МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему «Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
«Школа юного финансиста»

Автор:
Малова Олеся Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

п. Пятигорский 2022г.


СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта……………………………………………………2
2. Цель и задачи проекта……………………………………………………4
3. Этапы проекта…………………………………………………………….5
4. Ожидаемые результаты…………………………………………………6
5. Перспективный план работы……………..………………………………7
6. Заключение……………………………………………………………….19
7. Список литературы……………………………………………………..19
8. Приложения……………………………………………………………..21

Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования определил новую модель развития современного
образования. Данная модель должна быть направлена на создание для
ребенка условий, позволяющих ему интересно проводить время в детском
саду и развивать свою индивидуальность. Все мы понимаем, что система
образования не может оставаться прежней. Поэтому педагогам необходимо развивать свои педагогические навыки, искать новые подходы к детям и создавать пространство для успешного развития каждого ребенка.
Актуальность проекта основывается на том, что постепенные
изменения в обществе, формирование рыночных отношений, необходимость
формирования массового сознания и, учитывая рыночный опыт многих
развивающихся стран – все это делает необходимым совмещать образование
с экономикой. Бережливость, организованность, хозяйственность и другие
качества человека нужно воспитывать с детства. Поэтому процесс
экономического воспитания дошкольников должен быть адресным и
системным, во многом зависящим от психологической и педагогической
подготовленности детей.
В современном мире человек любого возраста должен обладать
высоким уровнем финансовой грамотности, чтобы добиться успеха в жизни.
Следовательно, работу по повышению этого уровня необходимо начинать в
дошкольных учреждениях. Это относительно новое направление в
дошкольном образовании. Многие исследования, проведённые в последние
годы, указывают на необходимость его внедрения с дошкольного возраста,
когда дети получают свой первый опыт участия в экономических
отношениях и знакомятся с миром экономической реальности.
Причин такой необходимости несколько:
• в дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры,
но и стимулы для получения образования на протяжении всей жизни;
• количество детей, которые могут самостоятельно принимать
финансовые решения (использование карманных денег, оплата сотовой
связи, интернет и т.д.), быстро растет;
• это позволяет охватить максимальное количество дошкольников
независимо от их социального и материального положения и, таким
образом, заложить основу знаний и навыков для целого поколения.
Во многих странах повышать финансовую грамотность начинают в
дошкольном возрасте. Сингапур считается самой развитой страной в этой
сфере, там банковские карты выдаются детям с пятилетнего возраста.
Можно открыть счет на имя ребенка, посетив отделение банка лично или
онлайн. Эта услуга помогает создать экономическую компетентность и
финансовую независимость дошкольников в этой стране.
Дети очень рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи (смотрят
рекламу, ходят с родителями в магазин). Однако нельзя полагаться на
спонтанное освоение экономики жизни, поскольку дети, познавая эту сферу,
сталкиваются с этическими понятиями, такими как бедность, богатство,
кредиты, долги и т.д. Эти понятия имеют большое моральное значение,
отражающее социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие,
взаимовыручка и многое другое.
К дошкольному возрасту основы финансовой грамотности можно
привить с помощью основных моральных представлений: о добре и зле, о
том, что красиво и некрасиво, что хорошо, а что плохо. Основная задача –
дать представление о бережном отношении к вещам, природным ресурсам,
затем деньгам. Для детей очень важен пример родителей. Они должны
объяснить ребенку, что для того, чтобы купить то, что он хочет, нужно
много работать и зарабатывать деньги. Детям необходимо учитывать
потребности своей семьи, учиться жить по средствам и знать, что расходы
должны быть меньше доходов.
К сожалению, повышению финансовой грамотности в дошкольных
учреждениях в настоящее время уделяется недостаточное внимание, и
работа в этом направлении ограничивается использованием аналогов
банкнот и банковских карт в игровой деятельности.
По нашему мнению, чем раньше дети узнают о том, что значат деньги
в жизни людей, тем быстрее у них появятся полезные финансовые
привычки. Задача воспитателей детского сада – максимально доступно и
занимательно преподнести детям основные финансовые концепции.
Ведущей формой обучения в дошкольном возрасте является игра. Именно
через игру ребенок осваивает и познает мир.
Финансовая грамотность, как и любая другая, приобретается в течение
длительного периода времени по принципу «от простого к сложному» в
процессе многократного повторения и закрепления, направленного на
практическое применение знаний и навыков. Выработка полезных
финансовых привычек с дошкольного возраста помогает детям избежать
многих ошибок по мере их взросления и обретения финансовой
независимости, а также закладывает основу для финансовой безопасности и
благополучия на протяжении всей жизни.
Новизна этого проекта заключается в разработке методических
приемов воспитания финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста. До сих пор в педагогической
практике методы формирования финансовой грамотности использовались
эпизодически. В рамках данного проекта планируется реализовать
комплексный подход к решению этой задачи.
Цель проекта – расширить экономические горизонты дошкольников и
дать представление об экономических качествах, таких как трудолюбие,
бережливость и хозяйственность. Помочь понять, что лишь работая
можно достичь финансовой независимости. Более того, работа – это не
только средство достижения финансовых благ, но и творческий процесс,
направленный на созидание, приносящий радость и удовлетворение.
Задачи:
формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
совершенствовать коммуникативные качества детей;
содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых;
развивать умения творчески подходить к решению ситуаций
финансовых отношений посредством игровой деятельности;
формировать первичные экономические понятия;
формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной
необходимости;
воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного
поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с
разумными потребностями).
расширять круг представлений о мире, человеческих отношений.
Срок реализации проекта: октябрь – май.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп,
воспитатели, родители.
Принципы реализации проекта:
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип последовательности и систематизации;
принцип целенаправленности;
принцип новизны;
принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей ребенка.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы,
сбор материала необходимого для реализации проекта;
проведение мониторинга для определения уровня сформированности
знаний и представлений об экономических понятиях и отношениях
(приложение №1);
информирование родителей о планировании работы с детьми по
проекту;
подбор художественной литературы по выбранной теме;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического
наполнения проекта;
обогащение предметно-развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме
совместной деятельности воспитателей с детьми. Изготовление пособий,
демонстрационного и раздаточного материала для занятий и атрибутов для
игр; чтение художественной литературы, подготовка презентаций,
проведение бесед, экскурсий, дидактических игр, сюжетно-ролевых
игр, игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций, и т.д. Обязательно
привлечение родителей к участию в работе по повышению уровня
финансовой грамотности детей.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в
форме игровой деятельности: игра-квест «Что? Где? Почем?»
Ожидаемые результаты
дети ценят и бережно относятся к окружающему предметному
миру; уважают труд и трудолюбивых людей;
осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд –
продукт – деньги» и «качество продукта – стоимость продукта»;
правильно определяют черты хозяйственного человека: бережливость,
расчётливость, трудолюбие, но в то же время великодушие, щедрость,
благородство, честность, сочувствие, милосердие; умеют вести себя
правильно в реальных жизненных ситуациях;
могут контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
родители получат дополнительные знания по экономическому
воспитанию детей и начинают помогать детям в освоении сферы личных
финансов;
воспитатели получат педагогический опыт по формированию основ
финансовой грамотности дошкольников.

