* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 16pt; color: #2F5496;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri';} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .BODY {font-family: 'BalticaC'; font-size: 10pt; color: #000000;} .Style19 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1NEW Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold; text-transform: uppercase;} .Заголовок 1NEW {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #auto; font-weight: bold; text-transform: uppercase;} .Обычный New Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; color: #000000; font-weight: bold;} .Обычный New {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; color: #000000; font-weight: bold;} .Strong {font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 16pt; color: #2F5496;} .c14 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c11 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c9 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .c23 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .headline {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 197» комбинированного вида
МБДОУ «Детский сад № 197 комбинированного вида

«Расскажем детям о войне»

Образовательная область: Познавательное развитие

Реализован (с 11.05.2022г.-18.05.2022г.)

Тип проекта: краткосрочный

Авторы-составители воспитатели:

Сиротенко Ю.С.,

Задорожная О.А.

Барнаул, 2022

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Проекта «Расскажем детям о войне» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

6

1.2. Принципы и подходы к формированию Проекта

6

1.2.1 Значимые для разработки и реализации Проекта характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

9

1.2.2. Возрастные характеристики воспитанников

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

10

1.3. Планируемые результаты освоения Проекта

12

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными познавательной области .

13

13

2.2.1. Содержание работы по образовательной области «Познавательное развитие»

14

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей дошкольного возраста

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5.1. Старшая группа (5-6 лет)

14

15

16

17

III

. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. .

Материально-техническое обеспечение Проекта.

Часть

формируемая участниками образовательных отношений.

18

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Обязательная часть.

Часть

формируемая участниками образовательных отношений.

18

3.3. План реализации проекта

19

3.4.

Особенности организации

развивающей предметно – пространственной среды

19

IV

. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

21

4.1. Краткая презентация проекта

22

Приложение

1

Приложение 2

,3,4,5

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

На основе образовательной программы дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №197» комбинированного вида на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая:

- пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования);

- социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка);

- материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Содержание Проекта «Расскажем детям о войне»(далее проект) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) включает три основных раздела и четвертый дополнительный раздел.

Основные разделы– целевой, содержательный и организационный. В каждом из которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел Проекта определяет его цели и задачи, принципы и подходы к формированию Проекта, планируемые результаты его освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Проекта включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка образовательной области –познавательной. Проект определяет примерное содержание образовательной области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);

а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы ;

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационный раздел Проекта описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимой для достижения целей Проекта, планируемых результатов его освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

особенностей развивающей предметно-пространственной среды;

– особенностей образовательной деятельности разных видов

– способов и направлений поддержки детской инициативы.

Дополнительный раздел представлен в виде краткой презентации Проекта, дополнен приложениями.

Список используемых сокращений:

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение

ОО – образовательная область

ФГОС ДО– Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2014)

НОД – непосредственно образовательная деятельность

РППС – развивающая предметно-пространственная среда

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Проект разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования (далее - ДО), и построен на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.).

Проект разработан в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

30.09.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным проектм – образовательным проектм дошкольного образования»;

- постановлением главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.3648-20».

1.1.1. Цели и задачи реализации проекта

Цель:  Создание условий для воспитания в детях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.

  

Задачи: Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла. Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить почему он так называется и кого поздравляют в этот день.

Методы проекта:
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной литературы, объяснения, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки;
• игровые: ситуации, общения;

Участники проекта:

1. Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

2. Родители (законные представители).

3. Воспитатели.

1.2. Принципы и подходы к формированию Проекта

В Проекте на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

В соответствии с ФГОС ДО Проект построен на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, и направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Проекта. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной проект. Воспитатели должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для него спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка),опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО Проект предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Проекта на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Проекта существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Проект. ФГОС ДО оставляет за ДОУ право выбора способов достижения ее целей и задач, выбора дополнительных образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Проекта,

1.2.1. Значимые для разработки и реализации Проекта характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Учредитель: Городской округ – город Барнаул Алтайского края

Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа - города Барнаула Алтайского края исполняет комитет по образованию города Барнаула.

Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №197» комбинированного вида.

Сокращенное: МБДОУ «Детский сад №197»

МБДОУ «Детский сад №197» функционирует с 1982 года.

Тип образовательной организации: бюджетное дошкольное образовательное

учреждение.

Юридический адрес: 656906, г. Барнаул,

р.п

. Южный, ул. Белинского 16.

Фактический адрес: 656906, г. Барнаул,

р.п

. Южный, ул. Белинского 16.

Официальный сайт: http://www.ds197.inkaut.ru/

Режим работы: ДОУ работает по пятидневной рабочей неделе: понедельник,

вторник, среда, четверг, пятница с 7.00. до 19.00. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. ДОУ функционирует в режиме полного дня (12 – часового пребывания) с 7.00 до 19.00.

Право на осуществление образовательной деятельности:

лицензия №547от 11.07.2011 года серия А №0000548.

Наполняемость группы

Наименование

Возрастная категория

Направленность

группы

Фактическая наполняемость

Старшая группа №6А

от 5 до 6 лет

Общеразвивающая

30

1.2.2. Возрастные характеристики воспитанников

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются

многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является

основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.3

. Планируемые результаты освоения проекта

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения проекта представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В ходе проведенных мероприятий по реализации проекта дети научаться ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформируется такие понятия, как военный, защитник, День Победы, салют;  сформируется чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Мы отдаем себе отчет в том, что не следует ждать от детей «форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о великом празднике Дне Победы, если ему известны имена кого-то из тех, кто погиб за нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И нам, педагогам, хочется верить, что подрастающее поколение не забудет героев, которые, не жалея своих жизней сохранили для нас Родину и будет чтить память о тех далеких кровопролитных боях, в которых наши земляки отвоевали Великую Победу.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

Содержание Проекта определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующую образовательную область:

. 2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть) представлены:

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 70-72,76-78,83-84, 88-89.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (часть, формируемая участниками образовательных отношений):

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Формы, способы, методы и средства реализации проекта с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Познавательное развитие»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельна деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы работы по социально-коммуникативному развитию детей

-сюжетно-ролевая игра рассматривание -наблюдение -чтение -игра- -беседа -проектная деятельность.

- сюжетно-ролевая игра -рассматривание -наблюдение -чтение -игра- -беседа -проектная деятельность

Во всех видах самостоятельной детской деятельности.

Во всех видах совместной деятельности детей с семьей.

Перечень методической литературы (обязательная часть) представлен:

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 с 368.

Перечень методических пособий (часть, формируемая участниками образовательных отношений):

Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы к организации

непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД) в ДОУ. Ведущим видом деятельности в НОД становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми подразумеваются такие факторы как сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения

детей. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений.

Этапы НОД

Характеристика действий

1.Начальный этап

действия

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

2.В ходе процесса

деятельности

Воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.);проявляет заинтересованность в результате детей;обсуждение возникающих проблем.

3.Заключительный этап

деятельности.

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. «Открытый конец» деятельности.

Существенными характеристиками организации непосредственно

образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

включенность взрослого в деятельность «на равных» с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей

во время

НОД (при соответствующей организации пространства и соответствующих видов деятельности).

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

– рабочее пространство, где организована совместная работа.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей

дошкольного возраста (обязательная часть) представлены:

Основная образовательная проект дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 с. 145-152.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей

дошкольного возраста (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Педагоги в своей работе учитывают такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи

педагогическим коллективом были созданы следующие условия -информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемого проекта, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

В образовательном процессе ребѐнок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребѐнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребѐнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребѐнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребѐнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребѐнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладетьопределѐнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребѐнка дошкольного возраста может быть

охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребѐнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счѐт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные проектом, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребѐнком является

создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребѐнка, в его эмоциональном развитии.

В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир.

2.5.1. Старшая группа (5-6 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;

создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Проекта

Объект

Характеристика оснащения объекта

РППС группы

Создан уголок патриотического воспитания. Наглядный материал и оборудование переодически пополняются.артинками с военной техникой, картотекой бесед о ВОВ).

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

Используемая литература методические пособия в соответствии с образовательными областями, представленными ФГОС ДО.

