Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22 Невского района

Санкт-Петербург

Познавательно-творческий проект

«КЛЮЧ»

Культура Личности Юного Человека

Автор проекта:

Галкина Екатерина Александровна – музыкальный руководитель

Паспорт проекта  «КЛЮЧ»

Образовательная область:  художественно-эстетическое развитие

Вид проекта:  познавательно-творческий

По составу участников: групповой

Участники проекта:  воспитанники ДОУ, педагогические работники ДОУ (музыкальные руководители, воспитатели)

По возрасту: разновозрастной (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы, разновозрастные смешанные группы)

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта обусловлена целью современного образования, в котором музыкальному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворение его индивидуальных потребностей, развитие творческого потенциала с одной стороны и недостаточная просвещенность в области классической музыки с другой стороны. Научить воспитанников непоредственно воспринимать классическую музыку, как нечто неотъемлемое (родное), что присутствует вокруг него и рядом с ним каждый день его жизни.

Другой актуальной проблемой становиться увеличение детей с гиперактивностью, детей склонных к перевозбудимости и переутомлению.

Поэтому проект будет являться источником музыкально-терапевтических технологий: как при восприятии классической музыки в режимных моментах, так и в совместно с другими видами деятельности (Музыка и ИЗО – «Рисуем музыку»)

Цель проекта:  развитие гармонично-развитой личности, путем погружения ребенка в восприятие классической музыки.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта:

Обогощение слушательского опыта, развитие «наслушанности», через количество прослушанных классических произведений;

• Развитие умения воспринимать классическую музыку;

• Снятие напряжения, усталости, переутомления;

•  Создание положительного эмоционального состояния;

•  Развивать музыкальные способности, эстетический вкус,  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;

•Воспитание культурной личности, посредством накопления впечатлений,

через восприятие классики (мировых шедевров

•  Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах;

•  Формировать единый детско-взрослый коллектив.

Материалы и оборудование:  компьютер, флешка с записью классической музыки, колонка, музыкальный центр.

Основные формы реализации проекта:

•  режимные моменты: принятие пищи, сон час, режимные музыкально-релаксационные минутки, на усмотрение воспитателя;

•   слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

•   работа с познавательной литературой;

•   продуктивная деятельность (изобразительная деятельность);

•   интегрированные занятия;

•   встречи с учениками музыкальной школы.

Этапы реализации проекта

1 этап - Организационный:

1.  Обсуждение целей и задач проекта.

2.  Распределение материала на блоки, составление плана работы.

2 этап - Практический:

1.   Планирование работы воспитателей с детьми.

2.   Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

3.   Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка.

этап

Заключительный

:

1.Организация тематических выставок, мини-презентаций.

2.Анализ /Мониторинг проектной деятельности: анализ работы с детьми, анализ работы с воспитателями.

3.Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

4.Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду».

План работы по реализации проект

«КЛЮЧ»

Период

    Дуятельность с детьми

Деятельность с педагогами

Ответственные

сентябрь

Введение музыкальных минуток (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, во время приема пищи, перед сном; пробуждение под музыку).

Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов по классической музыке.

воспитатели групп

музыкальный руководитель

Октябрь

Первое знакомство с музыкальными инструментами.

Знакомство с циклом  П.И. Чайковского «Времена года» "Осень"

Знакомство с циклом А. Вивальди "Времена года" «Осень».

Выставка детских работ «Я рисую музыку».

воспитатели групп

музыкальный руководитель

Ноябрь

Знакомство детей с «музыкальными картинами»: «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский, «Три чуда» Н.А.Римский-Корсаков, «Пер Гюнт» Э.Григ Иллюстрирование музыкального материала («Я рисую музыку»).

Авторские разработки педагогов ДОУ для занятий с детьми по классической музыке- презентации.

музыкальный руководитель

воспитатели групп

Декабрь

Слушание «сказочной музыки». Рассматривание иллюстраций книг с волшебными сюжетами, рисование, лепка, аппликация сказочных героев.

Консультация «Звуки симфонического оркестра».

музыкальный руководитель

воспитатели групп

Январь

Февраль

Беседа с детьми об изобразительности музыки.

