательных задач ДОУ по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей.
Способы внедрения проекта:
Организация совместной выставки детей и родителей «Города-герои»;
Результаты:
удовлетворение творческих потребностей участников образовательного процесса;
Активное участие педагогов, детей и родителей в
данной выставке
;
обмен опытом реализации педагогических проектов в ДОУ с коллегами;
укрепление у детей чувства патриотизма и гордости посредством приобщения к уч
астию в значимых
событиях
нашей страны
.
IV. Заключение:
Выводы:
В процессе реализации проекта достигнута цель: сформировано чувство патриотизма и гордости за нашу Родину.
В процессе выполнения проектной работы дошкольники подготовительной группы систематизировали знания по теме «Города - герои», узнали какие города и за какой подвиг получили это звание. Особый интерес вызвали события про героическую оборону города Ленинграда и Брестскую крепость. Дети получили представление о блокаде, голоде и твердости духа героев войны. Итогом нашей работы стала совместная выставка детей и родителей «Города-герои». Каждый ребёнок рассказывал о своей работе про город, получивший звание героя. Рассказы детей были пронизаны трогательными чувствами: любовью, сожалением, гордостью, где отражены военные подвиги героев-защитников. Встреча, посвященная теме «Дети-войны» к Раисе Семёновне Прокопенко позволила услышать детям рассказ из первых уст, прочувствовать боль потери близких. Дети стали больше интересоваться историей, подвигами нашего народа. Они испытывают чувство гордости и уважения к старшему поколению.
10
Дошкольники стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными.
У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь нашего села, а значит и нашей Родины.
Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей, родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.
Для себя мы сделали вывод, что нужно знать и помнить историю своего народа. Есть герои, которые погибли и чьих имен мы не знаем. Есть герои, чьи имена запомнятся навсегда. Есть города-герои, которые подверглись жутким годам блокады, нападений и захвата, но которые выстояли и переломили ход войны. Город-герой - высшее звание, которого удостоены двенадцать городов и одна крепость Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
Хочется верить, что любовь к Родине останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы.
Полученные результаты, отвечающие на вопросы поставленных задач:
Решены задачи по проекту военно- патриотической направленности «Города-герои»: систематизированы и обобщены знания о городах-героях, расширились представления детей об исторических событиях ВОВ; сформированы у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам и детям-войны.
- рост познавательной активности детей повысился на 35%
- анализ результатов усвоения знаний по проекту «Города-герои» показал среднее развитие у детей – 25%, выше среднего у детей – 75%
- высокий уровень социализации детей группы: дошкольники являются активными участниками конкурсов в ДОУ на тему «Патриотическое воспитание»
- повышение активности родителей в делах группы.
Проведённая нами, воспитателями подготовительной группы, работа была последовательной и позволила добиться высоких результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование долгосрочного проекта «Города-герои" в целях формирования патриотических чувств у дошкольников подготовительной группы является действенным и эффективным.
В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта квест – игры детей и родителей по патриотическому воспитанию на тему «Родина моя Россия!»
11
Рекомендации для внедрения успешного опыта.
Таким образом, мы воспитатели подготовительной группы, хотели, чтобы наша проектная работа и продукт нашей деятельности - совместная выставка детей и родителей «Города-герои» послужили опытом для других педагогов по воспитанию патриотических чувств у дошкольников. Думаем, нашим коллегам тоже будут интересны данные мероприятия, тематические выставки и положительный эмоциональный настрой всех участников проекта, который предоставлен на фото материалах.
V. Список литературы:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от от 29.12.2012г
2.Указ президента РФ от 07 мая 2018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах РФ на период до 2024года»
3. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с подвигами героев ВОВ : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : Сфера, 1999.
4. Города России: Энциклопедия / под ред.Лаппо. - М.:Большая Российская энциклопедия, 2003г.
5. Дмитриев Ю. Города-герои / Ю. Дмитриев. – М.: Малыш, 1970. 5.Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание: для педагогов / В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:
6. Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда / С. Алексеев. – М.: Дрофа, 2003.
7. Внуков Н. Москва за нами – Л.: Дет. лит., 1985.
8. Дмитриев Ю. Города-герои – М.: Малыш, 1970.
12