Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников: буду шофером, как папа…

Цель нашей работы: обобщение и углубление знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Для получения положительного результата работы нами были созданы необходимые условия:

- психолого–педагогические условия: учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода;

- организация предметно - пространственной среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

- сотрудничество всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагогического коллектива и родителей.

Вначале работы нами была организована входная или первичная диагностика «Представление о труде взрослых» рекомендованная Урунтаевой и Гризик. Детям предлагалось ответить на вопросы:

1.Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои мама и папа?

Таким образом выяснялся первоначальный уровень знаний о профессиях

После этого составлен проект и мы приступили к работе…

Ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

- Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- непосредственно образовательная деятельность;

- игры, праздники и развлечения;

- самостоятельная художественно – творческая деятельность.

В первую очередь в группах были созданы уголки профориентации, где мы размещали различные стенды, папки-передвижки, пазлы. Большой интерес и активное использование было у различных лепбуков.

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной работы, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о той или иной профессии.

.

Наши занятия - самый важный способ ознакомления детей с профессиями. И здесь нельзя умалять роль воспитателя в передаче знаний. От того, как педагог будет знакомить детей с профессиями, будет возникать, или наоборот не возникать интерес к передаваемому ею материалу.

Знакомим детей с новыми профессиями, которые появляются в современном мире :имиджмейкер, копирайтер, коучер, медиапланер, тьютор, радиолог и др.

Беседы о людях разных профессий – также очень эффективный вид профориентационной работы с дошкольниками. Не всегда есть возможность узнать о той или иной профессии непосредственно на производстве. С этой целью мы приглашаем людей данной профессии непосредственно в детский сад. Так мы знакомили со спортсменами нашего города,работниками МЧС, медицинскими работниками разных специальночтей, ИТ- специалистов и др.

Конечно же используем игровые платформы, такие как игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий». «Взросляндия» – это игровой инструмент, который дает возможность сформировать у ребенка комплексное понятие о мире профессий. Развивающая среда показывает отрасли и виды деятельности системно, демонстрируя взаимосвязи.

В формировании профориентации детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться

Организация сотрудничества с родителями

Ну и конечно же игра!!!!

Детская игра – это первый профориентатор ребенка – так говорил о важности игры в профориентационной работе Асмолов Александр Григорьевич

Особенно важную роль играют сюжетно - ролевые игры профессионально - ориентированной направленности.

. Вот каких результатов мы достигли : сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли); хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий; узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам; проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.

Работу по профориентации можно считать успешной, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, играх.