Проект по художественно-эстетическому развитию «Волшебное творчество» в подготовительной к школе группе.

Пояснительная записка.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Одним из важнейших факторов развития эстетического творчества детей является использование в работе с детьми нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.

Проект призван научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки аппликации, рисования и лепки. Осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Участники проекта: Педагог, дети, родители.

Сроки: долгосрочный.

Актуальность: Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Одним из важнейших факторов развития эстетического творчества детей является использование в работе с детьми нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Проект призван научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки аппликации, рисования и лепки. Осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения к школе. Решение проблемы у дошкольников лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимаетхудожественное творчество. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов, лепка. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у детей творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Цель проекта: развитие художественного творчества и активизация творческого потенциала через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи: 1. Дать знания о нетрадиционных техниках рисования, видах изобразительной и прикладной деятельности.

2. Научить создавать свой неповторимый образ, проявлять фантазию, воображение.

3. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

4. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные рисования (монотипия, печатание листьями, тиснение, тычкование и т. д.)

5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, прикладной деятельностью; стимулировать совместное творчество с детьми.

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитию.

Ожидаемые результаты:

1. Дети освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки с различными материалами.

2. Способствование самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулирование стремления быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.

3. Овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

4. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

5. Повышение компетентности родителей по использованию нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместной творческой деятельности.

Работа с родителями

Беседы с родителями. Консультации для родителей. Оформление уголка для родителей по данной теме. Выставка (коллективные работы детей). Семейная творческая деятельность. Демонстрация занятий с детьми. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).

Работа с детьми

Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы, рисование иллюстраций; игры и упражнения; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение предметов; динамические паузы, физкультминутки; оформление выставок.

Этапы реализации проекта:

 I. Подготовительный

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме;

П

одбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;

Н

аглядно-демонстрационного, раздаточного материала;

Разработка содержания проекта «Волшебное творчество»;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию п

роекта.

II. Практический – реализация проекта.

Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Формирование навыков художественной деятельности детей дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей

.

        

III. Итоговый

выставка творческих работ.

 Календарно – тематическое планирование.

Сентябрь

1 Знакомство с разнообразием красок.

2 Знакомство с бумагой.

3 Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования.

4 Знакомство с различными способами лепки.

Октябрь

1 Ниткография «Осенние деревья».

2 Аппликация «Золотые подсолнухи».

3 Конструирование из бумаги «Домик».

4 Аппликация обрывная «Ручеек и кораблик».

5 Рисование «Падают, падают листья» 

Ноябрь

1 Рисование кляксографией.

2 Аппликация из гофрированной бумаги «Ежик» 

3 Аппликация «Тарелка с фруктами».

4 Лепка из пластилина «Олень».

Декабрь

1 Аппликация из ватных дисков «Лебедь».

2 Рисование орнамента и раскрашивания.

3 Аппликация из салфеток «Новогодняя елочка».

4 Елочная гирлянда из бумаги.

5 Рисование «Новогодняя игрушка».

Январь

1 Пластилинография «Новогодний сапожок».

2 Поделка из тарелочек «Ночное небо» и «Месяц»

3 Аппликация из салфеток «Снеговичок».

4 Рисование нетрадиционной техникой рисования «Снегирь».

Февраль

1 Оригами «Пароход на рейде» (папин день).

2 Поделка ко дню влюбленных «Валентяшка – обаяшка».

3 Аппликация из гофрированной бумаги «Кораблик».

4 Рисование по замыслу «Фантастические цветы».

Март

1 Аппликация «Открытки для мамы».

2 Лепка  «Ваза с цветами».

3 Аппликация декоративная «Солнышко улыбнись».

4 Рисование в технике (по мокрому) «Весеннее небо».

Апрель

1 Рисование экспериментирование «Я рисую свою мечту…».

2 Папье-маше «Веселый стаканчик».

3 Пластилинография  «Пасхальное яйцо».

4 Нетрадиционное рисование с элементами аппликации «День весны».

5 Аппликация «Букет к 1 мая».

Май

1 Аппликация из салфеток «Открытка к 9 мая».

2 Рисование методом тычка «Одуванчики».

3 Рисование красками «Портрет друга».

4 Лепка «Нарядная бабочка».

Используемая литература:

• Дубровская Н. В. «Аппликация из гофрированной бумаги». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

• Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. подделки из тарелок. Для дошкольников и младших школьников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

• Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

• Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль«Академия развития, Академия холдинг», 2002.

• Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».

• Конышева Н. М. «Наш рукотворный мир»Учебник для учащихся 3 класса четырехлетней начальной школы: 4-е изд., перераб. И доп. – Смоленск: Издательства Ассоциации XXI век», 2007.

• Никитина А. В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007

• Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1,2 часть.

• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

• Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ»