КГБУ «Среднесибирский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Согласовано: Утверждено:
Педагогическим советом Директор
(протокол № 1 от 25.01 2024 г.) КГБУ «Среднесибирский центр
помощи детям, оставшимся
без попечения родителей»
______________ Е. Е. Шауберт
Проект
«Под семейным зонтом»
Тема: «Привитие семейных традиций и обычаев воспитанникам в условиях центра, как средство воспитания духовно – нравственных ценностей»
Подготовила:
воспитатель
Иванникова С.А.
2024
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Под семейным зонтом»
Тема
«Привитие семейных ценностей и обычаев воспитанникам в условиях центра, как средство воспитания духовно – нравственных ценностей».
Основание для разработки
*Конвенция о правах ребенка.
*Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*Семейный кодекс РФ;
*Национальная стратегия в интересах детей в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении 2018-2027 годов в Российской Федерации Десятилетием детства»;
*ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.
*Постановление Администрации края от 23.04.2014 №194 «Об утверждении краевой программы «О социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Разработчики проекта
Иванникова Светлана Алексеевна, воспитатель КГБУ «Среднесибирский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Цели
*Создание комплексной системы содействия психосоциальному, духовному развитию воспитанников, а также профилактике, коррекции и реабилитации нарушений представлений детей, подростков о семье.
*Формирование духовно-нравственной личности ребенка на основе семейных ценностей и традиций.
Задачи
*Расширить знания детей о функциях семьи, её значении и семейных традициях в жизни каждого человека.
*Формировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании, о нравственном отношении к семейным традициям (помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека;
*Развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность (развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки)
*Воспитывать в каждом ребенке общечеловеческие ценности (любовь к ближнему, сострадание, понимание добра и зла, уважение к традициям).
*Организовать реализацию данных задач таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.
Целевые группы
*воспитанники центра 8-16 лет
Вид проекта
*практико-ориентированный, долгосрочный
Основные направления реализации проекта
* совершенствование процесса семейного воспитания;
* развитие научно-теоретических и методических основ семейного воспитания;
* информационное обеспечение деятельности.
Сроки реализации Проекта
2024-2025 годы
Ожидаемые результаты реализации
*положительная динамика формирования семейных ценностей у воспитанников;
*повышение социальной активности и уровня социализации воспитанников;
*воспитание духовно – нравственных ценностей;
* у детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;
*появится желание и стремление к эмоциональному общению с близкими;
*получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности.
Пояснительная записка
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от потомков, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
На важность воспитания семейных ценностей традиционной российской семьи обратил свое внимание президент РФ - В.В. Путин. Поэтому 2024 год объявлен в России Годом семьи.
Актуальность
Что значит семья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Семейное воспитание в условиях центра– одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей существенно искажены. В центре воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Образ семьи представляется подросткам как обязательная, обычная и часто не слишком привлекательная сторона взрослой жизни. Представления о себе в будущем как муже (жене) выражены слабо и не наполнены никаким содержанием помимо выполнения домашних обязанностей. Также детям не понятно значение слова «традиция», что значит «семейные традиции». Подготовка к самостоятельной и семейной жизни детей – сирот – это оказание им помощи в становлении полноценных членов общества, в реализации их индивидуального потенциала. Это подтверждает, что подготовка детей-сирот к семейной и самостоятельной жизни – это комплекс психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанников адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Внедрение проекта поможет расширить представления детей об образе жизни семей, их обычаях, традициях, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре, проживающих рядом, сформировать у них представление о себе и других как о личности.
Новизна:
Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям и ценностям. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться в условиях центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и только в тесном взаимодействии детей и взрослых. Совместная исследовательская деятельность способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.
Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в воспитательной системе центра.
Принципы реализации проекта
Принцип добровольного участия в проекте.
Предполагается, что воспитатель и воспитанники на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших. Выполнение этого правила поможет соблюдать другие принципы.
Принцип сотрудничества и доброжелательности.
Проект предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие воспитанника, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.
Принцип гуманности.
Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
Принцип комплексности и систематичности
Многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
Непрерывное совместное обучение.
Проект предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для воспитанников семейных тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам решения реальных жизненных ситуаций.
Технологии, используемые в проекте
• Технологии проектной деятельности
• Технологии исследовательской деятельности
• Информационно-коммуникационные технологии
• Личностно-ориентированные технологии
• Игровая технология
Алгоритм реализации проекта
*Структура и формы работы
Проект рассчитан на 2 занятия в месяц.
Количество занятий в год: 18 – 20 (в летний период занятия не проводятся).
Продолжительность занятия от 40 до 60 минут;
Участники: воспитанники группы центра от 8 -16 лет
Формы работы:
Индивидуальные:
* консультации,
* беседы.
*анкетирование
Групповые:
*моделирование ситуаций
*аукцион знаний,
*беседы, дискуссии,
*деловая игра,
*практикум,
*круглый стол,
*конкурс рисунков,
*конкурс проектов,
*викторина,
*мозговой штурм.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
*Изучение и анализ психолого - педагогической, методической литературы и ФГОС по теме проекта.
*Разработка проекта и составление плана по реализации задач в процессе совместной деятельности.
*Создать необходимые условия для реализации данного проекта.
*Довести до участников важность данной темы, информировать о плане проекта.
*Проведение беседы с воспитанниками с целью вовлечения их в проектную деятельность
*Выявить знания детей о семейных традициях.
*Подбор методической и художественной литературы, наглядно - дидактического материала.
II этап – реализация проекта:
*Исследовательская деятельность
*Продуктивная деятельность
*Привнесение предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
*Демонстрация презентационного материала, подготовленного воспитателем с воспитанниками;
*Проведение бесед по нравственно-духовному воспитанию;
*Чтения познавательной и художественной литературы, просмотр мультипликационных и художественных фильмов по теме проекта;
*Организация выставки книг о семье;
*Организация семейных праздников.
III этап – заключительный:
*Художественное творчество: рисование с аппликацией «Гирлянда семьи»
*Размещение информации на сайте центра
*Выпуск фотоальбома «Наши семейные традиции»
*Презентация проекта на методическом объединении по итогам работы года.
Содержание проекта
Тема
Кол-во часов
Беседа с воспитанниками с целью вовлечения их в проектную деятельность, информирование о плане работы
1
Анкетирование «Мое представление о семье».
1
Анкета «Семейные традиции»
1
Анкета «Досуг и традиции вашей семьи»
1
Сбор фотографий, материалов и другой информации для выпуска альбома «Моя семья - моё богатство» (рассказы о семье, семейных традициях, знаменательных событиях, общих интересах, семейных праздниках)
в течении реализации проекта
Лекция «Семья и виды семей»
1
Психологический тренинг развития коммуникативной компетентности «Общение в кругу семьи»
1
Анкета «Анкета «Конфликтный ли вы человек? »
1
Разбор ситуативных задач «Учимся разрешать конфликтные ситуации»
Круглый стол «Функции семьи»
1
Составление словарика имен членов семьи
1
Презентация «Регистрация брака. Свадьба»
1
Беседа «Условия семейного счастья»
1
Составление творческих рассказов «Моя будущая семья»
1
Час общения «Важность семейных ценностей и традиций»
1
Открытый диалог с элементами игры
«Родственные отношения. Кто есть кто?»
1
КТД «Островок семейных сокровищ»
1
Знакомство с нормативными документами и законодательными актами.
«Защита материнства и детства»
1
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие»
1
Дискуссия «Что такое семейные традиции?»
1
Коллаж «Семейные традиции и праздники»
1
Конкурсная – познавательная программа «Семья – школа любви»
1
Семейный литературный вечер
«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»
1
Беседа «Подростку о семейном кодексе»
1
Чтение поучительных рассказов В.А. Сухомлинского
в течении реализации проекта
Форум «Нравственные уроки моей семьи»
1
Игры – драматизации по сказкам
3
Лекторий «О любви и верности»
1
Полезные домашние советы «Уют и красота в доме»
1
Кинетический рисунок предполагаемой семьи.
1
Игра «Семейные эстафеты»
1
Семейные лыжные прогулки
1
Выставка фотографий «Моя дружная семья»
1
Деловая игра «Жизнь одна»
1
Практикум «Пишем летопись семьи»
в течении реализации проекта
Просмотр и обсуждение художественных и мультипликационных фильмов
в течении реализации проекта
Час общения «Главные ценности нашей жизни».
1
Выпуск фотоальбома «Наши семейные традиции»
2
Практикум «Как выбрать подарок близкому человеку?»
1
Конкурс буклетов «Семья – это…»
1
Творческая площадка. Рисование мелом на асфальте «Моя семья»
1
Праздник ко дню семьи, любви и верности: «Семья – волшебный символ жизни»
1
Интеллектуально познавательная программа «Семейные истины»
1
Художественное творчество: рисование с аппликацией «Гирлянда семьи»
1
Практикумы «Радость совместного труда»
в течении реализации проекта
Аукцион знаний. Выставка летописи семьи «Загляните в семейный альбом…»
1
Учебно – тематический план на 2024 год
№
п\п
Тема занятий
Срок
1.
Беседа с воспитанниками с целью вовлечения их в проектную деятельность, информирование о плане работы
январь
2.
Анкетирование «Мое представление о семье».
3.
Анкета «Семейные традиции»
4.
Анкета «Досуг и традиции вашей семьи»
февраль
февраль
5.
Лекция «Семья и виды семей»
6.
Сбор фотографий, материалов и другой информации для выпуска альбома «Моя семья - моё богатство» (рассказы о семье, семейных традициях, знаменательных событиях, общих интересах, семейных праздниках)
в течении реализации проекта
7.
Круглый стол «Функции семьи»
март
8.
Час общения «Важность семейных ценностей и традиций»
9.
Психологический тренинг развития коммуникативной компетентности «Общение в кругу семьи»
апрель
10.
Анкета «Конфликтный ли вы человек?»
11.
Разбор ситуативных задач «Учимся разрешать конфликтные ситуации»
12.
Беседа «Подростку о семейном кодексе»
май
13.
КТД «Островок семейных сокровищ»
14.
Просмотр и обсуждение художественных и мультипликационных фильмов
в течении реализации проекта
15.
Составление творческих рассказов «Моя будущая семья»
сентябрь
16.
Открытый диалог с элементами игры
«Родственные отношения. Кто есть кто?»
17.
Коллаж «Семейные традиции и праздники»
октябрь
18.
Практикум «Как выбрать подарок близкому человеку?»
19.
Час общения «Главные ценности нашей жизни».
ноябрь
20.
Выпуск фотоальбома «Наши семейные традиции
21.
Практикумы «Радость совместного труда»
в течении реализации проекта
22.
Семейная лыжная прогулка
декабрь
23.
Выпуск буклета «Семья – это…»