Программа дополнительного образования
по нетрадиционной технике рисования
«Умелые ладошки»
для детей 4-5 лет
(срок реализации программы 1 год)
Разработала:
Воспитатель 1 категории, Кузнецова Анастасия Сергеевна
г. Комсомольск – на – Амуре
2021 г.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы
3
Пояснительная записка
3
Цель и задачи Программы
5
Учебный план Программы
6
Календарный учебный график Программы
7
Содержание программы
9
Планируемые результаты
16
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
16
Образовательные и учебные форматы
16
Материально – техническое обеспечение Программы
17
Методическое обеспечение
17
Формы промежуточного контроля
18
Формы представления результатов
18
Оценочные материалы
18
Список источников
18
Приложения
20
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДОП.
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказ
Минпросвещения
России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г № 41;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 30 января 2019 года № 2 «Об утверждении Стандарта услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края»;
Приказ «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае» от 26 сентября 2016 г. № 383 П;
Устав МДОУ детский сад № 37 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
В возрасте 4-5 лет устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям; развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
На занятиях по изобразительной деятельности осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Актуальность. Основные достижения данного возраста связаны с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной активности, появлением соревновательности со сверстниками, формированием потребности в уважении со стороны взрослого. Именно поэтому, занятия по ДОП позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе изобразительной и продуктивной деятельности.
Тип данной программы – одноуровневый, т.к. содержание и материал выстроены в соответствии со стартовым уровнем усвоения.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности интегрированная, т.к. основана на интеграции следующих образовательных областей:
«Речевое развитие». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок - выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, осуществляется развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Познавательное развитие». Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, что
позволяет
применить
различные
варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия по
изодеятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«Физическое развитие». Использование
физминуток
, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Возраст детей, на которых рассчитана Программа - Программа «Умелые ладошки» рассчитана на детей средней группы (4-5 лет).
Объём Программы. Продолжительность реализации Программы - 1 учебный год (9 месяцев).
Сроки освоения программы и режим занятий. Программа рассчитана на год и предполагает проведение одного занятия в неделю, с сентября по май, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год - 36. Продолжительность занятия не более 20 минут.
Цель программы: развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе изобразительной деятельности, развивать художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
♦ обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
♦ обучать составлять небольшие описательные рассказы по своим работам;
♦ формировать умение детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
♦ знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров;
♦ подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности, путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Развивающие:
♦ развивать художественный вкус, эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
♦ развивать ассоциативное мышление и любознательность;
♦ развивать связную речь;
♦ развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии;
♦ развивать желание экспериментировать с разными изобразительными материалами;
♦ развивать умение создавать коллективные работы;
♦ развивать умение использовать в работе разные способы изображения.
Воспитательные:
♦ формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
♦ формировать умение оценивать созданные изображении;
♦ воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
♦ воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
♦ воспитывать интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.
Учебный план программы «Умелые ладошки»
на 2020-2021 учебный год
№ п\п
Название блока
Количество часов
Форма промежуточного контроля
(еженедельная)
всего
теория
практика
1
Осень наступила
4
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2
Осень золотая
4
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3
Мир вокруг нас
4
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Родительское собрание
4
Зимушка-Зима
4
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Родительское собрание по итогам полугодия
5
Дикие/домашние животные
3
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
6
Транспорт
4
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Родительское собрание
7
Цветы
5
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
8
Весенние попутчики
4
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
9
Наш город
4
5 мин
15 мин
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Итоговое родительское собрание по итогам года
Календарный учебный график Программы
Месяц
Тема занятия
Форма проведения
Количество
часов
Форма контроля
сентябрь
1. Рисование пальчиками и ладошкой «Кисть рябины».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2. Конструирование из природного материала «Грибочки».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3.Рисование «Падают, падают листья».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4.Рисование
«Листья под ногами».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
октябрь
1.Конструирование из бумаги «Книжка-малышка «Осень золотая».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2.Рисование «Огурец и помидор».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3.Пластилинография «Фрукты».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4.Аппликация из природного материала «Деревья сбросили свои одежды»
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
ноябрь
1.Рисование тычком полусухой жёсткой кистью
«Пушистый свитер».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2.Рисование «Красивые сапожки».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3.Конструирование из бумаги «Стол и стульчик».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4.Аппликация из сжатой бумаги
«Букет из цветов в вазе»
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
декабрь
1. Рисование
«Белый снег кружится, на деревья тихо ложится».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2.Рисование «Вырастала ёлочка в лесу на горе».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3.Рисование или аппликация из ватных дисков «Весёлые снеговики».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4.Аппликация «Открытка».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
январь
1.Лепка «Ёжик» (пластилин + природный материал).
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2. Аппликация из ваты «Пушистый зайчонок».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3.Конструирование из бумаги «Котёнок и щенок».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
февраль
1.Конструирование из спичных коробков «Грузовичок».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2.Рисование
«Едем, едем мы домой на машине грузовой».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3.Лепка рельефная декоративная «Цветы-сердечки» (солёное тесто)
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4. Аппликация «Поздравительная открытка. Парусник».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
март
1. Аппликация «Подарок маме. Ветка мимозы».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2. Рисование декоративное
«Красивое платье кукле».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3. Лепка + природный материал «Каштан».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4.Рисование «Волшебные цветы»
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
5.Рисование «Волшебные цветы» (продолжение)
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
апрель
1. Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2. Рисование
«Весеннее настроение».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3. Рисование «Грачи прилетели».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4.Конструирование из бумаги «Скворечник».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
май
1.Конструирование из бумаги «Транспорт в городе».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
2. Рисование
«Расцвели одуванчики».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
3.Лепка + природный материал «Жуки»
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
4. Аппликация объёмная «Гусеница».
фронтальная
1
Табель учёта освоения результатов ДОП); диагностическая карта
Каникулярное время не предусмотрено.
Количество учебных недель – 36.
Дата начала учебного года для реализации Программы предусмотрено на 1 сентября 2021 г. – дата окончания 31 мая 2022 г.
Содержание программы «Умелые ладошки»
на 2021-2022 учебный год
Наименование раздела
Теоретические сведения
Практическая работа
Формы контроля
Осень наступила
СЕНТЯБРЬ
1.Рисование пальчиками и ладошкой «Кисть рябины».
Формировать умение сочетать технику рисования ладошкой (листья) и пальчиками (плоды); развивать мелкую моторику, воображение.
Листы бумаги формата А4, кисти №4, цветная гуашь, влажные салфетки, тряпочки, подставки, непроливайки без крышек.
Предварительная работа – наблюдение на прогулке
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2.Конструирование из природного материала «Грибочки».
Развивать умение работать с природным материалом (жёлуди и
скорлупа грецкого ореха, плоды каштана); учить скреплять природный материал пластилином; создавать общую композицию на
конфетной коробке, дополняя её мхом, сухими листочками и др.
природным материалом.
Жёлуди, скорлупки грецкого ореха, природный материал (сухие листочки, засушенная трава, мох), пластилин, конфетные коробки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Рисование «Падают, падают листья».
Познакомить детей с техникой печатания листьев; развивать
умение смешивать краски на листьях; развивать цветовосприятие,
умение соотносить цвет листьев с цветом фона; воспитывать чувство
восхищения красотой природы родного края.
Листы бумаги формата А4 тонированные, листья, гуашь, тряпочки.
Предварительная работа – наблюдение на прогулке
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
4.Рисование
«Листья под ногами».
Познакомить детей со смешиванием красок; развивать умение получать путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, светло-зелёный,
коричневый, темно-красный.
Гуашь 6 цветов, палитры, подставки, кисти №3 (белка или пони), листы бумаги формата А 4.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Осень золотая
ОКТЯБРЬ
1.Конструирование из бумаги «Книжка-малышка «Осень золотая».
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы; формировать умение изготавливать игрушку из бумаги своими руками.
Цветные и белые листы бумаги формата А3, ножницы, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки, цветные заготовки на подносах.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2.Рисование «Огурец и помидор».
Упражнять в рисовании способом тычка по заранее нанесённому контуру.
Тычки, гуашь, разлитая в палитры, трафарет помидора и огурец в разрезе.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Пластилинография «Фрукты».
Совершенствовать умение заполнять контур разноцветным пластилином; создавать образы знакомых фруктов.
Цветной пластилин, картон с прорисованными на нём силуэтами фруктов, стеки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
4.Аппликация из природного материала «Деревья сбросили свои одежды»
Развивать умение составлять из разных засушенных осенних листочков предметные изображения из нескольких частей; проявлять творческие способности.
Засушенные листочки разных деревьев: берёзы, тополя, рябины, клёна, дуба. Клей ПВА, кисти, подставки, клеёнки, тряпочки. Листы разноцветного картона с половину альбомного формата.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Мир вокруг нас
НОЯБРЬ
1.Рисование тычком полусухой жёсткой кистью
«Пушистый свитер».
Развивать умение рисовать по контуру полусухой жёсткой кистью; творчески использовать цвет, как средство передачи настроения, эстетических чувств; развивать умение сочетать цвета на вороте, манжете и основной части.
Силуэты свитеров, листы бумаги формата А4; кисти жёсткие, цветная гуашь, палитры, непроливайки, подставки, тряпочки - салфеточки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2.Рисование «Красивые сапожки».
Развивать умение украшать силуэт сапожек способом печатания ластиком, пробкой; развивать чувство цвета и композиции.
Силуэты сапожек из цветного картона, пробки, ластики. Гуашь разноцветная, тряпочки, кисточки, непроливайки, подставочки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Конструирование из бумаги «Стол и стульчик».
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (ножки стола, стула), приклеивать к основной форме детали (к стулу — спинку, к столу – крышку).
Плотная цветная бумага или мягкий цветной картон, ножницы, клей, кисти, клеёнки, тряпочки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
4.Аппликация из сжатой бумаги
«Букет из цветов в вазе»
Продолжать учить составлять композицию из разноцветных цветов; сочетать в аппликации плоскостное и объёмное изображение; воспитывать заботливое отношение к маме.
Цветной картон с половину альбомного формата, разноцветные салфетки, вырезанные в форме круга, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти, клеёнки, подставки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Зимушка-Зима
ДЕКАБРЬ
1. Рисование
«Белый снег кружится, на деревья тихо ложится».
Познакомить с новым способом рисования с помощью круп (манка и рис); развивать умение распределять крупу по всему листу (снег, снежинки); развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание изображать зимнюю природу
Крупа (манка, рис) на подносах, клей ПВА, кисти, для рисования и для клея, гуашь, тряпочки, подставочки, непроливайки, листы бумаги А4 тонированные.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2.Рисование «Вырастала ёлочка в лесу на горе».
Учить изображать ёлку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать ёлочку способом тычка, вносить в рисунок дополнения (снег на ветках).
Листы формата А4, гуашь, кисти жёсткие, тряпочки, непроливайки, вата.
Предварительная работа – наблюдение на прогулке
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Рисование или аппликация из ватных дисков «Весёлые снеговики».
Закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру; формировать умение наклеивать ватные диски, создавая образ снеговика; дополнять изображение деталями; развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями.
Круги разного размера, вырезанные из плотной бумаги, жёсткие кисти, подставки, непроливайки, тряпочки, гуашь, листы альбомного формата тонированные, ватные диски (2-3 на каждого), цветные заготовки на подносе, клей, кисти, тряпочки, подставочки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3. Родит собрание по итогам полугодия
4.Аппликация «Открытка».
Развивать умение использовать в аппликации разнообразный бросовый и природный материал (вата, белая бумажная салфетка, кусочки пенопласта) для передачи выразительных образов: снеговика, снега, сугробов; составлять несложный сюжет на полосе; совершенствовать навык вырезания круга из квадрата, плавно срезая углы.
Цветной картон с ½ альбомного формата, белые салфетки, шарики из пенопласта, вата, кисти, клей ПВА, клеёнка, подносы с цветными заготовками.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Дикие, домашние животные
ЯНВАРЬ
1.Лепка «Ёжик» (пластилин + природный материал).
Создавать образ ёжика; использовать природный материал по выбору.
Пластилин, арбузные, дынные, яблочные семечки, доски.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2. Аппликация из ваты «Пушистый зайчонок».
Знакомить детей со способом аппликации с использованием ваты; развивать умение наклеивать кусочки ваты на изображение, распределять вату, заполняя контуры.
Листы картона с половину альбомного формата с нанесённым на него контуром зайчика, вата на подносах, клеящий карандаш, цветные заготовки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Конструирование из бумаги «Котёнок и щенок».
Развивать умение детей создавать игрушку по типу оригами своими руками; совершенствовать умение складывать бумагу пополам по диагонали и делать сгибы по углам (уши, ноги, хвост); дополнять поделку дорисовыванием отдельных элементов мордочки, придавая образу выразительность.
Цветная бумага 15*15 см и 10*10 см, цветные фломастеры, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Транспорт
ФЕВРАЛЬ
1.Конструирование из спичных коробков «Грузовичок».
Развивать умение детей применять в поделках спичные коробки; развивать пространственное мышление в преобразовании коробка в грузовую машину; придавать выразительность игрушке с помощью цветной бумаги.
Спичные коробки, клей ПВА, ножницы, куски цветной бумаги, готовые колёса из картона на подносах, кисти, подставки, клеёнки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2.Рисование
«Едем, едем мы домой на машине грузовой».
Продолжать учить рисовать штампом, используя несколько геометрических фигур.
Листы А4, трафареты, лекала, цветные фломастеры и цветные карандаши.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3. Лепка рельефная декоративная «Цветы-сердечки» (солёное тесто или пластилин).
Знакомить детей с барельефом, отличительными особенностями от скульптуры; развивать умение создавать полуобъёмное изображение на плоскости (сердечке); познакомить со способом скрепления частей из солёного теста.
Разноцветное солёное тесто, доски, блюдечки с водой, кисточки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
4. Аппликация «Поздравительная открытка. Парусник».
Развивать умение создавать объёмное изображение предмета из бумаги сложенной вдвое; совершенствовать навыки работы ножницами; использовать технику обрывной аппликации при передаче облаков; воспитывать желание создать подарок близкому человеку своими руками.
Цветные заготовки бумаги, подносы, клей, ножницы, кисти, подставки, тряпочки, клеёнки, листы бумаги с ½ альбомного формата.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Цветы
МАРТ
1. Аппликация «Подарок маме. Ветка мимозы».
Продолжать учить скатывать шарики из салфеток; использовать приём полуобъёмной аппликации из бумаги сложенной вдвое (листочки); развивать восприятие, чувство цвета.
Цветные заготовки на подносе, жёлтые салфеточки, кисти, ножницы, подставки, тряпочки, клеёнки, листы цветного картона с ½ альбомного формата.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2. Рисование декоративное
«Красивое платье кукле».
Познакомить с новой техникой сочетания восковых мелков и акварели; украшать силуэт платья разными элементами узора; учить тонировать лист акварелью разного цвета; развивать воображение и цветовосприятие.
Силуэты платьев, вырезанные из бумаги, акварель, цветные восковые мелки, кисти, подставки, тряпочки, непроливайки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3. Лепка + природный материал «Каштан».
Развивать умение фантазировать, самостоятельно рисовать фигуры из кляксы; развивать умение ставить кляксу, раздувать её в разных направлениях.
Листы А4, кисти, жидкая краска в палитрах, тряпочки, трубочки из-под коктейлей, подставки, непроливайки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
4.Рисование «Волшебные цветы» (2 занятия)
Развивать умение фантазировать, самостоятельно рисовать фигуры из кляксы; развивать умение ставить кляксу, раздувать её в разных направлениях.
Листы А4, кисти, жидкая краска в палитрах, тряпочки, трубочки из-под коктейлей, подставки, непроливайки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Весенние попутчики
АПРЕЛЬ
1. Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали».
Знакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезание кусочков бумаги синего, голубого, серого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура - тучи.
Цветные полоски бумаги, клей, ножницы, кисти, подставки, тряпочки, клеёнки, листы бумаги с ½ альбомного формата.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2. Рисование
«Весеннее настроение».
Познакомить детей с новым способом рисования ниточкой с использованием краски; развивать умение создавать прекрасные узоры своими руками.
Листы бумаги А4, гуашь в палитрах, несколько ниточек, тряпочки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3. Рисование «Грачи прилетели».
Закрепить умение рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции; совершенствовать навыки и умения при дополнении рисунка.
Силуэт грача, вырезанный из бумаги, кисти жёсткие и беличьи, подставки, непроливайки, тряпочки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
4.Конструирование из бумаги «Скворечник».
Продолжать обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали (отверстие, жёрдочку); формировать умение размещать скворечник в общей композиции.
Листы с половину альбомного формата, цветные заготовки на подносах, ножницы, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
Наш город
МАЙ
1.Конструирование из бумаги «Транспорт в городе».
Продолжать обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали (к грузовику — окно, колёса, к автобусу – окна, колёса, двери); формировать умение размещать свою поделку в общей композиции.
Листы бумаги формата А3 (для автобуса), цветная бумага двух цветов (для грузовика), цветные заготовки на подносах, ножницы, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
2. Рисование
«Расцвели одуванчики».
Закрепить умение детей рисовать тычком и кистью; учить создавать выразительный образ одуванчиков; развивать чувство композиции.
Листы А4 тонированные, гуашь, акварель, кисти жёсткие и беличьи, подставки, тряпочки, непроливайки.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3.Лепка + природный материал «Жуки»
Продолжать развивать умение комбинировать разный материал изобразительный (пластилин) и бросовый (скорлупа грецкого ореха) для создания выразительного образа.
Цветной пластилин, скорлупки грецкого ореха, доски.
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
4. Аппликация объёмная «Гусеница».
Развивать умение обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, наклеивать кусочки друг к другу.
Цветная салфетка (жёлтая, зелёная), клей кисти, подставки, тряпки
1.Еженедельная выставка работ для родителей
2.Еженедельный учет результатов
3. Родит собрание по итогам года
Планируемые результаты освоения дополнительной программы:
К концу года умения детей во всех видах изобразительной и продуктивной деятельности расширяются и совершенствуются. Дети:
Изображают предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных мелков и др.
Передают несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
Используют
в работе
разные способы
изображения
(
пластилинография
, конструирование из бумаги, природного, бросового материала, аппликация обрывная, объёмная и др.).
Используют нетрадиционные техники рисования: оттиск, по - мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки и т. д., рисуют пальцами, ладонью, кулаком, создают композицию.
Экспериментируют.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Учатся составлять рассказы по своим ра
ботам, развивается связная речь
.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Образовательные и учебные форматы:
Работа проводится в формате организованной педагогической деятельности, фронтальной игровой и трудовой деятельности детей. Каждое занятие состоит из трех этапов: пальчиковая гимнастика или массаж ладоней и пальчиков, дидактическое задание с обязательным показом образца конечного результата и хода выполнения работы, выполнение задания, упражнение на релаксацию.
В процессе реализации ДОП дети знакомятся со следующими техниками:
тычок жесткой полусухой кистью;
оттиск печатками из ластика, пробкой, печатками из овощей;
оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой;
восковые мелки + акварель, свеча + акварель;
отпечатки листьями;
волшебные ниточки;
рисование пальчиками, ладошкой;
рисование ватными палочками;
кляксография
;
монотипия;
печать по трафарету.
Материально-техническое обеспечение:
акварельные краски, гуашь;
восковые мелки, свечи; ватные палочки;
коктельные
трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые и бумажные салфетки;
стаканы для воды, непроливайки;
подставки под кисти; кисти разного размера и из разного материала (щетина, белка, пони, капрон);
природный материал (шишки, засушенные листочки, жёлуди, плоды каштана, скорлупа орехов и т.д.);
мука, мелкая соль;
манная крупа, рис, гречка, речной песок;
бумага разной структуры, картон;
цветной пластилин;
бросовый материал: поролон, пенопласт, коробочки, спичные коробки, пластиковые флаконы и т.д.
Методическое обеспечение:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных и литературных произведений;
Практические – упражнения, игровые методы;
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Формы промежуточного контроля, применяемые в ходе реализации программы – наблюдение за детьми в процессе режимных моментов и в ходе НОД, организация выставки детских работ, ведение табеля учёта освоения результатов ДОП (еженедельно) (Приложение № 1); заполнение диагностической карты «Художественно-эстетическое развитие» (1 раз в полугодие) (Приложение № 2). На основании результатов диагностической карты проводятся родительские собрания (1 раз в полугодие)
Формы представления результатов: выставки детского творчества (еженедельно), обогащение пространственной среды группы (по мере появления).
Оценочные материалы: табель учёта освоения результатов ДОП ; диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
Список источников.
Приказ Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях—Сан-
ПиН
2.4.1.3049-13.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Куцакова
Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», - М: ТЦ Сфера, 2006.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: ТЦ Сфера, 2009.
Щербакова И.В. План работы по изобразительной деятельности в средней группе. – Дошкольная педагогика/май, 2007.
Интернет ресурсы.
Приложение № 1
Табель учета результатов освоения дополнительной образовательной услуги обучение живописи «Умелые ладошки» за _______________2021-2022года
ФИ ребёнка
1 занятие
Тема:
2 занятие
Тема:
3 занятие
Тема:
4 занятие
Тема:
Уровень усвоения
1.
Условные обозначения:
(красный)- не сформирован
(синий)- находится в стадии формирования
(зеленый)-сформирован
(черный)- отсутствие желания заниматься (недомогание, особенности характера, настроен
(белый)- не присутствовал при изучении темы
Приложение № 2
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
ФИ ребёнка
Выразит изображен
предметов
Передача несложн сюжета
Разные способы изображения
Нетрадиц техники рисования
Использует доп.
материалы
эксперимент
Уважение к работам товарищей
Составление рассказов по работам
Условные обозначения:
(красный)- не сформирован
(синий)- находится в стадии формирования
(зеленый)-сформирован