Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 21 «ТЕРЕМОК»
(МБДОУ «Детский сад №21 «Теремок»)
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол от «___»_______202_ г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от «___»_______ № _____
Проект
«Разговоры о важном»
Разработала: Малкова Л.Н.
2023г.
Проект разработан в соответствии с нормативными документами:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
5. Устав МБДОУ «Детский сад № 21 «Теремок».
Пояснительная записка
Проект разработан на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 21 «теремок» (ОП МБДОУ «Детский сад №21 «Теремок»). Отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, возрастным особенностям детей и Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской федерации». Проект «Разговоры о важном» разработан с учетом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
- в выделении в цели проекта ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации программы, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для дошкольников, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Проект реализуется в нерегламентированной не регламентированной деятельности по понедельникам.
Актуальность и назначение проекта
Проект направлен на достижение планируемых результатов освоения программы дошкольного образования с учётом возраста воспитанников. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве дошкольного образования: не только на занятиях в детском саду, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у дошкольников ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает дошкольнику:
- в формировании его российской идентичности;
- в формировании интереса к познанию;
- в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношение к правам и свободам других;
- в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
- в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
- в развитии у дошкольников общекультурной компетентности;
- в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
- в осознании своего места в обществе;
- в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
- в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цель проекта: Развитие у обучающихся ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Задачи:
Формировать понимание российской идентичности.
Формировать интерес к познанию.
Формировать осознанное отношение к свои правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других.
Формировать умение осознавать свое место в обществе.
Формировать готовность
к личностному самоопределению.
Развивать умение выстраивать собственное поведение с позиции нравственных и правовых норм.
Развивать у дошкольников общекультурную компетентность.
Развивать умение принимать осознанные решения и делать выбор.
Развивать умение познавать себя, свои мотивы, устремления, склонности.
Воспитывать любовь и уважение к своей родине, родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу.
Воспитывать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Срок реализации проекта: Проект реализуется на постоянной основе в течение учебного года, в нерегламентированной деятельности по понедельникам.
Варианты реализации проекта и формы проведения занятий
Проект может быть реализована в работе с обучающимися детского сада в возрасте от 3-7 лет.
Занятия по проекту проводятся в формах, позволяющих дошкольнику вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.).
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики занятий в рамках проекта «Разговоры о важном» лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость события (даты) для детей дошкольного возраста, которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий).
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Следует отметить, что занятия входят в общую систему воспитательной работы дошкольной образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у дошкольников гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим образом
1. Историческая память
- историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
- историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
- историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия.
2. Преемственность поколений
- каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции; – семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
3. Патриотизм - любовь к Родине
- патриотизм (любовь к Родине) - самое главное качества гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с малого - с привязанности к родному дому, малой Родине;
- патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли, чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
- доброта - это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
- благотворительность - проявление добрых чувств. Благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
- семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями - взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
- каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
- дошкольник должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;
- семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
6. Культура России
- культура общества - это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
- российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
- культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
7. Наука на службе Родины
- наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
- в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
- в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
Необходимо понимать, что в ходе реализации проекта у детей формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года дошкольники много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
При анализе содержания сценария, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории. Обязательно учитывается и уровень развития дошкольников, их интересы и потребности. Особенности работы педагога по проекту
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая дошкольника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая сценарий ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность дошкольнику анализировать, сравнивать и выбирать.
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальной социализации личности, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Любовь к Родине, патриотизм - качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её - часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека.
В настоящее время в отношении людей к семье, к Родине и её истории определились два полюса: на одном - глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества. По какому пути пойдёт новое поколение? Ответ на этот вопрос во многом зависит не только от детского сада, школы, но и от семьи.
Ребёнок учится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают...
В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что...
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине.
А малая Родина - это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Хочется отметить, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого.
Но было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может сложиться неправильное представление о родном крае, как части большой страны - России, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных форм и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.
Как указывал С. Михалков, «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации». Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, экологического, а также физического воспитания. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Важно отметить, что необходимость духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитываем настоящего патриота, любящего свою Родину, родной край. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитывает положительное и бережное отношение к нему.
К.Э.Циолковский - выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.
Семья - дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские — символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.
Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский - герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений - основа развития общества и каждого человека.
Патриотизм - чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений. Мать, мама - главные в жизни человека слова. Мать - хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама - человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.
Кто такой волонтер? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов.
Новый год - замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.
Знаменитые люди России. Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира.
Защита Отечества - обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Доброта - качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.
Международный женский день - праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе - труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: «Поехали!» - первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин - Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос - А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе - Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Профессии прошлого и профессии будущего - что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?
