Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ?Детская школа искусств и народных ремесел? СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ?Педагогическая арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве? Автор проекта: Писаренко А.С. г. Ханты-Мансийск 2013г ?Педагогическая арт-терапия для детей с ограниченными возможностями в инклюзивном пространстве? Анализ ситуации. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста числа детей-инвалидов. Этому способствует множество факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, низкий уровень отечественной медицины. В Ханты-Мансийском округе на сегодняшний день детей-инвалидов — 4373, количество детей, непризнанных инвалидами в установленном порядке, но имеющих временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания, гораздо больше. К их числу отнесены дети с незначительными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения, которые, наряду с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, составляют многочисленную группу детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Актуальность темы ?Педагогическая арт-терапия для детей с ограниченными возможностями в инклюзивном пространстве? - здоровье является приоритетной человеческой ценностью, обеспечивающей активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с образом жизни человека. Новизна проекта в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в социализации и обучении детей с ОВЗ, расширением и обобщением существующих представлений об особенностях инклюзивного образования. Значимость поставленной проблемы усиливается за счет существующих и постоянно возникающих противоречий между: - необходимостью своевременного выявления таких категорий детей и отсутствие современной службы детской реабилитологии в здравоохранении; - заявленными законодательно правами граждан на полную реализации своей индивидуальности (Деклараций ООН ?О правах умственно отсталых лиц? (1971г.) и ?О правах инвалидов? (1975г.)) и реальным состоянием дела в различных сферах жизнедеятельности (образование, труд); - декларативными заявлениями о необходимости разрешения проблемы нарушения связи таких детей с внешним миром (ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, недоступности ряда культурных ценностей и т.д.) и реальным результатом социальной политики, стереотипным общественным сознанием, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб и т.д.; - осознанием необходимости преодоления, минимизации степени дискриминации и отчуждения детей с ОВЗ от образовательных учреждений и их значительной удаленностью от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что приводит к разрыву с семьей; - поставленной на государственном уровне задачей, связанной с созданием условий, обеспечивающих успешность воспитания и обучения детей с ОВЗ и адекватной, научно-обоснованной диагностикой и оценкой возможностей данной категории детей, выявления у них особых образовательных потребностей. - необходимостью повышения профессиональной компетентности специалистов для работы с такими категориями детей и отсутствием системы повышения квалификации педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии. Проблема из узко медицинской переросла в общенациональную. Инвалидность перестает быть только проблемой узкого круга детей и их семей, а становится проблемой общества в целом. Это позволяет говорить не только об отдельных технологиях оздоровления, но и о единой ?политике здоровья?, включающей предупреждение факторов риска для здоровья, раннее выявление детей, имеющих ограничения в здоровье, формирования навыков здорового образа жизни населения, подготовку специалистов в области воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К этому в последнее время добавились рост детского травматизма, число случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности. Такая тенденция позволяет прогнозировать в ближайшее время еще большее увеличения количества детей с различными нарушениями здоровья, как физического, так и психического. Проектная идея: инклюзивная среда в социализации детей как средство повышения конкурентной способности на рынке труда. Проектный замысел: заключается в том, что свои физические недостатки дети с ОВЗ восполнят творчеством. И это им поможет не остаться со своими проблемами в полном забвении, а победить недуг и вести независимый образ жизни, и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Цель проекта — включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное пространство в арт-студии, обеспечивающее начальное художественное образование Для? достижения?? поставленной цели необходимо решить следующие задачи: скорректировать образовательные программы арт-студии с учетом обучения детей с проблемами развития приобрести дидактические средства для обучения детей в инклюзивном пространстве организовать информационную поддержку деятельности арт-студии провести переговоры с заинтересованными в развитии инклюзивного образования людьми и организациями Привлечь к активному участию в организации арт-студии заинтересованными людьми и организациями Привлечь к контролю над реализацией проекта родителей детей с ОВЗ, преподавателей. Организовать деятельность арт-студии. Концепция проекта: необходимо улучшать систему воспитания детей с ОВЗ в воспитательных учреждениях, создавать инклюзивное пространство для совместного творчества. Работа по традиционной схеме "образование - общее развитие" приводит к тому, что выпускники с ОВЗ, столкнувшись с трудностями трудоустройства, создания семьи, взаимоотношений в коллективе и по месту жительства, жесткой конкуренции в сфере производства, не могут самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации. Отсюда - уход в наркоманию, проституцию и преступность. В оценке готовности выпускников специальных образовательных учреждений специалисты отмечают неадекватность их ожиданий характеру и сложности проблем в самостоятельной жизни. Главной целью образования детей с проблемами умственного и физического развития является достижение ими такого уровня социализации, который позволит им в дальнейшем занять независимую позицию в обществе, определиться в своей социальной ?нише?. Благополучие выпускников с ОВЗ будет зависеть от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и в личной жизни, от умения создать свой быт, организовать досуг. Формат проекта — Вид проекта: социально педагогический Срок реализации: долгосрочный (1 год) Участники проекта: дети с ОВЗ, родители детей с ОВЗ, дети здоровые, преподаватели, граждане, желающие получить художественное образование База реализации: необходимо помещение около 100кв.