* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .Emphasis {font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .FollowedHyperlink {color: #954F72; text-decoration: underline ;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Body Text 2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .Основной текст 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

№77 «БУСИНКА»

Технологическая карта

проекта по техническому творчеству

детей старшего дошкольного возраста

«Экскурсия на нефтяную буровую»

Автор составитель:

Васильева Н.Е. (воспитатель)

г. Сургут, 2024 г.

Вид проекта: творческий, ролево - игровой проект.

Руководители проекта: Васильева Н.Е.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), социальные партнеры (при наличии).

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Актуальность проекта:

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование. Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы.

Актуальность проекта заключается в том, что вовлечение детей в программы технического творчества является решением одной из приоритетных задач Минобрнауки России отвечает требованиям модернизации системы образования, развернувшейся в последнее время в нашей стране, Концепции развития образования ХМАО, а также задачам, стоящим перед ДОУ в период перехода в режим инновационного развития. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Основными задачами инновационной деятельности в рамках проекта являются - разработка методических рекомендаций по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ, разработка сценариев мероприятий с родителями по развитию детского технического творчества.

Ханты-Мансийский Автономный округ, в котором мы проживаем является регионом, где добывается больше половины российской нефти. Однако, не каждый житель России знает, как эта нефть добывается. Однако промышленный туризм еще недостаточно развит в нашем округе, а только на пути становления. Поэтому мы решили создать творческий проект «Экскурсия на нефтяную буровую». Проект даст возможность познакомить туристов и жителей с предприятиями нефтедобывающей отрасли города и округа и расширить знания детей в области выбора профессии.

Цель проекта: 

Создать промышленный тур для туристов на нефтедобывающую отрасль: познакомить с процессом добычи нефти, трудом нефтяников.

Цель детская: узнать, как добывают нефть.

Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты

Задачи

Ожидаемый результат

1

Познакомить детей дошкольного возраста с профессиями в нефтедобывающей отрасли нашего города и округа.

Воспитанники старшего дошкольного возраста будут различать и называть профессии нефтедобывающей отрасли.

2

Развивать у воспитанников коммуникативные навыки общения со взрослыми и сверстниками через формирование социальной и коммуникативной компетентности.

Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности,

интереса к познавательной деятельности.

3

Сформировать творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями технической направленности.

Воспитанник может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

4

Способствовать установлению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в совместной проектной деятельности

Сформировано партнерское взаимоотношение, родителей через вовлечение их в совместную проектную

деятельность, активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

5

Развивать технические и творческие способности детей, их умение отражать полученные знания в конструктивной деятельности.

У воспитанников сформированы технические способности в конструктивной деятельности.

Таблица 2 – Этапы реализации проекта

Содержание работы

Срок исполнения

1. Совместный поиск темы

(дети совместно с педагогами определяют тему проекта, при выборе темы учитываются интересы детей и возможности педагогического персонала и ДОО в целом, совместные обсуждения известных фактов по теме проекта, дети задают вопросы по теме проекта)

Воспитатель: Ребята, что мы можем рассказать и показать гостям (туристам) о нашем северном городе.

Дети предлагаю разные варианты: познакомить с достопримечательностями города Сургут (музеями, парками, показать красивые храмы и церкви, посетить набережную и др.)

Воспитатель: Сегодня Сургут - один из важнейших промышленных центров всей страны и даже мира. Одним из центров нефтегазовой промышленности России, является Сургут, который располагается в Ханты - Мансийском автономном округе. Находится на третьем месте среди богатейших городов России за счёт своих природных богатств и трудолюбивого населения. В настоящее время город занимает 3-е место в стране по объёмам промышленности, уступая Москве и Санкт-Петербургу. В городе активно работают крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса: ПАО «Сургутнефтегаз», «Тюменьэнерго», «Газпром», «Газпром переработка», «Газпром трансгаз Сургут».

Дети: Можно гостям предложить тур на буровую на нефтяное месторождение, познакомить с процессом бурения и добычи нефти.

2. Планирование и подготовка проекта педагогическим персоналом

(составление календарного плана реализации мероприятий, разработанный план должен предоставлять детям достаточные возможности для участия в организации проекта и рассмотрения вопросов, которые могут возникнуть при реализации проекта)

1) изучение научно-методической литературы;

2) составление плана реализации проекта;

3) оценка рисков проекта: изменение кадрового состава (ДОУ) может негативно сказаться на реализации проекта, недостаточность квалификации кадров может снизить интерес у участников проекта, неправильная оценка ограничения мероприятий проекта может привести к загруженности или стагнации проекта;

4) ресурсное обеспечение проекта:

- кадровое: творческая группа педагогов дошкольного учреждения, увлеченная идеей проекта; высококвалифицированные специалисты группы ИЛИМ и музея истории политической ссылки;

- материально-техническое: мультимедийное оборудование, телевизоры, конструкторы, бросовый материал, схемы, иллюстрации оборудования;

- научно-методическое: научная и методическая литература, сценарии мероприятий, праздников;

- организация взаимодействия с социальными партнерами.

