Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №233»

«Внедрение в педагогический процесс проекта по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию посредством использования музейной коллекции

«Куклы народов мира»

Выполнили:

Гасанова З.Р.

Капанова В.И.

Данильченко С.А.

Новокузнецкий округ 2023г.

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………3

Актуальность …………………………………………………4

Основные принципы построения и реализации проекта……..7

Формы реализации проекта………………………………….....8

Методы реализации проекта…………………………………11

Средства реализации проекта………………………………......12

Организация деятельности над проектом……………………...13

Ожидаемые положительные результаты……………………14

1 этап проекта подготовительный (разработка проекта)..15

1.1 Перспективный план работы………………………………..16

1.2 Мониторинг уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира»………………………………………………..22

2 этап проекта Основной (реализация проекта)…………24

3 этап заключительный подведение итогов………………......26

3.1 Результаты мониторинга в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР)…………………..26

3.2 Практические результаты проекта…………………....27

Заключение……………………………………………………....28

Литература……………………………………………………………….29

Паспорт проекта

Тема проекта

«Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"»

Длительность проекта

12 месяцев

Сроки реализации проекта

с 1 сентября 2022 по 30 августа 2023 г.

Творческая группа проекта

Ст. воспитатель: Гасанова З.Р.,

Воспитатели: Капанова В.И., Данильченко С.А.

Участники проекта

воспитанники старшей группы «А» компенсирующей направленности (ТНР) , воспитатели, родители

Цель и задачи проекта

• формирование у детей интереса к культуре разных народов через образ традиционной народной куклы

• воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям

• знакомство детей с народами мира, внедрение новых форм работы с семьёй

• создание условий для активизации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о народах мира

Этапы реализации

-1 этап подготовительный (разработка проекта)

-2 этап основной (реализация проекта)

-3 этап заключительный (подведение итогов проекта)

Результаты проекта

- мини – музей выставка в группе «Куклы народов мира» - изготовленных руками детей, воспитателями;

- изготовление кукол к дидактической игре «Одень куклу»;

- альбом «Путешествие по странам мира»;

- изготовление разрезных картинок к дидактической игре «Собери куклу в костюмах народов мира».

-разработка интерактивных игр на базе образовательной платформы wordwall.net: ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России»

- Итоговое мероприятие: «Открытое занятие в детском саду».

 

Проект по теме «Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"».

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей

не передаются по наследству, в каждом поколении

их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше

начинается формирование этих качеств, тем большую

устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова

Актуальность проекта. В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта.

На наш взгляд, мини-музей в ДОУ может стать сегодня совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру, успешно выстраивать позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, социальным и мировоззренческим. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики.

Почему же мы выбрали куклы народов мира, как средство приобщения детей к истокам народной культуры разных народов? Кукла знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народаКуклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить проявлять милосердие, тренируют память.

Мини-музей «Куклы в костюмах народов мира» то, что нужно именно детским садам. Кукла, как нельзя лучше может познакомить детей с обычаями, традициями представителей разных уголков нашей планеты, развивать положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально – ценностные ориентации. 

Народная кукла помогает воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, гуманистическую направленность поведения, формировать начало гражданственности.

Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Народная кукла часть народной традиции. Изучая ее ребенок, постигает историю разных народовКукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол — это дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Отсюда и возникла идея создания проекта «Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"»

Формировать и развивать у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно-патриотического, духовного, толерантного богатства личности.

Особенности проекта:

• по составу участников: детско - взрослый;

• по виду: досугово-познавательный;

• по типу: познавательно - творческий;

• по сроку реализации: 12 месяцев.

Участники проекта:

воспитанники старшего дошкольного возраста;

• воспитатели;

• родители;

Цель проекта:

• формирование у детей интереса к культуре разных народов через образ традиционной народной куклы.

• воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям.

• знакомство детей с народами мира, внедрение новых форм работы с семьёй.

• создание условий для активизации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о народах мира.

Задачи проекта:

• с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о народах мира

развивать представление о том, что такое “традиции”, знакомить с традициями разных народов; с играми, сказками, с традиционной музыкой разных народов;

• развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

развивать связную речь детей (составлять описательный и повествовательный рассказ об особенностях внешности и национальных костюмах народов, о традициях, национальных праздниках, играх и тд.);

• воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников

 

Основные принципы построения и реализации проекта:

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребёнка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при направляющей роли взрослого; диалогическое взаимодействие взрослых и детей переход от монологической педагогики к педагогике диалога.

Принцип наглядности; который обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

Принцип последовательности

и

целостности, способствующий формированию у детей целостного представления о социальном и природном мире, самом себе и своих возможностях;

Принцип сотрудничества и взаимоуважения;

Принцип интеграции;

Принцип вариативности и разнообразия; интерактивности и поли функционально

сти,

изучаемого материала

на основании которого детям предоставляется возможность выбора способа действия, материалов и видов деятельности;

Принцип обеспечения необходимыми условиями поисково-творческой деятельности детей.

П

ринцип психологической комфортности, предусматривающий построение взаимоотношений между детьми и взрослыми на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи);

П

ринцип деятельности, подразумевающий создание условий для самостоятельных детских открытий в процессе формирования знаний о других странах, их географическом расположении, природе, особенностях жизни людей в этих странах;

принцип вариативности,

П

ринцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах образования, развития и здоровья детей.

 

Формы реализации проекта:

Формы реализации проекта имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов:

Форма

Содержание формы

Игра

Виды игр: дидактические игры, игровые ситуации, сюжетные игры, подвижные игры, народные игры, игры-эксперименты, игры-путешествия.

Мастерская

Форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. В Мастерской дети, совместно с воспитателем, разукрашивают костюмы народов разных стран (раскраски), изготавливают маленькие флаги разных стран, лэпбуки по каждой стране, рисуют карты стран и др. Также в Мастерской ребята занимаются лепкой, аппликацией. Изображают объекты природного мира, разрабатывают схемы маршрутов-путешествий по странам.

Экспериментирование и исследования

Эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия природного мира разных стран.

Чтение

Форма восприятия детской художественной литературы и произведений народного фольклора. Направлена на развитие познавательной, коммуникативной, речевой деятельности.

Рассматривание и обсуждение

Форма совместной деятельности, в центре которой - предметные и сюжетные картинки фольклорного и национального характера, иллюстрации к произведениям народного творчества, народные игрушки разных стран, предметы народного быта, национальная одежда, произведения национального искусства.

Викторины и конкурсы

Интерактивные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Таким образом проверяются знания детей.

Оформление выставок

Форма организации педагога с детьми, направленная на результат совместной деятельности. В группе организуются тематические выставки по странам, а также выставки детского творчества.

Используются также такие формы совместной образовательной деятельности педагога и детей как:

- образовательные ситуации;

- мотивационные ситуации;

- наблюдение;

- рассматривание объектов и их обследование;

- виртуальные экскурсии;

- рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций;

- просмотр документальных фильмов о различных странах;

- коллекционирование предметов и сувениров из разных стран;

- моделирование.

Методы реализации проекта:

Наглядные методы:

наблюдения;

рассматривание картин и иллюстраций, игрушек, предметов.

демонстрация презентаций, видеороликов.

Словесные методы:

беседа;

объяснение;

вопросы;

сравнение;

рассказы воспитателей, детей;

чтение художественной литературы.

Игровые методы:

дидактическая игра;

создание игровой ситуации.

Практические методы:

- моделирование.

-продуктивная деятельность

В проекте применяются современные методы обучения и воспитания:

объяснительно-иллюстративные методы при помощи ИКТ - материал разъясняется, иллюстрируется примерами и демонстрируется посредством информационно-коммуникационных технологий;

проблемно-поисковые методы - отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно путем целенаправленных наблюдений, решения познавательных задач и проведения экспериментов;

исследовательские методы - применяются при организации поисковой, познавательной деятельности детей путём постановки познавательных и практических задач, которые требуют самостоятельного творческого решения;

методы стимулирования - соревнование, поощрение и др.

Благодаря данным методам, воспитанники не только применяют усвоенные ранее знания и умения, но и самостоятельно ищут новые решения и творческие подходы.

 

Средства реализации проекта:

1. Использование произведений детской художественной литературы, устного народного творчества разных стран: пословицы, поговорки, загадки, поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.).

2. Наблюдаемые объекты, предметы, явления (наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных произведений).

3. Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий (плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и карточек, алгоритмов, схем, таблиц).

4. Демонстрация объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, презентаций.

5. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности (конструкторы, знаково-символические материалы, природный и нетрадиционный материал).

7. Различный дидактический материал.

 

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

• подготовка методических и дидактических материалов;

• проведение интересных занятий, бесед;

• организация выставок;

• организация похода в местный музей;

разработка и внедрение в работу интерактивных игр по теме.

разработка и организация итогового мероприятия-открытого занятия

отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы

• подготовка родительского собрания; проведение анкетирования по теме

• довести до родителей, какое важное значение имеет воспитание в дошкольниках нравственно-патриотических чувств.

• презентация проекта.

2. Деятельность детей:

• участие в различных беседах, занятиях;

просмотр презентаций по теме

прохождение интерактивных игр.

создание совместно с воспитателями мини-музея выставки  «Куклы народов мира» в группе.

3. Деятельность родителей:

пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями)

участие в родительском собрании с озвучиванием вопроса по теме. «Патриотическое воспитание в семье»

участие в анкетировании по теме.

Интегрируемые виды деятельности:

• игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);

• познавательно-исследовательская деятельность;

• продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);

• коммуникативная деятельность (беседы);

• двигательная деятельность (подвижные игры);

• музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);

• чтение художественной литературы (восприятие произведений).

 

Ожидаемые положительные результаты данного проекта:

Для детей:

П

робуждение интереса

детей

к исследовательской познавательной деятельности;

Закрепление и расширение представлений детей о разных народах мира,

о национальностях,

входящих в состав России

,

их традициях и обычаях, воспитание толерантного отношения к представителям других народов.

У

своение детьми

правил бережно

го отношения к окружающему миру

П

о

зитивные изменения в речи детей

Для родителей:

Успешное взаимодействие со своими детьми.

Повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей.

Повышение интереса к жизни ДОУ.

Для педагога:

Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.

Пополнение уголка патриотического воспитания с региональным компонентом.

Благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами 

(энциклопедиями)

;

Совместная работа с родителями по расширению знаний детей о национальной кухне в разных странах, формировании представлений о национальных костюмах и праздниках.

Повышение уровня педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

 

1 этап проекта подготовительный (разработка проекта):

план мероприятий разработки проекта:

Название мероприятия

Ответственные

1

Постановка цели и задач и предполагаемых результатов проекта

Воспитатели совместно

2

Составление плана мероприятий

Ст. воспитатель

3

Изучение методической литературы по теме

Воспитатели совместно

4

Разработка перспективного плана работы на год

Воспитатели совместно

5

Разработка мониторинга выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» на начало и после реализации проекта

Воспитатели совместно

6

Подбор и разработка материала по теме: рисунков, фотографий, иллюстраций литературных произведений, дидактических и настольных игр, конспектов занятий, бесед, презентаций, видеоматериалов о народах мира

Воспитатели совместно

7

Разработка интерактивных игр по теме

Воспитатели совместно

8

Разработка анкеты для родителей

Воспитатели

9

Разработка конспекта итогового мероприятия

Воспитатели совместно

10

Изготовление дидактической игры «Собери картинку - Куклы в костюмах народов мира»

Воспитатели совместно

Разработанные перспективный план работы и мониторинг представлены ниже, остальные материалы представлены в приложении.

Перспективный план работы

по нравственно-патриотическому воспитанию посредством

использования музейной коллекции "Куклы народов мира"

в старшем дошкольном возрасте.

Дата

Название мероприятия

форма работы с воспитанниками

Цель проведения

мероприятия

Название мероприятия

форма работы с родителями (законными представителями)

Цель проведения

мероприятия

Сентябрь

Выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» на начало проекта.

Выявить знания детей по образовательной деятельности «Познавательное развитие» на начало года. Наметить перспективный план работы в данном направлении.

Родительское собрание

«Патриотическое воспитание в семье»

Актуализация проблемы взаимодействия семьи и детского сада в воспитании граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами

Беседа с детьми "Костюмы народов России"

Познакомить воспитанников с особенностями народных костюмов России, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны

Анкетирование

«Патриотическое воспитание ребенка»

Выявление отношение родителей к вопросам нравственно0патриотического воспитания воспитанников ДОУ

Тематическое занятие "Народы России"

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Обогащение словарного запаса

Октябрь

Рассматривание карты мира с флагами разных стран

Формировать представление о флагах мира и родной страны

Дидактическая игра «Собери картинку - Куклы в костюмах народов мира»

Учить правильно собирать изображение из отдельных частей, соотносить образ с целостным реальным предметом.

Ноябрь

Тематическое занятие: «Народы России»

Углублять и расширять представления детей о России, о многообразии народов, проживающих на территории России. Познакомить с особенностями разных национальных культур.

Участие родителей в пополнении домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями)

Привлечь внимание родителей к воспитанию нравственно-патриотических чувств

Чтение художественной литературы

«Лисичка - сестричка и серый волк»,

Русская народная сказка

Познакомить с русской народной сказкой

«Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Декабрь

Беседа на тему «Национальные костюмы народов России»

Формировать представление о народных костюмах мира.

Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: "Куклы из бабушкиного сундучка"

Изучить и применить на практике технологию изготовления кукол- оберегов

из ниток;

-развивать фантазию и художественный вкус;

-воспитывать интерес к народному творчеству.

Участие музыкальном фестивале «Музыкальная карусель» «Танец народов мира»

Воспитанники представили танец  в ярких национальных костюмах

Чтение художественной литературы

«Заяц победитель»

Татарская сказка

Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту

Январь

Тематическое занятие:  «Живут в России разные народы»

Воспитывать уважение к культуре другого народа. чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»;

Закрепить элементы женского и мужского русского народного костюма.

Февраль

Изготовление русской тряпичной куклы «Оберег»

Знакомство с народной традицией изготовления кукол из ниток

Оформление родительского уголка по теме «Как воспитать маленького патриота»

Родительское просвещение

Чтение художественной литературы

«Батыр Боран»

Казахская сказка

Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту

Март

Тематическое занятие:  "Куклы из бабушкиного сундучка"

Познакомить с историей народной куклы. Развивать интерес к культурным

ценностям и традициям своего народа.

Конкурс детско-родительского творчества «Герб семьи»

Формирование у детей и у родителей ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своей семье.

Апрель

Просмотр презентации «Что мы знаем о народах России?»

Углублять знания детей о национальностях нашего края, их обычаях и традициях.

Чтение художественной литературы

«Ахтамар»

Армянская сказка

Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту

Май

Конструирование из бумаги «Куклы народов мира»

Уточнить и закрепить знания о народах мира. Формировать навыки творческого конструирования.

Викторина «Народы России» за компьютером, для

Закрепление пройденного материала.

Выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» в конце проекта

Провести анализ работы по теме «Народы мира»

Проведение родительского собрания с озвучиванием вопроса патриотического воспитания ребёнка в семье

Подвести итоги работы.

Июнь

Индивидуальное проигрывание интерактивных игр ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»;

Закрепление пройденного материала.

Июль

Посещения музея «Куклы народов мира»

Приобщение детей к культуре разных народов, через ознакомление кукол разных народов. В мини-музее представлены разные виды кукол в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные куклы

Август

Проведение итогового мероприятия открытого занятия

Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна;

-Уточнить знания детей о многонациональном народе через мини-музей «Куклы народов мира»


Мониторинг уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта в старшей группе.

Мониторинг проводится на основе дидактических игр, игровых заданий, диагностических вопросов и бесед.

Знания детей оцениваются по следующим показателям:

Знает название

страны

и

как называют жителей этой страны

.

Отличает народы по

национальн

ой

одежд

е на иллюстрации.

Имеет представления о некоторых

национальны

х

праздник

ах

, обыча

ях

народов

, фольклоре

.

Называет

главные достопримечательности разных стран.

Проявляет интерес к теме «Народы мира»

Мониторинг проводится 2 раза: вводный – в начале проекта, итоговыйпосле реализации проекта.

Цель мониторинга – оценка эффективности реализуемого проекта

Результаты мониторинга заносятся в таблицу.

Ф.И.О.

ребенка

Знают название страны и как называют жителей этой страны

Отличает народы по национальной одежде на иллюстрации

Имеет представления о некоторых национальных праздниках, обычаях народов, фольклоре.

Называет главные достопримечательности разных стран.

Проявляет интерес к теме «Народы мира»

Общее количество баллов баллов:

1.

2.

Критерии оценки результатов:

1 балл – ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого. Ребёнок не проявляет интерес к теме.

2 балла – ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы. Требуется незначительная помощь взрослого. Ребёнок заинтересован, но интерес не устойчивый

3 балла – ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно, дает развернутый ответ. Помощь взрослого не требуется. Ребёнок проявляет интерес к теме.

Баллы суммируются и на основании суммы выявляется уровень знаний и интереса детей по теме «народы мира».

Освоение знаний оценивается по уровням сформированности:

Высокий уровень (от 11 до 15 баллов) – имеется определенный объем фактических знаний, делаются попытки составлять самостоятельно рассказы об увиденном, услышанном на занятиях, экскурсиях в музее, на выставке, знает национальные праздники, традиции и обычаи разных народов. Проявляет интерес к теме «Народы мира».

Средний уровень (от 6 до10 баллов)ребёнок знает название страны, отвечает, при некоторой помощи взрослого, может допускать ошибки в ответах, но исправляет их. Ребёнок заинтересован, но интерес не устойчивый.

Низкий уровень (от 1 до 5 баллов) – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания; отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ или затрудняется ответить, затрудняется в интерпретировании увиденного. Не проявляет интерес к теме «Народы мира».

 

2 этап проекта Основной (реализация проекта):

на данном этапе нами были реализованы следующие мероприятия:

Работа с детьми

выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира» на начало проекта

проведение

цикла тематических занятий с просмотром иллюстраций, презентаций «Народы мира, народы входящие в состав России их традиционные костюмы, национальные традиции»

проведение цикла бесед «Мы разные, но всё-таки мы вместе»

просмотр мультимедиа 

«Разные страны»

рассматривание карты мира с флага

ми разных стран

ознакомление с подвижными играми народов мира

разукрашивание одежды д

ля кукол разных национальностей

проиг

рывание дидактических и настольных игр

прослушивание традиционной музыки разных народов

ознакомление со сказками разных народов

конструирование

из бумаги

 

«Куклы народов мира»

изготовление русской тряпичной куклы «Оберег»

организация выставки в мини-музее группы «куклы народов мира»

создания

с детьми

альбома 

«Путешествие по странам»

индивидуальное проигрывание интерактивных игр

ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России»

за компьютером, для закрепления пройденного материала.

