* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370 Красноармейского района Волгограда»
(МОУ Детский сад № 370)

Проект "Народы Поволжья"
Авторы: Козырькова Кристина Сергеева
Овчинникова Галина Николаевна
Информационная карта проекта
Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Тип проекта: познавательно - творческий.
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Краткое содержание проекта:
Место проведения: группа.
Сроки проведения: средней продолжительности
Возраст детей: 6-7лет.
Ожидаемые результаты:
Создание макета «Удивительное место на земле. Волгоградская область.»
Актуальность проблемы:
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.
Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Задачи:
Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары,
армяне
,
мордва
,
казахи
);
Формировать представления о духовной культуре:
национальные костюмы,
национальное блюдо ,дома, обычаи.
Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного
быта, народный костюм, игрушка.
Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
Форма презентации: видео презентация создания макета.
Этапы проекта:
Этап
Месяц
Задачи
Формы работы
с детьми
Формы работы
с родителями
1 этап
октябрь
Выяснить знания детей о национальностях, проживающих в Среднем Поволжье.
Беседа
с детьми о народах Поволжья.
Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю»
2 этап
ноябрь
Дать детям общее представление о жизни
наших предков, их душевных качествах: доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших предков.
1.Беседа с детьми «Как жили наши предки»
2.Просмотр презентации о традициях и обычаях народов Поволжья.
3.Рассматривание коллекции кукол в национальных костюмах
4. Разучивание пословиц о дружбе.
1.Поиск информационного материала по теме
2. Совместные посиделки с родителями и детьми «Мои истоки»
3.Папка передвижка «Воспитание любви к малой Родине»
декабрь
Познакомить детей с русским народным костюмом, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям.
1.Беседа с детьми «Промыслы и быт русских людей»
2.Дидактические игры «Одень куклу в русский костюм», «Угадай народный промысел».
3.Продуктивная деятельность: «Укрась сарафан», «Укрась косоворотку».
4.Начать оформление макета: «Костюмы народов Поволжья»
5. Сюжетно-ролевая игра «Построим избу»
6. Разучивание подвижных народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота».
7.Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина»
1.Привлечь родителей к изготовлению макета «Русская изба»
2.Оформить альбомы «Русский народ», «Русский народный костюм»
3.Оформить куклу в русском народном костюме
январь
Дать детям представление об истории возникновения казахского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
1.Беседа с детьми «Промыслы и быт казахского народа».
2. Просмотр презентации «Казахский костюм».
3.Продуктивная деятельность «Укрась калфак и тюбитейку» (пайетки)
4. Продолжить оформление макета: «Костюмы народов Поволжья»
5.Дидактические игры: «Найди и назови казахский музыкальный инструмент», «Одень куклу в казахский костюм».
1.Подготовить презентацию «Казахский народный костюм».
2.Оформить куклу в казахском народном костюме
3. Привлечь родителей к изготовлению макета «Юрта»
февраль
Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.
1.Беседа с детьми «Промыслы и быт».
2.Слушание мордовских мелодий, песен
3. Просмотр презентации «Мордовский костюм»
4.Продуктивная деятельность «Укрась пангу » (пайетки)
5. Продолжить оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья
6Дидактические игры: лото «Предметы мордовского быта», «Собери мордовский музыкальный инструмент».
1.Подготовить презентацию «Мордовский народный костюм».
2.Оформить альбом «Мордва: быт и традиции» 3.Оформить куклу в мордовском народном костюме
3 этап
Презентация макета «Удивительное место на земле Волгоградская область»
Закрепить знания о культуре и быте народов Поволжья; развивать интерес детей к обычаям и традициям народов Поволжья; воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.
1.Разучить с детьми стихи
2. Разучить частушки и хороводы, народные игры
Литература:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011
Программа патриотического воспитания дошкольников О. В. Дыбина –Качалин А. В. 2014
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.
Николаева Э,Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012.
Приложение:


