Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Проект «Огород на окне по сюжету сказки «ПЫХ»» во 2 младшей группе.
Номинация «Не огород, а сказка»
Подготовили:
воспитанники группы «Пчёлки»,
воспитатели:
Лукьянова Наталья Владимировна,
Пересыпкина Татьяна Юрьевна
МБДОУ детский сад «Улыбка»
Проект «Огород на окне» во 2 младшей группе.
Пояснительная записка
Весна – это пора пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем в сельской местности, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. И как же хочется это все не только рассмотреть, но и потрогать, понюхать, полить. Но детям строго-настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А ребенок познает мир, активно взаимодействуя с ним, спрашивает, удивляется, а не пассивно наблюдает.
Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, а также знакомство с новыми для них словами и использование их в речи.
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой.
Цель: создание условий для развития речи, проявление интереса у детей младшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской, трудовой деятельности в процессе выращивания огородных растений.
Задачи:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Методы и приемы.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов.
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактические и подвижные игры, музыкальные игры.
Работа над проектом включает три этапа:
1 этап - подготовительный:
-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
-Подбор художественной литературы: сказки, стихи, потешки, пословицы, загадки; дидактических игр, иллюстраций.
-Определение тематики бесед.
-Разработка содержания проекта: «Огород на окне».
2 этап – основной:
Экспериментальная деятельность:
-Рассматривание семян (лук, салат, укроп). Выявление их многообразия: круглые, овальные, большие, маленькие, гладкие, шершавые, разных цветов.
-Рассматривание земли для посадки. Определение ее свойств: цвет – темный, при поливе темнеет; рассыпается, мокрая - держит форму.
- Посев и посадка семян лука, салата и укропа.
-Уход за посаженными культурами – полив, рыхление, удаление сорняков.
- Наблюдение за ростом растений.
- Срезка лука, салата и укропа на обед.
Оформление огорода на окне.
Продуктивная деятельность:
- лепка лука;
- рисование «Лучок».
-аппликация «Зелень»;
Игровая деятельность:
Дидактические игры – «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Что где растет?».
Подвижные игры: «Собери овощи в корзинку».
- Коммуникативная деятельность:
Чтение: О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», В. Сутеев «Яблоко», С. Сирена «Огород», русская народная сказка «Репка», А. Максакова «Посадила в огороде», белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», К. Чуковский «Огород», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» пер. шотл. И. Токмаковой, потешки, загадки, пословицы об овощах, фруктах.
3 этап - заключительный этап:
1.Презентация проекта «Огород на окне».
2. Оформление фотоальбома «Наш зелёный огород»
Предполагаемый результат: С помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка и луковицы, растения, которое будут расти, и давать плоды.
-У детей появится интерес к растениям;
-Они смогут различать некоторые виды растений (лук, салат, укроп).
-Узнают и закрепят знания о строении растения.
-Дети научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.
Заключение
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети и воспитатели) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Список литературы.
1. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
2.С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 48с.