КГБУ «Среднесибирский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Согласовано: Утверждено:

Педагогическим советом Директор

(протокол № 1 от 25.01 2024 г.) КГБУ «Среднесибирский центр

помощи детям, оставшимся

без попечения родителей»

______________ Е. Е. Шауберт

Проект

«Под семейным зонтом»

Тема: «Привитие семейных традиций и обычаев воспитанникам в условиях центра, как средство воспитания духовно – нравственных ценностей»

Подготовила:

воспитатель

Иванникова С.А.

2024

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Под семейным зонтом»

Тема

«Привитие семейных ценностей и обычаев воспитанникам в условиях центра, как средство воспитания духовно – нравственных ценностей».

Основание для разработки

*Конвенция о правах ребенка.

*Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*Семейный кодекс РФ;

*Национальная стратегия в интересах детей в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении 2018-2027 годов в Российской Федерации Десятилетием детства»;

*ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.

*Постановление Администрации края от 23.04.2014 №194 «Об утверждении краевой программы «О социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Разработчики проекта

Иванникова Светлана Алексеевна, воспитатель КГБУ «Среднесибирский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Цели

*Создание комплексной системы содействия психосоциальному, духовному развитию воспитанников, а также профилактике, коррекции и реабилитации нарушений представлений детей, подростков о семье.

*Формирование духовно-нравственной личности ребенка на основе семейных ценностей и традиций.

Задачи

*Расширить знания детей о функциях семьи, её значении и семейных традициях в жизни каждого человека.

*Формировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании, о нравственном отношении к семейным традициям (помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека;

*Развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность (развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки)

*Воспитывать в каждом ребенке общечеловеческие ценности (любовь к ближнему, сострадание, понимание добра и зла, уважение к традициям). 

*Организовать реализацию данных задач таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

Целевые группы

*воспитанники центра 8-16 лет

Вид проекта

*практико-ориентированный, долгосрочный

Основные направления реализации проекта

* совершенствование процесса семейного воспитания;  

* развитие научно-теоретических и методических основ семейного воспитания;    

* информационное обеспечение деятельности.

Сроки реализации Проекта

2024-2025 годы

Ожидаемые результаты       реализации  

*положительная динамика формирования семейных ценностей у воспитанников;

*повышение социальной активности и уровня социализации воспитанников;

*воспитание духовно – нравственных ценностей;

*   у детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;

*появится желание и стремление к эмоциональному общению с близкими;

*получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности.

                                       

Пояснительная записка

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от потомков, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

На важность воспитания семейных ценностей традиционной российской семьи обратил свое внимание президент РФ - В.В. Путин. Поэтому 2024 год объявлен в России Годом семьи.

Актуальность

Что значит семья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Семейное воспитание в условиях центра– одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей существенно искажены. В центре воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Образ семьи представляется подросткам как обязательная, обычная и часто не слишком привлекательная сторона взрослой жизни. Представления о себе в будущем как муже (жене) выражены слабо и не наполнены никаким содержанием помимо выполнения домашних обязанностей. Также детям не понятно значение слова «традиция», что значит «семейные традиции». Подготовка к самостоятельной и семейной жизни детей – сирот – это оказание им помощи в становлении полноценных членов общества, в реализации их индивидуального потенциала. Это подтверждает, что подготовка детей-сирот к семейной и самостоятельной жизни – это комплекс психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанников адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Внедрение проекта поможет расширить представления детей об образе жизни семей, их обычаях, традициях, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре, проживающих рядом, сформировать у них представление о себе и других как о личности.

Новизна:

Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям и ценностям. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться в условиях центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и только в тесном взаимодействии детей и взрослых. Совместная исследовательская деятельность способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в воспитательной системе центра.

Принципы реализации проекта

Принцип добровольного участия в проекте.

Предполагается, что воспитатель и воспитанники на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших. Выполнение этого правила поможет соблюдать другие принципы.

Принцип сотрудничества и доброжелательности.

Проект предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие воспитанника, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.

Принцип гуманности.

Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.

Принцип комплексности и систематичности

Многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

Непрерывное совместное обучение.

Проект предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для воспитанников семейных тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам решения реальных жизненных ситуаций.

Технологии, используемые в проекте

• Технологии проектной деятельности

• Технологии исследовательской деятельности

• Информационно-коммуникационные технологии

• Личностно-ориентированные технологии

• Игровая технология

Алгоритм реализации проекта

*Структура и формы работы

Проект рассчитан на 2 занятия в месяц.

Количество занятий в год: 18 – 20 (в летний период занятия не проводятся).

Продолжительность занятия от 40 до 60 минут;

Участники: воспитанники группы центра от 8 -16 лет

Формы работы:

Индивидуальные:

* консультации,

* беседы.

*анкетирование

Групповые:

*моделирование ситуаций

*аукцион знаний,

*беседы, дискуссии,

*деловая игра,

*практикум,

*круглый стол,

*конкурс рисунков,

*конкурс проектов,

*викторина,

*мозговой штурм.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

*Изучение и анализ психолого - педагогической, методической литературы и ФГОС по теме проекта.

*Разработка проекта и составление плана по реализации задач в процессе совместной деятельности.

*Создать необходимые условия для реализации данного проекта.

*Довести до участников важность данной темы, информировать о плане проекта.

*Проведение беседы с воспитанниками с целью вовлечения их в проектную деятельность

*Выявить знания детей о семейных традициях.

*Подбор методической и художественной литературы, наглядно - дидактического материала.

II этап – реализация проекта:

*Исследовательская деятельность

*Продуктивная деятельность

*Привнесение предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;

*Демонстрация презентационного материала, подготовленного воспитателем с воспитанниками;

*Проведение бесед по нравственно-духовному воспитанию;

*Чтения познавательной и художественной литературы, просмотр мультипликационных и художественных фильмов по теме проекта;

*Организация выставки книг о семье;

*Организация семейных праздников.

III этап – заключительный:

*Художественное творчество: рисование с аппликацией «Гирлянда семьи»

*Размещение информации на сайте центра

*Выпуск фотоальбома «Наши семейные традиции»

*Презентация проекта на методическом объединении по итогам работы года.

 

Содержание проекта

Тема

Кол-во часов

Беседа с воспитанниками с целью вовлечения их в проектную деятельность, информирование о плане работы

1

Анкетирование «Мое представление о семье». 

1

Анкета «Семейные традиции»

1

Анкета «Досуг и традиции вашей семьи»

1

Сбор фотографий, материалов и другой информации для выпуска альбома «Моя семья - моё богатство» (рассказы о семье, семейных традициях, знаменательных событиях, общих интересах, семейных праздниках)

в течении реализации проекта

Лекция «Семья и виды семей»

1

Психологический тренинг развития коммуникативной компетентности «Общение в кругу семьи»

1

Анкета «Анкета «Конфликтный ли вы человек? »

1

Разбор ситуативных задач «Учимся разрешать конфликтные ситуации»

Круглый стол «Функции семьи»

1

Составление словарика имен членов семьи

1

Презентация «Регистрация брака. Свадьба»

1

Беседа «Условия семейного счастья»

1

Составление творческих рассказов «Моя будущая семья»

1

Час общения «Важность семейных ценностей и традиций»

1

Открытый диалог с элементами игры

«Родственные отношения. Кто есть кто?»

1

КТД «Островок семейных сокровищ»

1

Знакомство с нормативными документами и законодательными актами. 
«Защита материнства и детства»

1

Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие»

1

Дискуссия «Что такое семейные традиции?»

1

Коллаж «Семейные традиции и праздники»

1

Конкурсная – познавательная программа «Семья – школа любви»

1

Семейный литературный вечер

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»

1

Беседа «Подростку о семейном кодексе»

1

Чтение поучительных рассказов В.А. Сухомлинского

в течении реализации проекта

Форум «Нравственные уроки моей семьи»

1

Игры – драматизации по сказкам

3

Лекторий «О любви и верности»

1

Полезные домашние советы «Уют и красота в доме»

1

Кинетический рисунок предполагаемой семьи.

1

Игра «Семейные эстафеты»

1

Семейные лыжные прогулки

1

Выставка фотографий «Моя дружная семья»

1

Деловая игра «Жизнь одна»

1

Практикум «Пишем летопись семьи»

в течении реализации проекта

Просмотр и обсуждение художественных и мультипликационных фильмов

в течении реализации проекта

Час общения «Главные ценности нашей жизни».        

1

Выпуск фотоальбома «Наши семейные традиции»

2

Практикум «Как выбрать подарок близкому человеку?»

1

Конкурс буклетов «Семья – это…»

1

Творческая площадка. Рисование мелом на асфальте «Моя семья»

1

Праздник ко дню семьи, любви и верности: «Семья – волшебный символ жизни»

1

Интеллектуально познавательная программа «Семейные истины»

1

Художественное творчество: рисование с аппликацией «Гирлянда семьи»

1

Практикумы «Радость совместного труда»

в течении реализации проекта

Аукцион знаний. Выставка летописи семьи «Загляните в семейный альбом…»

1

Учебно – тематический план на 2024 год

п\п

Тема занятий

Срок

1.

Беседа с воспитанниками с целью вовлечения их в проектную деятельность, информирование о плане работы

январь

2.

Анкетирование «Мое представление о семье». 

3.

Анкета «Семейные традиции»

4.

Анкета «Досуг и традиции вашей семьи»

февраль

февраль

5.

Лекция «Семья и виды семей»

6.

Сбор фотографий, материалов и другой информации для выпуска альбома «Моя семья - моё богатство» (рассказы о семье, семейных традициях, знаменательных событиях, общих интересах, семейных праздниках)

в течении реализации проекта

7.

Круглый стол «Функции семьи»

март

8.

Час общения «Важность семейных ценностей и традиций»

9.

Психологический тренинг развития коммуникативной компетентности «Общение в кругу семьи»

апрель

10.

Анкета «Конфликтный ли вы человек

11.

Разбор ситуативных задач «Учимся разрешать конфликтные ситуации»

12.

Беседа «Подростку о семейном кодексе»

май

13.

КТД «Островок семейных сокровищ»

14.

Просмотр и обсуждение художественных и мультипликационных фильмов   

в течении реализации проекта

15.

Составление творческих рассказов «Моя будущая семья»

сентябрь

16.

Открытый диалог с элементами игры

«Родственные отношения. Кто есть кто?»

17.

Коллаж «Семейные традиции и праздники»

октябрь

18.

Практикум «Как выбрать подарок близкому человеку?»

19.

Час общения «Главные ценности нашей жизни».        

ноябрь

20.

Выпуск фотоальбома «Наши семейные традиции

21.

Практикумы «Радость совместного труда»

в течении реализации проекта

22.

Семейная лыжная прогулка

декабрь

23.

Выпуск буклета «Семья – это…»