Планируемые результаты
Занятия в рамках проекта направлены на обеспечение достижений дошкольниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) дошкольников правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- планировать действия по решению задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои действия для преодоления ошибок.
Помимо всего прочего, в зависимости от возраста воспитанников, устанавливаются программой следующие целевые ориентиры:
- для младшей и средней группы: проявление интереса к стихам о Родине, песням и сказкам, эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
- для старшей и подготовительной группы: проявление любознательности, интереса причинно-следственным связям, попытки самостоятельного придумывания объяснений явлениям природы и поступкам людей; наблюдение, эксперименты, наличие начальных знаний о себе, о природном и социальном мире, в котором ребенок живет, знакомство с произведениями детской литературы, обладание элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, родного языка и т.п.
В старшем и подготовительном возрасте по итогам освоения программы «Разговор о важном» имеется понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека.
Также у дошкольников имеется осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества.
У дошкольников происходит развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
У дошкольников сформировано уважительное отношение к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, ее истории и культуре, природе, чувство гордости за национальные свершения, открытие, победы, имеются первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы, сформированы основы рационального поведения и обоснованного принятия решений, первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Кроме этого, у дошкольников должна быть сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
Тематическое планирование
месяц
тема
Программные задачи
Сентябрь
1 неделя
«День знаний»
Формировать эмоционально положительное отношение к школе, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника.
2 неделя
«Россия – Родина моя»
Воспитывать патриотические чувств - любовь к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.
Знакомить с государственными символами нашей страны; воспитывать уважение и любовь к своей Малой Родине, русскому народу, активизировать речь и словарный запас детей.
3 неделя
«Моя семья. Традиции моей семьи»
Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности, совершенствовать знания и представления детей о семейных традициях.
4 неделя
«День дошкольного работника»
Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к людям, которые трудятся в детском саду, стараются сделать детский сад уютным, а пребывание в нем детей комфортным.
5 неделя
«День пожилых людей»
Воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.
Октябрь
1 неделя
«Хлеб – богатство России»
Обобщить и расширить знания детей о сельскохозяйственных работах по выращиванию хлеба, о бережном отношении к хлебу.
Воспитывать уважение к труду людей.
2 неделя
«Мой папа – самый лучший!»
Поговорим о папе. Формировать осознанное понимание значимости отца в жизни ребенка, семьи, общества.
3 неделя
«Что значит быть гражданином?»
Уточнить представления детей о России как о родной стране. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».
4 неделя
«Толерантность»
Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
Ноябрь
1 неделя
«День народного единства»
Познакомить детей с историческими событиями, связанными с праздником. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство гордости за свой народ.
2 неделя
«Государственные символы России – Флаг, Гимн»
Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединить людей, живущих в одной стране.
3 неделя
«Государственный символ России – Герб»
Формировать уважительное отношение к государственному символу – Герб.
4 неделя
«День матери»
Поговорим о маме.
Формировать осознанное понимание значимости матери в жизни ребенка, семьи, общества.
Декабрь
1 неделя
«День героев Отечества»
Расширять сведения о днях воинской славы и памятных датах России, о празднике Героев Отечества.
Формировать у дошкольников чувства патриотизма, гордости и уважения к воинам, защитникам Отечества.
2 неделя
«Ханты-Мансийск» - мой город родной»
Воспитывать интерес к своему городу, гордость за город. Воспитывать интерес к коренному народу ХМАО.
3 неделя
«День конституции Российской федерации»
Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности»
4 неделя
«Что за праздник Новый год?»
Расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, веселом.
Январь
2 неделя
«Народные праздники на Руси. Колядки»
Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – «Колядки», «Святки».
Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
3 неделя
«Урок дружбы»
Актуализировать и уточнить представления детей о дружбе, о формах взаимоотношений в коллективе. Обсудить с детьми, что дети знают о дружбе, друзьях. Что означает дружить.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки друзей.
4 неделя
«Кто такие волонтеры. Что такое волонтерское движение»
Познакомить
детей с понятиями
«волонтер»
,
«волонтерское движение»
,
формирование
у детей позитивных установок на
добровольческую деятельность.
Формировать начальные представления о
волонт
е
рском движении, активной социально ценностной деятельности, основанной н
а сотрудничестве и взаимопомощи.
Приобщать
к общечеловеческим,
духовно-нравственным ценностям.
Воспитывать
толерантн
ое
отношени
е
к другим людям независимо от культурной
среды
и этнической принадлежности.
Воспитывать духовно-нравственную личность
ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и
добровольческой деятельности.
5 неделя
«Освобождение Ленинграда от фашистской блокады»
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувство уважения к героям войны, чувство благодарности старшему поколению.
Воспитывать любовь к своей стране.
Февраль
1 неделя
«День зимних видов спорта»
Знакомить детей с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким-либо видом спорта.
Уточнить знания детей о зимних видах спорта. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме. Пробудить интерес к физической культуре и спорту. Способствовать развитию логического мышления, внимания. Формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.
2 неделя
«В мире профессий»
Формировать у детей отчетливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека, через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании рукотворного мира.
Воспитывать уважение к труду взрослых, стремление принять участие в трудовой деятельности.
3 неделя
«Защитники Отечества»
Расширить представления детей о Российской Армии. Вызвать желание у детей быть похожими на военных. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
4 неделя
«Будем в армии служить»
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам-защитникам Отечества.
Март
1 неделя
«О мамах родных и очень важных»
Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта. Расширять представления детей о роли женщины в жизни общества и семьи. Учить проявлять заботу о маме, помогать ей, гордиться своей мамой.
Воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам.
2 неделя
«Масленица гуляет, всех на праздник созывает»
Знакомить детей с народными традициями – праздником «Масленицей», историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Воспитывать интерес к народной культуре.
3 неделя
«День воссоединения Крыма с Россией»
Формировать и развивать чувства патриотизма. Познакомить детей с новым для них праздником. Развивать у детей интерес к событиям, происходящим в нашей стране.
4 неделя
«Город Ханты-Мансийск, его прошлое и настоящее»
Познакомить детей с историей возникновения города Ханты-Мансийска. Формировать у детей интерес к родному городу, посредством расширения знаний об его истории.
Воспитывать чувство любви к родному городу.
Апрель
1 неделя
«Добрые дела»
Раскрыть смысл слова «добрые дела», «доброжелательность». Рассказать о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям, объяснить детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто это делает.
2 неделя
«Покорение космоса»
Формировать первоначальные представления о планете Земля, о Космосе. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая первой в мире стала в освоении космоса.
3 неделя
«Полезные привычки»
Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья.
4 неделя
«Международный день Земли»
Актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей о природе нашей страны, ее разнообразии. Побуждать у детей желание больше узнать о ней.
5 неделя
«День пожарной охраны»
Продолжить знакомить детей с профессиями. Уточнить знание детей о профессии пожарного. Познакомить с особенностями работы пожарного. Воспитывать уважительное отношение детей к профессии пожарного.
Май
1 неделя
«9 Мая – День Победы»
Формировать представления о празднике - День Победы, традициях его празднования. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
2 неделя
«Коли семья вместе, так и душа на месте»
Формировать ценностное отношение к семье, как нравственной основы воспитания. Формировать у детей чувство любви и уважения к самым близким и родным людям - членами семьи, гордость за свою семью, духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье.
3 неделя
«Знаменитые люди России»
Расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили Россию (Ю. А. Гагарин, Г. К. Жуков, А. С. Пушкин, И. П. Чайковский, И. И. Шишкин и др.).
4 неделя
«День славянской письменности и культуры
Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности. Познакомить со старославянским алфавитом. Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы осуществляется воспитателями всех возрастных групп
Материально-техническое обеспечение
- оборудование центров по гражданско-патриотическому воспитанию - стенд с государственной символикой
- музыкальный центр
- компьютер
- мультимедиа
- экран
- электронные образовательные ресурсы (аудио - видеозаписи, презентации);
- CD, DVD диски
- интерактивная доска
- учебно - наглядные пособия
- художественная литература
Библиографический список
1.Калина М.А. Примерное перспективное планирование воспитательно образовательного процесса в разных возрастных группах ДОО. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. - 176 с.
2.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 224 с. (Модули Программы ДОУ).
4.Метенова Н.М. Уроки вежливости. Практическое пособие. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. - 48 с.
5.Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: Комплексная программа социально коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. - М.: АРКТИ, 2016. - 208 с. (Развитие и воспитание).
6.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 80 с.
7.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
8.Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. Москва, 2005г.
9.Курочкина И.Н. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников». Москва, 2003г.;
10.Шорыгина Т.А. «Трудовые сказки». Беседы с детьми о труде и профессиях. Москва, 2014г.
11.Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 160 с.
12.Затулина Г. Я. Россия - Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
13.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., переаб и доп. - СПб: Детство-пресс, 304 с.
14.Косарева Н.В. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. - Изд.2-е перераб. - Волгоград: Учитель. - 159 с.
15.Леонова Н.Н., Нетачаева Н.В. Проект «Живая память России». Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. - 96 с.
16.Лыкова И. А., Шипунова В. А. Азбука юного россиянина. Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
17.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 176 с.
18.«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». Под ред. Кондрыкинской Л.А. Москва, 2010г.;
19.Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Духовно-нравственное образование в детском саду. Методическое пособие. Московская область, 2012г.
20.Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.