* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

ПРОЕКТ

«НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ В ДОУ»

Паспорт проекта

Тип: практико-ориентированный, познавательный, творческий

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: 11.03.2023 - 15.03.2023 (одна неделя)

Автор проекта: учитель-логопед: Бахман А.А.

Участники проекта: дети 3-7 лет (воспитанники второй младшей,средней, старшей и

подготовительной группы), педагоги, родители воспитанников.

Цель: коррекция и активизация речи у дошкольников в процессе творческой деятельности, пропаганда логопедических знаний.

Задачи:

Способствовать познавательно-речевой активности детей.

Побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;

Формировать практические умения и навыки у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).

Развивать высшие психические функции у детей дошкольного возраста (память, внимание, мышление, восприятие).

Развивать у детей навыки звукового анализа.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.

Актуальность

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.

Проект осуществляется в три этапа:

Организационно – подготовительный: обозначение темы проекта, определение цели и основных задач, разработка плана мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности.

Основной: проведение мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности, в соответствии с планом.

Итоговый: подведение итогов мероприятий, фотоотчеты, презентация проекта «Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

Ожидаемые результаты:

У детей повысится  интерес  к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

План мероприятий

Предварительная работа

- беседа с воспитателями о ходе мероприятия, которое будет проводиться в группе, о времени

проведения;

- согласование сценария и плана мероприятия со старшим воспитателем.

Понедельник

Групповое занятие во второй младшей группе "Сказка о веселом язычке"

Вторник

Групповое занятие в средней группе "Ушки на макушке"

Среда

Групповое занятие в старшей группе «Первая буква моего имени»

Четверг

Викторина в подготовительной группе «Хочу всё знать»

Пятница

Сообщение для педагогов "Обучение грамоте"

Групповое занятие во второй младшей группе "Сказка о веселом язычке"

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произношении звуков. Активизировать в речи детей обобщающие слова.

Задачи: Закреплять артикуляцию звуков, учить четко, внятно произносить звуки в словах, словосочетаниях (а,у)

- Детки, скажите мне, чем мы говорим? (Ртом).

- Правильно, ртом!

- А чем кошка лакает молоко? (Языком).

Жил на свете язычок. У него, как и у всех, был домик. Но домик у него был очень интересный.

- Что это за домик?

- Это - рот. вот такой домик был у Язычка. В домике были двери. Это - губы. Домик у Язычка открывается и закрывается.

-Давайте поиграем вместе с Язычком. В домике сидит своем. Ротик открывает, прыгать начинает ("Лошадка")

Губку облизывает наш язычок (язык облизывает верхнюю губу). Спрятался он в уголок (широкая улыбка, язык в уголке рта). Уголок мешает (язык меняет угол рта). А после отдыхает.

- А еще наш Язычок был очень любопытный. Однажды он выбежал из своего домика и увидел, как мимо него пробежала кошечка. Она пела песенку: "О-о-о-о!".

Язычок побежал за кошечкой и оказался в лесу. Язычку так понравился лес, что он решил погулять по нему. Пошел Язычок по дорожке.

Прогулка по лесу.

Ему светило солнышко, дул легкий ветерок. Он дул тихо, вот так - У-у-у.

Идет Язычок, а листья с деревьев падают, ложатся ему под ножки и шуршат.

- Как они шуршат? - Ш-Ш-Ш.

Погулял Язычок еще немного по лесу и собрался бежать домой. Вдруг подул сильный ветер. Он громко загудел: - У-У-У.

Деревья закачались (дети показывают), набежали на небо тучи, закрыли солнце. И вдруг дождик забарабанил по листьям. Но наш Язычок не испугался и начал играть с дождиком.

Игра "Дождик". Капля раз, капля два Капли медленно сперва: кап, кап, кап. (Дети медленно хлопают в ладоши).

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять: кап, кап, кап. (Дети хлопают быстро)

Зонтик поскорей раскрыли

От дождя себя укрыли (дети поднимают руки вверх, делают зонтик).

Наигрался Язычок, устал и пошел домой.

Групповое занятие в средней группе "Ушки на макушке"

Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых и речевых звуков.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут …

А как зовут тебя? Сколько тебе лет?

Логопед по очереди спрашивает каждого ребенка.

 Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:

ка-ко-ку

ку-ка-ко

ко-ку-ка

пу-пы-пи

пи-пы-па

па-по-пу.

 ЛогопедА теперь, ребята. Закройте глаза и послушайте…

Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

 Примеры звуков. Смять бумагу, порвать бумагу, постучать карандашом об стол, постучать в бубен, открыть и закрыть дверь, постучать деревянными ложками друг об друга.

  Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

 

Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.

 Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?

Логопед: Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот — это домик звуков.

 В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки Конфеты и плюшки.

 Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

 Логопед: А теперь давайте встанем на ноги и немного отдохнем.

   Двигательно – речевая гимнастика «Как живешь?»

Игра поводится 3-4 раза с ускорением

 -Как живешь? Вот так!  (дети показывают большой палец).

-Как бежишь? Вот так!  (дети показывают бег).

-Как плывешь? Вот так!  (изображают пловцов)

-Утром спишь? Вот так!  (руки ладошкой под щечкой, глаза закрыты)

-Ждешь обед? Вот так!  (изображают сидящих за столом)

-Машешь вслед? Вот так!  (машут рукой) 

-А шалишь? Вот так!  (дети строят рожицы)

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков.

 Например: А, о. у. м, п, з, в, А, н, п, ф, А  и т.д.

  Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

 

Словно дом огромен он.

В зоопарке живет... (Слон.)

