Выступление на методическом объединении Полешко Татьяны Николаевны 

методиста методической службы, апрель 2025.

Выгорание — это истощение из-за постоянного стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. 

75% педагогов сталкиваются с выгоранием на работе. Причём на это не влияет опыт педагогов – и молодые, и опытные педагоги подвержены этому синдрому.

«В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания работников.

По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагоги.         

Что такое синдром эмоционального выгорания?

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:

1.              Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

2.               Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого  худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

3.              Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Причины возникновения СЭВ (синдром эмоционального выгорания) у педагогов:

1.              Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций.

2.              Загруженность в течение рабочего дня.

3.              Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка.

4.              Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте.

5.              Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

6.              Несоответствие результатов затраченным силам.

7.              Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.

8.              Ответственность перед администрацией, коллегами за результаты своего труда.

 

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ.

1.              Начало своей деятельности после отпуска, каникул (функция-адаптационная).

2.              Проведение открытого урока, на который было потрачено много сил, но не принесло соответствующего удовлетворения.

3.              Окончание учебного года.

Три аспекта профессионального выгорания.

Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Рекомендации педагогу

Профилактика профессионального выгорания включает:

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

 

- стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни,  удовлетворению потребности в общении;

-  старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);

-  старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

-  стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);

- стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.

3. Повышайте уровень своего профессионального мастерства.

4. Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.

5. Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, необходимо обратиться к психологу, заведующему, с целью проведения специальной работы по отреагированию травматического опыта.

 

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании         

· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами.

· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

· НЕ позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.

· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.

·   Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это возможно;

·   Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.

Спасибо за внимание!