Арский муниципальный район РТ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Арский детский сад №5 «Солнышко»
Проект в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в мир профессий»
Воспитатель высшей кв категории
Шигапова Клара Хадитовна
Арск, 2024
Содержание.
Введение………………………………………………………
………….
3
стр.
Основная часть………………………………………………………
……6
стр.
Заключение
………………………………………………………………..14
стр.
Список
использованной
литературы
……………………………………
15 стр.
Введение
«Не профессия выбирает человека,
а человек профессию».
Сократ , древнегреческий философ
Дошкольное образовательное учреждение является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному. Новые профессии начали появляться с переходом нашей страны к рыночной экономике. Появились новые профессии, связанные с обслуживанием ПК и с созданием локальных сетей: системные администраторы, специалисты по информационной безопасности, программисты. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мы разработали педагогический проект «Путешествие в мир профессий».
Цель проекта: формирование ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта для детей:
развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
формирование представлений о необходимости трудовой деятельности
в
жизни людей;
3. развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
4. воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
5. умение отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
Задачи для педагогов:
1. создать в группе условия для реализации проекта: сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д., а также игровой материал согласно теме проекта;
2. помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии,
3. формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
4. стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
Задачи для семей воспитанников:
оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
Формы и методы работы с дошкольниками:
1.Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
2.рассказы воспитателей и родителей;
3.организованная образовательная деятельность;
4.игры, праздники и развлечения по теме;
5.самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Результат труда
Необходимость
для общества.
Ожидаемые результаты
1. у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
2. активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
3. разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
4. участие в Baby skills в Казани
5. сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители
Продолжительность курса: проект рассчитан на 1 год.
Работа над проектом осуществляется:
1. во время организованной образовательной деятельности;
2. в ходе режимных моментов;
3. в самостоятельной деятельности детей.
Этапы проекта:
I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы,
II этап (практический): реализация тематического плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Содержание образования и средства достижения цели.
Проект «Путешествие в мир профессий» разделен на четыре блока:
I блок «Кто работает в детском саду»
II блок «Профессия моих родителей»
III блок «Редкие профессии»
IV блок «В мире современных профессий».
Результатом образовательной деятельности по блоку является серия рисунков о профессиях, нарисованных детьми.
Реализация проекта через образовательные области:
Приоритетные: 1. Познавательное развитие 2. Социально-коммуникативное развитие 3. Речевое развитие
Интеграция с образовательными областями: 1. Художественно-эстетическое развитие 2. Физическое развитие
Основная часть
Месяц
Тема
Цели
Форма ознакомления с профессиями
Материал, оборудование
I блок «Кто работает в детском саду»
Сентябрь
«Профессии в детском саду»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.
Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация
«Профессии в детском саду»
моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».
Основные понятия: воспитатели, мед.сестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя, забота, любовь к детям.
Мультимедийное оборудование, презентация
Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне.
II блок «Профессия моих родителей»
октябрь
«Врач»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить со специальностями: хирург, педиатр, стоматолог; с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - врач». сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод, форменная одежда
Мультимедийное оборудование, презентация
Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»
«Фармацевт»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Моя мама - фармацевт» .Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»
Основные понятия: фармацевт, лекарства, форменная одежда
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека»
ноябрь
«Строитель»
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности строителя, познакомить со специальностями: каменщик, плотник, штукатур-маляр, прораб, сантехник, плиточник Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - строитель».
Основные понятия: новые здания, специальные инструменты, форменная одежда
Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.
Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Казани, Арска
«Отдел полиции»
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского, познакомить со специальностями: криминалист, следователь. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - следователь». Основные понятия: правонарушение, закон, охрана, форменная одежда
Чтение худ. лит
Мультимедийное оборудование, презентация. Рассматривание , книжных иллюстраций, фотографий, плакатов. Коробка, в которой лежат
полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, кобура и пр.
