Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 5 «Яблочко» с.Порт-Катон Азовского района Ростовской области.

Конкурс патриотического воспитания:

«Ты живи моя Россия»

Номинация: «Никто не забыт, ничто не забыто» (военно-патриотическое направление)

Название конкурсной работы:

проект « Города - герои»

Вид проекта: долгосрочный, познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта: 02.10.2023г. – 06.02.2024г.

Авторы: Борцова И.Н. (высшая квалификационная категория),

Сотникова С.Г. (первая квалификационная категория).

Место выполнения работы: МБДОУ № 5 «Яблочко»

2023 – 2024 г.г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

1. Введение …………………………………………………2 стр.

2. Цель и задачи проекта …………………………………..3 стр.

3. Этапы проекта «Города - герои» ………………………..4 стр.

Первый этап (подготовительный) ………………………..4 стр.

Второй этап (основной) …………………………………..6 стр.

• Третий этап (заключительный) ………………………….10 стр.

4. Заключение (выводы, результаты, рекомендации) ……10 стр.

5. Литература ……………………………………………….12 стр.

 

1

I. Введение

Использование педагогических технологий открывает новые возможности патриотического воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Детство – самая благодатная пора для формирования чувства любви к Родине.

 

Актуальность проекта:

Проект разработан в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - важное человеческое чувство.

Всё дальше уходит время от страшных событий, всё меньше становится живых свидетелей тех дней. Возникает необходимость уже с детства формировать у дошкольников чувство уважения к исторической памяти времён. Сами по себе эти чувства не возникают. Их нужно воспитывать, и чем раньше, тем лучше. Задача взрослых воспитывать молодое поколение так, чтобы они знали и помнили героев прошлого, ценою жизни которых завоёвано счастье и мир на земле.

В процессе разработки материалов проекта «Города- герои» соблюдены основные принципы дошкольного образования:

1) обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Организация совместной проектной деятельности отвечает требованиям по обеспечению психолого-педагогических условий:

формирование и поддержка положительной самооценки ребёнка, его уверенности в собственных возможностях и способностях;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

2

поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 

II. Цель и задачи проекта.

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и гордости за нашу страну.

Задачи проекта:

Познакомить с Городами-Героями

Продолжать расширять представления детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и исторических событиях того времени

Систематизировать и обобщить знания о Городах-Героях

Воспитывать у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам ВОВ, гордость за нашу страну.

Задача по работе с родителями:

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с «Городами- героями », историческими событиями Великой Отечественной войны, с героями войны и их подвигами.

Знают: города –герои:

-Ленинград (ныне Санкт-Петербург),

-Сталинград (ныне Волгоград),

-Москва,

-Севастополь,

-Мурманск,

-Новороссийск,

-Смоленск.

Рассказывают о Городах-Героях.

Имеют представление и уважение к ветеранам ВОВ

Родители активно принимают участие в педагогическом процессе и повышают свою компетентность по данной теме.

Формы работы:

• наблюдения;

• организация экскурсий

• продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд, оформление тематических выставок, изготовление подарков для взрослых сверстников);

составление рассказов о прочитанном;

• досуговая деятельность (спортивные досуги, конкурсы);

• чтение художественной литературы, стихов;

• игровая деятельность.

3

Сотрудничество с педагогами:

С музыкальным руководителем – организация познавательно – музыкального мероприятия «Русская песня», посвящённая Дню Народного Единства;

Воспитатели – организация конкурса поделок по теме «Военная техника», игра – путешествие «По местам боевой славы»

Сотрудничество с семьёй:

Родители вместе с детьми участвуют: в сборе материала (фотографий) по данной теме; в конкурсе поделок- изготовление детей и родителей макета «Курская дуга»; в тематических выставках; в познавательно – музыкальном мероприятии «Русская песня» и в итоговой совместной выставке детей с родителями «Города-герои».

Результат проектной деятельности:

Совместная выставка детей и родителей «Города-герои»

           

III. Этапы проекта «Города - герои»

I этап- подготовительный (02.10.2023г. -06.11.2023г.)

II этап- основной (практический) (06.11.2023г.-16.01.2024г.)

III этап- заключительный(16.01.2024г.-06.02.2024г.)

Первый этап – подготовительный

Дата: 02.10.2023г.-06.11.2023г.

Место проведения: МБДОУ № 5 «Яблочко»

Обоснование необходимости проведения проекта «Города-герои»:

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. В нашем детском саду, благодаря тематическим мероприятиям, формируется военно-патриотическое направление у детей дошкольного возраста.

Посмотрев фотографии и иллюстрации цикла «Города-герои», появились у детей вопросы о том, какие города являются городами-героями и почему, в каких книгах рассказывается о подвигах героев. Из анкетирования родителей видно, что многие из них мало знакомы с этой темой, а знания только поверхностные. Дошкольники испытывают потребность и любопытство к изучению темы военно-патриотической направленности.

Тогда мы, воспитатели подготовительной группы, и задумались о важности героической истории своей страны. Почему городам присваивают такое звание: город-герой? Так и родилась тема нашего проекта «Города-герои».

4

Приступив к работе, мы выдвинули гипотезу о том, что если в городах живут героические люди, то такой город может носить высокое звание героя. Ведь город тогда лишь становится героем, когда стал героем солдат.

Описание проблемы:

Дети дошкольного возраста плохо ориентируются в истории нашей страны; у детей не сформированы такие понятия, как города- герои, ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Цель: Постановка проблемы, определение целей и задач познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Выявить уровень знаний детей о городах-героях, об исторических событиях времён ВОВ.

Содействовать формированию мотивации детей и их родителей на поиск информации и создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с темой проекта.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Длительность проекта: 02.10.2023г – 16.01.2024г.

Состав привлечённых дополнительно к участию в проекте: родственники, друзья, школьники,социальный работник, библиотекарь и работники «Дома Культуры» с. Порт-Катон.

                    Способы внедрения проекта:

работа с методической литературой;

составление плана работы над проектом;

сбор информации

о Городах-г

ероях

;

подборка иллюстраций, фотографий, документов, предметов военных лет;

подбор музыкальных произведений на военную тему;

подготовка цикла бесед и видео-презента

ций

о

городах-героях

ВОВ

;

советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о войне;

подбор художественной литературы:

-Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А Митяев «Землянка», С Маршак «Пограничники», А. Кассиль «Твои Защитники», М.А.Андрианов «Рассказ о горячем и холодном сердце», Е.Благинина «Шинель»
Чтение рассказов из цикла «Детям о войне»

-Е.Трушинина «Посвящается героям», М.Исаковой «У самой границы», И.Иванова «Военные профессии»

проведение бесед с детьми «

Что мы знаем о подвигах

героев», «Города-герои»

5

видеофильм «Парад на Красной площади»

, «Дети-войны»;

выбор родителями тем для изготовления творческих работ и презентаций по темам « Города-герои», «И песни тоже воевали»;

оформление тематического уголка в группе «Помним! Чтим! Гордимся!»;

консультация для родителей «Истории создания песен военных лет».

  Результаты:

заинтересованность детей и родителей в активном участии в проектной деятельности

«Города-герои»;

участие родителей в процессе преобразования предметно-развивающей среды группы.

Второй этап основной

Дата: 06.11.2023г.-15.01.2024г

Цель: обогащение и закрепление у детей представлений о Защитниках Отечества, о городах-героях.

Задачи:

Уточнить

и систематизировать знания детей об исторических событиях периода ВОВ, раскрыть понятие  «Город-герой».

Способствовать развитию

словаря по теме «Военные профессии»

; закрепить виды военной техники и её назначение.

Развивать творческий потенциал

участников проекта.

Привлекать

родителей к организации совместной познавательной и творческой деятельности с детьми по теме проекта.

Способы внедрения проекта

Направление развития (образовательная область)

Форма организации детской деятельности, наименование (тема)

Сроки проведения

Познавательное развитие

Беседы «Великая Отечественная война», «Первый бой», «Письма с фронта», «Дети-герои войны», «Города-герои», «Праздник-День Победы».

Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне «Города-герои», «В жизни всегда есть место подвигу»

НОД « Награды воинов» ( о бесстрашии и мужестве, за подвиг которых вручались награды, ордена и медали).

6

Дидактические игры «Памятники городов-героев»

Работа в патриотическом уголке

Просмотр и обсуждение презентаций:

«Никто не забыт, ничто не забыто!» (о защитниках нашей Родины, памятниках боевой Славы, мемориальные доски); «Пионеры-герои».

Познавательно – музыкальное мероприятие «Русская песня», посвящённая Дню Народного Единства

Работа в мини-музее «Боевой Славы»

Круглый стол: рассказы детей «Герой ВОВ в моей семье»

Беседа о просмотре эпизодов документальных фильмов о битве под Москвой, об обороне Брестской крепости, о битве за Сталинград.

Беседа на тему «Дети войны» с юным журналистом-школьницей 11 класса Сотниковой Виктории Порт-Катоновской школы (школьница опубликовала свои три статьи в газете Приазовье: «Я помню, я горжусь!», «Вспомним всех поименно», «Земляки-ветераны-гордость моего села». Она рассказала о ветеранах ВОВ с. Порт-Катон, о детях войны и их подвигах).

Экскурсия в библиотеку с Порт-Катон «Герои войны живут в наших сердцах» (героические подвиги в рассказах и стихах; рассматривание иллюстраций)

Цель: расширение представлений детей подготовительной группы по теме «Герои ВОВ»

Экскурсия к памятнику «Мы чтим и помним героев ВОВ»

октябрь

 

октябрь

.

 октябрь

 

ноябрь- январь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

январь

февраль

февраль

февраль

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество: Рисование «Москва», «Боевое сражение», «Пограничники».

Танец «Журавли»

Совместное изготовление детей и родителей танкового сражения «Курская дуга»:

7

-макета семьи Липового Константина в технике папье-маше

- лепка детей из пластилина боевой техники (дополнение к макету)

Тематическая выставка рисунков «Слава героям-защитникам нашей Родины»

Ручной труд ««Голубь Мира»

Коллективные аппликации «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Конструктивно-модельная деятельность

конструирование из строительного материала «Брестская крепость», «Танк сражался на войне» и др.

Коллективная аппликация открытка – благодарность «За наше счастливое детство» для ветерана ВОВ»

( для встречи с детьми войны – с Раисой Семеновной Прокопенко)

Музыкальная деятельность

 Прослушивание и разучивание текстов песен военных лет:

«День Победы», «Катюша», «Баллада о солдате», «Смуглянка» и др.

Инсценировка песни «В землянке»

октябрь-январь

 

октябрь

 ноябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 декарь

 январь

 

   

  октябрь-январь

январь

октябрь-февраль

февраль

Речевое развитие

Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне и беседы по тексту произведения.

Разучивание стихотворений о войне.

Конкурс лучших чтецов «Память о Вас будет вечна!» («О Москве» А. Прокофьев, «В блокадных днях мы так и не узнали» Ю. Воронов, «Дорога» М. Бажан и др.)

октябрь – февраль

 

октябрь – январь

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр мультфильмов о ВОВ: «Воспоминание», «Солдатская сказка», «Василёк», «Солдатская лампа», «Салют».

Рассказы детей о прочитанном и тематическая выставка рисунков «Вечная память героям ВОВ»

Беседы «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Подвиг героя», «Кто получает звание героя на войне?», «Какой подвиг остался в сердце у вас?», «Кем можно гордиться?»

8

Участие в акции «Правнуки помнят!» (изготовленные детьми голуби на панно ткани - это знак благодарности героям ВОВ).

Цель: развитие представлений о важности мира на всей планете.

Встреча с детьми войны – с Раисой Семеновной Прокопенко, жительницей с. Порт-Катон

октябрь – январь 

 

октябрь

октябрь-январь

 

 декабрь

 

 

 январь

Физическое развитие

Спортивный досуг: «На защите Родины», «Мы солдаты бравые!»

Подвижные игры «Мы военные разведчики», «Пограничники», «Госпиталь»

Январь-февраль

 

Работа с родителями

Советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказывать детям о Великой Отечественной войне.

Консультация для родителей «Истории создания песен военных лет».

Создание творческих работ и презентаций о городах-героях, творческих папок «И песни тоже воевали» (об истории создания песен военных лет).

Помощь в подготовке выставки совместных детско-родительских творческих работ ко Дню Победы.

Участие в

тематическом

конкурсе рисунков

«Слава героям-защитникам нашей Родины» «Вечная память героя ВОВ

».

Участие в акции «Правнуки помнят!» (запуск белых шаров в честь героев ВОВ).

                     Результаты:

расширени

е знаний детей о событиях ВОВ

;

проявление интереса у детей к истории нашей родины;

позитивный микроклимат в группе, сплочение детского коллектива;

создание совместно с родителями презентаций и творческих работ по городам-героям;

оформление папок «И песни тоже воевали»;

«Памятные места»

9

Заключительный этап

(15.01.2020г.-23.01.2024г.)

Цель: обобщение знаний детей о «Городах-Героях»

Задачи:

представить положительный опыт работы группы по патриотическому воспитанию детей

подготовительной нруппы

на уровне ДОУ;

способствовать повышению самооценки участников проектной деятельности;

содействовать привлечению родителей к совместной деятельности по решению образовательных задач ДОУ по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей.

Способы внедрения проекта:

Организация совместной выставки детей и родителей «Городаерои»;

Результаты:

удовлетворение творческих потребностей участников образовательного процесса;

Активное участие педагогов, детей и родителей в

данной выставке

;

обмен опытом реализации педагогических проектов в ДОУ с коллегами;

укрепление у детей чувства патриотизма и гордости посредством приобщения к уч

астию в значимых

событиях

нашей страны

IV. Заключение:

Выводы:

В процессе реализации проекта достигнута цель: сформировано чувство патриотизма и гордости за нашу Родину.

В процессе выполнения проектной работы дошкольники подготовительной группы систематизировали знания по теме «Города - герои», узнали какие города и за какой подвиг получили это звание. Особый интерес вызвали события про героическую оборону города Ленинграда и Брестскую крепость. Дети получили представление о блокаде, голоде и твердости духа героев войны. Итогом нашей работы стала совместная выставка детей и родителей «Города-герои». Каждый ребёнок рассказывал о своей работе про город, получивший звание героя. Рассказы детей были пронизаны трогательными чувствами: любовью, сожалением, гордостью, где отражены военные подвиги героев-защитников. Встреча, посвященная теме «Дети-войны» к Раисе Семёновне Прокопенко позволила услышать детям рассказ из первых уст, прочувствовать боль потери близких. Дети стали больше интересоваться историей, подвигами нашего народа. Они испытывают чувство гордости и уважения к старшему поколению.

10

Дошкольники стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными.

У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь нашего села, а значит и нашей Родины.

Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей, родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.

Для себя мы сделали вывод, что нужно знать и помнить историю своего народа. Есть герои, которые погибли и чьих имен мы не знаем. Есть герои, чьи имена запомнятся навсегда. Есть города-герои, которые подверглись жутким годам блокады, нападений и захвата, но которые выстояли и переломили ход войны. Город-герой - высшее звание, которого удостоены двенадцать городов и одна крепость Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Хочется верить, что любовь к Родине останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы.

Полученные результаты, отвечающие на вопросы поставленных задач:

Решены задачи по проекту военно- патриотической направленности «Города-герои»: систематизированы и обобщены знания о городах-героях, расширились представления детей об исторических событиях ВОВ; сформированы у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам и детям-войны.

- рост познавательной активности детей повысился на 35%

- анализ результатов усвоения знаний по проекту «Города-герои» показал среднее развитие у детей – 25%, выше среднего у детей – 75%

- высокий уровень социализации детей группы: дошкольники являются активными участниками конкурсов в ДОУ на тему «Патриотическое воспитание»

- повышение активности родителей в делах группы.

Проведённая нами, воспитателями подготовительной группы, работа была последовательной и позволила добиться высоких результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование долгосрочного проекта «Города-герои" в целях формирования патриотических чувств у дошкольников подготовительной группы является действенным и эффективным.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта квест – игры детей и родителей по патриотическому воспитанию на тему «Родина моя Россия!»

11

Рекомендации для внедрения успешного опыта.

Таким образом, мы воспитатели подготовительной группы, хотели, чтобы наша проектная работа и продукт нашей деятельности - совместная выставка детей и родителей «Города-герои» послужили опытом для других педагогов по воспитанию патриотических чувств у дошкольников. Думаем, нашим коллегам тоже будут интересны данные мероприятия, тематические выставки и положительный эмоциональный настрой всех участников проекта, который предоставлен на фото материалах.

V. Список литературы:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от от 29.12.2012г

2.Указ президента РФ от 07 мая 2018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах РФ на период до 2024года»

3. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с подвигами героев ВОВ : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : Сфера, 1999.

4. Города России: Энциклопедия / под ред.Лаппо. - М.:Большая Российская энциклопедия, 2003г.

5. Дмитриев Ю. Города-герои / Ю. Дмитриев. – М.: Малыш, 1970. 5.Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание: для педагогов / В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:

6. Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда / С. Алексеев. – М.: Дрофа, 2003.
7. Внуков Н. Москва за нами – Л.: Дет. лит., 1985. 
8. Дмитриев Ю. Города-герои – М.: Малыш, 1970.

12