 

Он летит из дальних стран.
Под крылами океан.
Выше облака полёт.
Птиц обгонит... (самолёт)

 

Шею длинную задрав,
высоченный шёл... (жираф)

 

Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, самолет, жираф — это слова.

 Игра «Слушай и показывай». Логопед предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка — миска, дочка — точка и т.д.)

Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

 Дом, дом, том, дом.

Банки, панки, банки, банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи.) Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова.)

 

Групповое занятие в старшей группе «Первая буква моего имени»

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей. Показать, что можно не только писать, но и лепить свое имя разными способами.

Логопед: на Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга.

Логопед: и еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Послушайте загадку:

И у дочки есть, и у сына есть

И у мамы есть, и у папы есть,

И у бабушки, и у дедушки.

Чтобы их позвать- надо вслух назвать.

Что это? (Имя)

Логопед: правильно, имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, особые.  А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Игра «Карусель имен»

Логопед: сейчас мы поиграем в игру «Карусель имен». Делимся на 2 команды. Команда А образует внутренний круг, а команда Б – внешний круг. Дети стоят лицом друг к другу. Под музыку дети начинают движение по кругу. Как только музыка останавливается, каждый должен представиться игроку, стоящему напротив.

Логопед: в наше время, когда рождается человек, ему сразу придумывают имя. Имя дается в честь кого-то или просто, называя ребенка, семья желает ему счастья, надежды, веры и любви. Хотят, чтобы ребенок был милым, добрым. У ребенка появляется первый документ, который называется - «свидетельство о рождении». В этом документе записано ФИО ребенка, число, месяц, год рождения, место рождения, ФИО мамы, папы. У каждого из вас есть такой документ. И вы должны его хранить всю свою жизнь.

Игра «Назови ласковым именем соседа справа»

Логопед: ваши близкие называют вас ласковыми именами. А мы сейчас встанем в круг и поиграем в игру «Назови ласковым именем соседа справа»

Ход игры: дети передают мячик из рук в руки, называя ласковым именем ребенка, находящегося справа.

Логопед: в вашем имени есть первый звук, давайте узнаем какой же он.

Игра «Соберемся в кружок по звукам»

Ход игры: собраться в кружок, у которого первый звук имени гласный и согласный. Дети собираются в кружки, а потом называют первый звук своего имени.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

Логопед: но так как вы дружные ребята, у нас и пальчиковая гимнастика дружная:

В нашей группе все друзья-

Самый младший — это я

Это Миша, это Маша,

Это Эля, это Саша

Вот какие мы друзья!

Логопед: сейчас, я предлагаю вам подойти к своим столам и выбрать изображение той буквы, с которого начинается ваше имя. Рассмотрите букву, из каких элементов она состоит7

Логопед: Я предлагаю вам вылепить буквы, они помогут нам стать грамотными, научиться читать. А использовать можно знакомую нам технику «жгутики», «раскатывание столбиком». Лепить мы будем из пластилина первую букву своего имени. Предполагаемые ответы детей: раскатать колбаску, разделить на части, слепить буквы, составить из букв имя.

(Дети выполняют задание)

Логопед: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Вам понравилось лепить свое имя?

- Какай способ лепки мы использовали, когда лепили буквы?

Викторина в подготовительной группе «Хочу всё знать»

Цель: обобщение в игровой форме знаний, полученных детьми на логопедических занятиях.

Ход занятия:

1.     Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём викторину и повторим те знания и умения, которые вы получили на наших занятиях.

Первое задание -   артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать артикуляционную гимнастику для язычка: « Улыбочка», « Трубочка», « Лопатка», « Расчёска», « Качели», « Часики», « Лошадка», « Грибок».

2. Разминка.

Логопед: чтобы получить первый лепесток вам нужно правильно ответить на вопросы, итак начинаем первый конкурс.

Вам нужно ответить на вопросы.

1.     С какого дня начинается неделя?

2.     Воду можно разлить, а горох ?

3.     У волчище волчонок, у собаки?

4.     Какой день недели наступает за средой?

5.     Как называется варенье из вишни?

6.     Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?

7.     Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?

8.     Как звали трёх поросят?

9.     Вредная старуха с крысой?

10. Как называется сумка школьника?

11. Как называется занятие в школе?

12. Без языка, без голоса, а всё расскажет. Что это?

13. Как называется маленькая модель нашей земли?

3.     Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы проверим, как вы слышите звуки. Ваша задача определить первый звук в словах. Я показываю картинки, а вы называете первый звук слова.

Мяч, улитка, флаг, тапки, шишка, арбуз, батон.

4.     Образование прилагательных от существительных.

Логопед: теперь проверим, как вы умеете образовывать слова.

Я вам буду показывать муляжи фруктов и овощей, а вы называть как называется сок из этих продуктов.

Апельсин – апельсиновый сок

Ананас – ананасовый сок

Морковь – морковный сок

Помидор – томатный сок

Яблоко – яблочный сок

Слива – сливовый сок

Виноград – виноградный

Вишня – вишневый сок

    Физминутка «У Оленя дом большой»

Звучит музыка «У оленя дом большой», дети выполняют движения под музыку.

5.     Игра «Определить заданный звук в скороговорках»

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.

Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.

Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.

Фамилия Феофана – фотографа – Фифтифуфайкин.

6.     Определение наличие звука [р] в словах.

Нужно определить наличие звука р в словах. Каждому ребёнку раздается по одной картинке и по очереди определяют есть звук р или нет.

 7. Итог.

Ребята, вот и подошла наша викторина к концу. Выполнили все задания?

Да! Это значит, что вы молодцы.