Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №233»
«Внедрение в педагогический процесс проекта по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию посредством использования музейной коллекции
«Куклы народов мира»
Выполнили:
Гасанова З.Р.
Капанова В.И.
Данильченко С.А.
Новокузнецкий округ 2023г.
Содержание
Паспорт проекта…………………………………………………3
Актуальность ……………………………………………………4
Основные принципы построения и реализации проекта……..7
Формы реализации проекта………………………………….....8
Методы реализации проекта……………………………………11
Средства реализации проекта………………………………......12
Организация деятельности над проектом……………………...13
Ожидаемые положительные результаты………………………14
1 этап проекта подготовительный (разработка проекта)……..15
1.1 Перспективный план работы………………………………..16
1.2 Мониторинг уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира»…………………………………………………..22
2 этап проекта Основной (реализация проекта)………………24
3 этап заключительный подведение итогов………………......26
3.1 Результаты мониторинга в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР)……………………..26
3.2 Практические результаты проекта…………………....27
Заключение……………………………………………………....28
Литература……………………………………………………………….29
Паспорт проекта
Тема проекта
«Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"»
Длительность проекта
12 месяцев
Сроки реализации проекта
с 1 сентября 2022 по 30 августа 2023 г.
Творческая группа проекта
Ст. воспитатель: Гасанова З.Р.,
Воспитатели: Капанова В.И., Данильченко С.А.
Участники проекта
воспитанники старшей группы «А» компенсирующей направленности (ТНР) , воспитатели, родители
Цель и задачи проекта
• формирование у детей интереса к культуре разных народов через образ традиционной народной куклы
• воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям
• знакомство детей с народами мира, внедрение новых форм работы с семьёй
• создание условий для активизации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о народах мира
Этапы реализации
-1 этап подготовительный (разработка проекта)
-2 этап основной (реализация проекта)
-3 этап заключительный (подведение итогов проекта)
Результаты проекта
- мини – музей выставка в группе «Куклы народов мира» - изготовленных руками детей, воспитателями;
- изготовление кукол к дидактической игре «Одень куклу»;
- альбом «Путешествие по странам мира»;
- изготовление разрезных картинок к дидактической игре «Собери куклу в костюмах народов мира».
-разработка интерактивных игр на базе образовательной платформы wordwall.net: ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России»
- Итоговое мероприятие: «Открытое занятие в детском саду».
Проект по теме «Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"».
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении
их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше
начинается формирование этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова
Актуальность проекта. В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта.
На наш взгляд, мини-музей в ДОУ может стать сегодня совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру, успешно выстраивать позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, социальным и мировоззренческим. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики.
Почему же мы выбрали куклы народов мира, как средство приобщения детей к истокам народной культуры разных народов? Кукла знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить проявлять милосердие, тренируют память.
Мини-музей «Куклы в костюмах народов мира» то, что нужно именно детским садам. Кукла, как нельзя лучше может познакомить детей с обычаями, традициями представителей разных уголков нашей планеты, развивать положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально – ценностные ориентации.
Народная кукла помогает воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, гуманистическую направленность поведения, формировать начало гражданственности.
Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Народная кукла часть народной традиции. Изучая ее ребенок, постигает историю разных народов. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол — это дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Отсюда и возникла идея создания проекта «Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"»
Формировать и развивать у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно-патриотического, духовного, толерантного богатства личности.
Особенности проекта:
• по составу участников: детско - взрослый;
• по виду: досугово-познавательный;
• по типу: познавательно - творческий;
• по сроку реализации: 12 месяцев.
Участники проекта:
• воспитанники старшего дошкольного возраста;
• воспитатели;
• родители;
Цель проекта:
• формирование у детей интереса к культуре разных народов через образ традиционной народной куклы.
• воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям.
• знакомство детей с народами мира, внедрение новых форм работы с семьёй.
• создание условий для активизации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о народах мира.
Задачи проекта:
• с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о народах мира
• развивать представление о том, что такое “традиции”, знакомить с традициями разных народов; с играми, сказками, с традиционной музыкой разных народов;
• развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;
• развивать связную речь детей (составлять описательный и повествовательный рассказ об особенностях внешности и национальных костюмах народов, о традициях, национальных праздниках, играх и тд.);
• воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Основные принципы построения и реализации проекта:
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
Принцип опоры на интересы ребёнка;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при направляющей роли взрослого; диалогическое взаимодействие взрослых и детей переход от монологической педагогики к педагогике диалога.
Принцип наглядности; который обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Принцип последовательности
и
целостности, способствующий формированию у детей целостного представления о социальном и природном мире, самом себе и своих возможностях;
Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
Принцип интеграции;
Принцип вариативности и разнообразия; интерактивности и поли функционально
сти,
изучаемого материала
на основании которого детям предоставляется возможность выбора способа действия, материалов и видов деятельности;
Принцип обеспечения необходимыми условиями поисково-творческой деятельности детей.
П
ринцип психологической комфортности, предусматривающий построение взаимоотношений между детьми и взрослыми на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи);
П
ринцип деятельности, подразумевающий создание условий для самостоятельных детских открытий в процессе формирования знаний о других странах, их географическом расположении, природе, особенностях жизни людей в этих странах;
принцип вариативности,
П
ринцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах образования, развития и здоровья детей.
Формы реализации проекта:
Формы реализации проекта имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов:
Форма
Содержание формы
Игра
Виды игр: дидактические игры, игровые ситуации, сюжетные игры, подвижные игры, народные игры, игры-эксперименты, игры-путешествия.
Мастерская
Форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. В Мастерской дети, совместно с воспитателем, разукрашивают костюмы народов разных стран (раскраски), изготавливают маленькие флаги разных стран, лэпбуки по каждой стране, рисуют карты стран и др. Также в Мастерской ребята занимаются лепкой, аппликацией. Изображают объекты природного мира, разрабатывают схемы маршрутов-путешествий по странам.
Экспериментирование и исследования
Эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия природного мира разных стран.
Чтение
Форма восприятия детской художественной литературы и произведений народного фольклора. Направлена на развитие познавательной, коммуникативной, речевой деятельности.
Рассматривание и обсуждение
Форма совместной деятельности, в центре которой - предметные и сюжетные картинки фольклорного и национального характера, иллюстрации к произведениям народного творчества, народные игрушки разных стран, предметы народного быта, национальная одежда, произведения национального искусства.
Викторины и конкурсы
Интерактивные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Таким образом проверяются знания детей.
Оформление выставок
Форма организации педагога с детьми, направленная на результат совместной деятельности. В группе организуются тематические выставки по странам, а также выставки детского творчества.
Используются также такие формы совместной образовательной деятельности педагога и детей как:
- образовательные ситуации;
- мотивационные ситуации;
- наблюдение;
- рассматривание объектов и их обследование;
- виртуальные экскурсии;
- рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций;
- просмотр документальных фильмов о различных странах;
- коллекционирование предметов и сувениров из разных стран;
- моделирование.
Методы реализации проекта:
Наглядные методы:
наблюдения;
рассматривание картин и иллюстраций, игрушек, предметов.
демонстрация презентаций, видеороликов.
Словесные методы:
беседа;
объяснение;
вопросы;
сравнение;
рассказы воспитателей, детей;
чтение художественной литературы.
Игровые методы:
дидактическая игра;
создание игровой ситуации.
Практические методы:
- моделирование.
-продуктивная деятельность
В проекте применяются современные методы обучения и воспитания:
- объяснительно-иллюстративные методы при помощи ИКТ - материал разъясняется, иллюстрируется примерами и демонстрируется посредством информационно-коммуникационных технологий;
- проблемно-поисковые методы - отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно путем целенаправленных наблюдений, решения познавательных задач и проведения экспериментов;
- исследовательские методы - применяются при организации поисковой, познавательной деятельности детей путём постановки познавательных и практических задач, которые требуют самостоятельного творческого решения;
- методы стимулирования - соревнование, поощрение и др.
Благодаря данным методам, воспитанники не только применяют усвоенные ранее знания и умения, но и самостоятельно ищут новые решения и творческие подходы.
Средства реализации проекта:
1. Использование произведений детской художественной литературы, устного народного творчества разных стран: пословицы, поговорки, загадки, поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.).
2. Наблюдаемые объекты, предметы, явления (наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных произведений).
3. Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий (плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и карточек, алгоритмов, схем, таблиц).
4. Демонстрация объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, презентаций.
5. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности (конструкторы, знаково-символические материалы, природный и нетрадиционный материал).
7. Различный дидактический материал.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• подготовка методических и дидактических материалов;
• проведение интересных занятий, бесед;
• организация выставок;
• организация похода в местный музей;
• разработка и внедрение в работу интерактивных игр по теме.
• разработка и организация итогового мероприятия-открытого занятия
•отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы
• подготовка родительского собрания; проведение анкетирования по теме
• довести до родителей, какое важное значение имеет воспитание в дошкольниках нравственно-патриотических чувств.
• презентация проекта.
2. Деятельность детей:
• участие в различных беседах, занятиях;
• просмотр презентаций по теме
• прохождение интерактивных игр.
