Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

618553, Пермский край, голикамск, пр.Юбилейный, 15

Телефон/факс: (34 253) 2-00-99, 2-19-28, 4-24-24

E-mail: gimn1solkam@mail.ru Web-сайт: gimn1solkam.narod.ru

 

ИНН 5919017225 КПП 591901001 ОГРН 1025901974669

Программа дополнительного образования

«Учимся читать»

для детей 5-6 лет

(срок реализации 1 год)

Составитель:

Мартакова Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №1 »

Соликамск, 2022


Пояснительная записка

Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя дети, уже умеющие читать и осознавать смысл прочитанного. Они легче осваивают школьную программу, им комфортнее на новой ступени образования. Таким образом, возникает необходимость научить ребёнка читать ещё до школы. По утверждениям Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «…дети пяти-шестилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Это сенситивный период для обучения ребёнка чтению.

Изучение методической литературы показало, что существует множество рекомендаций и разработок по обучению детей чтению, но отсутствует программа, благодаря которой ребёнок не только механически научиться читать, но и становиться полноправным читателем.

За основу создания программы были взяты рекомендации следующих авторов: О.М.Рыбниковой, Д.Г.Шумаевой, Т.Е.Ковригиной, Р.Е.Шеремет, Д.Г. Шумаевой.

Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях дети не только читают, но большое внимание уделяется развитию речи, мелкой моторике, артикуляционному аппарату.

Авторский вклад в программу заключается в следующем:

- составлены конспекты занятий;

- подобраны ИКТ;

- составлен учебно-тематический план.

Цель программы: формирование навыка чтения аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному.

Задачи:

- обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- формировать устную речь детей, обогащать их словарный запас.

- учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению.

Данная программа рассчитана на 28 занятия (1 раза в неделю), в её основу заложен принцип развивающего обучения. Занятия проводятся с группой детей 5-6 лет (8-10 человек) 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Подведение итогов по реализации данной программы проходит в форме праздника «Как хорошо уметь читать».

К концу курса дети должны:

знать:

- понятия «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- порядок букв и их название (алфавит).

уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

- свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова;

- плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- правильно составлять слова простой структуры из букв разрезной азбуки.

владеть:

- навыком послогового чтения.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Диагностика

Гласные звуки и буквы

2

Согласные звуки и буквы (М, Ш, С, Х)

4

Согласные звуки и буквы (Л, Н, Р)

3

Звук и буква Й.

2

Согласные звуки (К, П, Т, В, Ж, Г, Д, З)

8

Мягкий знакпоказатель мягкости.

1

Гласные звуки и буквы (Я, Ю, Ё, Е)

4

Согласные звуки и буквы (Ч, Ц, Щ, Ф)

4

ИТОГО

28


Содержание изучаемого курса

Понятие «звук» - различие между звуком и буквой. Знакомство с артикуляцией звука. Узнавание звука среди других звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Выделение звука в начале, середине и конце слова.

Понятие «буква» - знакомство с графическим обозначением. Заглавная и строчная буквы. Ъ и Ь знаки, их значение.

Понятие «слог» - слогообразующая роль гласных и значение ударения.

Понятие «слово» - сопоставление слов по звуковой структуре. Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу, подходящей к данной ситуации.

Понятие «предложение» - Смысловая и интонационная законченность предложения.

Методическое обеспечение программы

Методической базой программы является программа Д.Г. Шумаевой «Как хорошо уметь читать».

Оборудование:

Подвижная

азбука

.

Индивидуальные

разрезные

азбуки

.

Карточки

со

слоговыми

таблицами

.

Карточки

для

индивидуальной

работы

.

Компьютерные игры: «Баба-Яга учится читать», «

Лунтик

. Русский язык для малышей», «Весёлая азбука».

Основной формой обучения является занятие. Структура занятия:

Артикуляционная

гимнастика

или

разминка

.

Выделение

звука

из

слова

.

Определение места звука в слове.

Знакомство

с

буквой

.

Выкладывание

буквы

из

палочек

.

Физминутка

.

Составление и чтение слогов и слов с новой буквой.

Игры и упражнения с пройденными буквами.

Итог

.

Диагностическая часть

Начальная диагностика включает в себя обследование детей логопедом на предмет знания букв, умение читать слова, выделять звуки в слове.

Диагностика сформированности навыка чтения осуществляется на основе рекомендаций Фотековой 1 раз в конце курса по следующим параметрам:

Чтение

обратных

слогов

;

Чтение

прямых

слогов

;

Чтение

трёхсложных

слов

;

Чтение слов со стечением согласных;

Чтение

предложений

.

Определение места звука в слове.

Пересказ

текста

«

Горошины

».

В каждом параметре детям предлагается прочитать по 5 единиц речи. Если ребёнок выполняет все задания правильно, самостоятельно, то навык сформирован на высоком уровне, если допускает ошибки на уровне предложений и слов со стечением согласных – средний уровень; если ребёнок читает только слоги, осуществляет пересказ текста по вопросам взрослого, затрудняется в определении места звука в слове – низкий уровень сформированности навыков.

Результаты апробации программы

Данная программа прошла апробацию в течение года на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30». Динамика развития детей, занимающихся в кружке «Учимся читать», следующая:

100% детей знали буквы русского алфавита;

66% -

читали

целыми

словами

;

34%

освоили

навык

слогового

чтения

;

техника чтения 50% детей составляла 30 слов в минуту, что соответствует но

р

мам чтения

на конец

1 класса.

Программа может быть использована в практике дошкольных учреждений города, и в работе школ будущих первоклассников.

Результаты кружка «Учимся читать»

2015-2016

Литература

О.М.Ельцова

«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте», Волгоград, «Учитель», 20

19

г.

Н.Н.Павлова «Азбука дошкольника», Москва «

Эксмо

», 20

18

г.

Т.Е. Ковригина, Р.Е.

Шеремет

«Занимательное обучение чтению»

Волгоград

, «

Учитель

», 20

20

г.

Д.Г.

Шумаева

«Как хорошо уметь читать», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 20

18

г.