* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 370 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 370)

Проект "Народы Поволжья"

Авторы: Козырькова Кристина Сергеева

Овчинникова Галина Николаевна

Информационная карта проекта

 Участники проекта: воспитатели, дети, родители,  

 Тип проекта: познавательно - творческий.

 Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

Краткое содержание проекта:  

  Место проведения:  группа.

 Сроки проведения: средней продолжительности

 Возраст детей: 6-7лет.

Ожидаемые результаты: 

Создание макета «Удивительное место на земле. Волгоградская область.»

Актуальность проблемы: 

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре

 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.

Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Задачи:

Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары,

армяне

,

мордва

,

казахи

);  

Формировать представления о духовной культуре:

национальные костюмы,

национальное блюдо ,дома, обычаи.

Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного

быта, народный костюм, игрушка.

Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.

Форма презентации: видео презентация создания макета.

Этапы проекта:

Этап

Месяц

Задачи

Формы работы

с детьми

Формы работы

с родителями

1 этап

октябрь

Выяснить знания детей о национальностях, проживающих в Среднем Поволжье.

Беседа

с детьми о народах Поволжья.

 Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю»

2 этап

ноябрь

Дать детям общее представление о жизни

наших предков, их душевных качествах: доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших  предков.

1.Беседа с детьми «Как жили наши предки»

2.Просмотр презентации о традициях и обычаях народов Поволжья.

3.Рассматривание коллекции кукол в национальных костюмах

4. Разучивание пословиц о дружбе.

1.Поиск информационного материала по теме

2. Совместные посиделки с родителями и детьми «Мои истоки»

3.Папка передвижка «Воспитание любви к малой Родине»

декабрь

Познакомить детей с русским народным костюмом, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям. 

1.Беседа с детьми «Промыслы и быт русских людей»

2.Дидактические игры «Одень куклу в русский костюм», «Угадай народный промысел».

3.Продуктивная деятельность: «Укрась  сарафан»,  «Укрась косоворотку».

4.Начать оформление макета: «Костюмы народов Поволжья»

5. Сюжетно-ролевая игра «Построим избу» 

6. Разучивание подвижных народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота».

7.Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина»

1.Привлечь родителей к изготовлению макета   «Русская изба»

2.Оформить альбомы «Русский народ», «Русский народный костюм»

3.Оформить куклу в русском народном костюме

январь

Дать детям представление об истории возникновения казахского национального костюма, о названии элементов мужского  и женского  костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

1.Беседа с детьми «Промыслы и быт казахского народа».      

 2. Просмотр презентации  «Казахский костюм».

3.Продуктивная деятельность «Укрась калфак и тюбитейку» (пайетки)                    

 4. Продолжить оформление макета: «Костюмы народов Поволжья»                                  

  5.Дидактические игры: «Найди и назови казахский музыкальный инструмент», «Одень куклу в казахский костюм».

 

1.Подготовить  презентацию «Казахский народный костюм».              

2.Оформить куклу в казахском  народном костюме                    

3. Привлечь родителей к изготовлению макета   «Юрта»

февраль

Дать детям представление об истории   мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с  элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского  народа.  

1.Беседа с детьми «Промыслы и быт».    

 2.Слушание мордовских мелодий, песен                                

3. Просмотр презентации  «Мордовский костюм»              

 4.Продуктивная деятельность  «Укрась пангу » (пайетки)                      

 5. Продолжить оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья

6Дидактические игры:   лото «Предметы мордовского быта», «Собери мордовский музыкальный инструмент».    

1.Подготовить  презентацию «Мордовский народный костюм».

 2.Оформить альбом «Мордва: быт и традиции»     3.Оформить куклу в мордовском народном костюме

3 этап

Презентация макета «Удивительное место на земле Волгоградская область»

Закрепить знания  о культуре и  быте народов Поволжья; развивать интерес  детей к обычаям и традициям народов Поволжья; воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

1.Разучить с детьми стихи

2. Разучить частушки  и хороводы, народные игры

Литература:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011

Программа патриотического воспитания дошкольников  О. В. Дыбина –Качалин А. В. 2014

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.

Николаева Э,Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012.

Приложение: