Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Эрудит» г. Перми

Группа № 7 «Семицветики».

Проект

«Мой город - Пермь»

Авторы: Костарева Оксана Валерьевна

Эшмакова Светлана Рудольфовна

Пермь – 2023г

Актуальность проекта:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последнее время заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений: стали проводиться конкурсы на соискание гранта по организации работы по патриотическому воспитанию, конференции, появилось разнообразие методической литературы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.

С целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится работа на основе регионального компонента. Деятельность педагогов по патриотическому воспитанию детей включает в себя совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.

Проблемы, на решение которых был направлен проект:

-познакомить детей с городом – как культурной столицей Прикамья;

-дать представление о достопримечательностях родного города;

-привлечь к участию родителей, способствовать формированию культурных  семейных ценностей и традиций.

-использовать при реализации проекта новые формы взаимодействия с детьми и родителями.  Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой любимый город!».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Участники проекта: дети подготовительной группы № 7 «Семицветик» МАДОУ «Детский сад Эрудит», воспитатели Эшмакова Светлана Рудольфовна, Костарева Оксана Валерьевна и родители воспитанников.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

 Сроки реализации проекта: сентябрь 2023г. – февраль 2024г. 

Направления проектной деятельности:

Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

и ИКТ

Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.

Продолжать знакомить детей с историей возникновения г.

Перми, его основателем, основными культурными и историческим  достопримечательностями.

Закрепить знания о символике г. Перми.

Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический

№ п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Организация развивающей среды

 

Выставка рисунков «Любимый город»

Выставка рисунков в раздевалке группы.

 

Презентация мини-проектов «Мое любимое место в городе» в форме устного повествования перед детьми в группе

Помощь в составлении рассказов, фотоотчеты, информационный поиск

Подбор материалов о городе, фотоальбомы любимые места в Перми

 

Рассматривание буклетов и фотографий «Мой город»

Помощь в подборе материалов

Выставка буклетов и фотографий

 

Цикл «виртуальных» экскурсий по городу.

-Центральные улицы города;

-Ворота нашего города (Ж/д вокзал, речной, автовокзал, аэропорт);

-Пермь театральная

-Памятники  и музеи города.

Помощь в подборе материалов для экскурсий.

Фотоотчеты

 

Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, основатель)

Помощь в подборе информации.

Фотоотчёт

 

Проведение дидактических игр по краеведению «Мой город Пермь», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Ассоциации - город»

 

Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке.

 

-

Экскурсии с родителями по городу «Мой город – Пермь»

 

 

-

 Посещение с родителями краеведческого музея

 

 

Разучивание песен, стихов о Перми

Подбор материалов

 

 

Оформление макетов «Любимое здание моего города»

Помощь в изготовлении, описании и оформлении.

Оформление выставки «Наш любимый город»

 

Чтение книг пермских писателей

 Подбор материалов

Оформление выставки книг пермских писателей в книжном уголке.

 

Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города»

Оформление странички книги.

Оформление книги рассказов о городе.

 

Посещение кукольного театра.

 

 Фотоотчёт

 

Историческая викторина «Знатоки родного города»

 Вручение дипломов и грамот участникам и победителям

 

III. Презентационно - завершающий

Открытое итоговое мероприятие “Моя Родина – город Пермь!”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки.

Возможные риски:

1.нежелание участвовать в проекте родителей;

2.низкое ресурсное обеспечение;

3.низкая познавательная активность участников.

Предполагаемый результат:

1.Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания о родном городе, его истории, культуре. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Мониторинг, направленный на выявление представлений у детей старшего дошкольного  возраста представлений о родном городе.

1.Как называется наш город?

2.Кто является основателем нашего города?

3.Какое животное изображено на гербе Пермского края?

4.Чем славится земля Пермская?

5.Назови свой домашний адрес?

6.Какие улицы ты еще знаешь?

7.Назови и расскажи о достопримечательностях города Перми.

8.Какие вокзалы есть в городе Перми?

9.Назови театры  нашего города?

Данный мониторинг проводится в начале и конце проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познание», «Социализация».

Тема: В гостях у Деда-краеведа

 Цель: способствовать формированию у детей  чувства  патриотизма к родному городу.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения г. Перми, основными достопримечательностями.

2. Закрепить знания о символике г. Перми.

3. Развивать связную, диалогическую речь у детей.

4. Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.

Предварительная работа:

Рассматривание буклетов, символик г. Перми (герб), поездка в цирк, экскурсия по улице г. Перми, игры «Собери картинки», составление рассказов о местах г. Перми.

Ход занятия:

Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Я Дед-краевед – все ведаю, все знаю о своем родном крае. Услышал я, что вы изучаете историю родного края и хочу помочь вам в этом сегодня. Но сначала я проверю ваши знания. Ребята, Дед-краевед нам прислал открытки (на экране показ открыток).

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?

- Как называется наш край?

Еще Дед-краевед прислал игру «Собери картинку». Разделимся на три группы и быстро их соберем. Чья команда вперед? (собираем герб России, герб Перми, герб Москвы). Что за символы получились? На экране символ Перми - герб.

- Что обозначают элементы этого символа?

Медведь – это сила и богатство края, крест и книга – христианство.

- А, как вы думаете, ребята, нужны вам знания об истории нашей страны, нашего Пермского края? А зачем? Дед-краевед очень хочет, чтобы вы были умными и все знали, поэтому он еще прислал историческую книгу о г. Перми. Прочитав ее, я предлагаю вам узнать об возникновения г. Перми.

- Желаете, послушать мой рассказ? Давным-давно, когда еще не было города Перми, на этом месте шумела тайга. Чем богат лес? По тайге протекала маленькая речка Егошиха, которая спешила встретиться с большой речкой Камой! Чем богата речка? И людям понравилось это место и стали строить они дома. Какие дома раньше были? А потом в земле люди нашли полезное ископаемое «медную руду» и построили завод. На заводе выплавляли медь – она нужна была России. Вокруг завода вырос поселок, его называли Егошиха, как и речку. Поселок разрастался. Прошло много-много лет и он превратился в город. И царица России Екатерина II издала указ назвать этот город Пермь.

- Какие дома в Перми построены?

- Какие улицы в Перми?

- Что еще вы видели в Перми?

Посмотрите на экран (слайды г. Перми)

- Каким город стал в наше время?

- Какие дома построены?

- Какие улицы? (широкие, длинные)

Пермь - большой и красивый город. В нем много храмов, театров, музеев, библиотек.

- Ребята, а вы ездили с родителями в г. Пермь? Где вы бывали? Что повидали? Может расскажите нам?

- Спасибо вам за интересные рассказы.

- Ребята, а что нового узнали на занятии?

Нам надо рассказать Деду-краеведу.

Дед дед-краевед

Ты посылочку прислал

Много ты нам показал

1-2-3

Что узнал, ты расскажи!

Рефлексия:

- Ребята, я предлагаю создать флаг настроения - символ нашего занятия. Посмотрите какой он у нас. Флаг получился ярким, красочным. Значит настроение от занятия у вас веселое, радостное.