3. Практический этап проекта – реализация запланированных мероприятий

(сбор информации, формулирование гипотезы, исследования, эксперименты и др., дети обмениваются друг с другом приобретенным опытом, демонстрируют и обогащают свои знания, делают выводы, определяют, чему научились)

Работа с детьми

1

Беседа «Нефть - черное золото Югры»

Беседа «Люди каких профессий работают с нефтью»

Просмотр презентации «Путешествие автомобильчика за бензином»

Знакомство с профессиями нефтедобывающей промышленности: инженеры, геологи, бурильщики, операторы

Виртуальная экскурсия на буровую

Беседа «Как впервые нашли нефть»

Д/игра «Что делают из нефти»

Чтение произведений художественной литературы П.Волцит «Кто добывает нефть», Л.Б.Дерягина «День нефтяника»

Презентация «Долгая дорога к нефти»

Сюж.рол. игра «Мы – нефтяники»

Создание макета нефтяной буровой для посещения экскурсии туристов нашего города.

Занятие «Что такое нефть»

Рисование «Профессии людей, добывающих нефть»

Лепка «Качалки на месторождении»

Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства нефти»

Создание коллажа «Что делают из нефти»

Конструирование «Буровая вышка»

9

Воспитатель: Предлагаю, создать схему-проекта месторождения или нефтяной буровой. Как вы думаете, где выбирают место для нефтяного месторождения?

Дети: В тайге геологи обозначают место, где будут добывать нефть. Место выбирают на основе данных геологоразведки (сейсмической разведки, бурения разведочных скважин). После этого на этом месте вырубают лес (если он там есть), осушают болото и отсыпают площадку под бурение глубинной скважины.

Воспитатель: Правильно. Дальше начинается процесс бурения.

После отсыпки площадки на нее завозят буровую установку и собирают ее. Буровая установка представляет собой здоровенное сооружение, которое конструктивно сводится к вышке, которая опускает/поднимает здоровый электродвигатель с прикрученными к нему «трубами», которые сверлят в земле дырку. После того, как скважину пробурят - буровую перевозят на новую скважину, а пробуренной скважиной начинает заниматься служба КРС (капитального ремонта скважин). Саму скважину облагораживаю, делают обсадки, спускают насос, который будет подавать нефть на поверхность. Куст обычно состоит из нескольких скважин, которые бурят в линию через 5-7 метров друг от друга.

Дети: Кроме самой буровой на площадке располагаются множество дополнительных сооружений и оборудования.

Воспитатель: Познакомимся какие еще сооружения есть на буровой.

Автоматизированная групповая замерная установка

(

АГЗУ)

Трубопроводы от всех скважин сначала идут на замерную установку, что позволяет узнать сколько нефти, откачали из каждой скважины.

Электрическая подстанция (РУ, ТП)

- нужна для

запитки

током всех механизмов. 

Дожимная насосная станция.

Место, куда нефтяная смесь подается по трубопроводу для дальнейшей перекачки.

Блочная кустовая насосная станция

. Качает нефть с куста в трубопровод

Комплекс сооружений

в которых нефтяная смесь очищается, и очищенная нефть подается дальше по трубам.

Факельная установка, факел, свеча.

Вахтовый жилой комплекс

Место, где живет обслуживающий персонал на месторождении.

Место для ремонта автотехники, место парковки и контрольного пропускного пункта.

Воспитатель: предлагаю создать туристическое агентство и разработать тур на буровую, вы согласны? Придумаем название нашего агентства и логотип (варианты детей) и так наше турагентство будет называться «Буровичок».

Воспитатель:
Ребята, чтобы обеспечить туристам комфортное путешествие необходимо договориться о транспорте, который доставит туриста до места назначения.

Дети: Наши туристы могут отправиться в путешествие на автобусе. В зимнее время на снегоходах.

Воспитатель: Сколько по времени будет проходить тур? Необходимо туристам обеспечить питание и отдых, где они смогут провести это время.
Воспитатель:
Ребята, что привозят из путешествия туристы? (туристы привозят различные сувениры). Правильно! Поэтому у нас будет работать сувенирная лавка.

Еще нам понадобится экскурсовод, который будет рассказывать туристам о местах, которые они будут посещать.

Остальные ребята, будут клиентами нашего туристического агентства, а после приобретения у нас путевки они отправляются в путешествие и становятся туристами.

Работа с родителями

Работа с родителями встречи с интересными людьми, рассказы родителей о профессиях, связанных с добычей нефти: «Мой папа нефтяник», «Кто находит первым нефть?», «Оператор нефтедобычи».

Привлечение родителей к созданию исследовательских проектов совместно с детьми «Как добывают нефть?», «Нефть полезна или опасна?», «Что делают из нефти?»

Экскурсия выходного дня посещение музея ОАО «Сургутнефтегаз»

4. Завершение проекта – итоговое мероприятие

(презентация детьми результатов проекта (например, оформление стенда, выставки, представление продукта (продуктов) проекта или проведение мероприятии в рамках общего праздника)

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия на нефтяную буровую»

Продукты проекта:

− создание макета буровой из разных видов конструктора и бросового материала

− пополнение РППС группы

Список литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.:УЦ «Перспектива», 2008. – 250 с.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. Мозаика – синтез., 2014 г. – 110с.

3. Зеленова Н.Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.

4. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина» – М.: ТЦ Сфера, 2005 8. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 2004 232 c. РГБ ОД, 61:04-13/1870

5. Лашкова Л.Л., Ушакова П.П., Якоб С.А. «Наследие Югры: на пути к истокам». – М.: Издательство «Русское слово» 2019.

6. Новицкя М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс,2003. – 200 с.