Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г.Лянтор
Проект
«Огород на окне»
Автор проекта:
Войцеховская Кристина Сергеевна
воспитатель
Сургутский район
ХМАО-Югра
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Тип проекта: групповой, исследовательский, творческий, информационно-накопительный, практико-ориентированный.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели.
Возраст детей: 3-4 года.
Актуальность.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Проблема: дети интересуются, откуда и как появляются растения. И однажды мы придумали посадить растения и понаблюдать за ними на подоконнике групповой комнаты.
Гипотеза: предположим, что создав огород на окне, мы сможем сами вырастить растения – лук, рассаду цветов.
Цель проекта: изучение способа выращивания лука, рассады цветов в домашних условиях.
Задачи:
Формировать экологическую культуру у детей.
Обогащать и расширять представления детей о растениях, их росте и развитии.
Способствовать формированию у детей навыков ухода за раст
е
ниями.
Развивать исследовательские способности, познавательный и
н
терес к природе.
Развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Воспитывать любознательность и наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
У детей расширятся знания о растениях, их росте и развитии.
У детей будут развиваться исследовательские способности.
Научатся
садить
растения, ухаживать за ними.
Дети будут действовать сообща.
Дети будут более любознательны и наблюдательны.
Дети будут бережнее относиться к природе.
Реализация проекта:
I этап – подготовительный
Уточнение знаний детей о растениях.
Выяснение, что дети хотят узнать о растениях.
Совместное решение, что нужно сделать, чтобы узнать.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по да
н
ной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предпол
а
гаемого результата.
Составление плана работы над проектом.
II этап – основной
Познавательная деятельность:
Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Нуждается ли раст
е
ние в уходе человеком»
Рассматривание иллюстраций, картинок предполагаемых пос
а
дочных культур.
Трудовая деятельность:
Подготовка земли, материала для посадки.
Посадка семян цветов и луковиц лука.
Полив и уход за растениями на «огороде».
Наблюдения:
Наблюдение за появлением и ростом первых ростков.
Наблюдения за ростом корневой системы лука, в прозрачном посадочном контейнере.
«
Земля
– какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, чёрного цвета, сыпучая)
«Семена растений отличаются друг от друга».
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. Семена разных цветов.
«Земля и растение».
Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.
«Вода и растения».
Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания лука и роста растений.
Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование «Лук»
Лепка «Овощи»
Аппликация «Цветы»
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка «Репка»
С. В. Михалков «Овощи»
В. Коркина «Что растёт у нас на грядке?»
А.Барто
«Морковный сок»
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен об огороде, овощах и фруктах.
Просмотр и обсуждение мультфильмов «Лунтик. Лук», «Маша и медведь. Витамин роста».
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Что растёт на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей целое», «Что сначала, что потом».
Подвижные игры: Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
III этап – заключительный
Итоговая беседа с детьми «Урожай с нашей грядки».
Продукты проекта:
Выставки детских работ «Лук и огурец» (рисование), «Овощи» (лепка), «Цветы» (аппликация)
Дидактические игры «Огород» (разрезные картинки), «Вершки и корешки»
Урожай в мини-огороде на окне лука, рассады цветов.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Как научить ребёнка ухаживать за растениями?»
Папка-передвижка «Витамины с грядки».
Итоги проекта:
В ходе экспериментальной, продуктивной деятельности дети смогли вырастить лук и рассаду цветов.
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание узнать больше о растениях, их выращивании, об их необход
и
мости в жизни человека.
В процессе бесед, знакомства со сказками, стихами, пословиц
а
ми, загадками о растениях у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться.
Реализация данного проекта научила детей с огромным желан
и
ем участвовать в познавательной и продуктивной деятельности.
Дети расширили свои знания о пользе растений, необходимости бережного к ним отношения.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость. У детей появилось желание посадить и вырастить ещё что-нибудь.
Литература:
Аксёнова Ф. «Войди в природу другом». Экологическое восп
и
тание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
Молодова
Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: «
Асар
»- 1999 – 128с.
Соломенникова
О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе де
т
ского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с
Шорыгина Т. А., Овощи. Какие они? М. Издательс
т
во ГНОМ и Д, 2004.- 88с