Перспективный план
работы с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Сентябрь

1.Беседа с детьми: «Какие у нас есть потребности?»
(уточнить о том, что такое потребности и желания; какие потребности
у детей; чем отличаются потребности взрослых от желаний детей)
2.Рассуждения «Что необходимо человеку для интересной,
разнообразной и полноценной жизни?» (свежий воздух, яркое и
теплое солнце, разнообразная и полезная пища, одежда, жилище,
знания, умения, общения, приятная музыка, орудия и инструменты,
плодородная земля, животные, путешествия, транспорт, фотографии,
картины, скульптуры, красивая посуда, родственники…)
Цель: познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары»,
«услуги»; учить определять, от чего зависят потребности;
расширить знания основ безопасности жизни, экологические знания;
развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, учить
детей сопоставлять свои желания со своими возможностями;
воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии
бюджета семьи.
3.Д/и «Мои первые сбережения».
Цель: учить детей ставить цель накопления, понимать реальность ее
осуществления, умение компоновать монеты так, чтобы получить
определённую сумму.
Ход:
ребятам раздаются разнообразные копилки, под каждой из которых
написаны цифры, обозначающие номинал монет, которые нужно
положить в копилку. Необходимо определить написанную сумму и
набирать ее из тех монет, которые есть в запасе.
4.Игра «Банан-лимон».
Цель: продолжать учить планировать свои желания.
Материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры: дать ребенку бумагу и предложить на разных ее сторонах нарисовать фрукты: банан и лимон. По окончании работы предложить вырезать для друга и банан и лимон. Увидев затруднение, необходимо
объяснить, что невозможно вырезать фрукты, т.к. ребенок не
спланировал место на бумаге так, чтоб можно было вырезать фрукты,
не задев друг друга. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Анкетирование родителей «Владеет ли мой ребенок финансовой
грамотностью».
Консультация по финансовой грамотности для педагогов
«Поговорим по-взрослому с детьми».

Октябрь

1.Чтение произведение А. Романова «Чудеса в кошельке».
Цель: продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя
выбор своего решения
2.Беседа с детьми «Потребности моей семьи» (уточнить об отличии
потребностей разных семей).
3.Рассужденипе с детьми «Что я хочу, что нам необходимо?»
Цель: установить различие слов «хочу» и «необходимо».
Научить различать личные желания и потребности от того, в чем
нуждается конкретная семья, воспитывать умение принимать решение
сообща.
4.НОД «Бюджет моей семьи». (Приложение №10)
Цель: ознакомить детей с составляющими семейного дохода: зарплата,
пенсия, стипендия;
дать представление о том, что есть доход и расход денежных средств;
развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать
бережное отношение к бюджету семьи.
5.Продуктивная деятельность: изготовление чеков, ценников,
банковских карточек для с/р игры «Гипермаркет».
6.Д/и «Придумай название магазину или отделу магазина».
Цель: продолжать учить дошкольников по обобщенным группам предметов,
которые продаются в том или ином отделе магазина, придумывать
интересные названия магазинов.

Родительское собрание «Дети, деньги» (Приложение № 9)
Мастер-класс для педагогов детского сада
«Родительский авторитет средствами квизигры «Дети и деньги».

Ноябрь

1.Беседа «Зачем мы все трудимся?» (первичное понимание
экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт
труда).
Цель: расширить знания о том, что благодаря труду у человека появляется
возможность удовлетворить свои потребности и увеличить доход.
2.Рассуждение «Путешествие в страну профессий!»
Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
3.Д/и «Кому что нужно для труда?»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях и
орудиях трудовой деятельности.
4.Чтение украинской народной сказки «Петушок и два мышонка»
Цель: учить уважать и ценить труд других, преодолевать свою лень, вызвать
радость от помощи другим.
5.Заочная экскурсия «Какие бывают деньги?»
Цель: дать знания о том, что деньги бывают металлические, бумажные
одного и того же номинала.

Презентация: «Бюджет семьи» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «высокооплачиваемая
работа»).
Семинар на тему: «Дидактические игры по финансовой грамотности для
дошкольников».

Декабрь

1.Решение проблемной ситуации: «Да мало ли, что я хочу».
Цель: приучать детей к бережному отношению к семейному бюджету.
2.Презентация «Ознакомление с разнообразными функциями
банкомата».
3.Д/и «Из настоящего-в будущее».
Цель: расширить знания о том, что все в этом мире имеет свою цену: в
детстве через игру, а у взрослых через оплачиваемый труд.
4. Д/и «Стоимость покупки».
Цель: формировать умение отбирать купюры и монеты для оплаты
выбранного товара.
Ход: детям раздаются карточки с изображением разного товара, где указана
его цена. Воспитанники отбирают купюры и монеты для оплаты этого
товара.
5.С/р игра «Банк».
Цель: продолжать уметь отображать в игровой деятельности работу
банковских сотрудников.
Познавательный маршрут «Банкомат».
Цель: воспитывать умение рационально управлять деньгами с детства,
считать их и различать купюры по номиналу.
Практикум для педагогов: «Осваиваем финансовую грамотность»

(Приложение №8)

Январь

1.Дискуссия с детьми «Реклама-это хорошо, или это плохо».
Цель: дать детям представление о пользе рекламы.
2.Просмотр ролика «Барбоскины и реклама».
3.Игровая ситуация «Рекламная компания».
Ход: дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
4.Продуктивная деятельность: изготовление своими руками игрушек
для продажи на ярмарке.
Цель: достойно презентовать свою игрушку для того, чтоб ее продать
дороже.
5.НОД «Орел и решка».
Цель: дать представление о разнообразии денежных знаков разных стран;
вызвать интерес при ознакомлении ребят с «монетами», «купюрами»,
«пластиковых карт» всего мира;
воспитывать аккуратное и бережное отношение к деньгам и знать их
ценность.
6.Игра «Купи-продай».
Цель: закрепить знания детей о торгово-покупательских отношениях;
развивать у них эстетические чувства и художественный
вкус; продолжать знакомить с понятием удачной рекламы для
успешной продажи товара.
Ход игры: участникам игры «художникам-оформителям» (3-4 человека) необходимо придумать рекламу своего торгового отдела. Другие дети
оценивают работу и определяют победителя.
Ярмарка поделок (совместно родителей и детей).
Цель: упражнять в умении назначить свою цену для изделия и выгодно
продать.
Брейн-ринг для педагогов «Развитие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Февраль

1.Д/и «Что быстрее продать?»
Цель: развивать умение видеть качество товара, его стоимость и спрос на
этот товар.
2. Игровой практикум «История денег».
Цель: познакомить с историей возникновения денег.
3.Д/и «Сложи товар в корзинку».
Цель: продолжать давать знания детям о товаре.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о товаре.
2. Упражнять в умении выбирать товары по необходимости.
3. Развивать и соотносить количество имеющихся «денег» со
стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям «деньги». Разложить перед детьми «товар». Предложить «покупателям», купить
в магазине…
- овощи…
- фрукты…
- продукты для домашнего животного и т.п.
Викторина с родителями «По дорогам экономики».
Презентация на тему «Финансы мышлением детей».

Март

1.Игра-соревнование «Разменный пункт».
Цель: упражнять в умении правильно раскладывать денежные купюры
Материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-3 человек
Ход игры: детям раздаются монеты каждому по 2-3 десятка. У взрослого остается несколько банкнот разного номинала. Игроки соревнуются в быстроте размена выложенных взрослым банкнот мелочью. В конце игры
подсчитывается сумма выигрыша.
2.Д/и «Список покупок».
Цель: обобщить у детей понятие о том, что такое «список покупок»;
упражнять в умении следовать запланированному «списку покупок»;
закреплять умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры: детям (покупателям) раздается «список покупок». Предложить им
собрать по данному списку товар в продуктовую корзину.
3.С/р игра «Кафе «Лакомка».
Цель: обогащать сюжет игры; упражнять выполнять игровые действия с замыслом игры; упражнять в умении отбирать атрибуты для этой игр;
воспитывать взаимопонимание во время игры.
Буклет «Как воспитать умение детей контролировать свои карманные расходы ».
Познавательная игра: «Мини-банк».
Цель: продолжать расширять знания о принципах финансового планирования: «сначала надо заработать, а потом – потратить» .

Апрель

1.Игра «Правильный выбор».
Цель:формировать в правильном умении ориентироваться в таких понятиях
как «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»;
Ход игры: в данной игре участвуют 2-3 детей. Детям раздаются карточки с
изображением предметов, которыми пользуются люди в разных
ситуациях.
1. Предложить детям закрыть фишками предметы, не являющиеся
жизненно необходимыми для людей. Эти предметы можно легко
назвать роскошью
2. Рассмотреть оставшиеся предметы и рассказать о том, как они
необходимы для человека
3.Закрыть фишкам наиболее для жизнедеятельности человека, без
которого трудно обойтись
4.Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши,
изображения которых остались закрытыми.
2.Д/и «Кто как трудится».
Цель: дать представление о сказочных героях, которые разными
способами приобретают богатство; прививать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым сказочным героям.
Материал: лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка,
Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли,
Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф - Наф, Бабка,
Лисичка-сестричка и др.
Ход игры: воспитатель зачитывает детям пословицы и поговорки. Предлагает определить какая из них подходит тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи-не лежи на печи».
Дети доказывают то, что трудолюбивых героев в сказках больше.

3.Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашено».
Цель: дать представление детям о выгодном вложении денежных средств в
покупку через просмотр мультипликационного фильма; развивать у дошкольников логическое мышление и сообразительность.
4.Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Цель: продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя
выбор своего решения.

Консультация для родителей: «Нужны ли ребенку карманные деньги».

( Приложение №6)
Консультация для воспитателей
«Посредством экономического воспитания дошкольников»
Май
1.НОД Комплексное занятие по финансовой грамотности
«Приключение девочки Николетты».
Цель: закрепить знания у дошкольников по экономической грамотности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «монета», «деньги», «пластиковая
карта», «банкнота»; наличные и безналичные деньги; закрепить
знания детей о внешнем виде современных денег.
2. Упражнять в умении находить отличительные и сходные признаки
между монетой и банкнотой. Закрепить у детей понятие «дешево»,
«дорого», «покупка».
3. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.
4. Развивать желание достигать качественного результата.
5. Создавать у детей радостное настроение.
2.Д/и «Что сколько стоит».
Цель: закрепить знания с понятием «цена».
Задачи: расширить представление о том, что каждая вещь имеет свою
цену. Она зависит от качества товара, производителя, сезона продажи

Ход игры: предложить выбрать карточки с товаром, который стоит до 10 рублей. Покупатель уточняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.
3.Подвижная игра по финансовой грамотности для старших
дошкольников.
Цель: обобщить принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом
тратим»
Задачи:
1) упражнять детей в счете монет, денег и тратить деньги за товар;
2) развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками,
развивать социальный интеллект;
3) расширять представления о принципе «заработок – покупка
товара»;
4) воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры: дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу
раскладываются игрушки. Напротив каждой колонны в
противоположной стороне группы расположена коробка, в которую
эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с коробкой встает один
ребёнок, у него в руках монеты, деньги.
Участники, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола
игрушку, быстро принести её в коробку и получить за эту работу, то
есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру) стоящий рядом с
коробкой кассир. После того как вся команда получит деньги на доске
выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает
сколько они заработали денег и, смотря на товары, договариваются о
том, что им купить.
4.Д/и «Дорогой или дешёвый товар».
Цель: упражнять детей в умение сравнивать товары по стоимости, называть
те факторы, которые влияют на неё (трудозатратность, стоимость
сырья, новизна и т. д.).
Ход: дошкольникам раздаются карточки с картинками, на которых
изображены предметы и мешочки: большой (дорогой) и маленький
(дешёвый). Ребята стараются сделать выбор и определить стоимость
товара. Есть карточки, на которых изображены совершенно разные товары,
например: дом и ваза, на некоторых похожие (например, два дома, но
один дом деревянный одноэтажный, а другой кирпичный и двухэтажный).

Интерактивный практикум для родителей по формированию
финансовой грамотности у детей: «Копейка рубль бережет».

(Приложение №7)
Поход с родителями в торговый центр.
Мастер–класс: «Познание финансовой грамотности старших дошкольников
ДОО».

Игра-квест «Что? Где? Почем?».
Материал: интерактивная доска, презентация «Профессии», детские деньги, 2 кошелька, листы бумаги А-4, цветные карандаши, пластилин,
конструктор «Лего», бросовый материал, клей, макеты «Банк»,
«Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками.
Цель: для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать
как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы
игрового сюжета.
Игра состоит из 5 этапов:
1. «Финансовый бурелом» (Заработай умом!)
2. «Профессии» (Выбирай и обучайся).
3. «Банк» (Выгодно вложи!)
4. «Счастливый случай» (выигрыш в лоторею)
5. «Бюджет» (Потрать с умом!)

Заключение.
Проведенные статистические исследования показывают, что заниматься
повышением финансовой грамотности населения необходимо на
государственном уровне.
Мы знаем, что в России процент информированности населения о правах
потребителей финансовых услуг и способах их защиты в случае нарушений
таких прав очень низкий. Наши дети должны знать, как правильно
использовать заработанные ими во взрослой самостоятельной жизни
средства.

Список литературы.
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных
представлений дошкольников в процессе экономического воспитания //
Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших
дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский
сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки //
Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов
учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.
Табих. – Минск: Высш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые
игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель,
2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ
«ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем
в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.
– 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с
помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического
образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в
творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
11. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]:
примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под
ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.
12. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое
воспитание / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1995.– №8.– С.17–24.
13. Шатова, А.Д. Дошкольник… и экономика / А.Д. Шатова // Обруч.
– 1999.– №1.
14. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д.
Шатова. – М., 2005. – 254 с.

Приложение №1
Критерии и показатели сформированности экономических знаний у
детей старшего дошкольного возраста
Критерии Показатели
Познавательный (наличие знаний и представлений об экономической
жизни)
- знание о потребностях семьи;
- представления о труде родителей;
- представления об экономических понятиях;
- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.
Деятельностный (сформированность экономических навыков)
- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;
- общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Нравственный

- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;
- оценка проявления этих качеств у сверстников.
Для определения уровня сформированности экономических знаний
детям предлагается выполнить по 3 задания по каждому из разделов знаний:
«о потребностях», «о ресурсах», «о труде» и т.д. Результаты заносятся в
таблицу на каждого ребёнка, а затем в сводную таблицу в начале и в конце
работы над проектом:
Ф.И. ребёнка___________________________
1 балл

2 балла

3 балла

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Средний балл

Сводная таблица сформированности экономических знаний старших дошкольников
3 балла – высокий уровень: ребёнок может объяснить основной смысл экономических понятий, проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, имеет представление о работе родителей, использует экономические понятия; находится в позиции активного участника событий, умеет отражать полученные в играх знания; готов общаться со взрослыми и сверстниками, задавать много вопросов и находить ответы; своевременно выполняет поручения, может контролировать свои действия, оценивать результаты
деятельности; стремится и умеют проявлять инициативу, энергично выполнять задания и доводить начатое дело до конца.
2 балла – средний уровень: ребёнок имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; у него наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у него знания нечёткие, поверхностные; имеет достаточные представления об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого может организовывать свою деятельность, своевременно выполнять поручения; добросовестно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняет вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активен, но способен проявлять упорство в достижении цели.
1 балл – низкий уровень: ребёнок не может объяснить смысл экономических понятий, не проявляет интерес к потребностям
своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества; не употребляет в речи экономические понятия; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведёт себя как посторонний наблюдатель; не доводит начатое дело до конца, быстро теряет интерес; не сформировано бережное отношение к личной и общественной собственности; при выполнении поручений не проявляют какой-либо заинтересованности в результате; безответственен, безынициативен, не проявляет упорства в достижении цели.


п/п

Ф.И. ребёнка

о
потребностях

о ресурсах

о труде

о товарах,
деньгах,
стоимости

о рекламе

средний
балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2


Приложение №2
Картотека экономических сказок.
«Мужик и медведь» (русская народная сказка)
Цели: дать представление о характере труда сельского жителя;
формировать умение предвидеть результат своего труда, смекалку.
Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и
говорит, что «заломает» его. Мужик предложил ему выгодное предложение:
когда созреет урожай, то разделить его с медведем таким образом: корешки
мужик себе возьмет, а вершки – ему. Прошло время, репа созрела, надо
урожай делить. Мужик отдал медведю вершки, а корешки положил в телегу
и в город повез продавать. Медведь съел ботву и понял, что мужик его
обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а
медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на
этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Но и корешки не
пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Материал: теневой театр «Мужик и медведь».
Вопросы:
Что посадил мужик в поле?
Как он поделил урожай с медведем?
Зачем мужик повез репу в город?
Почему мужик на следующий год стал сеять рожь?
Как в этот раз поделили урожай медведь с мужиком?
Почему они стали враждовать?
Что надо было сделать, чтоб не было вражды?
Вывод: те, кто трудятся, быстро ориентируются в сложившейся
ситуации, получают результат своего труда и прибыль, а лентяи остаются ни
с чем.

Сказка «Как старик корову продавал» С. Михалков
Цель: помочь детям увидеть, как распространяется информация о
товаре, когда ее рекламируют, для того, чтоб продать.
Краткое содержание. Старик на базаре целый день продавал старую,
худую корову, которая даже не давала молоко. Такую корову никто не хотел
покупать. Один паренек решил помочь старику, стал нахваливать корову
так, что появилось много покупателей. Старик так поверил его словам, что
самому стало жалко ее продавать: «Такая корова нужна самому»!
Материал: настольный театр по сказке.
Вопросы:
Что делал старик на базаре?
Почему никто не покупал у него корову?
Как он рассказывал о своей корове?
Кто стал привлекать покупателей?
Какие слова он подбирал, чтоб заинтересовать покупателей?
Почему старик передумал продавать свою корову?
Нужна ли реклама для продажи товара?
Вывод: чтоб продать свой товар, надо найти самые выгодные
стороны, рассказать о них в самом лучшем свете.

«Муха-Цокотуха». К. И. Чуковский
Цель: Продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации,
поясняя выбор своего решения; воспитывать сострадание к тем, кто попал в
беду.
Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар. На радостях она пригласила к себе
друзей на чай. К ней в гости пришли – тараканы, букашечки, блошки,
бабушка пчела. Они пришли каждый со своим подарком. Веселились, пили,
ели. Но вдруг появился Паук и хотел убить Муху. Все его испугались, по
углам по щелям разбежались, никто не стал спасать хозяйку. Вдруг откудато летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на
всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и к окошечку ведет. Комарик
предлагает выйти за него замуж. Тут все гости вышли из укрытия и стали
веселиться!
Материал: фланелеграф к сказке.
Вопросы:
Где была Муха?
Что купила на базаре?
Почему пригласила гостей?
Что произошло дома у Мухи?
Кто спас Муху?
Вывод: Муха была очень хозяйственной, рационально потратила
денежку, купив самовар, который будет служить долго ей и его гостям.

«Три поросенка». (английская сказка)
Цель. Сформировать умение выбирать практичный и долговечный
материал.
Краткое содержание:
Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф,
Наф-Наф. В связи с тем, что дело шло к зиме, надо было подумать о своем
жилье.
Ниф-Ниф решил не заморачивать, построить дом из самого дешевого
материала. Нуф-Нуф захотел построить из более прочного, но не самого
дешевого материала. А Наф-Наф посчитал целесообразно построить дом из
кирпича результате все убедились в правильности его решения.
Вопросы к детям:
Из каких материалов решили строить дома поросята?
Какой дом оказался прочным и надежным?
Вывод: дальновидное решение приводит к безопасной жизни себе и
ближним.

«Жадная старуха» (русская народная сказка)
Цель: дать представление о том, что надо знать меру в потребностях
Краткое содержание:
Жили старик со старухой в бедности. Пошел как – то старик в лес дрова
рубить. Подошел к одному дереву, стал рубить, а оно оказалось волшебным.
Дерево попросило старика не трогать его, за что обещало сделать старика со
старухой богатыми. Старик выполнил просьбу дерева. Пришел домой старик
и рассказал старухе, что с ним в лесу приключилось. Рассердилась на него и
послала к дереву просить сделать их бурмистрами, потом старуха захотела
стать барыней, а старик барином. Дерево еще много раз выполняло их
желания, но старик и старуха все не могли остановиться. Захотела старуха,
чтобы они со стариком стали богатыми, но дерево в ответ лишь зашумело и
превратило их в медведей.
Вопросы к детям:
Зачем пошел старик в лес?
Что обещало волшебное дерево?
Что несколько раз просил старик у дерева?
Почему дерево не выполнило последнюю просьбу?
Что значит поговорка: «Хорошего понемножку».
Вывод: надо учиться выделять главные потребности для жизни.

«По копейке блестка» (русская народная сказка)
Цель: показать детям к чему приводит смекалка и сообразительность
Краткое содержание:
Шел солдат со службы. Зашел в один дом и попросил хозяйку его накормить.
Но старушка была жадная и предложила пустые щи. Удивился солдат,
неужели щи без масла бывают? Хозяйка сказала, что масло дорого сегодня
стоит, по копейке блестка. Солдат согласился заплатить за масло. Налила
бабка шей и капнула одну каплю масла. А солдату мало. Взял солдат из рук
бабки горшок с маслом и вылил в тарелку со щами. Заиграли блестки в
глазах – 5,10,20 – не сосчитаешь. Слились все в одну большую блестку.
Заплатил солдат бабке за одну блестку одну копейку.
Вопросы к детям:
Почему старуха не захотела кормить солдата?
Какую цену установила бабка?
Что придумал солдат, чтоб его бабка накормила?
Почему солдат вылил все масло?
Сколько стоила блестка: дорого или дешево?
Вывод: жадность к хорошему не приводит, а смекалка всегда хозяина
выручает.


«Кот Васька и пес Барбос» (современная сказка)
Жили когда-то на свете кот Васька да пес Барбос. Были они бродячими
артистами: кот Васька пел, а пес Барбос играл на дудке, тем самым и
зарабатывали себе на жизнь. Так и бродили они по свету, искали счастья.
Однажды они пошли вечером домой. Вдруг увидели около крылечка
кошелек, да не пустой, а с деньгами. Призадумались о том, что с ним
делать? Взять боятся, но и оставить жалко. Решили взять и поделить деньги
пополам.
«Ты, Барбос, как знаешь, а я хочу себе дом построить. Надоело
бродяжничать и песни петь!» - сказал кот Васька.
Стой поры каждый стал жить сам по себе.
Пес Барбос пошел по дороге и дошел до города, где все было серым, да и
люди были грустными. Пес решил, что это все потому, что жителям этого
города было скучно. Барбос решил на день, которые у него были, построить
яркую карусель. Он играл на своей дудочке, приглашая людей покататься на
новой карусели. На улице послышался радостный смех. Жители были
счастливы.
Горожане перекрасили свои дома во все цвета радуги, и город стал
красивым и приветливым. А больше всех радовался сам пес Барбос. Он
продавал билеты целый месяц, а народ все шел и шел. Это оказалось
выгодным делом. Его кошелек все толстел и толстел.
Однажды пес Барбос зашел в маленький магазинчик. У прилавка стоял
сонная продавщица. В магазине дурно пахло, кругом летали сонные мухи и
ползали жирные ленивые тараканы.
- «Вы у нас первый покупатель за последние полгода. Вот вам презент»,-
сказала продавщица и протянула Барбосу грязную, ободранную карточку
скидок.
- «Так у вас дела совсем не пойдут. Я сейчас помогу вам, и ваш магазин
будет лучшим в мире»,- и Барбос засучил рукава. Вместе с продавщицей
они вымыли пол и стены, стекла прилавков и витрину. Завезли свежие
продукты, а у дверей магазина поместили такую рекламу:
- КАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР!
- ЭКОЛОГИЧЕКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ!
- САМЫЙ СВЕЖИЙ ТОВАР!
Покупателям очень понравился чистый и уютный магазин со свежей
продукцией! Тем, кто пришел впервые-получили скидки. Новинки
продуктов можно было дегустировать и покупать по выгодной цене.
А что же кот Васька потратил деньги? Он зашел в ресторан, заказал там
множество вкусностей. Хозяин ресторана предлагал и предлагал ему новые
блюда. Наконец, кот Васька почувствовал, что он сыт. Ему подали счет.
Когда он увидел его, то понял, что это почти половина его денег. А как же
его мечта о доме? Тут к нему подсели трое каких-то грязных оборванных
котов и предложили сыграть в карты. Кот Васька согласился
Однажды Барбос зашел в ресторан и услышал знакомое пение. Это был
его друг кот Васька. Он рассказал Барбосу, как его обманули карточные
шулеры. Барбос внимательно выслушал кота и предложил ему устроить
большое театрализованное представление. Они много пели, танцевали и
веселили публику. Все свои заработанные деньги и средства, полученные от
концерта, пес Барбос отдал коту Ваське на строительство дома. Дом
получился большой и очень красивый. Барбос остался в нем жить вместе с
котом
Цель: развивать умение предвидеть выгоду, умение сопереживать и
помогать друзьям, видеть перед собой цель и идти к ней, рационально тратя
свои сбережения.
Вопросы к детям:
Что нашли друзья?
Как они поделили средства?
Во что вложил деньги пес Барбос?
Куда потратил деньги кот Васька?
Что предложил коту пес?
Вывод: только ее усердие, целеустремленность помогли Барбосу достигнуть
такого результата.

Приложение №3
Проблемные ситуации по формированию финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста

Вопросы к детям

Сова выращивает груши. Летом она продает их по 3 рубля за килограмм, а зимой – по 5 рублей. Когда купит Винни Пух груши? Почему?

