Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
дополнительного образования детей 
?Детская школа искусств и народных ремесел?



СОЦИАЛЬНО  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

?Педагогическая арт-терапия
для детей с ограниченными возможностями здоровья
в инклюзивном пространстве?

     


Автор проекта:
Писаренко А.С.















г. Ханты-Мансийск
2013г

?Педагогическая арт-терапия
для детей с ограниченными возможностями 
в инклюзивном пространстве?

Анализ ситуации.
       За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста числа детей-инвалидов. Этому способствует множество  факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, низкий уровень отечественной медицины.
     В   Ханты-Мансийском округе на сегодняшний день  детей-инвалидов — 4373, количество детей, непризнанных инвалидами в установленном порядке, но имеющих временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания, гораздо больше. К их числу отнесены дети с незначительными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения, которые, наряду с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, составляют многочисленную группу детей с особыми образовательными потребностями (ООП). 
     Актуальность темы ?Педагогическая арт-терапия для детей с ограниченными возможностями в инклюзивном пространстве? -  здоровье является приоритетной человеческой ценностью, обеспечивающей активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с образом жизни человека.       
     Новизна проекта в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в социализации и обучении детей с ОВЗ, расширением и обобщением существующих представлений об особенностях инклюзивного образования.

    Значимость поставленной проблемы усиливается за счет существующих и постоянно возникающих противоречий между: 

- необходимостью своевременного выявления таких категорий детей и отсутствие современной службы детской реабилитологии в здравоохранении;

- заявленными законодательно правами граждан на полную реализации своей индивидуальности (Деклараций ООН ?О правах умственно отсталых лиц? (1971г.) и ?О правах инвалидов? (1975г.)) и реальным состоянием дела в различных сферах жизнедеятельности (образование, труд);

- декларативными заявлениями о необходимости разрешения проблемы  нарушения связи таких  детей с внешним миром (ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, недоступности ряда культурных ценностей и т.д.) и реальным результатом социальной политики, стереотипным общественным сознанием, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб и т.д.;
- осознанием необходимости преодоления, минимизации степени   дискриминации и отчуждения  детей с ОВЗ от образовательных учреждений и их значительной  удаленностью от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что приводит к разрыву с семьей;
- поставленной на государственном уровне задачей, связанной с созданием условий, обеспечивающих успешность воспитания и обучения детей с ОВЗ и адекватной, научно-обоснованной диагностикой и оценкой возможностей данной категории детей, выявления у них особых образовательных потребностей.

- необходимостью повышения профессиональной компетентности специалистов для работы с такими категориями детей и  отсутствием  системы повышения квалификации педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии.
 
 Проблема из узко медицинской переросла в общенациональную. Инвалидность перестает быть только проблемой узкого круга детей и их семей, а становится проблемой общества в целом. Это позволяет говорить не только об отдельных технологиях оздоровления, но и о единой ?политике здоровья?, включающей предупреждение факторов риска для здоровья, раннее выявление детей, имеющих ограничения в здоровье, формирования навыков здорового образа жизни населения, подготовку специалистов в области воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 
     К этому в последнее время добавились рост детского травматизма, число случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности. Такая тенденция позволяет прогнозировать в ближайшее время еще большее увеличения количества детей с различными нарушениями здоровья, как физического, так и психического.

Проектная идея:  инклюзивная среда в социализации детей  как средство повышения конкурентной способности на рынке труда.

Проектный замысел: заключается в том, что свои физические недостатки дети с ОВЗ восполнят  творчеством. И это им поможет не остаться со своими проблемами в полном забвении, а победить недуг и вести независимый образ жизни, и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни.
     
Цель проекта — включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное пространство в арт-студии, обеспечивающее начальное художественное образование
            
 Для? достижения?? поставленной цели необходимо решить  следующие  задачи:
скорректировать образовательные программы арт-студии с учетом обучения детей с проблемами развития
приобрести дидактические средства для обучения детей в инклюзивном пространстве
организовать информационную поддержку деятельности арт-студии
провести переговоры с заинтересованными в развитии инклюзивного образования людьми и организациями
Привлечь к активному участию в организации арт-студии заинтересованными людьми и организациями
Привлечь к контролю над  реализацией проекта родителей детей с ОВЗ, преподавателей.
Организовать деятельность арт-студии.

Концепция проекта: необходимо улучшать систему воспитания детей с ОВЗ в воспитательных учреждениях, создавать инклюзивное пространство для совместного творчества. Работа по традиционной схеме "образование - общее развитие" приводит к тому, что выпускники с ОВЗ, столкнувшись с трудностями трудоустройства, создания семьи, взаимоотношений в коллективе и по месту жительства, жесткой конкуренции в сфере производства, не могут самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации. Отсюда - уход в наркоманию, проституцию и преступность.
   В оценке готовности выпускников специальных образовательных учреждений специалисты отмечают неадекватность их ожиданий характеру и сложности проблем в самостоятельной жизни.
     Главной целью образования детей с проблемами умственного и физического развития является достижение ими такого уровня социализации, который позволит им в дальнейшем занять независимую позицию в обществе, определиться в своей социальной ?нише?.
      Благополучие  выпускников с ОВЗ будет зависеть от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и в личной жизни, от умения создать свой быт, организовать досуг. 
        
   Формат проекта —    Вид проекта:  социально педагогический 
Срок реализации:   долгосрочный (1 год)
Участники проекта:
 дети с ОВЗ, родители детей с ОВЗ, дети здоровые, преподаватели, граждане, желающие получить художественное образование
База реализации:  необходимо помещение около 100кв.м
Содержание проектной деятельности:  

Подготовительный этап:
Скорректировать образовательные программы арт-студии, обеспечивающие начальное художественное образование
Приобрести дидактические средства для обучения детей в инклюзивном пространстве
    
 II.    Организационный этап:
Организовать информационную поддержку деятельности арт-студии.
Провести переговоры с заинтересованными в развитии инклюзивного образования людьми и организациями
Привлечь к активному участию в организации арт-студии заинтересованными людьми и организациями
Привлечь к контролю над  реализацией проекта родителей детей с ОВЗ, преподавателей.
Организовать деятельность арт-студии.
    
 III. Рефлексивный этап:
Организация процесса обучения детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве
В рамках совместного обучения дети получают начальное художественное образование

Ресурсное обеспечение проекта:

Программно-методическое:
1) программа для детей 2-4лет ?Одуванчик?, 5-7лет ?Зернышко? - основы изобразительной грамоты
2) программа занятий по изо с детьми с ОВЗ и здоровыми детьми, гражданами, желающими получить начальное художественное образование
    3) программа для занятий компьютерной графикой
2.Материально-техническое:
Необходимо помещение около 100кв.м специально оборудованное:  пандусы, туалет, аудитория для занятий рисованием.
 Гипсы, муляжи фруктов, рыб, птиц, натурный фонд; смета необходимого технического оборудования, мебели.
3.Кадровое:
Руководитель проекта, преподаватели, системный администратор.


Критериальная база


1.Задачи 
2. Ожидаемые результаты

Скорректировать образовательные программы, обеспечивающие художественное образование
?Успешное освоение  программ ?Основы ИЗО? для детей 2-4лет, 5-7лет; начальное художественное образование, компьютерная графика

Диагностика познавательных способностей детей. Составление индивидуальных образовательных маршрутов. 
Проведена диагностика познавательных способностей детей. Составлены индивидуальные образовательные маршруты

Создание деятельностной среды для выявления и самореализации  обучающихся:- группы по возрастам,- создание арт-студии ?Перспектива?,- клубы выходного дня.
Создана арт-студия,  группы по возрастам, составлена расписание занятий, программа клуба выходного дня на год

Организовать информационную поддержку деятельности арт-студии 
Создать сайт и разместить материалы на сайте арт-студии
- публикация в прессе и на ТВ.
Создание сайта http://infinitymoments.ucoz.ru/
Размещение объявлений и материалов на сайте для детей и их родителей
план работы родительского лектория

Создание системы просветительской и методической работы с родителями по вопросам здорового и безопасного образа жизни обучающихся
- результативность инклюзивного обучения

Укрепление материально-технической базы  студии для организации занятий творчеством разных контингентов детей
Приобретены компьютеры, мультимедийный проектор, видеокамера, принтер для цветной печати

Приобрести дидактические средства для обучения детей в инклюзивном пространстве
Составить смету расходов
Приобретены гипсы, муляжи, натурный фонд, видеотека по истории искусств, классической музыке

Организовать процесс обучения детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

Создание арт-студии
- успешная социализация, самоопределение личности, ее самореализация
- В рамках совместного обучения дети получают начальное художественное образование




Критерии результативности
Уровень развития социальной успешности 
 Соответствие образовательных программ индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Уровень развития художественных умений и навыков.
Система просветительской и методической работы с родителями по вопросам здорового образа жизни обучающихся
 Содержательность и соответствие поставленным целям  программ по изодеятельности.
Успешная социализация, самоопределение личности, ее самореализация.

Оценка рисков реализации проекта
В процессе реализации проекта могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков.
Внешние риски:
- сокращения бюджетного финансирования, несистемное выделение средств на выполнение целевой Программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр ожидаемых показателей эффективности, не обеспечит в полном объеме  решения поставленных задач, увеличение сроков создания системы интеграции детей с ОВЗ в  социокультурные отношения.
- отсутствие поставщиков/исполнителей товаров/работ (услуг), определяемых на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами автономного округа;
-  удорожание стоимости товаров/работ (услуг)
Внутренние риски:
- нехватка специалистов, недостаточная их квалификация, текучесть кадров;
- неоднородность структуры органов по делам молодежи муниципальных образований автономного округа;
- финансирование сферы соцпроектов по остаточному принципу;
- недостатки в управлении проектом, в первую очередь из-за отсутствия должной координации действий

Эффекты:
   1. Социальный:
- успешная социализация, самоопределение личности, ее самореализация
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
   2.Образовательный:
 повышение уровня художественных умений и навыков
 участие в конкурсной и выставочной деятельности
    3.Личностный эффект:
 удовлетворённость  творческой деятельностью,
успешная социализация










Смета расходов на реализацию проекта?
СМЕТА РАСХОДОВ на оборудование кабинета арт-терапии

№
наименование
кол-во
Стоимость                    руб.за ед.
 сумма руб.

1
Стол компьютерный
5
2.500
12.500

2
Стол-парта для обучающихся
5
1.200
7.200

3
Гардероб с антресолями
1
8.000
8.000

4
Стеллажи для литературы, подрамников, натурного фонда и т.д.
4
3.000
12.000

5
Мольберты ученические ?хлопушка?
6
1.800
10.800

6
Стулья  мягкие
7
600
3.600

7
Табуреты 
7
300
2100

8
постановочные столы
6
500
3.000

9
копировальный стол  
1
1.000
1.000

10
Жалюзи для окон или портьерная ткань белого цвета
4
2000
8.000







11
мультимедийный проектор для просмотра видеофильмов и прочей продукции мультимедиа и т.д.  
1
20.000
20.000

12
Компьютер+монитор 
5
25.000
125.000

13
Принтер (сканер+копир)  для цветной печати
1
12.000
12.000

14
Графический планшет
5
10.000
50.000







15
печатный станок для гравюр Россия
1
50.000
50.000

16
Ватман  
100 листов
10
1.000

17
резцы по линолеуму
 линолеум формата А3 
3
100
750
120
2.250
1200

18
Краска для печати
Набор 6цв
300
1800

19
Гипсы /головы, розетки/
-
-
20 550


                                               Итого:


374.450