* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Муниципальное автономное образовательное учреждение города Нижневартовска

Детский Сад №4 «Сказка»

Проект по программе

«Социокультурные истоки»

группа «Акварельки»»

общеобразовательной направленности детей 4-5 лет

Тема проекта: «Истоки»

Авторы проекта: Давлетшина Л.М

Нижневартовск

Пояснительная записка.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Программа «Социокультурные истоки», ориентирована на положительную социализацию детей дошкольного возраста, направлена на первичное приобщение детей, родителей и педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества; организацию взаимодействия детей и взрослых, семьи и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей.

Истокведение осуществляет духовно – нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается как служение Отечеству в широком смысле этого слова). Следует отметить, что интеграция духовно – нравственного воспитания – это, прежде всего, развитие внутреннего мира ребенка на основе социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей.

Проектная деятельность является приоритетным направлением работы нашей группы. Мы считаем, что проектный метод является одной из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми дошкольного возраста. Через проектную деятельность ребенок получает более глубокие и устойчивые знания, так как он сам является непосредственным участником добывания знаний. Кроме того, он учится видеть проблему, находить возможные способы ее решения с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, планировать свои действия, искать нужную информацию, оформлять ее в виде какого - ни будь продукта, получает свой первый опыт выступления перед аудиторией. Еще одно достоинство метода проектов заключается в том, что он является эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родителями и детьми, между воспитателями и детьми.

Реализуя программу «Социокультурные истоки», мы решили объединить все реализуемые темы для средней группы: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Праведный труд», «Благодарное слово», под один проект и дали название «Истоки», что обозначает начало жизни, бытия, отношение всему живому.

Проект направлен на развитие у детей умение проявлять доброе отношение к близким

людям, умение слушать друг друга, развивать социокультурную основу личности. Формировать у детей доброго, заботливого отношения к природе, к животным.

Воспитать уважения к труду, способность проявлять добрые чувства к близким.

Паспорт проекта.

Название проекта: «Истоки»

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: Сентябрь-май (2022-2023уч. год)

Участники: педагоги, родители, воспитанники средней группы «Акварельки»

Цель проекта: Формирование духовно- нравственной основы личности ребенка Задачи проекта:

1.Знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в ней человека;

Развивать умение проявлять доброе отношение к близким людям;

Развивать умение слушать друг друга;

Развивать социокультурную основу личности.

Продукт проекта: Трансформируемый макет дома, включающий в себя игровые пособия «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Праведный труд», «Благодарное слово».

Актуальность (проблема/значимость):

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей.

Краткое содержание проекта «Истоки».

Социокультурное направление: «Дружная семья»

Цель: -Присоединить всех участников образовательного процесса к традициям русской семьи,

- приобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.

- Раскрывать глубже тему семьи и домашнего тепла.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

Дети получают

необходимую информацию о своей семье.

О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.

Имеют представление о родственных отношениях.

Имеют представления о родословной как истории семьи. Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.

Подбор детской

художественной литературы для чтения детям

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Консультирование родителей по теме проекта.

Помощь в оформлении проекта по теме «Дружная семья. Совместное создание игрового пособия.

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Оформление творческого задания на стр.17;

Выполнение задания к сказке стр.9;

Источник: Дружная семья часть 1, стр.518;

Выполнение задание на стр.26

Источник: Дружная семья 1, стр.20-22

Чтение русских народных сказок по теме. Познакомить с рассказами, читать поэтические тексты о матушке, батюшке, бабушке, дедушке, сыне, внучке, и семье в целом;

Разучить потешки, стихи, пословицы, пальчиковую гимнастику.

Общение с детьми и родителями, расширение познавательного интереса, информирование о проводимых мероприятиях.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Оформление страницы альбома «Наша дружная

семья» Дружная семья

1, стр.19

Подготовка к итоговому занятию совместно с детьми и родителями.

Оснащение игровыми атрибутами

направление проекта «Дружная семья»

Итоговое занятие совместно с родителями №2 «Домашнее тепло»; Оформление страницы альбома «Домашнее тепло» Истоковедение том 5, стр. 119;

Дружная семья часть 1, стр.27

Социокультурное направление: «В добрый путь»

Подготовительный

(проблема,

планирование,

прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

Создать в группе доброжелательную обстановку.

Формировать добрые дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

Продолжать развивать способность следовать нравственным нормам и правилам, способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям, развитие навыков познавательного и личностного общения.

Подготовка необходимого материала для реализации проекта.

Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу. Подбор дидактических игр.

Подготовка художественной

литературы, иллюстраций на тему

«Дорога добра».

Познакомить родителей направлением «В добрый путь».

Консультация «Слово к родителям»; Совместное выполнение заданий детьми и родителями в книге №2 «В

добрый путь»;

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Беседа с детьми о жизненных путях-дорогах и добрых делах детей и взрослых;

Рассматривание иллюстраций.

Самостоятельная художественная речевая деятельность (составление рассказов «Моя дорога добра») Музыкально-ритмические движения.(«Как на тоненький ледок»… ).Разговор в ресурсном круге. Работа в паре.

Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или социально -коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Довести до участников важность данной темы.

Изготовление кормушек; Помощь в организации фотовыставки

«Делаем добрые дела»; Составление рассказа «Дорога добра».

Завершающий

(презентация продуктов проекта и

рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Художественно-творческая деятельность родителей и детей по оформлению страницы Альбома. Создание фотогазеты «Солнышко добра». Оформление папки передвижки «Слово к родителям»

Выставка коллективного панно «Солнышко добра»

Открытое занятие по теме: «Дорога добра».

Итоговое занятие совместно с родителями №2 «Домашнее тепло»;

Оформление страницы альбома «Домашнее тепло»

Истоковедение том 5, стр. 119; Дружная семья часть 1, стр.27

Социокультурное направление: «Добрая забота»

Цель: Дать представление о социокультурной категории «Труд земной»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

(проблема,

планирование,

прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

Дать представления детям о домашних животных, об их характерных повадках; закрепление знаний о том, чем

питаются, как передвигаются, какие звуки издают;

обогащению словарного запаса по теме «Домашний питомец». Воспитывать чувство сопереживания ко всему

живому, бережное отношение к животным.

Подбор методической и

художественной литературы по теме проекта. Подбор

дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.

Оформление папки с изображением домашних животных.

Привлечение

родителей к совместной работе над проектом

(подготовка

компьютерных

презентаций о домашних питомцах).

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Беседы на тему «Домашние животные».

Рассматривание альбома «Домашние питомцы». Рассказ детей о своём домашнем питомце по компьютерной презентации.

Чтение художественной литературы про домашних животных.

Аппликация на тему «Наши верные друзья».

Раскраски на тему «Мой домашний любимец».

Сюжетно-ролевая игра

«Ветеринар», «В зоомагазине». Дидактические игры «Чей малыш?», «Чей домик?».

обогащение знаний детей о животном мире

ближайшего

окружения, о правилах ухода за домашними питомцами, расширение словарного запаса, привитие детям любви и бережного

отношения к

животным, приобщение родителей и детей к совместной деятельности.

Общение с детьми и родителями, расширение познавательного интереса, информирование о проводимых мероприятиях.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Оформление страницы альбома «Добрая забота»

Источник: Добрая забота

часть 3, стр.11,13

Подготовка к итоговому занятию совместно с детьми и родителями. Оснащение игровыми атрибутами направление «Добрая забота»

Оформление страницы альбома совместно с детьми и родителями «Добрая забота» забота часть 3, стр.11,13.

Социокультурное направление «Праведный труд»

Цель: Раскрыть тему труда в жизни человека.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

(проблема,

планирование,

прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

Узнать кем работают родители, делиться знаниями о работе родителей. Беседы с детьми о профессиях и труде.

Дать детям понятие что такое тру. Как они понимают это слово. Какие есть виды труда, профессии. Дать задание узнать где и кем работают родители, рассказать в группе своим сверстникам. Кем бы они хотели встать в будущем. Какие сюжетно-ролевые игры им по душе.

Познакомить с направлением «Праведный труд». Консультация для родителей: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Беседа с детьми: «Зачем нужно трудиться?»; «Виды труда»; «Что мы знаем о профессиях Чтение и беседа по произведению К.Чуковский «Айболит», «Федорино горе»;

В. Маяковский «Кем быть?». Разучивание пальчиковых гимнастик «Повар»,

«Строители»; -Д/и «Кому что нужно для работы?», «Продолжи предложение», «Инструменты», «Исправь ошибку»;

Настольные игры: «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», «Профессии», «Парочки» и тд.

Подготовка

атрибутов для игр. Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок и пословиц о профессиях. Рассматривание картинок по теме.

Родителям рассказать детям о своей профессии, по возможности предоставить фото.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и

рефлексия – размышлени я над новым знанием или опытом)

Итоговое занятие совместно с родителями №6 «Праведный труд»;

Оформление страницы альбома «Праведный труд».

Посадка лука, чеснока, зелени в группе совместно с родителями.

Подготовка к итоговому занятию совместно с детьми и родителями. Оснащение игровыми атрибутами направление проекта «Праведный труд»

Итоговое занятие совместно с родителями №6 «Праведный труд»; Оформление страницы альбома «Праведный труд» Источник:

Истоковедение том

5, стр. 122;

Добрая забота часть

3, стр.28

Социокультурное направление: Благодарное слово.

Цель: Дать представление о социокультурной категории «Труд души».

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

(проблема,

планирование,

прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

Знать: за добрые поступки, дела всегда благодарят с помощью вежливых слов (Спасибо,

огромное спасибо, спасибо вам)

Уметь: использовать вежливые фразы адресовано, мотивировано по отношению к членам семьи, окружающим ребенка.

Владеть: всегда произносить вежливые фразы по отношению к членам семьи, окружающим ребенка в ситуации благодарности используя невербальные средства

общения (улыбку)

Дать представление детям о ценности семьи и отношений в семье, роли доброго слова и доброго дела в жизни человека.

Воспитывать у детей уважение, чувства признательности и благодарности

родителям, за оказанное добро.

Познакомить родителей с направлением работы:

«Благодарное слово». Дать задания родителям искать пословицы, поговорки о добром слове, объяснить о его значении.

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Чтение русских народных сказок, рассказов из книги «Благодарное слово»: «Правдивая история о садовнике» Н.К.Абрамцевой и «Кто вырастил яблочко?» Е.Фроловой.

Заучивание пословиц о благодарном слове.

Беседы о содержании сказок.

Учить детей использовать в речи инициативные и ответные реплики в ситуации благодарности адресовано, мотивировано по отношению к членам семьи, окружающим ребенка.

Общение с детьми и родителями, расширение познавательного интереса, информирование о проводимых мероприятиях.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Итоговое занятие совместно с родителями «Светлый праздник»;

Оформление страницы альбома «Любимая книга»

Истоковедение том 5, стр. 124; Благодарное слово, часть 4, стр.31

Подготовка к итоговому занятию совместно с детьми и родителями. Оснащение сюжетными картинами, пословицами, поговорками, направление проекта «Благодарное слово»

Оформление страницы альбома «Благодарное слово»

Благодарное слово, часть 4, стр.21

План проекта.

Название направления

Содержание деятельности

Источник

«Дружная семья»

1.Русская народная сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»;

2.Задания к сказке стр.9;

3.Рассказы: Л. Корсунской «Семья», Е. Пермяк «Первая рыбка», Э.Шим «Брат и младшая сестра»;

4.Поэтические тексты о матушке, батюшке, бабушке, дедушке, сыне, внучке, и семье в целом;

Потешки

;

Пальчиковая игра «семья»;

Русская народная игра «У дедушки Трифона»;

Песня «Моя семья»

9.Песни «В гости к нам пришли», «Самая хорошая»;

10.Стихи «Внучка», «Бабушкина забота» «Веселая забота»;

11. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»;

12.Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»;

Дружная семья часть 1, стр.5-18

Дружная семья 1, стр.20-22

«В добрый путь»

1.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»;

2.Задание на осмысление идеи сказки стр.7;

3.Потешки;

4. Игровая песня «Огород»;

5.Чтение рассказа К.Лукашевича «Добрая девочка»;

6.Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько»;

7.Чтение русских народных сказок «Петушок золотой гребешок»,

«Снегурушка и лиса»;

8.Хороводная игра «Хоровод в лесу»;

9.Пословицы;

10.Загадки;

11.Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Ели»

В добрый путь

часть 2,

стр.5-12

«Добрая забота»

Чтение рассказа

Л.Нечаева

«Как покататься на лошадке»;

Хороводная игра «Кто пасется на лугу»;

Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Петушок с семьей»;

Русская народная песня «Буренушка»

Добрая забота

часть 3,

стр.4-12

«Праведный труд»

1.Чтение рассказа О.Абрамовой «Семейный праздник»;

Стихотворение

В.Глущенко

«Грядка»;

Русская народная игра «Кто с нами?»;

4.Чтение и беседа по рассказу П.Засодимского «Откуда взялся хлеб»;

Стихотворение Т.А. Шорыгина «Жатва»;

Стихотворение

К.Д.Ушинского

«На что тебе?»;

Беседа по иллюстрации на стр.26

Добрая

забота

часть 3, стр.17-26

«Благодарно е слово»

1.Чтение и беседа по русской народной сказки «Крошечка-

Хаврошечка»;

2. Заучивание стихотворения В.Берестова «Недаром дети любят сказку»

3.Чтение рассказа «Правдивая история о садовнике» Н.К.Абрамцевой4

4.Составление рассказа по иллюстрациям;

5.Беседа по рассказу Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?»;

6.Чтение отрывков из русских народных сказок на стр22.

7.Чтение фрагмента произведения И.С.Шмелева «Троица»;

8.Беседа по рассказу К.Д.Ушинского «Березка»;

9.Стихотворения А.Прокофьева о березе на стр.28;

10.Пение русской народной песни «Во поле береза стояла»;

11.Беседа по «Сказке про березоньку»

Благодар ное

слово,

часть 4,

стр.4-12;

Благодар ное слово , часть 4, стр.13-22;

Благодар ное

слово,

часть 4, стр.25-30.

Заключение.

Работая по Программе «Социокультурные истоки» и реализуя проект «Истоки», дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитатели и родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. Привлечение родителей в реализации проекта, к участию в организации праздников, семинаров, конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской деятельности приводит к организации дружеских, партнерских отношений семьи и ДОУ.

Реализуя направление «Дружная семья» дети и родители активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детское - родительских отношений.

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и без духовности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость.

В обществе отмечается общий рост социальной напряжённости и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживается сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОО, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

Реализуя направления «Добрый путь» и «Добрая забота» - дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках, знают стихи, пословицы о доброте. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме. Пополнили центр литературы в группе книгами о добре и добрых поступках. Дети стали бережнее относится к живому миру природы, повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

В направлении «Праведный труд» главной целью была раскрыть тему труда в жизни человека.

Трудовая деятельность дошкольника — основа его полноценного развития. Ребёнок чувствует свою ценность, возможность принести пользу окружающим. В процессе труда происходит усвоение полезных знаний о предметах и материалах, их назначении и использовании. Что касается воспитанников, то их более привлекает сам трудовой процесс, нежели его результат. И задача педагога и родителей — создать атмосферу сотрудничества, максимально заинтересовать детей этой деятельностью, сделать так, чтобы она приносила им большое удовольствие.

Из поколения в поколение люди учились быть благодарными Богу, родной земле, близким и окружающим людям, солнцу, небу, цветам. Благодарность родителям – это основа жизни человека. Любовь отца одаривает ребенка благородством, мужеством, способностью защищать семью. Любовь матери – мягкостью, кротостью, состраданием, милосердием. Родительскую любовь ребенок получает как бесценный дар на всю жизнь. В направлении «Благодарное слово» воспитанники учились проявлять доброе отношение к близким людям, быть вежливыми, высказываться, не перебивая друг друга и слушать ответы других.

Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей как в подготовке, так и в проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Использованная литература

Кузмин И.А., Абрамова О.С. Рекомендации по применению программы

«Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. - М., 2015

Кузмин И.А., Сильвестрова Л.П. Истоковедение Том 5. - М., 2012

Кузмин И.А., Сильвестрова Л.П. Истоковедение Том 11. - М., 2017

Кузмин И.А. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года) «Доброе

слово». - М., 2017

Кузмин И.А. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года) «Добрый мир». - М., 2017

Кузмин И.А. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года) «Добрая

книга». - М., 2017

Кузмин И.А. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 года) «Дружная семья». - М., 2017

Кузмин И.А. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 года) «В добрый путь». - М., 2017

Кузмин И.А. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 года) «Добрая

забота». - М., 2017

Кузмин И.А. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 года)

«Благодарное слово». - М., 201