Проект

«Лаборатория живой природы»

Информационная карта проекта.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Направление: познавательно-исследовательское.

Целевая аудитория: дети пяти-шести лет (некоторые мероприятия рассчитаны на все возрастные группы)

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Предмет исследования: природное окружение; экология.

Актуальность. У людей, живущих в современном мире, множество проблем. Но одной из самых острых является проблема сохранения окружающей среды. В таких условиях важно найти оптимальные пути воспитания у детей любви к природе, бережного отношения к ней; научить позитивно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным и экологически грамотным отношением к ней; научить прогнозировать негативное воздействие деятельности человека на окружающую среду и рационально использовать богатства земли.

Новизна. Организация в СП «Калейдоскоп» «Уголка леса» с целью систематизации знаний о природе родного края; организация «Мини - лаборатории» в группе; организация мини - огорода на территории детского сада.

Миссия: Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы сохранения окружающей среды и рационального использования земных богатств, воспитания у детей экологически грамотного поведения в природе.

Цель проекта: обобщение и систематизация знаний детей о живой и неживой природе, ее пользе для человека; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Образовательные задачи: развитие мышления, воображения детей, их познавательного интереса, умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы, формулировать и обосновывать свою точку зрения.

Воспитательные задачи: формирование навыков работы в команде, бережного отношения к природе.

Охватываемые образовательные области:

Познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений (использование природного счетного материала); - предметное окружение, расширение кругозора, экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность (проведение экспериментов, опытов); - развитие конструктивных умений и навыков (конструирование из природного материала) Речевое развитие - развитие речи (составление рассказов по результатам наблюдений в природе, сочинение сказок); - ознакомление с художественной литературой (чтение литературных произведений о природе); Социально-коммуникативное развитие - игровая деятельность, театрализация (экологические сюжеты) Художественно-эстетическое развитие – рисование, аппликация, лепка; музыка Физическое развитие (тематические занятия)

Формы реализации проекта:

Образовательно-познавательная деятельность

.

Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала

.

Наблюдения в природе, за трудом взрослых

.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

.

Художественно-творческая деятельность

.

Экспериментирование

.

Организация в детском саду «Уголка леса»

.

Организация на территории детского сада огорода

.

Трудовая деятельность в «Уголке природы», на участке и на огороде

.

Оформление стендов

.

Организация выставок

.

Выпуск «Экологической газеты»

.

Проведение викторин и мастер-классов

.

Работа с родителями

.

Формы работы с родителями:

Совместные тематические досуги

.

Совместная трудовая деятельность

.

Оформление стендов

.

Выпуск «Экологической газеты»

.

Совместная продуктивная деятельность

.

Ресурсы проекта:

Николаева С. Н. Экологическое воспитание в детском саду

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003

Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006

Бондаренко Т. Н. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2004

Рыжова Н. А. Наш дом – природа. – М., 2002

Общий огород, цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада

.

Природное окружение для организации наблюдений: аквариум, комнатные растения, о

город на окне. «Мини-лаборатория

» для проведения исследовательской деятельности

.

Аудиозаписи

: «Звуки природы», «Голоса животных», произведения писателей, композиторов и художников о природе.

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей бережное эмоционально-доброжелательное отношение к миру живой и неживой природы; ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью

.

Сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности; навыки ухаживания за объектами живой природы.

Предполагаемые риски:

1.Воспитатели могут не одобрить долгосрочный проект, т.к. он предполагает дополнительную нагрузку в течение этого времени.

2. Родители, в силу своей занятости, могут недостаточно активно участвовать в запланированных мероприятиях.

Перспективы распространения результатов проекта.

Уровень детского сада:

Внедрение в практику новых технологий

Обмен полученным опытом внутри сада (консультации, мастер-классы, выставки)

Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

Уровень образовательного комплекса:

Обмен полученным опытом внутри комплекса (консультации, мастер-классы, выставки)

Преемственность между образовательными ступенями.

Всероссийский уровень:

1. Опубликование в периодических изданиях

2. Участие в конкурсах с педагогическими проектами

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Сбор и анализ литературы по теме

.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

.

П

ланирование

предстоящей деятельности

.

Обеспечение дидактического комплекса

.

Основной

Проведение мероприятий

.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью

.

Заключительный

Мини-выставка продуктов детской деятельности

.

Подведение итогов

.

Презентация проекта

.

План мероприятий по проекту «Лаборатория природы» 2022-2023 уч. год.

Месяц

Название мероприятия

Содержание мероприятия

Участники

Сентябрь

Тематическая неделя

«Мир растений»

презентация об удивительных растениях нашей планеты

просмотр мультфильма «

Чиполлино

»

отгадывание загадок

лаборант «Укропчик» рассказывает

Дети и воспитатель

Старшая группа

Совместная деятельность

«Осенние заботы»

уборка урожая

(томаты, картофель, базилик)

организация выставки

овощей с огорода

засолка помидоров и огурцов

п

олучение крахмала из собранного урожая картофеля

Дети всех групп, родители, воспитатели

«Экологический вестник» № 1 «Осень»

выпуск газеты

Семья воспитанника

Старшая группа

Октябрь

Тематическая неделя

«Золотая осень»

р

одительский день «Лекарственные растения вокруг нас»

продуктивная деятельность

оформление стенда

организация выставки поделок из природного материала

Дети, родители, воспитатель

Старшая группа

Интегрированная деятельность

«Осенний лес»

чтение литературных произведений

замена летнего «наряда» на

осенний

в «Уголке леса»

рисование и вырезывание осенних листьев, грибов, птиц

Дети и воспитатель

Старшая группа

Досуг

«Школьники дошкольникам об органах чувств человека»

презентация

знакомство с

офтальмотренажерами

фокусы

пальчиковые игры

считалочки

Школьники, дети, воспитатель

Старшая группа

Беседа

«О динозаврах»

рассказ о динозаврах

продуктивная деятельность

Дети и воспитатель

Старшая группа

Беседа

«Удивительные тыквы»

рассказ о тыкве

рассматривание декоративных тыкв

продуктивная деятельность

Дети и воспитатель

Старшая группа

Ноябрь

Досуг

«Природа в работах художников и музыкантов»

знакомство с работами известных художников, жанрами живописи

демонстрация способов изображения объектов природы

Родители, дети и воспитатели всех групп

Образовательная ситуация

«Дары осени. Как их сохранить?»

отгадывание загадок

демонстрация способов заготовки овощей и фруктов

дегустация

Дети всех групп, родители, воспитатели

«Развитие интереса к природе как средство экологического воспитания»

консультация для воспитателей

Воспитатели всех групп

Декабрь

«Экологический вестник» №2 «Зима»

выпуск газеты

Семья воспитанника старшей группы

Интегрированная деятельность

«Зимний лес»

чтение литературных произведений

замена осеннего «наряда» на

зимний

рисование и вырезывание снежинок

слушание музыкальных произведений, звуков природы

Дети и воспитатель

Старшая группа

Тематическая неделя

«Зимушка-зима»

н

аблюдения в природе

и

гры со снегом

э

кспериментальная деятельность

п

родуктивная деятельность

Дети и воспитатели всех групп

Мастер-класс «Ажурные снежинки»

вырезывание шестилучевых снежинок из бумаги

Воспитатели всех групп

Январь

«Кормушка своими руками»

Совместная деятельность

р

ассказы старших детей об использовании бросового материала для изготовления кормушек

о

знакомление малышей с природным материалом-лыком

п

одбор корма для пти

ц

демонстрация кормушки, и

зготовленной семьей одной из воспитанниц

Дети и воспитатель

Старшая группа

Мастер-класс

«Украшаем имбирные пряники»

р

ассказ о Рождественском прянике

д

емонстрация способов украшения пряников глазурью

р

екомендации по использованию натуральных ингредиентов

Дети, воспитатель , родители

Старшая группа

«Песок и глина – природные материалы»

Экспериментальная деятельность

п

ромывание песка для

игр в группе

и

гры с песком

л

епка из глины

о

пыт «Как песок и глина пропускают воду»

Дети и воспитатель

Старшая группа

«Путешествуем по миру»

Интегрированная деятельность

о

рганизация уголка «Турагентство»

р

абота с атласом «Страны мира»

с

обирание

пазлов

«Путешествуем по миру»

п

родуктивная деятельность

Дети и воспитатель

Старшая группа

Февраль

«Звезда по имени Солнце»

Творческая деятельность

о

рганизация «Музея Солнца»

п

родуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование

Дети и воспитатель

Старшая группа

«Комнатные растения в детском саду»

консультация для воспитателей

Воспитатели всех групп

«Весна идет!»

обновление «Уголка леса» (постепенная замена зимнего наряда на весенний)

Дети и воспитатели всех групп

«Путешествие на необитаемый остров»

Образовательная ситуация

п

росмотр познавательных фильмов о джунглях

и

зготовление декораций к спектаклю, афиши, эскизов

д

етская продуктивная деятельность: поделки (слоники) из фетра, ткани

р

азучивание песен и танцев

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель

Март

«Литературный калейдоскоп»

досуг

чтение рассказов

Е.Чарушина

, В.

Чаплиной

.

Организация мини-выставки «Такие забавные животные»

р

исование своего домашнего питомца

Дети и воспитатель

Старшая группа

«Птицы прилетели – весну принесли»

квест

конструирование из бумаги жаворонков

знакомство с историей возникновения праздника «Сорок сороков», разучивание

закличек

слушание звуков природы (пение

птиц)

Дети и воспитатель

Старшая группа

«Птицы прилетели – весну принесли»

стенд

продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование из бумаги)

беседа о птицах нашего края

Дети и воспитатели всех групп

«Любите Землю-матушку»

НОД

знакомство с некоторыми полезными ископаемыми

экспериментальная деятельность

Дети и воспитатель

Старшая группа

Апрель

«Весна пришла»

проращивание семян

овощей

и бархатцев

ведение календаря наблюдений за развитием ростков овощей

проращивание головок лука в воде и грунте

Дети и воспитатель

Старшая группа

«Весна в городе»

экскурсия по территории д/с

наблюдение за состоянием деревьев, кустарников, газонов

рассматривание строения почек, определение цветочных и листовых почек

составление рассказа по результатам наблюдений

Дети и воспитатель Старшая группа

«О космосе»

досуг

конструирование космических летательных аппаратов (

лего

-конструктор)

рисование

планет солнечной системы

разучивание считалочки «Планеты»

п

/и «Ждут нас быстрые ракеты»

Дети и воспитатель

Старшая группа

«Традиции чаепития»

р

одительский день

Дети, воспитатель, родители

Старшая группа

Май

«Мы идем в поход!»

закрепление названий деревьев и кустарников на территории д/

с

п

одвижные игры

«

Дерево, куст, трава», «Картошка», «Садовник»

 

Дети, воспитатель

Старшая группа

«Земля – наш общий дом!»

Итоговое мероприятие

викторина «Как используют богатства Земли»

эксперименты и опыты с природными материалами

фотоотчет по проекту

(см. в Приложении)

Дети и воспитатель

Старшая группа