Лунтик

сообщает своим друзьям о том, что он едет на экскурсию в Прагу и берет с собой 200 рублей. На покупку сувениров. Сможет ли

Лунтик

купить на рубли сувениры для друзей? Почему?

Оля пригласила к себе в гости друзей. Коля подарил Оле – торт; Таня – альбом; Катя –

футболочку

. В каких отделах магазина друзья купили

свои подарки? На хлебозаводе стали изготавливать новый вид печенья. Что нужно сделать, чтоб покупатели узнали о нем?

Сидит Буратино за столом и считает монеты и говорит Мальвине, что не хватает денег на покупку папе Карло жилетки. Мальвина предложила отнести его деньги в дом, где вкладывают свои денежные средства на некоторое время, а потом забрать, но уже другую сумму, намного больше, чем он вложил. О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?

Михайло

Иваныч

продавал на базаре мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Михайло

Потапыч

продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Что сделают друзья. Чтоб решить свои потребности?

Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы, но никак не могли придумать им название. - На первой улице жили: контрабас, скрипки, арфа, гитара… - На второй: куклы, погремушки, мячи, машинки… - На третьей: торты, конфеты, вафли, печенье

… К

ак назвать каждую

из этих улиц?

Винни-Пух выбирал подарок для Ослика. В магазине он увидел две коробочки, в которых был одного и того же названия торт, но одна коробочка была перевязана красивой лентой, а другая-нет. Какую к

оробку купит Винни-Пух? Почему?

Приложение №4
Пословицы и поговорки
Труд
Кончил дело - гуляй смело.
По работе и плата.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Уменье везде найдет примененье.
Всякая работа мастера хвалит.
Дело мастера боится.
На час опоздаешь - годом не наверстаешь.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Деньги, цена
Деньги - не голова: наживное дело.
Деньги - не люди, лишними не будут.
Деньги - что вода: пришли и ушли, только и видели.
Доход не живет без хлопот.
Чужие деньги считать - не разбогатеть.
Хлебу - мера, слову - вера, деньгам - счет.
Денежки счет любят.
Время - деньги.
Не в деньгах счастье.
Купля-продажа, товар
Хороший товар не залежится.
Лежачий товар не кормит.
На что спрос, на то и цена.
Торговля - кого выручит, а кого выучит.
Кота в мешке покупать нельзя.
Товар лицом продается.
Имеешь товар - будут деньги.
Бережливость
Бережливость лучше богатства.
Запасливый нужды не терпит.
Бережливая вещь два века живет.
Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
Пушинка к пушинке - и выйдет перинка.
Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.
Мотовство
Живет на широкую ногу.
Рубль наживает, а два проживает.
Лень
Леность наводит на бедность.
Лень до добра не доводит.
Смекалка
Лисичка всегда сытей волка бывает.
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Добро
Доброго держись, а от худого удались.
Доброе дело само себя хвалит.
Жадность,зависть
В одну лапу всего не сгребешь.
В окно всего света не втянешь.
Где счастье плодится, там зависть родится.
Жадность - что река: чем дальше, тем шире.


Приложение №5
Экономические загадки
- Мы пошли на базар, ведь дешевле там… (товар)
-На каждом товаре должна быть указана… (цена)
-Есть игрушка у меня с дырочкой в спине, там лежат доходы на мои
расходы …(копилка)
- Колбасу, соль, огурцы продадут нам… (продавцы)
- Всем, кто трудится на славу - выдают за труд… (зарплату)
- То, что продается, как все это зовется?... (товар)
- В этом доме так бывает: кто-то бланки заполняет, кто-то вносит
платежи, кто-то деньги там снимает, кто-то ссуду оформляет, пенсию там
получает… (банк).
- Чтоб оплатить за товар все разом, получить чек - пройдите
в…(кассу)
- Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно?...
(деньги)
- Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

Приложение №6
Консультация для родителей: «Нужны ли ребенку карманные деньги?»
Есть такое мнение, что деньги портят человека. Говорят, что
безденежье делает еще хуже. У многих взрослых это вызывает депрессию.
Что же делать с ребенком, который еще не заработал ни копейки? Как он
сможет распорядиться деньгами, которые ему дает взрослый?
Давайте порассуждаем о том, стоит ли давать ребенку деньги? Нужны
ли ему карманные деньги?
Особенности
«Зачем тебе деньги!» — часто говорят родители ребенку. Но поставьте
себя на место малыша. Представьте, что у вас есть все необходимые вещи,
но вы и не сможете купить по вашему желанию: ни платье, ни сумочку, ни
туфли!
Примерно так чувствует себя ребенок, для которого карманные деньги
— неосуществимая мечта. Малыши не могут понять, почему все взрослые
говорят, что детство-это самая счастливая пора. Поэтому им хочется,
чтоб экономическая неволя как можно скорее завершилась…
Наличие, карманных денег помогает маленькому человеку учиться
адаптироваться в обществе. Взрослые, которые в детстве не имели деньги,
тяжело достигают взаимопонимание с продавцом, не могут поторговаться
на рынке, не могут отказать настойчивому коммерсанту, испытывают
сложность при оформлении документации. Это происходит не по причине
робости человека, а из-за нехватки опыта.
Психологи говорят, что наличие карманных денег дают право малышу
право выбора: не спрашивая разрешения у родителей, купить то, что ему
хочется. Бывает и так, что ребенок покупает ненужную вещь. Зато в
следующий раз он купит то, что ему необходимо. Для него это будет
большим жизненным опытом! У нашего малыша повысится самооценка!
Ведь этим самым мы показываем свое доверие маленькому человечку.
Вот несколько советов, которые пригодятся Вам построить
взаимоотношение с малышом в финансовой сфере
1.Выдавайте детям карманные деньги.
Необходимо ребенку иметь собственные деньги. Их он может тратить по
своему усмотрению. На своем опыте управления денежными средствами
ребенок сможет научиться их сохранять, тратить.
2.Договоритесь с ребенком о том, какую сумму карманных денег вы
будете давать и когда.
3.Только не оплачивайте маленькому человеку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.
4.Не увлекайтесь контролем расходов.
Иногда разбирайте расходы ребенка, особенно, если у него не получается их контролировать.
5.Объясните ребенку, для чего нужна копилка.
Расскажите о своем жизненном опыте накопления. Узнайте, что мечтает ваш ребенок купить. Посчитайте сколько времени необходимо потратить, чтоб накопить на желаемую вещь. А через некоторое время обсудите, что и как получилось или не получилось..
6. Будьте примером для своих детей.
Если вы рассказываете своему чаду о финансовой грамотности, то и сами
придерживайтесь тех же правил. Помните, что дети-это наша копия.
Если у вашего малыша не будет денег на «мелкие» расходы, то это может
стать причиной появления комплекса неполноценности, жадности, зависти; видя, как сверстники могут себе что-либо купить, ребенок может воровать деньги. Очевидно одно, карманных денег не должно быть чрезмерно много (по определению!). Когда взрослые не ограничивают чадо в деньгах, он перестаёт знать им цену, а в детском коллективе может прослыть зазнайкой и хвастунишкой.
С какого возраста можно дать карманные деньги?
Лет с пяти-шести. Конечно, небольшую сумму: на мороженое,
шоколадку, блокнот. Постепенно ее можно увеличить. Малыш взрослеет и
учится выбирать не только мороженое, но и вещи, книги, диски, а
впоследствии — одежду, обувь.

