Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №7» г. Воркуты
Социально-значимыйпроект
«Пульс Победы»
Разработала: Филиппова В.В.
Воспитатель высшей категории,
пед.стаж 35 лет
2024г.
Социально-значимый проект «Пульс Победы»
Цель: формирование чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
- формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности к его защите, выполнению гражданского долга;
- расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- формировать умения и навыки поиска нужной информации;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ;
- развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы;
- приобщать к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа.
Вид проекта: творческо – информационный.
Ведущая деятельность: поисково – познавательная.
Срок реализации: январь, февраль, март, апрель, май.
По составу участников: фронтальный (предполагается совместное участие учащихся 4 класса, учащихся кадетского класса школы №35 в конкурсе в административном здании Газпрома).
Социальные партнеры проекта: ООО «Газпром трансгаз Ухта»; представители ОО Совета Ветеранов; сотрудники «Воркутинского музейно-выставочного центра».
Актуальность проблемы.Каждый год, отмечая День Победы, мы отдаем дань глубочайшего уважения памяти героев, павших смертью храбрых на поле брани, чествуем всех, кто грудью отстоял свободу и независимость Родины. Без памяти нет будущего страны. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг нашего народа, без которого не было бы ни нас с вами, ни России. Наш долг – хранить благодарную память.
К сожалению, за последние годы оказались нарушенными традиции патриотического воспитания детей и главные жизненные установки. Общество периодически сотрясают факты уничтожения памятников героям Великой Отечественной войны, глумления над ветеранами, марши профашистской молодежи.Новое поколение молодёжи вырастает на фильмах о боевиках и наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность.
На протяжении последних летнависла угроза 3-ей мировой войны. Нет такой женщины-матери, у которой бы, как от тревожного сигнала не сжималось бы сердце от слов: фашизм, бандитизм, терроризм. Сущность материнства, заложенная в каждой из нас диктует нам одно: не щади себя, но защити свое дитя от погибели во имя всего святого, не допусти новой, куда более страшной, чем все прежние войны. Тысячи тысяч матерей разных веков и народов взывали к этому. Но может быть не достаточно громким был их голос? Может не доставало решимости и единения всех матерей земли? Или никогда чаще человечеству не глядела в глаза смерть, которая не пощадит никого? А ведь у нас может оказаться слишком мало времени, чтобы защитить мир. Женщине дано природой особое свойство: ощущать матерью всей земли.И даже самая робкая из нас становится сильной, когда она встает на защиту своего ребенка, родной земли! Судьба голубой планеты в наших руках. И чтобы защитить ее, мы сегодня должны стать сильнее, чем были вчера. Во имя наших детей и внуков, мы хотим мира и счастья не только нашим детям, для мира и счастья рождаются все дети на земле. Люди будьте бдительны – берегите мир!
Обучающиеся коррекционного учреждения (с нарушением интеллекта) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе, к выполнению общественно – полезного труда, любви и уважения к своей стране требует усилий многих специалистов. Ребёнок с проблемами в развитии не имеет опыта общения с миром. И мы им в этом должны помочь.
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши учащиеся не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Нужны новые формы, новые подходы в работе с детьми, которые вызывали бы эмоциональные переживания, интерес к изучению истории, желание помогать ветеранам войны и труда, чувство благодарности за Победу. Дети должны знать, что война – это смерть, кровь, убийства, голод, холод, разруха, потеря родных и близких людей. Проектная деятельность – как раз та форма работы, которая обеспечивает новые подходы в патриотическом воспитании.
Создание проекта «Пульс Победы» направлено на работу по воспитанию чувства гордости за свой народ, формирование любви к своей Родине, дает учащимсязнания о важных исторических фактах войны. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны.
Проект призван включить детей в творческую, социальную деятельность по подготовке к празднику и конкурсу, обеспечить их интерес и готовность участвовать в праздничных мероприятиях. Мы должны передать молодому поколению эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.
Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена потомками, если каждый человек будет помнить о событиях войны, о подвигах своих прадедов; каждый гражданин должен быть патриотом своей Родины.
Этапы реализации проекта:
I этап - проектный:
1.Определение темы проекта.
2. Составление плана основного этапа проекта.
3. Опрос учащихся.
4. Рассматривание иллюстраций, книг о ВОВ.
II этап – практический:
1.Просмотр кинофильма «Спасти Ленинград».
2. Лекция об истории оружия времен ВОВ и современном оружии (показ экспонатов оружия) представителями ОО Совета Ветеранов Дьяконова А.А., Гуськова Р.О., Бородина М.И., клуба «Северная земля».
3. Встреча с блокадницами Ленинграда Боровиковой Р.Н. и Микулиной Ф.С.
4. Обучающая игра по военно-патриотическому воспитанию «Солдатские судьбы», созданная научным сотрудником МБУК «Воркутинского музейно-выставочного центра» Колпаковым Федором Николаевичем.
5. Экскурсия в музейно-выставочный зал военной истории «Рубеж», которым руководит инспектор ОПДН, лейтенант полиции Дмитрий Кицак.
6. Концерт в социальном центре защиты пожилых людейс программой к Дню Победы.
7. Разучивание стихов о войне, изготовление подарков (самостоятельно)
8. Разучивание песни для концертного номера «Прадед мой домой с войны вернулся» (свободное время)
9.Встреча с малолетней узницей концлагеря Малашенковой Н.П.
10. Возложение цветов к памятнику на площади Победы.
11. Посещение ветеранов на дому с поздравлениями.
12. Конкурс на знание фактов и исторических событий ВОВ, памятников героям ВОВ в административном здании Газпрома при участии учащихся из детского дома, юнармейцев и кадетов.
13.Участие в параде Победы и в Бессмертном полку.
III этап – рефлексивно-обобщающий:
1.Рефлексивный классный час «Будем помнить».
2. Презентация проекта «Пульс Победы».
Структура проекта:
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1.Погружение в проект.
Цель: подготовка учащихся к проектной к проектной деятельности
Задачи:определить проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и учащихся.
Предлагаю учащимся возможные темы проекта. Пробуждаю интерес к теме проекта о ВОВ.
Помогаю сформулировать:
– проблему проекта: как подготовиться к «празднику со слезами на глазах»; что хотим узнать, сделать (все идеи детей записывает на доске);– цель: подготовиться и принять участие в празднике Дня Победы;
– задачи: узнать о войне из рассказов очевидцев, подготовить подарки для ветеранов, разучить песню, стихи, изучить знаменательные даты, памятники героям ВОВ.
Мотивирую учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организую поиск оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Консультирую учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирую их формулировку.Формирую проектные умения определять проблемы, целеполагания.
Обсуждают проблему проекта с педагогом. Осуществляют вживание в ситуацию.
Получают дополнительную информацию.
Ищут оптимальный способ решения проблемы проекта, достижения цели проекта.
Формулируют совместно с учителем цель и задачи проекта.
Выполняют творческие задания проекта.
2.Планирование деятельности.
Цель:пошаговая разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и сроков.
Задачи:– определить источники информации, мероприятий проекта, результатов работы над проектом, сроков;
– установить процедуру и критерии оценки процесса и результатов.
-формировать проектные умения
планирования деятельности
1.Направляю процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогаю определить круг источников информации, рекомендую экспертов).
2.Предлагаю учащимся варианты мероприятий в рамках проекта, последовательность и сроки их проведения, организую обсуждение:
– узнать о войне от очевидцев (встречи с ветеранами войны и узником концлагеря);
–подготовить ветеранам подарки;
– принять участие в параде Победы;
-изучить исторические факты и события ВОВ;
-познакомиться с памятниками героям войны, в каких городах установлены.
3.Просмотр кинофильма «Спасти Ленинград».
4. Обучающая игра «Солдатские судьбы».
5.Знакомство с экспонатами военного времени.
6.Организую процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности.
Осуществляют:
•планирование деятельности в проекте;
•выбор формы и способа получения информации;
•принятие решения по срокам проведения мероприятий. Продумывают результаты деятельности в проекте.
Выполняют творческие
задания проекта.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа.
3.Осуществление деятельности по реализации проекта.
Цель: реализация мероприятий проекта в соответствии с планом.
Задачи:–подготовить и реализовать совместно с учащимися мероприятия проекта;
– организовать коллективную, групповую и индивидуальную деятельности детей;
– организовать сотрудничествовзрослых и детей в проекте.
1. Обеспечиваю необходимыми источниками информации. Организую поиск информации об исторических событиях, значимых датах, (индивидуальная и коллективная работа).
2. Провожу проверку выполнения самостоятельныхработ (подарки, стихи) творческих заданий (разучивание песни – с педагогом).
3. Организую коллективное участие в параде Победы и возложение цветов к памятнику.
4. Организую встречу с блокадницами Ленинграда и узником концлагеря.
5. Организую коллективную игру «Солдатские судьбы» во главе с Колпаковым Ф.Н.
6.Организую просмотр фильма о ВОВ.
7.Организую посещение соц.защиты с концертной программой совместно с детьми 8 класса.
8.Организую встречу с Советом Ветеранов г.Воркуты.
Наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся при выполнении заданий проекта.
Формирую проектные умения по поиску и получению информации из различных источников.
Организую обсуждение результатов проведения каждого мероприятия. Размещаю на сайте для информирования родителей.
Работают коллективно, в группах, парах, индивидуально. Знакомятся с историческими фактами, датами, памятниками;
Знакомятся с оружием времен войны, военной формой, атрибутикой.
Участвуют в конкурсе на знание исторических дат, фактов на территории Газпрома;
встречаются с блокадницами Ленинграда, узницей концлагеря.
Выполняют творческие
задания проекта.
Получают при необходимости помощь и консультации педагога.
Участвуют в игре «Солдатские судьбы».
Посещают ветеранов с поздравлениями на дому.
Участвуют с классом или родителями в праздничных мероприятиях 9 Мая.
Участвуют в обсуждении результатов проведенных мероприятий, делятся впечатлениями.
4.Оценка результатов проекта и деятельности в проекте.
Цель: подведение итогов реализации проекта, оценка результатов.
Задачи:-оценить результаты проекта и деятельности в проекте;
– организовать процесс самооценки.
Организую самооценку проектной деятельности по пунктам:
– результат;
–эмоциональное состояние;
– мероприятияпроекта;
– работа в проекте;
– уровень интереса.
Организую обсуждение коллективной деятельности, а также вклада каждого ученика в реализацию проекта (помогаю заметить вклад каждого ученика), словесно поощряю отличившихся учащихся.
Формирую проектные умения по самооценке проектной деятельности. Итоговый просмотр презентации «Пульс Победы».
Участвуют в итоговом классном часе «Будем помнить»:
проводят самооценку проекта;
дают оценку коллективной деятельности всего класса, вклада каждого ученика в проект (обозначив, что не получилось, а что особенно запомнилось)
Смотрят результат своей проектной деятельности.
Результаты проекта:
- повышение интереса к истории страны;
- выявление учащихся, способных к творческой, исследовательской деятельности;
- организация привлекательной формы досуга учащихся, которая способствует профилактике асоциального поведения;
- привлечение к различным формам гражданско-патриотического воспитания всей семьи (открытые занятия, встречи с ветеранами, исследовательская, творческая работа и пр.);
- повышение интереса к истории страны.
Дальнейшее развитие проекта:Вперспективе планирую продолжать работу по ознакомлению учащихся с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи междупоколениями, формировать патриотические чувства, привлекать родителей и общественные организации к участию в воспитании патриотов своей Родины.
Литература:
«Хлеб блокадного Ленинграда» О.В.Афанасьев, 2005г.
«Памятник хлебу и мужеству людей в Санкт-Петербурге» М.К.Смирнова, 2007г.
«Имя твое бессмертно» М.В.Григорьева, А.О.Добронравова,
В.Н.Флексер
, 1976г. Издательство политической литературы, Москва.
Встреча с Малашенковой Н.П.: Выставка оружия ВОВ:
Поздравление пожилых людей в соц.защите к Дню Победы: