Утверждаю _________________ Т. В. Кочкина
заведующий МАДОУ «ЦРР «ДС №11»
Рассмотрен на педагогическом совете
Протокол №__ от ____
ПРОЕКТ
Тема: «Сказка в гости к нам пришла»
для детей (3-4 лет)
Составила воспитатель
Селезнева Светлана Викторовна
Добрянка 2023
Проект «Сказка к нам приходит» для детей младшего возраста группы №3 «Непоседы».
Тип проекта: познавательный, речевой, игровой, групповой
Участники проекта: воспитатели Селезнева С.В., дети младшей группы, родители.
Масштаб: Краткосрочный (с февраля 23 г. по 15 апреля 23 г.)
Основания для разработки проекта. Проблема: Правильно говорить в наше время могут не многие. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости.
Актуальность: Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного развития. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. Данная тема очень актуальна во все времена.
2. Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы, овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
Формирование умений и навыков по составлению рассказов – описаний, пересказа с использованием карточек-схем, символов;
Обогащение словаря и грамматического строя речи детей речевыми играми и упражнениями.
Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус
.
Предметом исследования: дети младшей группы №3
Предметно - развивающая среда
1. Иллюстрации к сказкам "Три поросенка", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Зимовье зверей"; "Федорино горе","Лиса, заяц и петушок","Мужик и медведь"и др.
2. Дидактические игры "Сказочные герои"; "Профессии","Назови полное имя", "Домашние животные",
3. Кукольный настольный театр "Три поросенка"; "Зимовье зверей","Мужик и медведь", "Кот, петух и лиса", "Лиса и Волк"
4. "Сюжетные картинки для составление рассказов по темам «Времена года», «Город», «Собака со щенятами».
5. Сюжетные картинки для составление пересказов знакомых сказок,
6. Подборка НОД по речевому развитию по лексическим темам:
7. Мнемотаблицы для заучивания простейших стихов и составлению описательных рассказов.
3. Методы и формы работы:
Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков. Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др. Показ и объяснение артикуляции в группе часто включается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения.
3.1.Методы речевого развития:
1. Наглядные:
- метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений
- заучивание наизусть
- пересказ
- обобщающая беседа
- рассказывание без опоры на наглядный материал
3. Практические:
- дидактические игры
- игры-драматизации
- инсценировки
- дидактические упражнения
- хороводные игры
3.2. Виды игровой деятельности:
- дидактические игры
- подвижные игры
- театрализованные игры
- сюжетно – ролевые игры
- пальчиковая гимнастика
4.Материалы и оборудования: иллюстрации к сказкам, разработанные презентации – викторины, задания по сказкам, картон для оформления книги сказок, придуманных детьми совместно с родителями.
5.Сроки реализации проекта февраль-апрель (2023г.)
1. Предварительный:
- Постановка цели и задач.
- Составление плана деятельности.
- Подбор материала по данной теме.
- Подбор информации для родителей.
2. Основной:
- Совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленной задачей.
- Работа с родителями.
3. Заключительный.
Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки».
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности;
правильное звукопроизношение и выразительность речи у детей, обогащение словарного запаса;
творческие навыки: дети могут самостоятельно организовать театрализацию сказок, изображать сказочных героев.
Для воспитателей:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
обучение навыкам и умению в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание).
Для родителей:
повышение уровня педагогической культуры, педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье;
формирование опыта роботы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества, подготовка их ребенка к социальным отношениям;
гармонизация детско-родительских отношений в семье.
Риски проекта: на достижение цели данного проекта возможно влияние системы педагогических факторов и условий, которые необходимо прогнозировать и учесть на этапах реализации, а именно:
Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути решения: Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.
Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Пути решения: Индивидуальная работа с детьми и родителями
Отсутствие руководителя проекта по уважительным причинам
Пути решения: Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент продолжить работу.
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся также:
Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной соответствующим материалом;
Личностный фактор, где от самого педагога зависит
:
как заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе;
Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах.
Трансляция проекта: публикация материалов по данной теме на сайтах ДОУ и педагогических работников; участие в конкурсах и фестивалях различных уровней; участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города.
Дальнейшее развитие проекта: продолжить работу в следующем году.
5. План работы по реализации проекта:
Заключение
Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями. Все это свидетельствует о важности работы над развитием речи дошкольников, культуры их общения. Культура речи включает в себя соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, т. е. точно (подбирать слова, адекватно передающие мысль говорящего), грамматически правильно, связно (соединять слова и предложения по смыслу), а также выразительно (использовать образные слова и выражения). Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.