• создание совместно с воспитателями мини-музея выставки «Куклы народов мира» в группе.
3. Деятельность родителей:
• пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями)
• участие в родительском собрании с озвучиванием вопроса по теме. «Патриотическое воспитание в семье»
• участие в анкетировании по теме.
Интегрируемые виды деятельности:
• игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
• познавательно-исследовательская деятельность;
• продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);
• коммуникативная деятельность (беседы);
• двигательная деятельность (подвижные игры);
• музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);
• чтение художественной литературы (восприятие произведений).
Ожидаемые положительные результаты данного проекта:
Для детей:
П
робуждение интереса
детей
к исследовательской познавательной деятельности;
Закрепление и расширение представлений детей о разных народах мира,
о национальностях,
входящих в состав России
,
их традициях и обычаях, воспитание толерантного отношения к представителям других народов.
У
своение детьми
правил бережно
го отношения к окружающему миру
П
о
зитивные изменения в речи детей
Для родителей:
Успешное взаимодействие со своими детьми.
Повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей.
Повышение интереса к жизни ДОУ.
Для педагога:
Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
Пополнение уголка патриотического воспитания с региональным компонентом.
Благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами
(энциклопедиями)
;
Совместная работа с родителями по расширению знаний детей о национальной кухне в разных странах, формировании представлений о национальных костюмах и праздниках.
Повышение уровня педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
1 этап проекта подготовительный (разработка проекта):
план мероприятий разработки проекта:
№
Название мероприятия
Ответственные
1
Постановка цели и задач и предполагаемых результатов проекта
Воспитатели совместно
2
Составление плана мероприятий
Ст. воспитатель
3
Изучение методической литературы по теме
Воспитатели совместно
4
Разработка перспективного плана работы на год
Воспитатели совместно
5
Разработка мониторинга выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» на начало и после реализации проекта
Воспитатели совместно
6
Подбор и разработка материала по теме: рисунков, фотографий, иллюстраций литературных произведений, дидактических и настольных игр, конспектов занятий, бесед, презентаций, видеоматериалов о народах мира
Воспитатели совместно
7
Разработка интерактивных игр по теме
Воспитатели совместно
8
Разработка анкеты для родителей
Воспитатели
9
Разработка конспекта итогового мероприятия
Воспитатели совместно
10
Изготовление дидактической игры «Собери картинку - Куклы в костюмах народов мира»
Воспитатели совместно
Разработанные перспективный план работы и мониторинг представлены ниже, остальные материалы представлены в приложении.
Перспективный план работы
по нравственно-патриотическому воспитанию посредством
использования музейной коллекции "Куклы народов мира"
в старшем дошкольном возрасте.
Дата
Название мероприятия
форма работы с воспитанниками
Цель проведения
мероприятия
Название мероприятия
форма работы с родителями (законными представителями)
Цель проведения
мероприятия
Сентябрь
Выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» на начало проекта.
Выявить знания детей по образовательной деятельности «Познавательное развитие» на начало года. Наметить перспективный план работы в данном направлении.
Родительское собрание
«Патриотическое воспитание в семье»
Актуализация проблемы взаимодействия семьи и детского сада в воспитании граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами
Беседа с детьми "Костюмы народов России"
Познакомить воспитанников с особенностями народных костюмов России, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны
Анкетирование
«Патриотическое воспитание ребенка»
Выявление отношение родителей к вопросам нравственно0патриотического воспитания воспитанников ДОУ
Тематическое занятие "Народы России"
Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Обогащение словарного запаса
Октябрь
Рассматривание карты мира с флагами разных стран
Формировать представление о флагах мира и родной страны
Дидактическая игра «Собери картинку - Куклы в костюмах народов мира»
Учить правильно собирать изображение из отдельных частей, соотносить образ с целостным реальным предметом.
Ноябрь
Тематическое занятие: «Народы России»
Углублять и расширять представления детей о России, о многообразии народов, проживающих на территории России. Познакомить с особенностями разных национальных культур.
Участие родителей в пополнении домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями)
Привлечь внимание родителей к воспитанию нравственно-патриотических чувств
Чтение художественной литературы
«Лисичка - сестричка и серый волк»,
Русская народная сказка
Познакомить с русской народной сказкой
«Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Декабрь
Беседа на тему «Национальные костюмы народов России»
Формировать представление о народных костюмах мира.
Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: "Куклы из бабушкиного сундучка"
Изучить и применить на практике технологию изготовления кукол- оберегов
из ниток;
-развивать фантазию и художественный вкус;
-воспитывать интерес к народному творчеству.
Участие музыкальном фестивале «Музыкальная карусель» «Танец народов мира»
Воспитанники представили танец в ярких национальных костюмах
Чтение художественной литературы
«Заяц победитель»
Татарская сказка
Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту
Январь
Тематическое занятие: «Живут в России разные народы»
Воспитывать уважение к культуре другого народа. чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»;
Закрепить элементы женского и мужского русского народного костюма.
Февраль
Изготовление русской тряпичной куклы «Оберег»
Знакомство с народной традицией изготовления кукол из ниток
Оформление родительского уголка по теме «Как воспитать маленького патриота»
Родительское просвещение
Чтение художественной литературы
«Батыр Боран»
Казахская сказка
Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту
Март
Тематическое занятие: "Куклы из бабушкиного сундучка"
Познакомить с историей народной куклы. Развивать интерес к культурным
ценностям и традициям своего народа.
Конкурс детско-родительского творчества «Герб семьи»
Формирование у детей и у родителей ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своей семье.
Апрель
Просмотр презентации «Что мы знаем о народах России?»
Углублять знания детей о национальностях нашего края, их обычаях и традициях.
Чтение художественной литературы
«Ахтамар»
Армянская сказка
Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту
Май
Конструирование из бумаги «Куклы народов мира»
Уточнить и закрепить знания о народах мира. Формировать навыки творческого конструирования.
Викторина «Народы России» за компьютером, для
Закрепление пройденного материала.
Выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» в конце проекта
Провести анализ работы по теме «Народы мира»
Проведение родительского собрания с озвучиванием вопроса патриотического воспитания ребёнка в семье
Подвести итоги работы.
Июнь
Индивидуальное проигрывание интерактивных игр ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»;
Закрепление пройденного материала.
Июль
Посещения музея «Куклы народов мира»
Приобщение детей к культуре разных народов, через ознакомление кукол разных народов. В мини-музее представлены разные виды кукол в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные куклы
Август
Проведение итогового мероприятия открытого занятия
Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна;
-Уточнить знания детей о многонациональном народе через мини-музей «Куклы народов мира»
Мониторинг уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта в старшей группе.
Мониторинг проводится на основе дидактических игр, игровых заданий, диагностических вопросов и бесед.
Знания детей оцениваются по следующим показателям:
Знает название
страны
и
как называют жителей этой страны
.
Отличает народы по
национальн
ой
одежд
е на иллюстрации.
Имеет представления о некоторых
национальны
х
праздник
ах
, обыча
ях
народов
, фольклоре
.
Называет
главные достопримечательности разных стран.
Проявляет интерес к теме «Народы мира»
Мониторинг проводится 2 раза: вводный – в начале проекта, итоговый – после реализации проекта.
Цель мониторинга – оценка эффективности реализуемого проекта
Результаты мониторинга заносятся в таблицу.
Ф.И.О.
ребенка
Знают название страны и как называют жителей этой страны
Отличает народы по национальной одежде на иллюстрации
Имеет представления о некоторых национальных праздниках, обычаях народов, фольклоре.
Называет главные достопримечательности разных стран.
Проявляет интерес к теме «Народы мира»
Общее количество баллов баллов:
1.
2.
Критерии оценки результатов:
1 балл – ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого. Ребёнок не проявляет интерес к теме.
2 балла – ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы. Требуется незначительная помощь взрослого. Ребёнок заинтересован, но интерес не устойчивый
3 балла – ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно, дает развернутый ответ. Помощь взрослого не требуется. Ребёнок проявляет интерес к теме.
Баллы суммируются и на основании суммы выявляется уровень знаний и интереса детей по теме «народы мира».
Освоение знаний оценивается по уровням сформированности:
Высокий уровень (от 11 до 15 баллов) – имеется определенный объем фактических знаний, делаются попытки составлять самостоятельно рассказы об увиденном, услышанном на занятиях, экскурсиях в музее, на выставке, знает национальные праздники, традиции и обычаи разных народов. Проявляет интерес к теме «Народы мира».
Средний уровень (от 6 до10 баллов) – ребёнок знает название страны, отвечает, при некоторой помощи взрослого, может допускать ошибки в ответах, но исправляет их. Ребёнок заинтересован, но интерес не устойчивый.
Низкий уровень (от 1 до 5 баллов) – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания; отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ или затрудняется ответить, затрудняется в интерпретировании увиденного. Не проявляет интерес к теме «Народы мира».