Приложение №7
Интерактивный практикум для родителей «Копейка рубль бережет»
Цель: взаимодействие с семьей в формирование основ финансовой
грамотности через игровую деятельность.
Задачи:
- помочь родителям понять и получить элементарные экономические знания игровыми средствами обучения;
- сформировать умения видеть простейшие экономические явления в устном народном творчестве.
Приёмы и методы:
словесный, практический, игровой.
Материал: эмблемы с названием команд и девиз команд, денежные купюры сделанные своими руками, образец и схемы «кошелька»(используя способ оригами) большой, красивый мяч для игры, карандаши, ножницы и листы бумаги.
Ход:
В: Приветствуем всех наших гостей! Мы очень рады видеть вас! Нам бы
очень хотелось, чтобы наша встреча была интересной и полезной для вас и для нас.
- У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас хорошее настроение?
В: Вот я сейчас и проверю. Если ваши руки потянулись к солнышку - у вас
прекрасное настроение! Но руки на коленях и грустные глаза у вас грустное настроение. Раз, два, три-свое настроение покажи!
Я очень рада, что у всех отличное настроение!
- Ну, не хватает нам общения,
Разминка: «Шуточные вопросы»:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Какое животное всегда при деньгах?
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Молодцы! Пообщались!
В:Сегодня у нас необычная встреча, мы будем говорить о финансовой
грамотности детей. И самое главное, нужно говорить детям о сложном мире экономики на языке ему понятном. И чтобы ребенок понял, мы в д\саду проводим обучение через игру, только так ребенок познает мир. Мы бы хотели, чтобы в наших играх приняли участие и вы взрослые, а дети получат новые знания и закрепят полученные.
В: приглашаю троих желающих.
В: Я предлагаю вам из копилки достать жетоны. Что они вам напоминают?
Правильно, это денежные купюры.
Задание: нужно из частей собрать целую банкноту.
Участники собирают.
В:Те, кто принимал участие в создании целой купюры с изображением
звездного неба, будут команда «Звездочки». Кто собирал купюру с
изображением «Солнечного сияния» – будут командой «Солнечные лучики», а участники собравшие «Кометные звезды»– командой «Лунтики».
- Команды готовы! Начинаем!
Игра «Согласен – не согласен»
В:Командам задается вопрос. Вы отвечаете «согласны» или «не согласны».
За правильный ответ, 5 монет, за пояснение ответа плюс ещё 5. Та команда, которая наберет больше монет, первой будет начинать последующие туры.
А вести учет нам поможет счетная комиссия в составе трех родителей.
Первый вопрос команде «Звездочки»:
-Согласны ли вы, что существовали съедобные деньги? (Даъедобными
деньгами считались: зерно, рыба, растительное масло, какао, сахар,
плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана).
Второй вопрос команде «Солнечные лучики»:
- Согласны ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в
виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей
островов Санта - Крус. Представляли они собой тонкие, красные перья
длинной до 10 см.).
Третий вопрос для команды «Лунтики»:
- Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые
колокольчики? (Нета Руси в качестве денег использовали шкурки белок,
лис, куниц).
(дополнительный) Вопрос:
Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов
Океании есть «Остров каменных денег?».
Ответ: Да (5б), пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи
островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий
архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит
небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как
«Остров каменных денег» (5б).
В:Детям еще интересны такие интеллектуальные игры, как: «Что? Где?
Когда?», «КВН», «Превращения», и др. Они интересны детям тем, что играя в интеллектуальные игры, у них развивается внимание, сосредоточенность, творческие способности.
В:Я сейчас предлагаю продолжить нашу встречу интеллектуальной игрой.
Игра называется «Финансовый ринг». Эта интересная игра состоит из двух туров: основной тур и блиц – тур. Начинаем и готовимся к основному туру.
Перед вами игровое поле, в левой части которого расположены категории, в верхней части нумерация вопросов, а центр игрового поля заполнен
стоимостью каждого вопроса. При правильном ответе вы получаете
стоимость «житона», если ответ не верный, вы получаете ноль.
В: Первым право выбора предоставляется команде, которая набрала больше денег «…..». На обдумывание вопроса дается 30 секунд.
Следующую категорию выбирает команда «……» и т.д.
В:Молодцы, основной тур завершен, а сейчас мы с вами проведем разминку, а счетная комиссия подведет итоги первого тура.
Разминка называется «Выбор профессии». Я брошу вам мяч и назову
профессию. Вы мне возвращаете мяч и называете действия данной
профессии.
Разминка с мячом «Выбор профессии»
В: Играя в игры с ребенком, вы расширяете знания ребенка о профессиях.
Воспитываете уважение к труду взрослых.
В:А сейчас, второй тур нашего ринга «Блиц-турнир».
В этом туре каждая команда может заработать 25 житончиков, стоимость
каждого правильного ответа 5 житончиков. В данном туре времени на
обдумывание нет. Команды отвечают на пять вопросов, по очереди.
Начинает команда «…..».
В: Сейчас наша комиссия подсчитает, сколько каждая из команд заработала «житончиков» во время игры. А вы, уважаемые участники,
будете изготавливать отгадки к загадкам.
Загадка:
Если хочешь в магазине ты купить, к примеру, сок
Отправляясь за покупкой, возьми с собою … (кошелек)
В: Ответ: Кошелек
-Уважаемые участники, вы сейчас способом « оригами» будите по схемам
(которые у вас на столах) изготавливать « Кошельки».
Практическая деятельность
Игра «Банан – лимон»
В: Молодцы! Красивые получились у вас кошельки! А сейчас я попрошу вас взять листы (а желающие из гостей, могут присоединиться и помочь). На одной стороне нарисовать банан (рисуют), а на другой-лимон. Далее вы сначала вырезаете банан, а затем, лимон. Что не получилось? Это потому у вас не получилось, что сначала нужно было запланировать место для каждого рисунка, а потом рисовать. Вот так же и с деньгами, чтобы в ваших кошельке деньги водились, их нужно планировать (планировать доход и расход). Спасибо!
В: Ну, а сейчас мы предоставляем слово счетной комиссии.
В: Спасибо, вам! По итогам счетной комиссии, победителем ринга
объявляется команда «…..». Сегодня наши команды показал какие они
интеллектуалы,
Вважаемые родители, играя в игры финансовой грамотности, вы научите детей зарабатывать, планировать и грамотно распределять свои доходы, также, используя загадки, потешки, художественные произведения, мультфильмы и т.д., вы сможете объяснить своим детям необходимые навыки финансовой грамотности. Играя в игры финансовой грамотности, вы научите детей, как зарабатывать, планировать и правильно распределять свои доходы.
Спасибо вам большое, до новых встреч!

Приложение №8
Практикум для педагогов
«Осваиваем финансовую грамотность»
Нам, педагогам, постоянно приходиться овладевать новыми умениями и
знаниями в сфере экономики, ведь мы детей с ранних лет обучаем
финансовой грамотности. Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для
принятия правильных решений, вязанных с деньгами и тратами.
Финансово грамотный человек умеет:
1.планировать свои доходы и расходы
2.имеет сбережения
3.тратить меньше, чем зарабатывает
4.умеет выбирать финансовые услуги
5.знает свои права, как потребителя финансовых услуг
Что же должны знать финансово грамотный человек:
1. как ценить деньги
2. как считать деньги
3. как зарабатывать и создавать источники доходов
4. как экономить и сберегать
5. как тратить и жить по средствам
6. как возвращать долг
7. как уметь делиться
Вот поэтому мы, педагоги и родители, уже с детства начинаем обучать
финансовой грамотности. Мы должны рассказать: что такое деньги, как ими распоряжаться.
Мы начинаем работу нашего педагогического практикума. И начнем
его с разминки.
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Где хранят деньги дома (в копилке, в сейфе)
- Что подписывают партнеры у юристов, чтоб не было споров?
(договоры)
- Как называется дом, в котором хранят деньги (банк)
- Что вносят в банк, когда берут кредит на покупку недвижимости?
(залог)
- Что получают трудящиеся за труд? (зарплату).
- Назовите профессии, в которых речь идет о финансовой
грамотности?
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, аналитик, руководитель
проекта, менеджер СМК, методолог, копирайтер и т. д)
- А с какими профессиями мы можем познакомить дошкольников в
детском саду? (ответы)
Вот мы и закончили разминку, эти знания вы можете использовать в
своей практике, но только детям надо показывать картинки с этими
профессиями.
А сейчас мы вас познакомим с играми, которые помогут познакомить
с финансовой грамотностью, как детей, так и их родителей.
Предлагаю работать за столом. У вас есть задания. Откройте первое
задание.
Задание называется «Выбери правильный ответ». Выберите правильный
вариант ответа и обоснуйте его.
1-й стол: Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и
почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх
лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к
семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к
родителям.
в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие
окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается
самооценка.
2-й стол: Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей
занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются
дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего
слезами и истериками. Родители должны…
а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при
этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные
траты и наносят удар по бюджету семьи.
1-й стол: Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует
криком.
а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить
такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.
б) Согласится и купить эту вещь.
в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например:
попросить это в подарок на Новый год.
2-й стол: Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к
планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить
родительские деньги.
б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
Вы уже поняли, что очень многие родители считают, что еще рано с
детьми говорить о деньгах. Очень многие тратят огромные деньги на
игрушки, чтоб только не истерило их чадо. Нам надо научить родителей
достойно решать эту проблему.
Вот, на пример, можно познакомить с экономичными понятиями о
правильной покупке, об обмене через сказки.
Давайте попробуем для начала с вами. Я задаю вопрос, а вы – ответ и
пояснение. Хорошо?
1.В какой сказке дальновидность при выборе строительного материала
для дома спасло жизнь ему и его братьев? («Три поросенка»).
2.Как называется сказка, в которой у героя несколько профессий:
дворник, мельник, пекарь? («Колосок»)
3.Назовите сказку, в которой герой делает рекламу своему хозяину, чтоб
отблагодарить за его добро? («Кот в сапогах»)
4.В какой сказке хозяин поверил рекламе и сам отказался от продажи
своего рекламированного товара? («Как старик корову продавал»)
5.Как называется сказка, в которой сдобный герой поплатился своей
жизнью из-за лести? («Колобок»)
6.О какой сказке идет речь, где главная героиня обогатилась после обмена
товара? («Лисичка со скалочкой»)
7.Герои сказки смогли распределить труд и имели выгоду, живя вместе?
(«Теремок»)
8.В этой сказке герой, зная законы ведения сельского хозяйства, получил
доход от урожая. («Вершки и корешки»)
9.Назовите сказки, в которых умение вести домашнее хозяйство помогло
получить доход (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка.)
Таким образом, мы видим, что знакомя со сказками, мы одновременно
знакомим с финансовой грамотностью.
Мы помним, что основной вид деятельности у детей – это игра. Назовите,
какие игры могу способствовать финансовой грамотности детей?
(супермаркет, заправка, покупка билетов в кино…) С какими финансовыми действиями в этих играх мы знакомим дошкольников? (это покупка и продажа). А в игре «Банк»? (обмен). Но надо помнить, что необходимо расширять предметным оборудованием среду, чтоб легче было познакомить с понятием: деньги, покупка, продажа, обмен.
Мы помним, чтоб получить прибыль от продажи, его надо выгодно
продать, а для этого и нужна реклама, которая помогает узнать где и по чем можно купить тот или иной товар.
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты,
телереклама, радиореклама и т. д.)
Вот сейчас попробуйте себя в роли рекламного агента. Вот задание:
«Кондитерская фабрика планирует выпуск новых видов конфет. Предлагаю выбрать продукт и сделать его рекламу».
Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши, клей
картинка к рекламе данного продута. Вам дается 5 минут, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продукту и презентовать ее.
Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять
информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
А сейчас надо разгадать экономический кроссворд.
1. Это принадлежит одному человеку или группе людей (Собственность)
2. Как называется ведение хозяйства по плану. (Экономика)
3. Что подписывают люди между собой, когда что- либо покупают,
продают или обмениваются? (Сделка)
4. Человек захотел продать или обменять свою собственность. Как она
называется? (Товар)
5. Как называются средства, на которые мы совершаем покупки? (Деньги)
6. Кто продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Вот мы свами сегодня поиграли и поняли, что уже с детства необходимо
приобщать детей к экономике, чтоб они были готовы к жизни, его
социальной адаптации в обществе.