* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Style1 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Style4 {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Style5 {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Style6 {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Style7 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Style8 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Font Style11 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .Font Style12 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Strong {font-weight: bold;}

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ЯСЛИ –САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 «МЕЧТА»

ПРОЕКТ мини-музей

«Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры»

Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Сроки реализации: долгосрочный (2021-2022гг).

Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.

Тип проекта: долгосрочный.

Авторы проекта:

Воспитатель  Гладких Н.В.

Проблема проекта.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи: «Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры». Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку возможность с детства быть приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.

Гипотеза: Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность.

Актуальность проекта.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Новизна проекта.

Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, проект опирается на следующие ценности:

ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;

ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;

ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу,  заботиться о младших, уважать старших;

ценность слова, как возможность общаться;

ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;

ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;

ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

ценность познания мира;

Цель проекта:

Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором народа Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

Задачи проекта:

Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей народной культуры.

Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.

Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (

потешки

,

заклички

, пословицы, поговорки, загадки, считалки).

Целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к культурным ценностям — знакомство с народными промыслами

Воспитывать интерес и любовь к  национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

Воспитывать у детей интерес к народному быту.

Формировать речь; обогащать словарь названиями предметов быта.

Развивать умение общаться

со

взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.

Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

В работе используются различные методы и приемы:

чтение педагогом рассказов;

наблюдения;

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведение дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;

моделирование сказок,

чтение литературных произведений воспитателем;

чтение стихотворений детьми, воспитателем;

беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

загадывание загадок;

рассматривание наглядного материала;

разбор житейских ситуаций;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтение литературных произведений родителями.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап.

Цель: разработать проект.

Изучение литературы по данной теме;

Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;

Составление перспективно - тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;

Составления графика посещения музея детьми;

Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

Основной этап.

Экскурсии.

Приглашение гостей.

Проведение образовательной деятельности в музее

.

.

Создание презентации мин

и-

музея.

Ожидаемый результат:

У детей:

Формирование знаний об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;

знакомство со старинными предметами домашнего обихода;

Сформированность

первых представлений о культуре своего народа, обычаях;

Обогащение словарного запаса детей;

Сформированность

представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги.

Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.

Закрепление знаний о традициях, народных играх, фольклорных праздниках

Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

У родителей:

Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;

Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно - творческой деятельности ДОУ

Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.

У педагогов:

Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.

Продукты проекта

1. Оформленный проект;

2. Презентация«Национальные костюмы». « Знакомство детей с бытом и культурой русского народа»

3. Конспекты занятий;

4. Фотоотчет;

5. Альбомы«Русские народные праздники», « Как жили люди на Руси»,

«Русские народные праздники, обряды и традиции», « Русский народный календарь (обычаи, поверья, приметы на каждый день).

6. Картотека народных игр.

7. Пополнение предметно-развивающей среды для организации игровой деятельности детей (создание новых дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр): дидактическая игра «Народные промыслы».

8. Творческие работы детей, выполненные в процессе НОД;

9. Подбор музыкального фольклорного репертуара, Диск с записью.

Тематический план работы

по приобщению детей к истокам народной культуры

старшая группа

месяц

тема

цель

Задачи

Планируемый результат

сентябрь

Загадочный мир избы

Познакомить детей с музеем.

Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Экскурсия в комнату быта. Беседа.

октябрь

Путешествие по избе

Знакомство с устройством избы

Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.

Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Экскурсия в комнату быта. Беседа.

Сюрпризный

момент:

(Домовенок)

ноябрь

Забавы около печи

Знакомство детей с печью.

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Экскурсия в комнату быта. Беседа.

Сюрпризный

момент:

(Домовенок)

Загадки, пословицы

декабрь

Хозяйкины

помощники

Знакомство детей со

старинной посудой и

утварью.

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству народа.

Дидактическая игра: «Собери целое».

Экскурсия в горницу

Сюрпризный момент: появление хозяйки. Загадки про посуду. Показ экспонатов.

январь

Рождество Христово – на душе светло

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату быта

Словарная работа

Пение муз. руководителя. Слушание Разучивание песенок, игр, закличек.

февраль

На бабушкином дворе

Знакомство с обитателя ми избы (не

людьми).

Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Познакомить с домашними животными живущими во дворе

Экскурсия в комнату быта.

Сюрпризный момент:

появление Котика Пушка

март

Куклы в

народном

сарафане

Знакомство детей с

русским

национальным

костюмом.

Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный русский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.

Дидактическая игра: «Укрась фартук», «Опиши

одежду

Настеньки». Экскурсия в комнату быта.

Сюрпризный момент: появление куклы Настеньки

апрель

Волшебная

прялица

Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.

Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.

Дидактическая игра:

«Кто быстрее соберет клубки в корзину»

Экскурсия в комнату быта

май

Как у наших

у ворот

Знакомство детей с музыкальным

фольклором

Познакомить детей с устным творчеством народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеет общие черты. Воспитывать толерантность.

Игры, пение хороводов

Тематический план работы

по приобщению детей к истокам народной культуры

подготовительная группа

месяц

тема

цель

Программное содержание

Методы, приемы

сентябрь

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище 

старины, объясняя

 детям назначение его составных частей.

 

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

 Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь

 

Экскурсия в комнату быта.

 Рассказ

Словарная работа.

 Беседа.

 Фольклор (потешки, колыбельные. песни)

октябрь

Посиделки на Покров

Знакомство с праздником «Покрова»

Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату быта

Словарная работа:.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»

ноябрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с музейными экспонатами.

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь,  Употреблять в  разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

 Воспитывать интерес к народному быту.

Экскурсия в комнату быта

Объяснение.

  Беседа.

 Рассмотрение экспонатов.

 Рассказ воспитателя.

 Словарная работа.

 Фольклор.

 Игра:

 «Кто быстрее принесет воду на коромысле».

  

декабрь

Любят в праздники рядиться наши девицы

Закрепление знаний о народном костюме.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату быта.

Беседа Заучивание пословиц, поговорок

январь

Как ходила коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату быта

Словарная работа. Пение муз. руководителя. Слушание записей

Разучивание зимних песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

февраль

Народная культура и традиции

Знакомство с русскими народными старинными играми

Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия в комнату быта. Беседа

Народные игры зимой.

Игры-забавы с домовенком

март

Как рубашка в поле выросла

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату быта.

Чтение сказки Словарная работа.

Беседа.

 Пословицы о труде.

 Обобщение

апрель

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

Закрепить представления детей  о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)

Экскурсия в комнату быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.

Практическое занятия – разукрашивание народной игрушки

май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Обогащение

 

 

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

 

Экскурсия в комнату быта

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

 Рассказ 

 Вопросы:  

 Словарная работа.

июль

Игры на территории подворья «Троица»

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки»

август

Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на скотный двор.

Разучивание песен, хороводов, игр.

Аннотация.

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.

В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой  задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте - мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.

Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых - способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.

Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

МАТЕРИАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА