Управление образования администрации города Соликамска Пермского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
618553, Пермский край, г.Соликамск, пр.Юбилейный, 15
Телефон/факс: (34 253) 2-00-99, 2-19-28, 4-24-24
E-mail: gimn1solkam@mail.ru Web-сайт: gimn1solkam.narod.ru
ИНН 5919017225 КПП 591901001 ОГРН 1025901974669
Программа дополнительного образования
«Учимся читать»
для детей 5-6 лет
(срок реализации 1 год)
Составитель:
Мартакова Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №1 »
Соликамск, 2022
Пояснительная записка
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя дети, уже умеющие читать и осознавать смысл прочитанного. Они легче осваивают школьную программу, им комфортнее на новой ступени образования. Таким образом, возникает необходимость научить ребёнка читать ещё до школы. По утверждениям Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «…дети пяти-шестилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Это сенситивный период для обучения ребёнка чтению.
Изучение методической литературы показало, что существует множество рекомендаций и разработок по обучению детей чтению, но отсутствует программа, благодаря которой ребёнок не только механически научиться читать, но и становиться полноправным читателем.
За основу создания программы были взяты рекомендации следующих авторов: О.М.Рыбниковой, Д.Г.Шумаевой, Т.Е.Ковригиной, Р.Е.Шеремет, Д.Г. Шумаевой.
Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях дети не только читают, но большое внимание уделяется развитию речи, мелкой моторике, артикуляционному аппарату.
Авторский вклад в программу заключается в следующем:
- составлены конспекты занятий;
- подобраны ИКТ;
- составлен учебно-тематический план.
Цель программы: формирование навыка чтения аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному.
Задачи:
- обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- формировать устную речь детей, обогащать их словарный запас.
- учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению.
Данная программа рассчитана на 28 занятия (1 раза в неделю), в её основу заложен принцип развивающего обучения. Занятия проводятся с группой детей 5-6 лет (8-10 человек) 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Подведение итогов по реализации данной программы проходит в форме праздника «Как хорошо уметь читать».
К концу курса дети должны:
знать:
- понятия «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- порядок букв и их название (алфавит).
уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова;
- плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- правильно составлять слова простой структуры из букв разрезной азбуки.
владеть:
- навыком послогового чтения.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Диагностика
Гласные звуки и буквы
2
Согласные звуки и буквы (М, Ш, С, Х)
4
Согласные звуки и буквы (Л, Н, Р)
3
Звук и буква Й.
2
Согласные звуки (К, П, Т, В, Ж, Г, Д, З)
8
Мягкий знак –показатель мягкости.
1
Гласные звуки и буквы (Я, Ю, Ё, Е)
4
Согласные звуки и буквы (Ч, Ц, Щ, Ф)
4
ИТОГО
28
Содержание изучаемого курса
Понятие «звук» - различие между звуком и буквой. Знакомство с артикуляцией звука. Узнавание звука среди других звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Выделение звука в начале, середине и конце слова.
Понятие «буква» - знакомство с графическим обозначением. Заглавная и строчная буквы. Ъ и Ь знаки, их значение.
Понятие «слог» - слогообразующая роль гласных и значение ударения.
Понятие «слово» - сопоставление слов по звуковой структуре. Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу, подходящей к данной ситуации.
Понятие «предложение» - Смысловая и интонационная законченность предложения.
Методическое обеспечение программы
Методической базой программы является программа Д.Г. Шумаевой «Как хорошо уметь читать».
Оборудование:
Подвижная
азбука
.
Индивидуальные
разрезные
азбуки
.
Карточки
со
слоговыми
таблицами
.
Карточки
для
индивидуальной
работы
.
Компьютерные игры: «Баба-Яга учится читать», «
Лунтик
. Русский язык для малышей», «Весёлая азбука».
Основной формой обучения является занятие. Структура занятия:
Артикуляционная
гимнастика
или
разминка
.
Выделение
звука
из
слова
.
Определение места звука в слове.
Знакомство
с
буквой
.
Выкладывание
буквы
из
палочек
.
Физминутка
.
Составление и чтение слогов и слов с новой буквой.
Игры и упражнения с пройденными буквами.
Итог
.
Диагностическая часть
Начальная диагностика включает в себя обследование детей логопедом на предмет знания букв, умение читать слова, выделять звуки в слове.
Диагностика сформированности навыка чтения осуществляется на основе рекомендаций Фотековой 1 раз в конце курса по следующим параметрам:
Чтение
обратных
слогов
;
Чтение
прямых
слогов
;
Чтение
трёхсложных
слов
;
Чтение слов со стечением согласных;
Чтение
предложений
.
Определение места звука в слове.
Пересказ
текста
«
Горошины
».
В каждом параметре детям предлагается прочитать по 5 единиц речи. Если ребёнок выполняет все задания правильно, самостоятельно, то навык сформирован на высоком уровне, если допускает ошибки на уровне предложений и слов со стечением согласных – средний уровень; если ребёнок читает только слоги, осуществляет пересказ текста по вопросам взрослого, затрудняется в определении места звука в слове – низкий уровень сформированности навыков.
Результаты апробации программы
Данная программа прошла апробацию в течение года на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30». Динамика развития детей, занимающихся в кружке «Учимся читать», следующая:
100% детей знали буквы русского алфавита;
66% -
читали
целыми
словами
;
34%
освоили
навык
слогового
чтения
;
техника чтения 50% детей составляла 30 слов в минуту, что соответствует но
р
мам чтения
на конец
1 класса.
Программа может быть использована в практике дошкольных учреждений города, и в работе школ будущих первоклассников.
Результаты кружка «Учимся читать»
2015-2016
Литература
О.М.Ельцова
«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте», Волгоград, «Учитель», 20
19
г.
Н.Н.Павлова «Азбука дошкольника», Москва «
Эксмо
», 20
18
г.
Т.Е. Ковригина, Р.Е.
Шеремет
«Занимательное обучение чтению»
Волгоград
, «
Учитель
», 20
20
г.
Д.Г.
Шумаева
«Как хорошо уметь читать», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 20
18
г.