* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} h4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h5 {font-family: 'XO Thames'; font-weight: bold;} .toc 2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 2 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 4 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 6 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 6 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 7 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 7 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Endnote {font-family: 'XO Thames';} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Обычный (веб) Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .toc 3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 3 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Заголовок 5 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Гиперссылка1 {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Footnote {font-family: 'XO Thames';} .toc 1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Оглавление 1 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Header and Footer {font-family: 'XO Thames'; font-size: 10pt;} .toc 9 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 9 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 8 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 8 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Оглавление 5 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Subtitle {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-style: italic;} .Title {font-family: 'XO Thames'; font-size: 20pt; font-weight: bold; text-transform: uppercase;} .Название Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 20pt; font-weight: bold; text-transform: uppercase;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-bottom: 10pt;}

Проект «Жизнь прекрасна, когда безопасна»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Актуальность: дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями.

В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное проведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни.

Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой.

Участники проекта: воспитанники МАДОУ №304, педагогические работники, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: с 01.09.2023 по 31.02.2024.

Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.

Задачи:

Обучающие:

- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;

- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице, с незнакомыми людьми;

- познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.

Развивающие:

- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации

- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений

- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.

- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему.

- Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять интерес к ней.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Формы организации работа I этапа.

- составление плана мероприятий проекта «Жизнь прекрасна, когда безопасна»

- подбор методической и художественной литературы;

- изготовление пособий;

- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;

- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2 этап – практический.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Приемы и методы организации.

Методы, используемые для реализации проекта:

словесный - устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия, сказка;

наглядный - показ видео и мультимедийных материалов, иллюстрации, наблюдение;

практический - действия воспитателя, моделирование разнообразных ситуаций;

объяснительно - иллюстративный-дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный- дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый-участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский-самостоятельная работа детей;

продуктивная деятельность-рисунки, лепка, аппликация, коллективная работа.

Формы организации работа 2 этапа для детей младших – средних групп

1. Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, коррекционная работа, организация двигательного режима)

- Рассматривание плакатов: «Азбука безопасности на дороге» «Пожарная безопасность».

- Настольная игра: «Город, в котором мы живем», «Знаки дорожного движения», «Огнеопасные предметы»

- Дидактические игры: «Опасно-безопасно», «Дорожные знаки», «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «Что где растет», «С чем нельзя в лес ходить?», «Подскажи словечко», «Я знаю пять растений», «Береги, живое», «Внимание! Дорога!», «Как избежать неприятностей».

- Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Веселый пешеход», «Пожарные на учениях», «Самолеты», «Цыплята и наседка», «Мышеловка»

- Сюжетно ролевые игры «Мы – шоферы», «Мы – пожарные», «Скорая помощь».

- Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения, загадки о пожаре.

- Беседы: «Правила поведения на дороге» «Спички - не игрушка, огонь не забава», «Один дома», «Я и моё здоровье».

- Наблюдения: «За работой водителя», «За машиной пожарных и беседа с командиром отделения», Экскурсии по детскому саду.

- Творческая деятельность: Аппликация «Пожарная машина», рисование «Пожарные мчатся на помощь» Конструирование «Улицы нашего города».

- Выставки в книжном уголке.

- Совместная деятельность: драматизация сказки «Кошкин дом» «Лесное путешествие», «Азбука безопасности».

- Участие в акциях «Внимание! Дети!», «Безопасный пассажир», «Пешеход! Засветись в темноте!», «Безопасность детей на дорогах».

2. Работа с родителями

- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».

- Памятка для родителей: «Обучение детей наблюдательности на улице».

- Памятка для родителей по правилам дорожного движении.

- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

- Консультация: «Безопасность ребенка на улице».

- Консультация: «Безопасность на транспорте».

- Консультация медсестры по оказанию первой медицинской помощи при ожогах.

- Консультация «Безопасное лето».

- Консультация «Безопасные путешествия и отдых летом»

- Консультация «Ребенок на дороге»

- Папки- передвижки: «01 – телефон пожарной охраны», «Лекарственные растения», «Безопасность на улице» «Предлагаем почитать. Стихи для детей о пожаре».

- Организация выставки рисунков «Безопасность глазами детей».

- Информационный стенд «Безопасность ребенка дома», «Берегите детей! Не оставляйте открытыми окна!»

3. Создание условий для всестороннего развития детей (санитарно-гигиенические, познавательного развития, изобразительного творчества.)

Примерные темы и формы работы над проектом (по возрастным группам)

Группа

Тема, форма работы

Содержание

Младшая

Знакомство с улицей – прогулка, беседа, изодеятельность.

Уточнение понятий «дорога», «тротуар», о грузовых и легковых автомобилях; об элементарных правилах поведения на улице; знакомство с пешеходным переходом, светофором; рисование полосок пешеходного перехода, светофора.

Осторожно с огнем – рассказ, игры – ситуации.

Формирование элементарных знаний об опасности шалостей с огнем, об опасностях пожара.

Безопасное поведение в природе – прогулка, игры, рассказ, игры – имитации.

Обогащать представления детей о природном многообразии, обращать внимание на опасности ядовитых растений, грибов, опасности связанные с погодными условиями (ливень, град, жара, мороз, сосульки, гололед), с насекомыми; закреплять знание домашних животных и правил безопасного общения с ними.

Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации.

Формировать представление об опасности влезания на высокие предметы, спрыгивания с них; о запрете брать в рот несъедобные предметы, в том числе лекарства без взрослых; о запрете на общение с незнакомыми людьми.

Средняя

Путешествие по улице – прогулка, подвижные, сюжетные игры, чтение художественной литературы.

Дополнять информацию об улице новыми сведениями; знакомить с основными дорожными знаками, с видами светофоров, с правилами поведения в транспорте; закреплять знания о видах транспорта, в том числе о жд транспорте и безопасности на нем.

Огонь добрый и злой – беседы, рассматривание картинок, иллюстраций, игры – ситуации.

Чтение стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» - знакомить с явлением пожар, его причинами; познакомить с опасностью электроприборов.

Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации.

Формирование понимания опасности открытых окон, высоты; недопустимости купания в водоемах без взрослых; об опасности лекарств; обогащать представления детей о заботе о здоровье – правильное питание, витамины; закреплять понимание опасности открывания двери в квартиру незнакомым людям.

Безопасное поведение в природе – беседа, прогулка, с.р.игры, игры – ситуации, дидактические игры.

Дать понятие о том, что нельзя собирать грибы без взрослых, среди грибов много ядовитых; опасность солнечного удара, обморожения; недопустимость сосания сосулек; познакомить с природным явлением метель и его опасностью; опасность контакта с бродячими животными.

Старшая

Правила дорожные учат осторожности.

Закреплять представления о правилах дорожного движения, о правилах поведения вблизи жд путей, при их переходе; продолжать знакомить с дорожными знаками, правилами поведения на остановке общественного транспорта, воспитывать культуру поведения в транспорте.

Службы «01» и «03» - всегда на страже – беседы, с.р.игры, рисование на тему, изготовление поделок.

Систематизация знаний о деятельности пожарной охраны, о службе скорой помощи, о том, когда они действуют вместе; закрепление представлений об источниках огня, об их потенциальной опасности и безопасном поведении в близ и открытого огня.

Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации, дидактические игры, с.р.игры.

Закреплять понимание опасности нахождения ребенка одного на улице, в общественных местах, дома – разъяснение опасных ситуаций, описание их; разъяснение опасности вирусных заболеваний, объяснение, почему больной человек не должен посещать общественные места, общаться со здоровыми людьми.

Безопасное поведение в природе – беседа, прогулка, с.р.игры, игры – ситуации, дидактические игры.

Формировать устойчивое понимание опасности купания в водоемах и бассейнах без взрослых, шалостей на воде; об опасности льда на водоемах; учить безопасно передвигаться по городу во время гололеда, в близи зданий с сосульками; разъяснять опасность употребления в пищу диких ягод, грибов; учить действиями в случае укуса насекомых или животных.

Подготовительнвя

Знай и выполняй правила поведения на улице – прогулка, беседа, рассматривание плакатов, картинок, просмотр презентаций.

Формирование представления о взаимосвязи всех участников дорожного движения на улице; продолжать изучать дорожные знаки и ПДД; знакомство с правилами поведения на жд вокзале, вблизи жд путей во время ожидания транспорта; разъяснение сути работы сотрудников ГИБДД; организация викторин, конкурсов по теме.

Если возник пожар – беседа, игры – имитации, разбор ситуаций.

Закрепить знание об источниках возникновения пожара в природе, дома; о главном правиле для детей – срочно покинуть территорию с огнем; рассматривание картинок, плакатов; изготовление плакатов, выставка рисунков.

Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации, дидактические игры, с.р.игры.

Формировать представление о незнакомых ребенку предметах, найденных на прогулке как о потенциально опасных; закреплять знания о правилах безопасного поведения дома ребенка одного – недопустимость высовывания из окон, открывания двери чужим людям, недопустимость пользования газом самостоятельно.

Безопасное поведение в природе – беседа, прогулка, с.р.игры, игры – ситуации, дидактические игры, рисование, создание коллективных плакатов

Закреплении представления о правильном поведении в природе: об ограничении общения с бродячими и дикими животными; правила поведение во время грозы, метели и мороза, правила нахождения на улице в жаркую погоду; о правилах поведения в лесу, об уборке мусора после отдыха на природе.

3 этап – обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей и фотоматериалы по проведению тематической недели;

- оформление альбомов в группах «Жизнь прекрасна, когда безопасна»;

- пополнение банка наглядной информации для родителей.

Предполагаемые результаты:

- дети узнают много интересного об опасностях окружающего мира;

- дети смогут объяснить и дать оценку в правилах дорожного движения;

- дети будут уверенно называть причины пожара;

- у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

- дети будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

- к проекту будут привлечены родители, что позволит наладить взаимоотношения между детьми и родителями в плане семейного образования и воспитания.

В ходе реализации проекта «Жизнь прекрасна, когда безопасна» предполагаемые результаты будут достигнуты:

обогатится опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;

будет собран богатый материал о безопасности, обобщен опыт работы по данному проекту;

пополнится словарный запас детей;

у детей будет сформировано стремление к познанию объектов окружающего мира, научатся делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

дети смогут отличать и называть правила безопасного поведения в доме, на улице и в природе.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (Раздел. Ребёнок на улице). – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у школьников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

3. Данилова Т.И. Программа «Светофор».Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб.,«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера,2005

5. Коломеец Н.В., Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Волгоград 2013

6. Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

7. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007

8. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011