ПРОЕКТ
«НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ В ДОУ»
Паспорт проекта
Тип: практико-ориентированный, познавательный, творческий
Вид проекта: краткосрочный
Сроки реализации: 11.03.2023 - 15.03.2023 (одна неделя)
Автор проекта: учитель-логопед: Бахман А.А.
Участники проекта: дети 3-7 лет (воспитанники второй младшей,средней, старшей и
подготовительной группы), педагоги, родители воспитанников.
Цель: коррекция и активизация речи у дошкольников в процессе творческой деятельности, пропаганда логопедических знаний.
Задачи:
Способствовать познавательно-речевой активности детей.
Побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
Формировать практические умения и навыки у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
Развивать высшие психические функции у детей дошкольного возраста (память, внимание, мышление, восприятие).
Развивать у детей навыки звукового анализа.
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
Актуальность
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада.
Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.
Проект осуществляется в три этапа:
Организационно – подготовительный: обозначение темы проекта, определение цели и основных задач, разработка плана мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности.
Основной: проведение мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности, в соответствии с планом.
Итоговый: подведение итогов мероприятий, фотоотчеты, презентация проекта «Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»
Ожидаемые результаты:
У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
План мероприятий
Предварительная работа
- беседа с воспитателями о ходе мероприятия, которое будет проводиться в группе, о времени
проведения;
- согласование сценария и плана мероприятия со старшим воспитателем.
Понедельник
Групповое занятие во второй младшей группе "Сказка о веселом язычке"
Вторник
Групповое занятие в средней группе "Ушки на макушке"
Среда
Групповое занятие в старшей группе «Первая буква моего имени»
Четверг
Викторина в подготовительной группе «Хочу всё знать»
Пятница
Сообщение для педагогов "Обучение грамоте"
Групповое занятие во второй младшей группе "Сказка о веселом язычке"
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произношении звуков. Активизировать в речи детей обобщающие слова.
Задачи: Закреплять артикуляцию звуков, учить четко, внятно произносить звуки в словах, словосочетаниях (а,у,о)
- Детки, скажите мне, чем мы говорим? (Ртом).
- Правильно, ртом!
- А чем кошка лакает молоко? (Языком).
Жил на свете язычок. У него, как и у всех, был домик. Но домик у него был очень интересный.
- Что это за домик?
- Это - рот. вот такой домик был у Язычка. В домике были двери. Это - губы. Домик у Язычка открывается и закрывается.
-Давайте поиграем вместе с Язычком. В домике сидит своем. Ротик открывает, прыгать начинает ("Лошадка")
Губку облизывает наш язычок (язык облизывает верхнюю губу). Спрятался он в уголок (широкая улыбка, язык в уголке рта). Уголок мешает (язык меняет угол рта). А после отдыхает.
- А еще наш Язычок был очень любопытный. Однажды он выбежал из своего домика и увидел, как мимо него пробежала кошечка. Она пела песенку: "О-о-о-о!".
Язычок побежал за кошечкой и оказался в лесу. Язычку так понравился лес, что он решил погулять по нему. Пошел Язычок по дорожке.
Прогулка по лесу.
Ему светило солнышко, дул легкий ветерок. Он дул тихо, вот так - У-у-у.
Идет Язычок, а листья с деревьев падают, ложатся ему под ножки и шуршат.
- Как они шуршат? - Ш-Ш-Ш.
Погулял Язычок еще немного по лесу и собрался бежать домой. Вдруг подул сильный ветер. Он громко загудел: - У-У-У.
Деревья закачались (дети показывают), набежали на небо тучи, закрыли солнце. И вдруг дождик забарабанил по листьям. Но наш Язычок не испугался и начал играть с дождиком.
Игра "Дождик". Капля раз, капля два Капли медленно сперва: кап, кап, кап. (Дети медленно хлопают в ладоши).
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять: кап, кап, кап. (Дети хлопают быстро)
Зонтик поскорей раскрыли
От дождя себя укрыли (дети поднимают руки вверх, делают зонтик).
Наигрался Язычок, устал и пошел домой.
Групповое занятие в средней группе "Ушки на макушке"
Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых и речевых звуков.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут …
А как зовут тебя? Сколько тебе лет?
Логопед по очереди спрашивает каждого ребенка.
Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:
ка-ко-ку
ку-ка-ко
ко-ку-ка
пу-пы-пи
пи-пы-па
па-по-пу.
Логопед: А теперь, ребята. Закройте глаза и послушайте…
Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.
Примеры звуков. Смять бумагу, порвать бумагу, постучать карандашом об стол, постучать в бубен, открыть и закрыть дверь, постучать деревянными ложками друг об друга.
Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.
Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?
Логопед: Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот — это домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями —
Белые звери.
Любят зверушки Конфеты и плюшки.
Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.
Логопед: А теперь давайте встанем на ноги и немного отдохнем.
Двигательно – речевая гимнастика «Как живешь?»
Игра поводится 3-4 раза с ускорением
-Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец).
-Как бежишь? Вот так! (дети показывают бег).
-Как плывешь? Вот так! (изображают пловцов)
-Утром спишь? Вот так! (руки ладошкой под щечкой, глаза закрыты)
-Ждешь обед? Вот так! (изображают сидящих за столом)
-Машешь вслед? Вот так! (машут рукой)
-А шалишь? Вот так! (дети строят рожицы)
Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков.
Например: А, о. у. м, п, з, в, А, н, п, ф, А и т.д.
Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.
Словно дом огромен он.
В зоопарке живет... (Слон.)
Он летит из дальних стран.
Под крылами океан.
Выше облака полёт.
Птиц обгонит... (самолёт)
Шею длинную задрав,
высоченный шёл... (жираф)
Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, самолет, жираф — это слова.
Игра «Слушай и показывай». Логопед предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка — миска, дочка — точка и т.д.)
Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.
Дом, дом, том, дом.
Банки, панки, банки, банки.
Балка, балка, балка, палка.
Порт, борт, борт, борт.
Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи.) Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова.)
Групповое занятие в старшей группе «Первая буква моего имени»
Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей. Показать, что можно не только писать, но и лепить свое имя разными способами.
Логопед: на Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга.
Логопед: и еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Послушайте загадку:
И у дочки есть, и у сына есть
И у мамы есть, и у папы есть,
И у бабушки, и у дедушки.
Чтобы их позвать- надо вслух назвать.
Что это? (Имя)
Логопед: правильно, имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, особые. А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Игра «Карусель имен»
Логопед: сейчас мы поиграем в игру «Карусель имен». Делимся на 2 команды. Команда А образует внутренний круг, а команда Б – внешний круг. Дети стоят лицом друг к другу. Под музыку дети начинают движение по кругу. Как только музыка останавливается, каждый должен представиться игроку, стоящему напротив.
Логопед: в наше время, когда рождается человек, ему сразу придумывают имя. Имя дается в честь кого-то или просто, называя ребенка, семья желает ему счастья, надежды, веры и любви. Хотят, чтобы ребенок был милым, добрым. У ребенка появляется первый документ, который называется - «свидетельство о рождении». В этом документе записано ФИО ребенка, число, месяц, год рождения, место рождения, ФИО мамы, папы. У каждого из вас есть такой документ. И вы должны его хранить всю свою жизнь.
Игра «Назови ласковым именем соседа справа»
Логопед: ваши близкие называют вас ласковыми именами. А мы сейчас встанем в круг и поиграем в игру «Назови ласковым именем соседа справа»
Ход игры: дети передают мячик из рук в руки, называя ласковым именем ребенка, находящегося справа.
Логопед: в вашем имени есть первый звук, давайте узнаем какой же он.
Игра «Соберемся в кружок по звукам»
Ход игры: собраться в кружок, у которого первый звук имени гласный и согласный. Дети собираются в кружки, а потом называют первый звук своего имени.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа»
Логопед: но так как вы дружные ребята, у нас и пальчиковая гимнастика дружная:
В нашей группе все друзья-
Самый младший — это я
Это Миша, это Маша,
Это Эля, это Саша
Вот какие мы друзья!
Логопед: сейчас, я предлагаю вам подойти к своим столам и выбрать изображение той буквы, с которого начинается ваше имя. Рассмотрите букву, из каких элементов она состоит7
Логопед: Я предлагаю вам вылепить буквы, они помогут нам стать грамотными, научиться читать. А использовать можно знакомую нам технику «жгутики», «раскатывание столбиком». Лепить мы будем из пластилина первую букву своего имени. Предполагаемые ответы детей: раскатать колбаску, разделить на части, слепить буквы, составить из букв имя.
(Дети выполняют задание)
Логопед: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Вам понравилось лепить свое имя?
- Какай способ лепки мы использовали, когда лепили буквы?
Викторина в подготовительной группе «Хочу всё знать»
Цель: обобщение в игровой форме знаний, полученных детьми на логопедических занятиях.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём викторину и повторим те знания и умения, которые вы получили на наших занятиях.
Первое задание - артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать артикуляционную гимнастику для язычка: « Улыбочка», « Трубочка», « Лопатка», « Расчёска», « Качели», « Часики», « Лошадка», « Грибок».
2. Разминка.
Логопед: чтобы получить первый лепесток вам нужно правильно ответить на вопросы, итак начинаем первый конкурс.
Вам нужно ответить на вопросы.
1. С какого дня начинается неделя?
2. Воду можно разлить, а горох ?
3. У волчище волчонок, у собаки?
4. Какой день недели наступает за средой?
5. Как называется варенье из вишни?
6. Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
7. Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
8. Как звали трёх поросят?
9. Вредная старуха с крысой?
10. Как называется сумка школьника?
11. Как называется занятие в школе?
12. Без языка, без голоса, а всё расскажет. Что это?
13. Как называется маленькая модель нашей земли?
3. Развитие фонематического слуха.
Сейчас мы проверим, как вы слышите звуки. Ваша задача определить первый звук в словах. Я показываю картинки, а вы называете первый звук слова.
Мяч, улитка, флаг, тапки, шишка, арбуз, батон.
4. Образование прилагательных от существительных.
Логопед: теперь проверим, как вы умеете образовывать слова.
Я вам буду показывать муляжи фруктов и овощей, а вы называть как называется сок из этих продуктов.
Апельсин – апельсиновый сок
Ананас – ананасовый сок
Морковь – морковный сок
Помидор – томатный сок
Яблоко – яблочный сок
Слива – сливовый сок
Виноград – виноградный
Вишня – вишневый сок
Физминутка «У Оленя дом большой»
Звучит музыка «У оленя дом большой», дети выполняют движения под музыку.
5. Игра «Определить заданный звук в скороговорках»
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.
Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.
Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.
Фамилия Феофана – фотографа – Фифтифуфайкин.
6. Определение наличие звука [р] в словах.
Нужно определить наличие звука р в словах. Каждому ребёнку раздается по одной картинке и по очереди определяют есть звук р или нет.
7. Итог.
Ребята, вот и подошла наша викторина к концу. Выполнили все задания?
Да! Это значит, что вы молодцы.