Проект "Маленькие дачники"

Пояснительная записка

Дошкольный возраст — ответственная и самая лучшая пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Поэтому очень важно с детства сформировать положительное отношение к труду. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь в труде ребёнок усваивает многие социальные представления.

Для формирования у детей положительного эмоционального отношения к труду и повышения уровня сформированности трудовых умений и навыков, в нашей группе был создан проект "Маленькие дачники". Каждый ребенок нарисовал и раскрасил маленький домик Дачку, а рядом посадил в горшочек семена гороха и фасоли, так как бобовые быстро прорастают, это радует ребенка, он видит результат своего труда. Теперь каждый несет ответственность за свой огородик: поливает, рыхлит, с помощью воспитателя и под его наблюдением вносит удобрения, ведет дневник наблюдения за ростом и развитием растения.

Проект способствует расширению представления ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, направлен на воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, ответственности, способности самостоятельно себя реализовать, умению делать выводы, радоваться результатам своего труда. Уникальность проекта заключается в том, что дети индивидуально участвуют в посадке и последующем уходе за растениями. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к труду через проектную деятельность

Задачи:

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей, ответственности, способности самостоятельно себя реализовать.

Развивающие: развивать у детей интерес к трудовой деятельности, познавательных, творческих способностей, поисковой деятельности. Образовательные: расширять знаний ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. 

Основная проблема: Конечная цель - вырастить бобовые –результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Ожидаемые результаты:

Для группы:

Обогащение развивающей предметно-пространственной  среды

У детей:

1.Расширение знаний ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития

2. Развитие интереса к трудовой деятельности, познавательных, творческих способностей, поисковой деятельности;

5.  Воспитание   потребности в труде, стремление к достижению результатов труда.

У родителей:

1. Совместное участие с детьми в проектной деятельности;

2. Повышение компетентности в вопросах по трудовому воспитанию

У педагогов:

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.

Возможные риски:

-отсутствие детей по болезни

- не достаточно качественные или нерослые семена

Пути их преодоления:

- удлинение сроков реализации проект

- замена семян

Тип проекта: Познавательно-практический

Участники проекта: Дети, родители, педагоги старшей группы.

Место реализации проекта: детский сад, группа "Радуга" (дети 5-6 лет)

Сроки реализации проекта: с 11 марта 2024г. по 5 апреля 2024г

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный ( с 11.03 по 15.03 ).

Проведение беседы "Все о фасоли и горохе"

Игровое упражнение "Золушка" (отдели семена гороха от фасоли)

Чтение художественной литературы: Е. Павлюк"Горошек, Фасолинка и Кукуруза",Мила Майская Фасолькины сказки, стихи про фасоль и горох, загадки.

Изготовление Домика "Дачка", таблиц-указателей с названиями растений.   

2 ЭТАП – исследовательский ( 18.03 - 03.04 ).

Изучение условий необходимых для нормального роста растений: проведение опытов и экспериментов "Что будет, если горох и фасоль положить в баночку с водой", "Посадка гороха и фасоли в сухую землю и влажную", "Проращивание фасоли в темноте и на свету", "Проращивание фасоли и гороха на улице".

Установление детьми причинно-следственных связей, фиксирование результатов опытов и экспериментов в фото.

Подготовка земли и посадка гороха и фасоли.

Наблюдение детьми за ростом растений. Результаты прорастания семян фиксировали в дневнике наблюдений. 

3 ЭТАП - заключительный (4 -5 апреля)

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки дневников наблюдений «От семени к ростку ». Оформление фотоальбома "Маленькие дачники". Обсуждение дальнейшей реализации проекта с детьми: продолжать выращивание фасоли и гороха или срезать ростки положить в кормушки птичкам.

Методы и приемы реализации проекта:

Практические: Оснащение уголка для проведения проектной деятельности: микроскоп, емкости для проведения опытов и экспериментов, горшочки с землей, семена фасоли и гороха, домики "Дачки" и дневники наблюдений на каждого ребенка.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры.

Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, личный пример взрослых, наблюдения за трудом взрослых

Принципы реализации проекта:

1. Принцип личностно – ориентированного подхода. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира.

2. Принцип тематического планирования материала.

3. Принцип наглядности.

4.Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

7. Принцип интеграции содержания побуждает детей к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Развивается в системе и комплексно по трём направлениям:

-комплексные занятия познавательного и развивающего цикла;

-совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд.

-самостоятельная деятельность дошкольников – уход за посаженным растением, ведение дневника наблюдений.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые ресурсы

Заведующий, методист, воспитатели

Информационные ресурсы

Доступ к ресурсам Интернет.

Материально-технические ресурсы

- медиотека детского сад.

- Мультимедиа проектор.

-Методическая литература: Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.

Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006

Финансовые ресурсы

- Бюджетные средства.

- Пожертвования благотворителей.