Методическое обеспечение

Методическая литература О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением .Старшая группа .-М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018-80с. Хрестоматия для дошкольников : 5-7 лет / [Сост. Н. П. Ильчук и др.]. - М. ; Назрань : АСТ, 1997. - 655 с. : ил.; Хрестоматия для старшей группы, Юдаева М.В., 2014.

3.3.План реализации проекта

Дети

Родители

Педагоги

1.Беседа « Победный май». (Приложение №2)

2. Просмотр мультфильма «О войне»

(Приложение №3)

3.Разучивание песни «Пилотка» (Приложение №4)

4. Рассматривание иллюстраций с военной техникой. 5.Настольная игра «Поле сражения» (Приложение №5)

Консультации:

«Патриотическое воспитание дошкольников»

(Приложение №1)

Консультация для педагогов по теме проекта

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) - определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание РППС включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Основные требования к организации развивающей предметно-

пространственной среды

1. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста.

2. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

4. РППС содержательно-насыщенная, трансформируемая,

полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию проекта.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой проект).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря

Пространство группы следует организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом

индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголка меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

IV. Дополнительный раздел

Дополнительный раздел представлен краткой презентацией проекта. Дополнен пятью приложениями.

Используемые примерные программы

Для реализации образовательного проекта дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад №197» используется Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 с.368.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

3. Постановлением главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.3648-20»

4.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

Приложение №1

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом

– гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого, к далекому.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему   людям   —   матери,   отцу,   дедушке,   бабушке,   братьям   и   сестрам.    В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. В семьях нет традиций, которыми ребёнок мог бы гордиться. Ему всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны

научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать, в семье должны появиться какие-либо «ценности», традиции.

В  связи с этим очевидна    неотложность  решения  острейших           проблеемавоспитания       патриотизма        в        работе        с        детьми        дошкольного        возраста. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о

родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, селом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

 В нашем ДОУ воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста идёт через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, о селе, в котором ребёнок живет, о главном городе России - Москве, о своей стране. Родители воспитанников ориентируются на патриотическое воспитание детей в семье.

Формирование нравственно-патриотических чувств осуществляется посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.

Происходит развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

В течение учебного года дети пополнят знания по следующим разделам:

«Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мое село - Акатьево», «Моя страна Россия».

В результате проводимой работы, у детей формируются ценностно- нравственные качества, являющиеся фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан

Приложение №2

Беседа:

«Победный май»

 Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну в 1941 году напала фашистская Германия. Так началась Великая Отечественная война.

Воспитатель. - Весь народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества, своей Родины.

 Почти четыре долгих года шла война нашего народа с фашистами.

 Многие защитники погибли, так и не дожив до долгожданного Дня Победы.

 А когда наши бойцы разгромили врага, выгнали его с наших земель и освободили нашу страну, наша армия стала помогать Европе бороться с гитлеровскими войсками.

Освободился от фашистов и немецкий народ. В Германии установлен памятник русскому солдату – Воину-освободителю с немецкой девочкой на руках.

 Воспитатель. – Ребята, а когда отмечают День Победы?

- Правильно, каждый год 9 мая наш народ отмечает и празднует день Победы в Великой Отечественной войне.

 В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня.

 В этот Великий день принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны.

Вечный огонь горит в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно 9 мая устраивают парад военных в честь праздника Победы.

Люди поздравляют друг друга с Великой Победой, и в первую очередь тех, кто участвовал в войне, - ветеранов. По всей стране слышны залпы праздничного салюта в честь тех, кто сражался за Родину.

 За несколько дней до Дня Победы, люди прикладывают георгиевские ленточки к одежде, прикрепляют на машины. Это еще один способ сказать огромное спасибо тем, кто защищал нас в той страшной войне.

Мы всегда помним своих прадедов и прабабушек, которые защищали нашу Родину от врагов и давайте все вместе скажем«Спасибо нашим прадедам за Победу!».

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова.

Каждый год мы с вами отмечаем в детском саду этот великий праздник нашего народа – День Победы 

 

Приложение №3

Просмотр мультфильма «О войне»

Приложени

Приложение №4

Выступление на конкурсе ДОУ с песней « Пилотка»

Приложение №5

Настольная игра «Поле сражения»