«Инспектор ГИБДД»
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности инспектора ГИБДД Формировать у детей представления о профессии полицейского Прививать навыки безопасного поведения на улицах города
Форма проведения: встреча с родителем, представителем профессии. Основные понятия: дорожные знаки, ПДД, закон, форменная одежда
Мультимедийное оборудование, презентация. Создание уголка с атрибутами «Юный инспектор ГИБДД»
декабрь
«Парикмахер»
«Косметолог»
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности, воспитывать культурные навыки общения. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: мастер-класс мамы-парикмахера.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение, форменная одежда
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская», «Салон красоты «Мальвина»
III блок «Редкие профессии»
Январь
«Ювелир»
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности, специальные инструменты
Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения:
ООД.
Основные понятия: драгоценные камни, огранка, ювелирные украшения, красота, чтение П.Бажов «Хозяйка медной горы»
Фотографии с изображением ювелирных украшений, Мультимедийное оборудование, презентация.
Январь
«Сурдопереводчик»
Цель: познакомить с профессиональной деятельностью сурдопереводчиков. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: ООД
Основные понятия: сочувствие к людям, которые не слышат, этим людям нужна помощь
Мультимедийное оборудование, презентация. .
«Кинолог»
Цель: познакомить с профессиональной деятельностью кинолога, Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: ООД
Основные понятия: гуманное отношение к животным, животные – помощники человека
Мультимедийное оборудование, презентация.
IV блок «В мире современных профессий».
Февраль
«Дизайнер »
Цель: знакомить с профессиональной деятельностью дизайнера, творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа.
Основные понятия: модная одежда, журнал мод, эскиз
Мультимедийное оборудование, презентация.
Атрибуты к сюж-рол игре «Ателье»
«Программист»
Цель: знакомить с профессиональной деятельностью программиста, Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения:
беседа
Основные понятия: программы для компьютерной техники, «вирус»,компьютер, профессия будущего
Мультимедийное оборудование, презентация.
март
«Кто работает в банке?»
Цель: Формировать представления детей о профессиях банковских служащих. Это учреждение, где производят действия с деньгами, а так же их хранение. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа
Основные понятия: Банковские работники: экономисты, кассиры, кредитный консультант.
Мультимедийное оборудование, презентация.
«Журналист»
Цель: Формировать представления детей о профессии журналиста, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: ООД,
Основные понятия: новости, газета, телевидение, первый узнает новости
Мультимедийное оборудование, презентация, создание газеты детьми
апрель
"Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Форма проведения: развлечение для детей и их родителей
Эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация.
апрель
участие в Baby skills в Арске в компетенции «Инспектор ГИБДД» и «Ресторанный сервис»
участие в Baby skills в Казани в компетенции «Инспектор ГИБДД»
май
«Путешествие в мир профессий»
Диагностика
«Представления о труде взрослых»
Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.
Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых
Форма проведения: ООД.
Основные понятия: названия профессий, труд.
Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, почтальона; мультимедийное оборудование.
Заключение
Результат реализации проекта. Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда. Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе! Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие гендерных познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ.
Изучение профессий в дошкольном возрасте способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Список использованной литературы
Буре, Р.С. Дошкольники и труд. Теория и методика трудового воспитания.
–М
.: Мозаика- Синтез ,2012.-136с.
Залялиева
, Д.Р.,
Шафикова
, Л.И. Реализация
профориентационной
программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе// Воспитание и обучение детей младшего возраста.- Изд-во: Мозаик
а-
синтез.- 2015.-№5.-С.188-190.
Костикова
,Д
.А
. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной
деятельности:дисс
….канд.пед.наук.-2004.-172с.
Микляева
,Н
.В
.,
Микляева,Ю.В
., Толстикова С.Н. Детский сад будущего:
метод.пособие
/
под.ред
. Н.В.
Микляевой
.-М.: ТЦ Сфера,2010.-128с.
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они
?
Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.
-М
.: Гном , 2013.-96 с.