2 этап проекта Основной (реализация проекта):
на данном этапе нами были реализованы следующие мероприятия:
Работа с детьми
выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» на начало проекта
проведение
цикла тематических занятий с просмотром иллюстраций, презентаций «Народы мира, народы входящие в состав России их традиционные костюмы, национальные традиции»
проведение цикла бесед «Мы разные, но всё-таки мы вместе»
просмотр мультимедиа
«Разные страны»
рассматривание карты мира с флага
ми разных стран
ознакомление с подвижными играми народов мира
разукрашивание одежды д
ля кукол разных национальностей
проиг
рывание дидактических и настольных игр
прослушивание традиционной музыки разных народов
ознакомление со сказками разных народов
конструирование
из бумаги
«Куклы народов мира»
изготовление русской тряпичной куклы «Оберег»
организация выставки в мини-музее группы «куклы народов мира»
создания
с детьми
альбома
«Путешествие по странам»
индивидуальное проигрывание интерактивных игр
ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России»
за компьютером, для закрепления пройденного материала.
посещения музея
«Куклы народов мира»
проведение итогового мероприятия открытого занятия
выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира»
в конце проекта
Работа с родителями
Оформление родительского уголка
по теме «Как воспитать маленького патриота»
проведение родительского собрания с озвучиванием вопроса патриотического воспитания ребёнка в семье
участие родителей в
пополнени
и
домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями)
участие в анкетировании по теме
«Патриотическое воспитание в семье»
Участие в конкурсе детско-родительского творчества «Герб семьи»
Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сунду
ч
ка»
Совершенствование РППС
вывешивание карты мира с флажками народов мира
пополнение патриотического уголка дидактическими играми, иллюстрациями по теме: традиционные костюмы народов мира, картотеки артикуляционной пальчиковой гимнастики, стихотворений по теме,
пазлами с картой России
3 этап заключительный подведение итогов:
В основной части проекта нами был проведён мониторинг уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта, в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР), в мониторинге приняли участие 18 детей, который показал следующие результаты:
Результаты мониторинга в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР)
Уровень знаний и интереса детей по теме «народы мира»
На начало проекта
После реализации проекта
низкий
67 %
28 %
средний
33%
55%
высокий
0%
17%
Таким образом в процессе проведённого мониторинга выявления уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта показал, что в старшей группе знания и интерес детей возросли. Так же в реализации проекта осуществлялось взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, что в свою очередь повлияло на повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в нравственно-патриотическом воспитании детей, поставленные цели и задачи проекта были успешно реализованы.
Практические результаты проекта:
- мини – музей выставка в группе «Куклы народов мира» - изготовленных руками детей совместно с воспитателями;
- изготовление кукол к дидактической игре «Одень куклу»;
- альбом «Путешествие по странам мира»;
- изготовление разрезных картинок к дидактической игре «Собери куклу в костюмах народов мира»;
-разработка интерактивных игр на базе образовательной платформы wordwall.net: ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России»
- разработка презентации к интерактивным играм
- разработка и проведение итогового мероприятия: «Открытое занятие в детском саду», а также презентации к мероприятию.
Разработанный нами проект позволяет сделать вывод о том, что воспитательный материал мульти культурно-развивающей среды мини-музея ДОУ способствует:
Повышению уровня социокультурного развития воспитанников
ДОУ
Пони
манию национальных ценностей.
Повышению интереса родителей и воспитанников
к
историко-краеведческим музеям
.
Повышению уровня этнокультурных знаний:
Успешному выстраиванию позитивных отношений с различными
людьми,
в
том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным,
социальным и мировоззренческим.
Эмоционально-эстетическому развитию ребенка
Заключение
Возможность использования кукол в образовательно работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей, в коррекционной работе на занятиях в детском саду, способствует развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизирует память, мыслительные операции; снижает утомляемость; позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка; положительно влияет на комплексное развитие личности в целом.
Куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности.
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание детей в национальных традициях.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять, восстановить связь с прошлым донести до детей то, что они являются носителями русской культуры, воспитывать в национальных традициях, патриотами.
Литература.
• Н. Г. Зеленова «Мы живём в России» Москва – М. : «Издательство «Скрипторий 2003». 2013. 104с.
• В. А. Маркин «Я познаю мир» - «Страны и народы» Москва М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 557 с. :
• Журналы «Куклы народов мира».
• Е. В, Соловьёва «Дети планеты Земля» Москва ООО «ЛИНКА – ПРЕСС» 2001г.
• Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие [Текст] // Т. Я. Шпикалова [и др.]; под ред. Т. Я.
Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 212 с.
• Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа [Текст] / Н. Г. Зеленова. – М. : Издательство Скрипторий, 2013. – 109 с.
• Кубрякова, И. А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании [Текст] / И. А. Кубрякова // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей. – Оренбург, 2015. – С. 99-101.
• Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
Ссылки на интерактивные игры:
Сопоставь название народов России с изображением
Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму
Народы России