Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 27 «Филиппок»
Проект познавательно – творческий, информационный
«Народные праздники и традиции».
группа компенсирующей направленности с ТНР
для детей 5-6 лет «Кораблики»
Выполнили:
Дмитриева Ж.В.,
Иванова А.В.,
Лискина Э.Ю.,
Никулица К.П.
Нижневартовск, 2024 г.
Актуальность:Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не раствориласьв неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши детибыть участниками традиционных праздников, так же, как раньше радоваться Новому году, Рождеству и Святкам, Масленице петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Проблема: Отсутствие познаний о культурных традиций своего народа у детей и их родителей.
Цели проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.Создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.
Задачи проекта:
Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
Привлечь родителей к сотрудничеству в
воспитательно
- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
Слушать музыкальные акценты
,
согласовывать с ними движения.
Воспитывать умение играть в команде, действовать сообща, по сигналу.
Ожидаемый результат:
Продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.
для детей:
Приобщение детей к традиции проведения народных праздников, народных гуляний и обрядов: Новый год,
Старый год,
Рождество Христово
, Колядки, Масленица
, Пасха
;
Использование детьми в активной речи
потешек
, с
читалок, скороговорок, загадок,
стихов.
Создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
Расширение кругозора детей.
для педагогов:
Самореализация, повышение творческого потенциала.
для родителей:
Оптимизация детско-родительских отношений;
Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
Повышение
педагогических знаний родителей;
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями
.
Модель реализации:
Сотрудничество с родителями;
Взаимодействие с детьми;
Взаимодействие с педагогами
Формы и методы реализации проекта:
Методы реализации проекта:
Проблемно-поисковый
Игровой
Практический
Формы реализации проекта:
Беседы
об истории создания народных праздников.
Игры-занятия
(знакомство с народными играми, которые являются составной частью любого народного праздника).
Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование;
Рассматривание фотографий и иллюстраций
о народных праздниках.
Чтение книг
по теме.
Проведение народных праздников и обрядов
.
Проведение физкультурных фольклорных развлечений.
Реализация проекта осуществляется путём интеграции образовательных областей:социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,речевое развитие,художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.
Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (с 01.12.2024г. по 28.04.2025г.)
Участники проекта: Дети 5 - 6 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Этапы реализации проекта:
1 этап — организационно-подготовительный.
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: выяснить уровень знаний детей по данной теме. Изучить методическую и художественную литературу. Составить план работы над проектом. Определить цель и задачи проекта. Разработать конспекты бесед, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с народными традициями и праздниками. Разработать и создать дидактические игры, поиск народных игр, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы. Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр. Пополнить уголок книги материалом по данной теме. Консультации для родителей.
2 этап — основной, практический.
На данном этапе выполняется план по реализации проекта (проводятся консультации, повышающие уровень педагогической культуры родителей, для детей организуются НОД, беседы, наблюдения, игровые ситуации, инсценировки, досуги и т.д.)
3 этап — заключительный.
На данном этапе обобщаются и структурируются материалы по результатам работы, определяется эффективность реализации и перспективы дальнейшего развития проекта, проводится презентация проекта. Роль родителей в реализации проекта: Участие в мероприятиях, проводимых в детском саду, беседы с детьми дома, изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм.
Перспективный план работы
Итоги реализации проекта:
- Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности. Научились играть в некоторые русские народные подвижные игры. Стали использовать в активной речи потешки. Знают название праздника, поют песни, водят хоровод, играют на музыкальных инструментах. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Родители получили новые знания по теме проекта; расширили возможности сотрудничества со своими детьми в ходе выполнения совместных творческих работ.
- Педагоги продолжают осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Список использованной литературы
1.Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольк-лор. – М., -1957. – 165 с.
2.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
3.Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
4.Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление до-школьным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
5.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
6.Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просве-щение, 1989. – 239 с.
7.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
8.Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204
9.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
11. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: