Проект ?Мой дом, моя семья? младшая группа (3-4 года) Пояснительная записка Первый этап – выбор темы. После чтения рассказа Д.Грабе ?Мама? провели небольшую беседу. Задавали вопросы: — Скажите, кто в семье больше всех заботится о детях? Какая мама? Почему мы живем вместе с семьей? Почему есть и мама и папа? Почему есть брат и сестра? Кто такие дедушка и бабушка? Почему 2 бабушки и 2 дедушки? После беседы поняли, что следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи – сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Обратили внимание, что дети мало знают о своей семье. Это и определило тему нашего проекта ?Мой дом, моя семья? Целепологание: Самое ценное в нашей жизни – дети. Сегодня особое внимание уделяется воспитанию детей в семье: воспитание любви к детям, к маме, к папе, другим членам семьи. Дети должны заботиться о взрослых также, как взрослые заботятся о них. Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начинать с дедушек и бабушек.) Привлекать детей к посильному участию к подготовке различных праздников. Задачи: Дать детям элементарные знания о семье. Продолжать формировать представления о взаимоотношениях между детьми и родителями, других членов семьи. Расширять представления детей о семье. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Второй этап:?разработка проекта. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Подобрать методическую и художественную литературу. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Составить перспективный план. Привлечь активное участие родителей. Третий этап:?выполнение проекта. Перспективный план. Работа с родителями. (Прилагается) Четвертый этап:?презентация проекта. Выставка альбомов ?Моя семья? Проект выполняется с детьми 2 младшей группы (3-4года) при участии родителей. Проект краткосрочный ( 2 месяца). Работа с родителями: Февраль: Составление словариков имен членов семьи. Рисование с детьми рисунков ?Моя семья? Март: Гениалогическое древо. Выставка семейных альбомов ?Моя семья? Стихотворения о семье: Семья Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Любили тебя без особых причин Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук, За то, что ты — сын, За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей Дома На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное- Домой так и тянет меня. Агния Барто *** В семейном кругу В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле *** Мы с мамой делали котлеты А за окошком дождик шел. Мы с мамой думали при этом. Как вместе быть нам хорошо. *** Не терпит мой папа безделья и скуки, У папы умелые, сильные руки. А если кому- нибудь надо помочь, *** Ладушки-ладушки. Где были? У бабушки. А у бабушки ладони добрые — предобрые, Ведь работали ладони долгими голами. Пахнут добрые ладони щами, пирогами. По кудрям меня погладят добрые ладони, И с моей печалью сладят теплые ладони. Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. *** У меня есть дедушка, как зима седой. У меня есть дедушка с белой бородой. Мне на все мой дедушка может дать ответ. И не стар мой дедушка, хоть ему 100 лет. Пословицы и поговорки о семье: В недружной семье добра не бывает. Семья — опора счастья. В хорошей семье хорошие дети растут. При солнышке тепло, при матери добро. Нет такого дружка, как родная матушка. На что и клад, коли в семье лад. Братская любовь лучше каменных стен. Птица рада весне, а младенец матери. Изба детьми весела. Вся семья вместе, так и душа на месте. Материнская ласка конца не знает. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. У милого дитяти много имен. Бабушке – один только дедушка не внук. Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка В семье, где нет согласия, добра не бывает. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. В хорошей семье хорошие дети растут. Загадки про семью: Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша … (Мама) Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, … (Папа) Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, Мамочка и я, Но все вместе мы — … (Семья) Он — мужчина, и он сед, Папе — папа, мне он — …(Дед) Пусть не хожу я в детский сад, Я дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад, Моя родная …(Бабушка) Ты сильный и смелый, И самый большой, Ругаешь — по делу, И хвалишь — с душой! Ты друг самый лучший, Всегда защитишь, Где надо — научишь, За шалость простишь. Я рядом шагаю, За руку держусь! Тебе подражаю, Тобою горжусь. Ответ: Папа Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? Ответ: дорогая мама Конспект интегрированного занятия ?Моя дружная семья? для детей второй младшей группы Программное содержание: Формирование у детей представления о доме, семье, родителях. Воспитывать уважение и любовь к близким. Задачи: — дать понятие о семье; — обогатить словарный запас, дать родственные понятия; — ввести в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок), имена прилагательные (верхний, нижний); — активизировать глагольный словарь (игра ?Кто что делает?) — стимулировать детей рассказывать о своей семье; — развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма; - развивать зрительное и слуховое внимание и память; Оснащение: пособие ?Дом?, сюжетные картинки ?Семья?. Ход занятия: 1.Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу: Здравствуй Небо! (Руки поднять вверх) Здравствуй Солнце! (Руками описать большой круг) Здравствуй Земля! (Плавно опустить руки на ковер). Здравствуй наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх) 2.Дом. Попросить детей сесть на стульчики, показать детям пособие ?Дом? и спросить, что они видят. Сообщить, что в этом доме живет семья – родители и их дети. Откройте одно из четырех окошек (в нем картинка с изображением мужчины) и задайте вопрос: ?Это взрослый или ребенок?? (Взрослый.) ?Это папа или мама?? (Папа.) ?А папа какой?? После того, как малыши ответят, закройте окошечко. Затем откройте в домике следующее окно (в нем картинка с изображением женщины). Задаем аналогичные вопросы. После этого открываем еще одно окошечко и спрашиваем ?Это девочка или мальчик?? (Девочка) ?Это сын или дочка?? (Дочка.) Открываем последнее окно – в нем изображение мальчика. Спросить малышей: ?Это девочка или мальчик?? (Мальчик.) ?Это сын или дочка?? (Сын.) Попросить детей по очереди вспомнить и показать, кто из членов семьи у какого окошечка сидит, а затем – открыть указанное окно и проверить правильность своего ответа. При этом следить за тем, чтобы дети употребляли слова ?папа?, ?мама?, ?дочка?, ?сын?. Затем спросить: ?Кто находится в верхних окошках?? Дети отвечают: ?Мама и папа? Задать новый вопрос: ?Кто их может назвать одним словом?? (Родители) Аналогично уточнить: ?Кто сидит у нижних окошек?? (Дети – сын и дочка). Сообщить малышам, что семье детей можно называть словами ?брат? и ?сестра?. 3. Кто что делает? Предложить малышам ?зайти? в дом и посмотреть, кто из членов семьи чем занят. Предъявить сюжетные картинки ?Семья?. Попросить детей показать на картинке папу, маму, дочку Олю и сына Колю и рассказать, кто из них чем занят. Дети дают ответы и сопровождают их соответствующими движениями. Мама моет посуду. (Положить одну ладонь на другую и ней круговые движения, как будто моем тарелку) Папа чинит табуретку – (Указательными и большими пальцами левой рукой забить воображаемый гвоздь. Правую руку сжать в кулак и стучать по гвоздю, ?забивая его в табуретку?) Коля везет за веревочку (?Держать? в одной руке воображаемую веревочку игрушечный грузовик и ?тянуть? за собой машинку) Оля завязывает кукле бантик (?Завязывать? воображаемый бантик) Уточнить у малышей, какие предметы нужны для выполнения этих действий каждому из членов семьи: ?Папе нужен молоток и гвозди. Маме губка и тарелка. Оле нужна кукла и ленточка. А Коле нужен игрушечный грузовик?. 4. Слушай внимательно. Похвалить детей за то, что они все так хорошо показали и рассказали, и скажите, что вы тоже хотите сказать о том, кто что делает. Попросить детей быть внимательными – кивать головой, если вы скажете правильно, произносить при этом ?Да, да, да!? А если допустите ошибку, то качать головой из стороны в сторону и говорить ? Нет, нет, нет!? Педагог Дети Папа забивает в табуретку гвоздь. ДА Мама играет с машинкой НЕТ Оля моет посуду НЕТ Коля везет грузовик ДА Папа завязывает кукле бантик НЕТ Игры про семью: Игра ?Кто, что делает?? - Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками … - Мама — готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей … - Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме - Дедушка — работает на даче, помогает папе, бабушке … - Сестра — помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими … - Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор … Игра ?Назови ласково каждого члена семьи?. Сын – сынок – сыночек; Дочь – дочка – доченька; Брат – братик; Сестра – сестричка – сестренка; Мама – мамочка – мамуля; Папа – папочка – папуля; Бабушка – бабуля – бабуличка; Дедушка – дедуля – дедуличка. Беседа ?Моя семья? Цель:?Учить малышей заботиться о своих близких. Обратить внимание детей на то, как взрослые заботятся о них. Методика проведения:?Во время беседы воспитатель задает малышам следующие вопросы: - Кто живет вместе с вами в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.) - Как вы думаете, кто самый старший в семье? (Дедушка, папа.) - Кто самый младший в семье? (Я, младший брат, сестра.) - Что делает в семье мама? (Готовит, убирает, стирает, гладит.) -Что делает в семье папа? ( Чинит мебель, вкручивает лампочки и др.) - Где трудятся родители? ( Ответы детей.) Что они делают? - Ваши родители заботятся о вас? Как они это делают? Далее воспитатель подводит малышей к выводу, что родители очень любят своих детей, заботятся о них, делают все для того, чтобы детям было хорошо, и что ребята, в свою очередь, тоже должны заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение. В повседневной жизни воспитатель при каждом удобном случае должен обращать внимание на то, как взрослые заботятся о них. Например, заметив, что девочка пришла в новом платье можно сказать: ?Как мама о тебе позаботилась, такое красивое платье сшила к празднику! Ты сказала маме ?спасибо?, поцеловала ее?? Рассказ?Мама??Д.Грабе Самое лучшее слово на свете?– мама. Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда идем в детский сад, держит за руку. - Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Все вокруг зеленое, и цветов много. Детей тоже много. Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные ихз песка. Мама смотрит на меня и смеется. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей. Рассказ К.Д. Ушинского ?Вместе тесно, а врозь скучно? Говорит брат сестре: ?Не тронь моего волчка!? Отвечает сестра брату: ?А ты не тронь моих кукол!? Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? Беседа ?Бабушкины руки? Воспитатель обращает внимание на то, что у каждого две бабушки: одна бабушка – мамина мама, другая бабушка – папина мама. Уточняет, знают ли дети, как зовут их бабушек, напоминает, что бабушкам нужно помогать. - У кого бабушка живет вместе с вами? К кому бабушка приезжает в гости? Играете ли вы с бабушкой? Читает ли она вам? Гуляет ли с вами? - Сейчас я прочитаю вам стихотворение о бабушке. Называется ?Бабушкины руки?, написал Л.Квитко. Я с бабушкой своею Дружу давным- давно Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней Но бабушкины руки Люблю всего сильней Ах, сколько руки эти Чудесного творят! Летают, вяжут, метят, Все что-то мастерят. Так вкусно жарят гренки, Так вкусно сыплют мак, Так грубо трут ступеньки, Ласкают нежно так. Нет рук проворней, краше- То тут они, то там. Весь день снуют и пляшут По полкам, по столам. Ко сну ночник засветят- И тут замолкнут вдруг. Умней их нет на свете И нет добрее рук
Мой дом, моя семья