Знакомство с балетом  П.И. Чайковского «Щелкунчик»

-Познакомить с «Детским альбомом» П. И. Чайковского, с историей его создания. Слушание отдельных пьес.

Пополнение видеотеки: видеосюжеты фрагмента балета «Щелкунчик», м/ф для просмотра в группе «Щелкунчик».

Воспитатели групп

музыкальный

руководитель

 

Март

Рисуем (лепим, конструируем…о, что слышим.

Консультация «Проектирование интегрированных занятий, включающих художественное  восприятие музыки».

воспитатели

групп

музыкальный

руководитель

Апрель

Знакомство детей с музыкальными

произведениями из цикла

«Природа и музыка» «Весна в музыке»).

( Ф.Мендельсон «Весенняя песня», Э. Григ «Утро»,

Г. Свиридов «Дождик»). 

Консультация «Читаем и слушаем музыку».

музыкальный

руководитель

воспитатели групп

Май

Знакомство с музыкой Н.А.Римского-Корсакова, как отражение в музыке творчества А.С.Пушкина.

Выставка работ «Музыка и сказка»;

Музыкальная викторина «Угадай-ка!» по произведениям Н.А.Римского-Корсакова.

музыкальный

руководитель

Июнь

Июль

Август

Использование классической музыки в досуговой деятельности детей.

Выставка: «Сказочные образы в музыке».

Музыкальный

руководитель

Список музыкальных произведений,

рекомендованных к прослушиванию в режимные моменты и свободной игре

Перспективное планирование

Месяц

Группа

Музыкальный материал

Режимный момент

Дополнения и предложения к списку музыкальных произведений

Сентябрь-май

Для всех групп

*Музыка природы, *Релаксационная музыка для сна

Тихий час

сентябрь

младшая

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Приём пищи

Доктор сон «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

Иоганн Пахельбель Канон ре мажор

ИЗО

средняя

В.А. Моцарт «Концерт №23 для ф-но с орк.» Ля мажор (1 часть)

Приём пищи

Доктор сон «Море», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

А.Лядов «Музыкальная шкатулка»

ИЗО

старшая

В.А.Моцарт «Концерт .№17 для ф-но с орк» Соль мажор

Приём пищи

Доктор сон «Дождь», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

П.И.Чайковский «Времена гола»

ИЗО

подготовительная

В.А.Моцарт «Концерт .№17 для ф-но с орк» Соль мажор

Приём пищи

Доктор сон «Колыбельная ночи», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

П.И.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года»

ИЗО

октябрь

младшая

Г.Ф.Гендель Концерт для лютни и арфы си бемоль мажор

Приём пищи

Доктор сон «Лес», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов»)

ИЗО

средняя

В.А.Моцарт «Соната для скрипки и ф-но ми минор» (2 часть)

Приём пищи

Доктор сон «Млечный путь», «Море»

Тихий час

П.И.Чайковский «Времена года» («Октябрь. Осенняя песня»)

ИЗО

старшая

В.А. Моцарт «Концерт №23 для ф-но с оркAdagio (2 часть)

Приём пищи

Доктор сон «Море», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

Ф.Шопен Ноктюрн №2 (Es dur) op/9

ИЗО

подготовительная

В.А.Моцарт «Менуэт» (525)

Приём пищи

Доктор сон «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда»

ИЗО

ноябрь

младшая

П.И.Чайковский Сюита №4 Моцартиана Менуэт

Приём пищи

Доктор сон «Дождь», «Млечный путь»

Тихий час

П.И.Чайковский «Времена года» (Ноябрь. На тройке»)

ИЗО

средняя

В.А.Моцарт «Менуэт» (525)

Приём пищи

Доктор сон «Лес», «Море»

Тихий час

Э.Григ «В пещере горного короля»

ИЗО

старшая

А. Понкьели

Танец часов из оперы «Джоконда»

Приём пищи

Доктор сон «Дождь», «Лес»

Тихий час

Э.Григ «В пещере горного короля»

ИЗО

подготовительная

П.И.Чайковский «Золушка»

Приём пищи

Доктор сон «Море», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» («Избушка на курьих ножках»)

