ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ЯСЛИ –САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 «МЕЧТА»
ПРОЕКТ мини-музей
«Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры»
Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Сроки реализации: долгосрочный (2021-2022гг).
Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
Авторы проекта:
Воспитатель – Гладких Н.В.
Проблема проекта.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи: «Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры». Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку возможность с детства быть приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.
Гипотеза: Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность.
Актуальность проекта.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, проект опирается на следующие ценности:
ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
ценность слова, как возможность общаться;
ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
ценность познания мира;
Цель проекта:
Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором народа Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Задачи проекта:
Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей народной культуры.
Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (
потешки
,
заклички
, пословицы, поговорки, загадки, считалки).
Целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к культурным ценностям — знакомство с народными промыслами
Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
Воспитывать у детей интерес к народному быту.
Формировать речь; обогащать словарь названиями предметов быта.
Развивать умение общаться
со
взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.
Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
В работе используются различные методы и приемы:
• чтение педагогом рассказов;
наблюдения;
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведение дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирование сказок,
чтение литературных произведений воспитателем;
чтение стихотворений детьми, воспитателем;
беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
разбор житейских ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтение литературных произведений родителями.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
Цель: разработать проект.
Изучение литературы по данной теме;
Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
Составление перспективно - тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
Составления графика посещения музея детьми;
Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
Основной этап.
Экскурсии.
Приглашение гостей.
Проведение образовательной деятельности в музее
.
.
Создание презентации мин
и-
музея.
Ожидаемый результат:
У детей:
Формирование знаний об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;
знакомство со старинными предметами домашнего обихода;
Сформированность
первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
Обогащение словарного запаса детей;
Сформированность
представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги.
Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
Закрепление знаний о традициях, народных играх, фольклорных праздниках
Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
У родителей:
Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно - творческой деятельности ДОУ
• Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
• Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Продукты проекта
1. Оформленный проект;
2. Презентация: «Национальные костюмы». « Знакомство детей с бытом и культурой русского народа»
3. Конспекты занятий;
4. Фотоотчет;
5. Альбомы: «Русские народные праздники», « Как жили люди на Руси»,
«Русские народные праздники, обряды и традиции», « Русский народный календарь (обычаи, поверья, приметы на каждый день).
6. Картотека народных игр.
7. Пополнение предметно-развивающей среды для организации игровой деятельности детей (создание новых дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр): дидактическая игра «Народные промыслы».
8. Творческие работы детей, выполненные в процессе НОД;
9. Подбор музыкального фольклорного репертуара, Диск с записью.
Тематический план работы
по приобщению детей к истокам народной культуры
старшая группа
Тематический план работы
по приобщению детей к истокам народной культуры
подготовительная группа
Аннотация.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте - мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.
Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых - способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
МАТЕРИАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА