Открытый показ НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием метода мнемотехники на тему:
«Покормите птиц зимой».
Цель: заучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» посредством метода мнемотехники.
Задачи:
Обучающие:
- формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»;
- расширять знания детей о птицах;
- совершенствовать навыки словообразования;
- образование существительных множественного числа;
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов;
- активизировать словарь по теме.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц;
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворение по мнемотаблице;
- развитие долговременной памяти, используя приемы мнемотехники.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудное для них время.
Ход НОД:
Воспитатель: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес».
(слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).
(стук в дверь)
Воспитатель: Ой, к нам кто-то идёт в гости. (заходит снеговик)
Снеговик: Здравствуйте ребята, как вас много, вы куда-то собрались?
Воспитатель: Да, мы собираемся на прогулку в зимний лес.
Снеговик: Давайте провожу вас в зимний лес, я все тропинки знаю. Но прежде хочу вам задать несколько вопросов:
- Какое сейчас время года? (ответы детей)
-Какой сейчас зимний месяц?
- Давайте вспомним, куда исчезают птицы зимой? (ответы детей)
- Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо ,от тех птиц которые остались зимовать. Сейчас я вам его прочитаю…
Читаем письмо: «Злая Баба Яга заморозила нас , превратила в ледяные частички. Помочь нам смогут только смелые и добрые дети. Снеговик пообещал нам найти таких детей.
Снеговик:- Ребята, может, мы с вами сможем помочь нашим зимующим птичкам?(Ответы детей)
- Чтобы догадаться, каких птиц заморозила Баба Яга, вам нужно отгадать загадки:
1.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
2.Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
3.Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
4.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
5. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Воспитатель: — Напомните мне, как же мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).
Воспитатель: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы отправимся в зимний лес. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком отправляются на поиск птиц. (Экран с изображением зимнего леса, летящих снежинок).
Воспитатель: Ой детки ,посмотрите на нашем пути сугроб.(на экране сугроб под которым спрятан конверт в виде большой снежинки).
Дыхательная гимнастика:
Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные. Открываем конверт.
- Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить несколько заданий.
Первое задание с логопедом: «Спрячь слоги в ладошки»
– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Второе задание с логопедом: «Посчитай-ка»
– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве. (На экране дерево с птицами).
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Воробей, синица).
Третье задание с логопедом: Игра с мячом« Закончи предложение».
У сороки белые бока - она белобокая;
У сороки длинный хвост - она длиннохвостая;-
У синицы жёлтая грудка - она желтогрудая;
У вороны чёрные крылья - она чернокрылая;
У снегиря красная грудка - он красногрудый;
У дятла длинный клюв – он длинноклювый;
Физкультминутка.
Воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные.
Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей) Правильно подкармливают зимующих птичек.
- Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – могут кушать все.
- А чтобы птицам было легче зимовать люди вешают кормушку за окно и подкармливать птиц.
-«А теперь расскажем пальчиками о кормушке».
4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»:
« Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмическое сжимание и разжимание кулачков.
Прилетело? Мы расскажем: (машут перекрестными ладонями,
Две синицы, воробей. (на каждое название птицы, дети Шесть щеглов и голубей. загибают по одному пальчику на обеих руках Дятел в пестрых перышках начиная с больших
Всем хватило зернышек». (трут большой и указательный пальцы,
как бы насыпают корм в кормушки).
Снеговик: я очень рад, что в вашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Я всем лесным жителям расскажет о ваших детках.
Воспитатель: А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)
Заканчиваем занятие стихотворением с использованием мнемотаблицы:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Итог занятия:
- Ребята, куда мы сегодня совершили прогулку? (ответы детей)
- Кто приходи к нам в гости? (ответы детей)
- Чем занимались? Как можно помочь птицам зимой? (ответы детей)
- Каких зимующих птиц вы запомнили? (ответы детей)
- Каких птиц мы можем видеть на наших кормушках? (ответы детей)
- Какое стихотворение мы сегодня разучивали? (ответы детей)