Краткосрочный проект
младшей группе
«Семья, это здорово!»
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом - это в крови у каждого нормального человека.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления детско-родительских отношений. Взрослые должны помочь понять ребёнку значимость семьи, что он часть семьи, что его любят в семье и это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Формировать у детей младшего дошкольного возраста представление о семье, о семейных традициях. Показать её ценность для каждого человека. Привлечь родителей к сотрудничеству. Формирование доброжелательных отношений между родителями в группе.
Задачи проекта:
• формировать у детей представление о семье;
• формировать представления о родственных отношениях;
• закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
• воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
• привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Тип проекта: краткосрочный, познавательно - игровой.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: Педагоги, родители, дети младшей группы.
Ожидаемые результаты реализации проекта: У детей формируется представление о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Приёмы и методы реализации проекта:
• Создание игровой ситуации, сюрпризных моментов.
• Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
• Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
• Беседы.
• Консультации для родителей.
• Совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей.
• Оформление информации для родителей в родительском уголке.
• Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ. Аннотация к проекту: Данный проект реализуется с детьми младшей группы (дети от 1,6 до 3лет). Проект состоит из трех этапов: подготовительного, практического, заключительного.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
• Определение проблемы;
• Постановка целей и задач;
• Составление плана мероприятий по реализации проекта;
• Подбор наглядно-иллюстративного материала;
• Подбор художественной литературы в рамках проекта
• Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Работа с детьми:
• Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные, дидактические, пальчиковые;
• Чтение художественных произведений;
• Рассматривание иллюстраций;
• Беседы;
• Продуктивные виды деятельности. Работа с родителями:
• Консультации;
• Беседы;
3 этап – заключительный:
• Выставка детских работ;
• Фотоальбом « Я и моя семья»;
План мероприятий по реализации проекта:
«Социально-коммуникативное развитие»: Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Пришли гости», «Дочки-матери». Игровые упражнения: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Приготовим обед». Беседы: «Моя семья», «Как мы проводим выходные», «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра)». «Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы:
Д. Габе «Моя семья»; К. Ушинский «Петушок с семьёй»; Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине»;
Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья»;
Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»;
Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка», «Репка»; Загадки: по теме «Семья».
Театрализация: «Колобок», «Волк и козлята», настольный театр «Репка».
Дидактические игры: «Доскажи предложение», «Скажи ласково», «Кто какой», «Позвони по телефону маме (папе), «Кто что делает?»
«Познавательное развитие»:
Конструирование: «Дом для семьи»
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки». Дидактические игры: «Моя мама самая…..», «Чьи вещи», «Наведи порядок», «Одень куклу».
Художественно-эстетическое развитие:
Музыка: «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского.
Изобразительная деятельность: «Бусы для мамы».
Лепка: «Угощение для моей семьи».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель».
Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Жили-были гномики» «Семья». Физкультминутки: «Семья», «Вот какие мы», «Здравствуйте».
Работа с родителями:
1. Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка».
2. Игра –тренинг «Я люблю это дружное слово- вместе»
3. Привлечь родителей к оформлению фотоальбома «Я и Моя семья»,
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта
1. Оформление выставки семейных фотографий «Я и Моя семья» и фотоальбома «Моя семья»
2. Игра –тренинг «Я люблю это дружное слово- вместе»
3. Выставка детских работ «Бусы для мамы», «Угощение для моей семьи».
Выводы: Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что родители стали активными участниками, проявили интерес к жизни группы научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. На мой взгляд, проект «Моя семья» является первым шагом в нравственно патриотическом воспитании младших дошкольников.
Список литературы
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М.; Т.Ц.Сфера, 2005.
2. Ледлофф Ж. «Как вырастить ребенка счастливым. Принципы приемственности» -М.; Гензесис,2006.
3.Свирская Л., «Работа с семьёй: необязательные инструкции»: - М., Линка –Пресс,2007 4. Козлова А.В.Дешулина Р.П. «Работа с семьёй»: -М.: Т.У.Сфера, 2004.
5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001