Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников: буду шофером, как папа…
Цель нашей работы: обобщение и углубление знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Для получения положительного результата работы нами были созданы необходимые условия:
- психолого–педагогические условия: учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода;
- организация предметно - пространственной среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;
- сотрудничество всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагогического коллектива и родителей.
Вначале работы нами была организована входная или первичная диагностика «Представление о труде взрослых» рекомендованная Урунтаевой и Гризик. Детям предлагалось ответить на вопросы:
1.Для чего люди ходят на работу?
2. Что такое профессия?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
5. Кем работают твои мама и папа?
Таким образом выяснялся первоначальный уровень знаний о профессиях
После этого составлен проект и мы приступили к работе…
Ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
- Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность.
В первую очередь в группах были созданы уголки профориентации, где мы размещали различные стенды, папки-передвижки, пазлы. Большой интерес и активное использование было у различных лепбуков.
Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной работы, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о той или иной профессии.
.
Наши занятия - самый важный способ ознакомления детей с профессиями. И здесь нельзя умалять роль воспитателя в передаче знаний. От того, как педагог будет знакомить детей с профессиями, будет возникать, или наоборот не возникать интерес к передаваемому ею материалу.
Знакомим детей с новыми профессиями, которые появляются в современном мире :имиджмейкер, копирайтер, коучер, медиапланер, тьютор, радиолог и др.
Беседы о людях разных профессий – также очень эффективный вид профориентационной работы с дошкольниками. Не всегда есть возможность узнать о той или иной профессии непосредственно на производстве. С этой целью мы приглашаем людей данной профессии непосредственно в детский сад. Так мы знакомили со спортсменами нашего города,работниками МЧС, медицинскими работниками разных специальночтей, ИТ- специалистов и др.
Конечно же используем игровые платформы, такие как игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий». «Взросляндия» – это игровой инструмент, который дает возможность сформировать у ребенка комплексное понятие о мире профессий. Развивающая среда показывает отрасли и виды деятельности системно, демонстрируя взаимосвязи.
В формировании профориентации детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться
Организация сотрудничества с родителями
Ну и конечно же игра!!!!
Детская игра – это первый профориентатор ребенка – так говорил о важности игры в профориентационной работе Асмолов Александр Григорьевич
Особенно важную роль играют сюжетно - ролевые игры профессионально - ориентированной направленности.
. Вот каких результатов мы достигли : сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли); хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий; узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам; проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.
Работу по профориентации можно считать успешной, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, играх.