Арский муниципальный район РТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №5 «Солнышко»

Проект в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в мир профессий»

Воспитатель высшей кв категории

Шигапова Клара Хадитовна

Арск, 2024

Содержание.

Введение………………………………………………………

………….

3

стр.

Основная часть………………………………………………………

……6

стр.

Заключение

………………………………………………………………..14

стр.

Список

использованной

литературы

……………………………………

15 стр.

Введение

«Не профессия выбирает человека,

а человек профессию».

Сократ , древнегреческий философ

Дошкольное образовательное учреждение является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному. Новые профессии начали появляться с переходом нашей страны к рыночной экономике. Появились новые профессии, связанные с обслуживанием ПК и с созданием локальных сетей: системные администраторы, специалисты по информационной безопасности, программисты. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мы разработали педагогический проект «Путешествие в мир профессий».

Цель проекта: формирование ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта для детей:

развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

формирование представлений о необходимости трудовой деятельности

в

жизни людей;

3. развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

4. воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

5. умение отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

Задачи для педагогов:

1. создать в группе условия для реализации проекта: сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д., а также игровой материал согласно теме проекта;

2. помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии,

3. формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

4. стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.

Задачи для семей воспитанников:

оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.

Формы и методы работы с дошкольниками:

1.Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

2.рассказы воспитателей и родителей;

3.организованная образовательная деятельность;

4.игры, праздники и развлечения по теме;

5.самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Результат труда

Необходимость

для общества.

Ожидаемые результаты

1. у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

2. активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

3. разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

4. участие в Baby skills в Казани

5. сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители

Продолжительность курса: проект рассчитан на 1 год.

Работа над проектом осуществляется:

1. во время организованной образовательной деятельности;

2. в ходе режимных моментов;

3. в самостоятельной деятельности детей.

Этапы проекта:

I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы,

II этап (практический): реализация тематического плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Содержание образования и средства достижения цели.

Проект «Путешествие в мир профессий» разделен на четыре блока:

I блок «Кто работает в детском саду»

II блок «Профессия моих родителей»

III блок «Редкие профессии»

IV блок «В мире современных профессий».

Результатом образовательной деятельности по блоку является серия рисунков о профессиях, нарисованных детьми.

Реализация проекта через образовательные области:

Приоритетные: 1. Познавательное развитие 2. Социально-коммуникативное развитие 3. Речевое развитие

Интеграция с образовательными областями: 1. Художественно-эстетическое развитие 2. Физическое развитие

Основная часть

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал, оборудование

I блок «Кто работает в детском саду»

Сентябрь

«Профессии в детском саду»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.

Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация

«Профессии в детском саду»

моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Основные понятия: воспитатели, медестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя,  забота, любовь к детям.

Мультимедийное оборудование, презентация

Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне.

II блок «Профессия моих родителей»

октябрь

«Врач»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить со специальностями: хирург, педиатр, стоматолог; с их обязанностями и трудовыми действиями,  сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - врач». сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод, форменная одежда

Мультимедийное оборудование, презентация

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»

«Фармацевт»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями.  Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Моя мама - фармацевт» .Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»

Основные понятия: фармацевт, лекарства, форменная одежда

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека»

ноябрь

«Строитель»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности строителя, познакомить со специальностями: каменщик, плотник, штукатур-маляр, прораб, сантехник, плиточник Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - строитель».

Основные понятия: новые здания, специальные инструменты, форменная одежда

Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.

Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Казани, Арска

«Отдел полиции»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского, познакомить со специальностями: криминалист, следователь. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - следователь». Основные понятия: правонарушение, закон, охрана, форменная одежда

Чтение худ. лит

 Мультимедийное оборудование, презентация. Рассматривание , книжных иллюстраций, фотографий, плакатов. Коробка, в которой лежат   
полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, кобура и пр.

«Инспектор ГИБДД»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности инспектора ГИБДД Формировать у детей представления о профессии полицейского Прививать навыки безопасного поведения на улицах города

Форма проведения: встреча с родителем, представителем профессии. Основные понятия: дорожные знаки, ПДД, закон, форменная одежда

Мультимедийное оборудование, презентация. Создание уголка с атрибутами «Юный инспектор ГИБДД»

декабрь

«Парикмахер»

«Косметолог»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности, воспитывать культурные навыки общения. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: мастер-класс мамы-парикмахера.

Основные понятия: ножницы, фен, лак, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение, форменная одежда

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская», «Салон красоты «Мальвина»

III блок «Редкие профессии»

Январь

«Ювелир»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности, специальные инструменты

Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения:

ООД.

Основные понятия: драгоценные камни, огранка, ювелирные украшения, красота, чтение П.Бажов «Хозяйка медной горы»

Фотографии с изображением ювелирных украшений, Мультимедийное оборудование, презентация.

Январь

«Сурдопереводчик»

Цель: познакомить с профессиональной деятельностью сурдопереводчиков. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: ООД

Основные понятия: сочувствие к людям, которые не слышат, этим людям нужна помощь

Мультимедийное оборудование, презентация. .

«Кинолог»

Цель: познакомить с профессиональной деятельностью кинолога, Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: ООД

Основные понятия: гуманное отношение к животным, животные – помощники человека

Мультимедийное оборудование, презентация.

IV блок «В мире современных профессий».

Февраль

«Дизайнер »

Цель: знакомить с профессиональной деятельностью дизайнера, творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа.

Основные понятия: модная одежда, журнал мод, эскиз

Мультимедийное оборудование, презентация.

Атрибуты к сюж-рол игре «Ателье»

«Программист»

Цель: знакомить с профессиональной деятельностью программиста, Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения:

беседа

Основные понятия: программы для компьютерной техники, «вирус»,компьютер, профессия будущего

Мультимедийное оборудование, презентация.

март

«Кто работает в банке?»

Цель: Формировать представления детей о профессиях банковских служащих. Это учреждение, где производят действия с деньгами, а так же их хранение. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа

Основные понятия: Банковские работники: экономисты, кассиры, кредитный консультант.

Мультимедийное оборудование, презентация.

«Журналист»

Цель: Формировать представления детей о профессии журналиста, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: ООД,

Основные понятия: новости, газета, телевидение, первый узнает новости

Мультимедийное оборудование, презентация, создание газеты детьми

апрель

"Все профессии нужны, все профессии важны"

          Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

 Форма проведения: развлечение для детей и их родителей

Эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация.

апрель

участие в Baby skills в Арске в компетенции «Инспектор ГИБДД» и «Ресторанный сервис»

участие в Baby skills в Казани в компетенции «Инспектор ГИБДД»

май

«Путешествие в мир профессий»

Диагностика

«Представления о труде взрослых»

 Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.

   Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых

Форма проведения: ООД.

Основные понятия: названия профессий, труд.

Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, почтальона; мультимедийное оборудование.

Заключение

Результат реализации проекта. Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда. Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе! Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие гендерных познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ.

Изучение профессий в дошкольном возрасте способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Список использованной литературы

Буре, Р.С. Дошкольники и труд. Теория и методика трудового воспитания.

–М

.: Мозаика- Синтез ,2012.-136с.

Залялиева

, Д.Р.,

Шафикова

, Л.И. Реализация

профориентационной

программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе// Воспитание и обучение детей младшего возраста.- Изд-во: Мозаик

а-

синтез.- 2015.-№5.-С.188-190.

Костикова

. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной

деятельности:дисс

….канд.пед.наук.-2004.-172с.

Микляева

.,

Микляева,Ю.В

., Толстикова С.Н. Детский сад будущего:

метод.пособие

/

под.ред

. Н.В.

Микляевой

.-М.: ТЦ Сфера,2010.-128с.

Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они

?

Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

.: Гном , 2013.-96 с.