Проект по развитию речи во второй младшей группе «В мире сказок»
Актуальность проблемы
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога-помочь детям развить речь.
Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Он и усваивается быстрее и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития языка.
Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.
Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка.
Вид проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
Цель проекта:
Развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию областей.
Задачи проекта:
-целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;
- формировать способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- формировать поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- формировать умение понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Предполагаемый результат:
1. дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;
2. дети научатся самостоятельно играть в настольно - дидактические игры;
3. участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.
Этапы реализации проекта
1. Организационно - подготовительный этап:
- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;
- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;
- создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;
- создание предметно-развивающей среды по теме;
- разработка плана по развитию речи по всем образовательным областям;
- создание «Центра развития речи» в группе;
- разработка итогового мероприятия .
2. Практический этап:
Образовательная область: «Речевое развитие.
Дидактические игры: - «Опиши предмет»
- «Расскажи мне»
-«Полезные прятки»
-«Чем похожи предметы, чем отличаются»
- «Назови предмет»
- «Составь рассказ по картинке» - «Назови ласково»
Образовательная область: «Познавательное развитие» Дидактические игры: -«Большие и маленькие»
- «Один-много»
- «Кто что ест»
-«Назови детенышей животных»
- «Что, где, когда»
-«Что нужно человеку»
- «Что с чем можно делать»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические игры: -«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
-«Кому бы позвонить»
Хороводная игра: -«Заинька, походи…»
Русская народная игра: -«Зеркало»
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
Артикуляционная гимнастика:
«Сытый хомячок» , « Улыбка»,
«Бублик» , «Белочка» ,
«Слоненок» и др.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».
Аппликация: «Консервируем фрукты», «Шарики катятся по дорожке», «Яблоки для ежат», «Листопад, листопад, листья желтые летят».
Лепка: «Оладушки», «Я в лесок пошел, я грибок нашел», «Витамины для ребят», «Баранки».
Театрализованная деятельность: «Жили у бабуси», «Колобок», «Курочка Ряба»
Образовательная область: «Физическое развитие».
Подвижные игры со словами: -«Раздувайся пузырь»
- «У медведя во бору»
- «Лохматый пес»
- «Огуречик»
Пальчиковая гимнастика:
« Жил был зайчик», ««Вышла курочка гулять», «Ежик» , «Моторчик»,
«Черепашка»и др.
3. Заключительный этап.
1. Изготовление ЛЭПбука по развитию речи «Развиваем речь» (для детей 3-4 лет).
2. Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».
3. Итоговое мероприятие: Постановка детьми русской народной сказки «Колобок».
Работа с семьей по реализации проекта:
Консультации: - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»
- «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи)
Беседа:- «Как развивать связную речь дома»
Список литературы
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
4. Интернет - источники.
Приложение
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. Д/и «Опиши предмет»
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия).
Например: Это яблоко. Оно круглое, красное. Его можно кушать.
2. Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке)
Цель: развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький, он не знает куда идти и т. д.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика, соседка и т. д.) . Куда они идут? (Домой, в детский сад и т. д.). Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные волосы, а у мальчика темные, короткие и т. д.). Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять. Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.
3. Д/и «Полезные прятки»
Цель: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.
Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то,о чем будет говориться в рассказе. Например: Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды он с другом (мамой) играл в прятки. Думал-думал и решил спрятаться под стол. Смотрит друг – нет мальчика. Где же он? Может быть под диваном? А может быть под стулом? А, вот он где –под столом. Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф и. т. д.
4. Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются»
Цель: развивать речь и логическое мышление.
5. Д/и «Назови предмет»
Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей.
6. Д/и «Составь рассказ по картинке»
Цель: развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам.
7. Д/и «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик).
8. Д/и «Большие и маленькие»
Цель: развивать внимание, память, учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Описание: раздать детям карточки с изображениями животных. Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей.
8. .Д/и «Один-много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары.
9. Д/и «Кто что ест»
Цель: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает и т. д. Например: собака грызет косточку.
10. Д/и «Назови детенышей животных»
Цель: закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
11. Д/и «Что, где, когда
Цель: развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов.
Описание: бросая мяч ребенку, задавать вопросы:
- Где растут ветки? (На дереве)
- Где растут деревья? (В лесу)
Где растут листья? (На ветке)
Где живут рыбы? (В реке)
12. Д/и «Что нужно человеку»
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду и. т. д. Можно сочинить сказку о приключениях человечка.
13. Д/и «Что с чем можно делать»
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.
Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было 3 года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов.
14. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы.
Описание: выбирается водящий, который выходит из группы, остальные дети придумывают, что будут изображать. Когда водящий спросит: Где вы были девочки и мальчики? Что вы делали?
Дети ответят : «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети молча показывают задуманное, водящий отгадывает.
15. Хороводная игра «Заинька, походи…»
Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями.
Описание: Воспитатель водит хоровод с детьми, проговаривая слова песни. Внутри хоровода находятся 2-3 ребенка. Они выполняют просьбы поющих детей (заинька, походи…. топни ножкой… попляши).
16. Русская народная игра «Зеркало»
Цель: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем.
Описание: дети образуют круг. Воспитатель- водящий. Малыши двигаются по кругу, декламируя вместе с воспитателем:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Сашенька (Оленька) покажет,
Будем дружно выполнять!.
17. Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
18. Д/и «Кому бы позвонить»
Цель: развивать речь; заложить основы этикета.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-либо по игрушечному телефону. Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
19. П/и «Раздувайся пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
(Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг).
Он летел, летел, летел
И на ветку налетел.
Пш-ш-ш, и лопнул!
(После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки.
20. П/и «У медведя во бору»
На одном конце площадки «дом» медведя, на противоположном «дом детей». Педагог говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
Все на нас рычит.
Медведь догоняет детей. Пойманного ведет к себе. Игра начинается сначала.
21. П/и «Лохматый пес»
Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.
22. П/и «Огуречик»
В одном конце площадки – педагог- «ловишка», в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и говорят слова:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают, ловишка их ловит.
23. Пальчиковая гимнастика
"Жил-был зайчик"
Жил-был зайчик –
(хлопают в ладоши)
Длинные ушки
(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке
(трут нос).
Отморозил носик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик
(гладят кобчик)
И поехал греться
(крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо
(разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет
(хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед
(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).
Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять"
«Вышла курочка гулять»
(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).
«Ёжик»
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)
Ежик развернулся.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
"Черепашка"
Черепашка,черепашка в панцире живет (поочерёдно стучим кулачками левой и правой руки по коврику или по столу)
Высунет головку и обратно уберёт (из кулачков высовываем указательные пальчики и убираем обратно в кулачок)
Черепашка, черепашка медленно ползёт,очень вкусный лист капустный на обед жуёт. (поочерёдно сжимаем и расжимаем кулачок обеих рук,выпрямляем левую ладошку,а правой гладим ладонь собирая пальцы вместе).
Черепашка,черепашка в панцире живёт,высунет головку и обратно уберёт(те же движения).
конспект открытого занятия по развитию речи во 2 младшей группе
"Заюшкина избушка"
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».
Задачи:
1. Учить детей внимательно слушать сказку.
2. Побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, отгадывать загадки, формировать навыки диалогической речи.
3. Развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал.
Развивать речь, память, творческую активность. Вызывать эмоциональный отклик на сказку «Заюшкина избушка».
4. Прививать интерес к художественной литературе.
5. Воспитывать умение сопереживать героям сказки, желание помогать другим, быть вежливыми.
Форма занятия: фронтальная.
Продолжительность: 15 мин.
Участники: воспитанники второй младшей группы
Возраст: 3-4года.
Оборудование: готовые формы избушки лисы и зайца; мягкие игрушки: лиса, заяц, медведь, собака, петух; изображение солнышка, музыкальное сопровождение «Светит солнышко в окошко».
Предварительная работа:чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка", рассматривание иллюстраций.
Методы и приемы работы с детьми.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: сюрпризный момент, рассказывание сказки с помощью мягких игрушек, использование загадок, игровые упражнения, упражнение на развитие эмоций.
Ход занятия:
Воспитатель держит в руках солнышко и собирает детей возле себя.
- Ребята, посмотрите, какое солнышко заглянуло к нам в окошко.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
(Включается песня «Светит солнышко в окошко». Дети выполняют танцевальные движения по тексту, улыбаются)
- А кто солнышко разбудил?
Кто рано встает,
Звонко песенки поет? (Петушок)
(Воспитатель показывает детям игрушку и говорит от имени петушка)
-Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с петушком)
Я пришел к вам в гости со своими друзьями. Хотите узнать, кто мои друзья? Тогда отгадайте загадки.
1. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
2. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее. (Лиса)
4. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
(Во время разгадывания детьми загадок воспитатель достает мягкие игрушки из корзинки)
- Какие вы молодцы, ребята, все загадки отгадали. А из какой сказки все эти животные? («Заюшкина избушка»)
- Давайте вспомним эту сказку.
(Дети садятся на стульчики)
2. Основная часть.
Воспитатель рассказывает сказку и обыгрывает её с помощью мягких игрушек.
Беседа по сказке
-В какой избушке жила лиса? (В ледяной избушке)
-Значит, из чего сделана избушка лисы? (Изо льда)
-В какой избушке жил зайчик? (В лубяной)
-А кто вспомнит, что означает слово «лубяная»? (Деревянная)
-Что случилось с ледяной избушкой лисы весной? (Растаяла)
-Почему растаяла избушка? (Солнышко стало пригревать, а лед на солнце тает)
-Как поступила лисичка, когда её избушка растаяла? (Она пошла к зайчику и выгнала его из домика)
-Хорошо ли она поступила? (Нет, плохо)
-Кто помогал зайчику прогонять лису из его избушки? (собака, медведь, петух)
-Как успокаивали звери зайчика? (Не плачь, зайчик, я выгоню лису.)
-Что говорили звери лисе? (Уходи, лиса, прочь)
-Что отвечала им лиса? (Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам)
-У кого получилось её выгнать (У петушка)
- Какую песенку пел петушок? (Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!")
Дидактическая игра «Кто где живет?»
- Ребята, давайте вспомним, кто где живет.
Медведь – (в берлоге,
белка – (в дупле,
птица – (в гнезде,
собака – (в конуре,
рыба – (в аквариуме, в реке)
5. Физкультминутка «Медведь и заяц».
(Дети встают со стульчиков и выходят в центр)
У медведя дом большой, (развести руки в стороны)
А у зайца – маленький (руки свести вместе)
Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)
А за ним и заинька. (руки на поясе, прыжки).
Мы медведя провожаем и занятие продолжаем.
(Дети остаются в центре)
Упражнение на развитие эмоций
-Ребята, а какая была лиса, когда выгоняла зайчика? (сердитая)
-Давайте покажем, как она сердилась.
-Каким стал зайчик, когда его лиса выгнала из избушки? (печальный, грустный)
-Покажите, как плакал зайчик?
-Жалко вам зайчика? (Да)
-А как бы вы пожалели зайчика без слов, покажите руками (гладят его, обнимают, прижимают к себе).
-Как выглядела лиса, когда ее выгнал петушок? (Испуганно)
-Покажите, как лиса испугалась петушка?
-Как вы думаете, повеселел ли зайчик, когда вернулся к себе домой, или остался грустным?
-Покажите, как радовался зайчик?
(Продолжение беседы. Дети садятся на стульчики)
-Ребята, смотрите, а лисичка-то никуда не убежала? Как вы думаете,почему? (Домика у нее нет. Может, она еще хочет кого-нибудь обмануть).
- А хорошо обманывать других? (Конечно, плохо.)
-Но может быть, лисичка- то и не совсем плохая? Она просто, наверное, не ходила в детский садик и не знает, как надо дружить, не знает добрых слов. А как было бы хорошо помирить лисичку с зайчиком. Но для этого надо лисичке исправиться. Надо научить её быть доброй.
- Поможем лисичке? (Да)
-Давайте ей расскажем, как правильно себя вести, чтобы иметь много друзей. Слушай, лисичка и запоминай (обращается к игрушке).
(Не обманывать, не хитрить, делиться игрушками, помогать, быть весёлой, не злой, вежливо разговаривать).
- Молодцы, дети. Я думаю, что лисичка всё запомнила. Она обязательно станет доброй, у неё будет много друзей и с зайчиком обязательно помирится. Какие вы молодцы!
3. Заключительная часть
-Посмотрите, и наше солнышко улыбается. Ему очень понравилось, что вы научили лисичку быть доброй, вежливой и воспитанной.