ИЗО

декабрь

младшая

Э.Григ «Утро»

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

А. Понкьели

Танец часов из оперы «Джоконда»

ИЗО

средняя

П.И.Чайковский Сюита №4 Моцартиана Менуэт

Приём пищи

Доктор сон «Дождь», «Млечный путь»

Тихий час

Ф.Шуман «Весёлый крестьянин»

ИЗО

старшая

Г.Ф.Гендель Сарабанда и токката

Приём пищи

Доктор сон «Лес», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

В.Гаврилин Тарантелла, Балет «Анюта»

ИЗО

подготовительная

Ф.Шопен «Ноктюрн №1» си бемоль минор op.9 №1

Приём пищи

Людвиг Минкус Балет «Баядерка» Andante sostenuto (акт 1, №5)

Тихий час

Р.Шуман «Дед Мороз»

ИЗО

январь

младшая

В.А.Моцарт Рондо allegro, струнный квартет

фа мажор

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»

ИЗО

средняя

А. Понкьели

Танец часов из оперы «Джоконда»

Приём пищи

В.А.Моцарт «Фантазия ре минор»

Тихий час

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»

ИЗО

старшая

П.И.Чайковский Сюита №4 Моцартиана Менуэт

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Колыбельная»

Тихий час

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»

ИЗО

подготовительная

В.А.Моцарт Рондо allegro, струнный квартет

фа мажор

Приём пищи

Доктор сон «Лес», «Колыбельная»

Тихий час

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»

ИЗО

февраль

младшая

С.С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»

Приём пищи

Людвиг Минкус Балет «Баядерка» Andante sostenuto (акт 1, №5)

Тихий час

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» («Танец Феи Дражже»)

ИЗО

средняя

В.А.Моцарт Рондо allegro, струнный квартет

фа мажор

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Лес»

Тихий час

С.С.Прокофьев Балет «Золушка» («Вальс и полночь»)

ИЗО

старшая

Ф.Шопен «Ноктюрн №1» си бемоль минор op.9 №1

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Колыбельная»

Тихий час

С.С.Прокофьев Балет «Золушка» («Вальс и полночь»)

ИЗО

подготовительная

П.И.Чайковский Сюита №4 Моцартиана Менуэт

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

С.С.Прокофьев Балет «Золушка» («Вальс и полночь»)

ИЗО

март

младшая

Иоганн Пахельбель Канон ре мажор

Приём пищи

Доктор сон «Коыбельная», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

ИЗО

средняя

Ф.Шопен «Ноктюрн №1» си бемоль минор op.9 №1

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Лес»

Тихий час

Иоганн Пахельбель Канон ре мажор

ИЗО

старшая

Г.Ф.Гендель Большой концерт ре мажор op/3

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Колыбельная»

Тихий час

П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей»

ИЗО

подготовительная

В.А.Моцарт Рондо allegro, струнный квартет

фа мажор

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Лес»

Тихий час

К.Сен-Санс «Лебедь» («Карнавал животных»)

ИЗО

апрель

младшая

Г.Ф.Гендель Концерт для арфы с оркестром

Приём пищи

Доктор сон «Часы», «Колыбельная»

Тихий час

П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель. Подснежник»)

ИЗО

средняя

Г.Ф.Гендель Концерт для арфы с оркестром

Приём пищи

Доктор сон «Лес», «Музыкальная шкатулка»

Тихий час

К.Сен-Санс «Лебедь» («Карнавал животных»), Э.Григ «Утро», Г.Свиридов «Дождик»

ИЗО

старшая

Иоганн Пахельбель Канон ре мажор

Приём пищи

Доктор сон «Млечный путь», «Лес»

Тихий час

Ф.Мендельсон «Весенняя песня», Г.Свиридов «Дождик», Э.Григ «Утро»

ИЗО

подготовительная

Д.Скарлатти «Соната №22 до минор» Allegro

Приём пищи

К.Сен-Санс «Лебедь» («Карнавал животных»)

Тихий час

Ф.Лист «Liebestraum» («Грёзы любви»)

ИЗО

май

младшая

Приём пищи

Доктор сон «Колыбельная ночи», «Колыбельная»

Тихий час

Э.Григ «Утро»

ИЗО

средняя

Приём пищи

Доктор сон «Лес», «Дождь»

Тихий час

Э.Григ «Утро»

ИЗО

старшая

Иоганн Пахельбель Канон ре мажор

Приём пищи

Докттор сон «Море», «Лес»

Тихий час

Г.Ф.Гендель Большой концерт ре мажор op/3.

Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда», «Полет шмеля», «Шахерезада», «Океаноре синее»

ИЗО

подготовительная

А. Лядов «Музыкальная шкатулка»

Приём пищи

Доктор сон «Млечный путь», «Часы»

Тихий час

Н.А.Римский –Корсаков «Полёт шмеля», «Три чуда», «Шахерезада»; Иоганн Пахельбель Канон ре мажор

ИЗО

3 этап: Заключительный:

Организация тематических выставок, мини-презентаций.

Мониторинг проектной деятельности: анализ работы с детьми, анализ работы с воспитателями.

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду».

Ожидаемый  результат проектной деятельности:

Дети:

•    С удовольствием, увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

•   Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции.

•   Находить яркие тембровые краски и оркеструют  музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

•  Определяют характер музыки,  передают словами возникший образ от прослушанного произведения; отражают свои впечатления в рисунке.

Коммуникативные навыки:

• Получение удовольствия от совместной деятельности со взрослым

• Преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки.

Воспитатели:

• Активный и заинтересованный участник педагогического процесса.

• Повышение общей и музыкальной культуры.

• Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию  классической музыки детей.

Анализ восприятия детьми классической музыки в режимных моментах и

совместной деятельности

Первичное (первая неделя восприятия музыки)

Название произведения

Период (когда и сколько продолжаются особенности в поведении при восприятии музыки)

Восприятие музыки в режимных моментах

Наблюдение воспитателя

Особенности и предложения

Возбужденно

Без эмоционального отклика (безразлично)

С интересом

 

Название произведения: ……….

Восприятие музыки в режимных моментах

Наблюдение воспитателя

Особенности и предложения

Возбужденно

Без эмоционального отклика (безразлично)

С интересом

Название произведения: ……….

Восприятие музыки в режимных моментах

Наблюдение воспитателя

Особенности и предложения

Возбужденно

Без эмоционального отклика (безразлично)

С интересом

Когда детям особенно нравится воспринимать классическую музыку

Начальный период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Середина учебного года (декабрь, январь, февраль)

Окончание года (март, апрель, май)

Утро

Завтрак

Во время интегрированных занятий (ИЗО, Лепка)

Музыкальные-минутки, релаксация

Обед

Сон час

Полдник

Вечернее время

Наблюдение за детьми с повышенной активностью, агрессией, перевозбудимостью

Влияние классической музыки на эмоциональное состояние ребенка

Положительное

Отрицательное

Особые наблюдения

Какая музыка успокаивает (названия произведений)

Рисуем музыку

Техника

Отметить наиболее любимые детьми

Сюжеты

Отметить наиболее любимые детьми

Перечислите, пожалуйста, ааиболее понравившиеся произведения.

Рекомендованные для практики «дуэты» в деятельности

Краски

Абстракция

Например: Н.А.Римсикий-Корсаков «Три чуда» и рисование героев карандашами (старшая группа)

П.И.Чайковский «Времена года» («Октябрь») – рисование природы красками

Карандаши, мелки

Неклассичесикие техники рисования (пальцы, палочки, ватные диски)

Сказочные герои

Лепка

Природа

Аппликация

Трафареты, раскраски

Финальное (последний месяц восприятия музыки)

Название произведения

Период (когда и сколько продолжаются особенности в поведении при восприятии музыки)

Восприятие музыки в режимных моментах

Наблюдение воспитателя

Особенности и предложения

Возбужденно

Без эмоционального отклика (безразлично)

С интересом

Перечислите любимые произведения для восприятия

Свои предложения (предложение музыкальных произведений, совместной деятельности…)

Трудности

Актуальность, положительные стороны проекта

Продукт проекта (Рисунки, выставки, театрализация…)