м Содержание проектной деятельности: Подготовительный этап: Скорректировать образовательные программы арт-студии, обеспечивающие начальное художественное образование Приобрести дидактические средства для обучения детей в инклюзивном пространстве II. Организационный этап: Организовать информационную поддержку деятельности арт-студии. Провести переговоры с заинтересованными в развитии инклюзивного образования людьми и организациями Привлечь к активному участию в организации арт-студии заинтересованными людьми и организациями Привлечь к контролю над реализацией проекта родителей детей с ОВЗ, преподавателей. Организовать деятельность арт-студии. III. Рефлексивный этап: Организация процесса обучения детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве В рамках совместного обучения дети получают начальное художественное образование Ресурсное обеспечение проекта: Программно-методическое: 1) программа для детей 2-4лет ?Одуванчик?, 5-7лет ?Зернышко? - основы изобразительной грамоты 2) программа занятий по изо с детьми с ОВЗ и здоровыми детьми, гражданами, желающими получить начальное художественное образование 3) программа для занятий компьютерной графикой 2.Материально-техническое: Необходимо помещение около 100кв.м специально оборудованное: пандусы, туалет, аудитория для занятий рисованием. Гипсы, муляжи фруктов, рыб, птиц, натурный фонд; смета необходимого технического оборудования, мебели. 3.Кадровое: Руководитель проекта, преподаватели, системный администратор. Критериальная база 1.Задачи 2. Ожидаемые результаты Скорректировать образовательные программы, обеспечивающие художественное образование ?Успешное освоение программ ?Основы ИЗО? для детей 2-4лет, 5-7лет; начальное художественное образование, компьютерная графика Диагностика познавательных способностей детей. Составление индивидуальных образовательных маршрутов. Проведена диагностика познавательных способностей детей. Составлены индивидуальные образовательные маршруты Создание деятельностной среды для выявления и самореализации обучающихся:- группы по возрастам,- создание арт-студии ?Перспектива?,- клубы выходного дня. Создана арт-студия, группы по возрастам, составлена расписание занятий, программа клуба выходного дня на год Организовать информационную поддержку деятельности арт-студии Создать сайт и разместить материалы на сайте арт-студии - публикация в прессе и на ТВ. Создание сайта http://infinitymoments.ucoz.ru/ Размещение объявлений и материалов на сайте для детей и их родителей план работы родительского лектория Создание системы просветительской и методической работы с родителями по вопросам здорового и безопасного образа жизни обучающихся - результативность инклюзивного обучения Укрепление материально-технической базы студии для организации занятий творчеством разных контингентов детей Приобретены компьютеры, мультимедийный проектор, видеокамера, принтер для цветной печати Приобрести дидактические средства для обучения детей в инклюзивном пространстве Составить смету расходов Приобретены гипсы, муляжи, натурный фонд, видеотека по истории искусств, классической музыке Организовать процесс обучения детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; Создание арт-студии - успешная социализация, самоопределение личности, ее самореализация - В рамках совместного обучения дети получают начальное художественное образование Критерии результативности Уровень развития социальной успешности Соответствие образовательных программ индивидуальным и возрастным особенностям детей. Уровень развития художественных умений и навыков. Система просветительской и методической работы с родителями по вопросам здорового образа жизни обучающихся Содержательность и соответствие поставленным целям программ по изодеятельности. Успешная социализация, самоопределение личности, ее самореализация. Оценка рисков реализации проекта В процессе реализации проекта могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков. Внешние риски: - сокращения бюджетного финансирования, несистемное выделение средств на выполнение целевой Программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр ожидаемых показателей эффективности, не обеспечит в полном объеме решения поставленных задач, увеличение сроков создания системы интеграции детей с ОВЗ в социокультурные отношения. - отсутствие поставщиков/исполнителей товаров/работ (услуг), определяемых на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами автономного округа; - удорожание стоимости товаров/работ (услуг) Внутренние риски: - нехватка специалистов, недостаточная их квалификация, текучесть кадров; - неоднородность структуры органов по делам молодежи муниципальных образований автономного округа; - финансирование сферы соцпроектов по остаточному принципу; - недостатки в управлении проектом, в первую очередь из-за отсутствия должной координации действий Эффекты: 1. Социальный: - успешная социализация, самоопределение личности, ее самореализация формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; 2.Образовательный: повышение уровня художественных умений и навыков участие в конкурсной и выставочной деятельности 3.Личностный эффект: удовлетворённость творческой деятельностью, успешная социализация Смета расходов на реализацию проекта? СМЕТА РАСХОДОВ на оборудование кабинета арт-терапии № наименование кол-во Стоимость руб.за ед. сумма руб. 1 Стол компьютерный 5 2.500 12.500 2 Стол-парта для обучающихся 5 1.200 7.200 3 Гардероб с антресолями 1 8.000 8.000 4 Стеллажи для литературы, подрамников, натурного фонда и т.д. 4 3.000 12.000 5 Мольберты ученические ?хлопушка? 6 1.800 10.800 6 Стулья мягкие 7 600 3.600 7 Табуреты 7 300 2100 8 постановочные столы 6 500 3.000 9 копировальный стол 1 1.000 1.000 10 Жалюзи для окон или портьерная ткань белого цвета 4 2000 8.000 11 мультимедийный проектор для просмотра видеофильмов и прочей продукции мультимедиа и т.д. 1 20.000 20.000 12 Компьютер+монитор 5 25.000 125.000 13 Принтер (сканер+копир) для цветной печати 1 12.000 12.000 14 Графический планшет 5 10.000 50.000 15 печатный станок для гравюр Россия 1 50.000 50.000 16 Ватман 100 листов 10 1.000 17 резцы по линолеуму линолеум формата А3 3 100 750 120 2.250 1200 18 Краска для печати Набор 6цв 300 1800 19 Гипсы /головы, розетки/ - - 20 550 Итого: 374.450
Педагогическая арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве