Проект урока по русскому языку в 4 классе Зотова Н. Г., учитель начальных классов

Васильчуковская СОШ филиал

МБОУ «Ключевская СОШ № 1»

Тема: Склонение имен прилагательных в единственном числе.

Тип урока: урок новых знаний

УМК «Школа России»

Оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, II часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Цели урока: создать условия для формирования умения изменять имена прилагательные по падежам, определять падеж прилагательных; совершенствования знания о взаимосвязи имен прилагательных и имен существительных; привития интереса к содержанию учебного материала и способам деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

проявление интереса к предмету;

осознание себя частью учебного коллектива.

Метапредметные:

Коммун

икативные

:

участие

в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; 

умение р

аботать в группах

Регулятивные: планирование действия в соответствии с поставленной учебной задачей

Познавательные: искать, получать и использовать информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

Предметные:

изменять имена прилагательные по падежам, определять падеж прилагательных;

устанавливать взаимосвязь имен прилагательных и имен существительных.

Содержание урока

Структура урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный и организационный момент

- Проверьте, все ли готово к уроку.

- Улыбнитесь друг другу, нашим гостям.

СЛАЙД 1

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Запишите в тетради число и классная работа.

Выполняют действие

Записывают

Учитель создает благоприятную рабочую обстановку в классе.

Проблемная ситуация

Актуализация знаний

и подведение к определению темы урока

-Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

СЛАЙД 2

У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

- Я предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете об имени прилагательном. Для этого вам надо в группах выполнить тест и по буквам, правильно угаданных ответов, определить тему нашего урока.

ТЕСТ

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

2.

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

т) Кто? Что?  л) Что делает? Что сделает?    к) какой? какая? какое? какие?

3. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному, с ним связанному.

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

6. Число имен прилагательных можно определить

а) по глаголу       е) по существительному        

7. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

8.

Укажите слово, от которо

го образовалось прилагательное «водный»

.

а) проводка         и) вода         е) уводить

9.

Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи

- Какое слово у вас получилось?

- Кто может сформулировать тему урока?

СЛАЙД 3

- Прежде, чем оценить свою работу в группе, давайте выработаем критерии: «Волшебная линеечка» или знаки:

! – все знаю, принимал активное участие;

+ - знаю, но сомневаюсь, принимал участие в работе;

? – кое-что забыл, активного участия не принимал.

Оцените свою работу в группе на листах оценивания.

Отвечают:

- Имя прилагательное.

Работают в группах по карточкам, составляют слово «склонение»

Сравнивают ответы с ответами другой группы.

Формулируют тему урока «Склонение имен прилагательных».

Вырабатывают критерии

Оценивают свою работу

Повторить правила работы в группе

Учитель уточняет тему урока

Учитель предоставляет право выбора способа оценивания

Целеполагание

- Повторите тему урока. Что такое склонение? Чему вы хотите научиться?

Будем учиться изменять по падежам имена прилагательные, определять падеж имен прилагательных

Применять полученные знания.

Контролировать свои действия и оценивать.

Учитель на лесенке выставляет цели.

Планирование

достижения учебной задачи

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Склонять имена прилагательные по падежам.

Найти в тексте имена прилагательные и определить падеж.

Выполнить различные задания, применяя полученные знания.

Контролировать свои действия с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, по образцу.

Оценивать свои действия с помощью взаимооценки, самооценки.

Учитель под лесенкой выставляет план.

Реализация учебной задачи

1

2

3

1. - Давайте еще раз вспомним, с какой частью речи связано имя прилагательное? Что можем определить по имени существительному?

- Я предлагаю просклонять имя прилагательное «холодный» в сочетании с существительным «день». Определите число и род имени прилагательного, выделить окончание.

- Как вы предлагаете работать?

И. п. день (ед. ч., м. р.)

Р. п. нет дня …

Д. п. дать дню …

В. п. вижу день …

Т. п. доволен днем …

П. п. думаю о дне ….

- Какой вывод можно сделать?

Как вы думаете, падеж имен прилагательных

ср

. р. и ж. р. будет зависеть от падежа имени существительного или нет?

Давайте проверим. Просклоняйте словосочетания. Определите число и род имени прилагательного.

1 вариант - «холодное утро»,

1 вариант - «холодная зима»

СЛАЙД 4

- Проверьте по образцу.

- Прежде, чем оценить свою работу, давайте выработаем критерии: «Волшебная линеечка» или знаки:

! – без ошибок, принимал активное участие;

+ – 1- 2 ошибки, принимал участие в работе;

? – 3 и более ошибок, принимал участие в работе.

- Оцените свою деятельность.

- Какой вывод можно сделать?

- Откройте учебник

на странице 11,

проверьте себя, правильно ли вы сделали вывод?

СЛАЙД 5 ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4. - Как вы думаете, мы достигли поставленных целей урока?

- Для того чтобы двигаться дальше по нашей лесенке знаний я предлагаю вам выполнить следующее задание: найти и определить падеж имен прилагательных.

Работа в группах по карточкам

В зимнем тумане встает тусклое солнце. Спит заснеженный бор. Вдруг легкий ветерок прошумел над притихшим лесом.

- А сейчас проверим.

- Оцените свою деятельность.

Критерии оценивания:

! – все знаю, принимал активное участие;

+ - знаю, но сомневаюсь, принимал участие в работе;

? – есть вопросы, активного участия не принимал.

- Как вы определяли падеж имен прилагательных? Что для этого делали?

СЛАЙД 6 Памятка

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определить падеж имени существительного.

3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр. 12.

5. - Мы достигли поставленных целей урока?

- Как вы думаете, какое упражнение нужно выполнить для отработки наших навыков?

СТР, 12, упр. 20 - Самостоятельная работа

- Как предлагаете контролировать вашу работу?

СЛАЙД 7

- Оцените свою деятельность.

Критерии оценивания:

! – без ошибок;

+ – 1 ошибка;

? – 2 и более ошибок

С именем существительным.

Число и род имен прилагательных.

Фронтально

(выделяют окончания)

Прилагательное стоит в том же падеже, что и имя существительное.

Работают в парах, выделяют окончания прилагательных.

Самоконтроль.

Вырабатывают критерии

Самооценка.

Прилагательное стоит в том же падеже, что и имя существительное.

Сравнивают и отвечают.

Отвечают.

Работают в группах по карточкам

Выходят докладчики

Отвечают

Читают в учебнике правило и сравнивают.

2 учащихся у доски, остальные самостоятельно.

Взаимопроверка по образцу.

Взаимооценка.

На обратной стороне доски заранее написано склонение существительного «день».

Если поступит предложение работать в группе, то раздать заготовку.

Образец на слайде.

Оценивают

Возвращение к целеполаганию

Работа в группах по карточкам

Учитель в это время показывает на слайде памятку

Дополнительный материал

Электронное приложение к учебнику.

Выходят по1 ученику и определяют падеж прилагательных

Контроль

Д/з

- Ребята, давайте вернёмся к цели нашего урока.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, мы достигли поставленных целей урока?

- Какие задания вызвали затруднения?

-Что нужно сделать?

СЛАЙД 8

Стр. 11 – 12, правила, упр. на ваш выбор

Отвечают

Планируют

Оценка

- Оцените свою деятельность.

- Критерии: 4 ! – «5», 3 ! – «4», 2 ! и 2 + - «4», остальные - «3»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Рефлексия деятельности

- Кто может сегодня себя похвалить за работу на уроке?

-За что можете похвалить? Обведите тот «смайлик», который соответствует утверждению:

СЛАЙД 9

Мне было легко. Могу работать самостоятельно.

Я пока затрудняюсь. Могу работать с помощью учителя, родителей.

Я понял, мне необходимо поработать над темой. Нужна помощь.

Осуществляют самооценку собственного личностного продвижения

В зимнем тумане встает тусклое солнце. Спит заснеженный бор. Вдруг легкий ветерок прошумел над

притихшим лесом.