Гладкова Ирина Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9»,
г. Бугульма
ПРОЕКТ «Творческая мастерская»
(совместная художественно–творческая деятельности детей и родителей)
Лишь тот обогащает человечество,
кто помогает ему познать себя,
кто углубляет его творческое сознание
С.Цвейг
Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ
«Об образовании». В ст. 18 указывается, что именно родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Наряду с индивидуальными формами работы с родителями очень эффективно используется форма групповой работы «детско-родительская творческая группа». В настоящее время детско-родительские группы приобрели особую популярность и за рубежом и в нашей стране как достаточно эффективная форма работы в практике детского консультирования.
Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Особенно если рядом родной человек мама или папа. Совместное творчество детей и родителей открывает новые возможности для сближения вокруг интересов и потребностей самой семьи, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг.
Цель проекта:
Усиление способности родителей к пониманию эмоционального мир
а
своего ре
бенка.
Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человека.
Задачи проекта:
Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства
Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой совместной деятельности
Формировать эстетическое отношение к действительности детей и родителей
Общение детей, педагогов, родителей через художественно – творческую деятельность
Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей
Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания дошкольников
Инновационный потенциал проекта:
- Предмет дискуссии-дети и способы взаимодействия с ними родителей
- Все члены группы имеют право на свободное участие и свободное самовыражение любыми средствами творческой активности
- Ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации
- Развитие изобразительной деятельности строится на позициях воспитания личностного отношения ребенка к своей деятельности и к деятельности своих родителей
Принципы построения занятий:
* Доступности изучаемого материала для детей и родителей.«Главные творцы»– дети, взрослый- активный соучастник и помощник
* Эмоционально – насыщенная тематика занятий
*Привлекательность и занимательность содержания занятия
*Вариативно – дифференцированное содержание занятий
*Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального «семейного творчества»
*Раскрепощенная атмосфера, доброжелательность между членами детского коллектива и взрослыми
Типы занятий в группе:
Занятия по сообщению детям и родителям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;
Занятия творческие, на которых дети и родители включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов
Проект разработан с учетом реализации межпредметных связей по разделам «Изобразительное искусство», «Познавательное развитие» и интеграции разных видов деятельности дошкольников.
Создание педагогических условий:
Построение развивающей предметно – пространственн
ой среды совместно с родителями
Обеспечение разнообразия материала д
ля изобразительной деятельности
Высокий уровень психологической, худо
жественной подготовки педагога
Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной, совместно с родителями и в самостоятельной детской деятельности
Направления работы:
- Развитие воображения через нетрадиционные приемы и
техники ТРИЗ
- Знакомство с различными техниками, приемами,
методами изображения предметов, художественным материалом
- Создание плоскостных, объемных, полуобъемных
художественных образов из различных материалов
- Рисование предметное, сюжетное, декоративное, ассоциативное
Объекты взаимодействия участников:
Материал
Цвет
Звук
Эмоции
Чувства
Движения
Линия
Форма
Фактура
Пространство
Образы реальных и сказочных героев
Ожидаемый результат:
Повысится уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширятся творческие возможности дошкольников и родителей, сформируется толерантное сознание, принимающее разнообразие и уникальность семей
Список литературы:
Захарюта
, Н.П. Развиваем творческий потенциал дошкольника./ Н.
Захарюта
,// Дошкольное воспитание. – 2006 - №6.
Казакова Р.Г.,
Сайганова
Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»./ И. А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Шульга Л.Н. Когда оживают вещи: развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по рисованию //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С. 16-17
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002