посещения музея 

«Куклы народов мира»

проведение итогового мероприятия открытого занятия

выявление уровня знаний и интереса детей к теме «народы мира»

в конце проекта

Работа с родителями

Оформление родительского уголка

по теме «Как воспитать маленького патриота»

проведение родительского собрания с озвучиванием вопроса патриотического воспитания ребёнка в семье

участие родителей в

пополнени

и

домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями)

участие в анкетировании по теме

«Патриотическое воспитание в семье»

Участие в конкурсе детско-родительского творчества «Герб семьи»

Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сунду

ч

ка»

Совершенствование РППС

вывешивание карты мира с флажками народов мира

пополнение патриотического уголка дидактическими играми, иллюстрациями по теме: традиционные костюмы народов мира, картотеки артикуляционной пальчиковой гимнастики, стихотворений по теме,

пазлами с картой России

3 этап заключительный подведение итогов:

В основной части проекта нами был проведён мониторинг уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта, в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР), в мониторинге приняли участие 18 детей, который показал следующие результаты:

Результаты мониторинга в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР)

Уровень знаний и интереса детей по теме «народы мира»

На начало проекта

После реализации проекта

низкий

67 %

28 %

средний

33%

55%

высокий

0%

17%

 

Таким образом в процессе проведённого мониторинга выявления уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта показал, что в старшей группе знания и интерес детей возросли. Так же в реализации проекта осуществлялось взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, что в свою очередь повлияло на повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в нравственно-патриотическом воспитании детей, поставленные цели и задачи проекта были успешно реализованы.

Практические результаты проекта:

- мини – музей выставка в группе «Куклы народов мира» - изготовленных руками детей совместно с воспитателями;

- изготовление кукол к дидактической игре «Одень куклу»;

- альбом «Путешествие по странам мира»;

- изготовление разрезных картинок к дидактической игре «Собери куклу в костюмах народов мира»;

-разработка интерактивных игр на базе образовательной платформы wordwall.net: ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России»

- разработка презентации к интерактивным играм

- разработка и проведение итогового мероприятия: «Открытое занятие в детском саду», а также презентации к мероприятию.

Разработанный нами проект позволяет сделать вывод о том, что воспитательный материал мульти культурно-развивающей среды мини-музея ДОУ способствует:

Повышению уровня социокультурного развития воспитанников

ДОУ

Пони

манию национальных ценностей.

Повышению интереса родителей и воспитанников

к

историко-краеведческим музеям

.

Повышению уровня этнокультурных знаний:

Успешному выстраиванию позитивных отношений с различными

людьми,

в

том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным,

социальным и мировоззренческим.

Эмоционально-эстетическому развитию ребенка


Заключение

Возможность использования кукол в образовательно работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей, в коррекционной работе на занятиях в детском саду, способствует развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизирует память, мыслительные операции; снижает утомляемость; позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка; положительно влияет на комплексное развитие личности в целом.

Куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности.  

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание детей в национальных традициях.

   Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять, восстановить связь с прошлым донести до детей то, что они являются носителями русской культуры, воспитывать в национальных традициях, патриотами.

 

Литература.

• Н. Г. Зеленова  «Мы живём в России» Москва – М. : «Издательство «Скрипторий 2003». 2013. 104с.

• В. А. Маркин «Я познаю мир» - «Страны и народы» Москва М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 557 с. :

• Журналы «Куклы народов мира».

• Е. В, Соловьёва «Дети планеты Земля» Москва ООО «ЛИНКА – ПРЕСС» 2001г.

Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие [Текст] // Т. Я. Шпикалова [и др.]; под ред. Т. Я.

Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 212 с.

Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа [Текст] / Н. Г. Зеленова. – М. : Издательство Скрипторий, 2013. – 109 с.

Кубрякова, И. А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании [Текст] / И. А. Кубрякова // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей. – Оренбург, 2015. – С. 99-101.

Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

Ссылки на интерактивные игры:

Сопоставь название народов России с изображением

Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму

Народы России