Открытый показ НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием метода мнемотехники на тему:

«Покормите птиц зимой».

Цель: заучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» посредством метода мнемотехники.

Задачи:

Обучающие:

- формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»;

- расширять знания детей о птицах;

- совершенствовать навыки словообразования;

- образование существительных множественного числа;

- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов;

- активизировать словарь по теме.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц;

- развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворение по мнемотаблице;

- развитие долговременной памяти, используя приемы мнемотехники.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудное для них время.

Ход НОД:

Воспитатель: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес».
(слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).

(стук в дверь)
Воспитатель: Ой, к нам кто-то идёт в гости. (заходит снеговик)

Снеговик: Здравствуйте ребята, как вас много, вы куда-то собрались?

Воспитатель: Да, мы собираемся на прогулку в зимний лес.

Снеговик: Давайте провожу вас в зимний лес, я все тропинки знаю. Но прежде хочу вам задать несколько вопросов:
- Какое сейчас время года? (ответы детей)

-Какой сейчас зимний месяц?
- Давайте вспомним, куда исчезают птицы зимой? (ответы детей)
- Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо ,от тех птиц которые остались зимовать. Сейчас я вам его прочитаю…

Читаем письмо: «Злая Баба Яга заморозила нас , превратила в ледяные частички. Помочь нам смогут только смелые и добрые дети. Снеговик пообещал нам найти таких детей.

Снеговик:- Ребята, может, мы с вами сможем помочь нашим зимующим птичкам?(Ответы детей)


- Чтобы догадаться, каких птиц заморозила Баба Яга, вам нужно отгадать загадки:

1.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

2.Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

3.Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

4.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,

Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

5. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)


Воспитатель: — Напомните мне, как же мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).


Воспитатель: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы отправимся в зимний лес. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком отправляются на поиск птиц. (Экран с изображением зимнего леса, летящих снежинок).

Воспитатель: Ой детки ,посмотрите на нашем пути сугроб.(на экране сугроб под которым спрятан конверт в виде большой снежинки).

Дыхательная гимнастика:
Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные. Открываем конверт.
- Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить несколько заданий.

Первое задание с логопедом«Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Второе задание с логопедом: «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве. (На экране дерево с птицами).

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

Третье задание с логопедом: Игра с мячом« Закончи предложение».

У сороки белые бока - она белобокая;

У сороки длинный хвост - она длиннохвостая;-

У синицы жёлтая грудка - она желтогрудая;

У вороны чёрные крылья - она чернокрылая;

У снегиря красная грудка - он красногрудый;

У дятла длинный клюв – он длинноклювый;

Физкультминутка.

Воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные.

Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей) Правильно подкармливают зимующих птичек.
Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – могут кушать все.
- А чтобы птицам было легче зимовать люди вешают кормушку за окно и подкармливать птиц.

-«А теперь расскажем пальчиками о кормушке».

4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»:

« Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмическое сжимание и разжимание кулачков.

Прилетело? Мы расскажем: (машут перекрестными ладонями,

Две синицы, воробей. (на каждое название птицы, дети Шесть щеглов и голубей. загибают по одному пальчику на обеих руках Дятел в пестрых перышках начиная с больших

Всем хватило зернышек». (трут большой и указательный пальцы,

как бы насыпают корм в кормушки).


Снеговик: я очень рад, что в вашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Я всем лесным жителям расскажет о ваших детках.

Воспитатель: А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)
Заканчиваем занятие стихотворением с использованием мнемотаблицы:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

 

Итог занятия:

- Ребята, куда мы сегодня совершили прогулку? (ответы детей)

- Кто приходи к нам в гости? (ответы детей)

- Чем занимались? Как можно помочь птицам зимой? (ответы детей)

- Каких зимующих птиц вы запомнили? (ответы детей)

- Каких птиц мы можем видеть на наших кормушках? (ответы детей)

- Какое стихотворение мы сегодня разучивали? (ответы детей)