* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} h4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} h5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt;} h6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h7 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} h9 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Hyperlink {font-size: 10.5pt; color: #378A9C; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Body Text 2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .caption {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .header {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Body Text Indent {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Title {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .footer {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text 3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .HTML Preformatted {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Заголовок 5 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt;} .Заголовок 6 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 7 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 8 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Заголовок 9 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Название Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Основной текст 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст с отступом Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Абзац списка1 {font-family: 'Calibri';} .Стиль Стиль Bookman Old Style 14 pt полужирный курсив Черный подчер... {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .msonormalcxspmiddle {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .msonormalcxsplast {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .msonormalcxspmiddlecxspmiddle {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .msonormalcxspmiddlecxsplast {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .msobodytextcxspmiddle {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .msobodytextcxsplast {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Стандартный HTML Знак {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .z-Начало формы Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 8pt; display: none;} .HTML Top of Form {font-family: 'Arial'; font-size: 8pt; display: none;} .HTML Bottom of Form {font-family: 'Arial'; font-size: 8pt; display: none;} .z-Конец формы Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 8pt; display: none;} .ratingwrapper1 {font-family: 'Trebuchet MS'; font-size: 9pt; color: #999999;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .无间隔 Char {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt;}

Содержание программы:

1. Пояснительная записка.

2. Цель кружка.

3. Задачи кружка.

4. Подходы и методы проведения кружка.

5. Организация занятий кружка.

6. Ожидаемый результат.

7. Перечень нетрадиционных художественных техник.

8. Техническое оснащение.

9. Перспективный план работы кружка

10. Заключение

11. Список используемой литературы.

Приложение №1 (список детей)

Ум ребёнка – на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Данная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 29.09.2020)

1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребёнок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребёнку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребёнка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», аппликация ватными дисками, коллаж и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.


2. Цели кружка:

Основная цель занятий - вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования, развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, создание условий для развития двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей.

3. Задачи кружка:

Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

Обучать  основам создания художественных образов.

Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы,

объёма

,

в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

4. Подходы и методы проведения кружка:

Систематические занятия.

Игры, игровые

приёмы

, стихи, загадки.

Физминутки.

Использование различных техник нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, методом тычка сухой кистью, лепка пластилином, тампонированием, методом набрызга;

отрывной

аппликации, рисование при помощи красок и ниток, экспериментирование.

Организация и оформление выставок детских работ.

5. Организация занятий кружка:

Кружковые занятия проводятся по 25 минут, в первой половине дня, два раза в неделю. Общее количество занятий в год – 64

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).


6. Ожидаемый результат работы кружка:

Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

7. Перечень нетрадиционных художественных техник:

Отрывная

аппликация.

Пальчиковая живопись.

Аппликация из геометрических фигур.

Лепка пластилином/ пластелинография

Восковые мелки/ свеча + акварель,

Оттиск поролоном

Аппликация с использованием крупы, соли

Рисование

верёвочкой

Аппликация из ткани

Рисование

в технике Эбру


8. Техническое оснащение

Листы бумаги

Ватман

Бумага для акварели

Гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши

Цветная бумага, цветной картон, белый картон

Пластилин

Бумажные салфетки (

жёлтый

, красный, синий, белый,

зелёный

)

Ватные диски

,

Ватные палочки

Кисточка с коротким ворсом (тычок)

Кисти для клея

Кисти для акварели (Белка № 3, №5, №7)

Подставка для кисти

Кисти для гуаши

Губки для мытья посуды + зажимы для бумаги

Ёмкость

для промывания кистей (не менее 0,5л)

Ножницы

Клей ПВА

Восковые мелки

Крупа, семечки, соль

Верёвки

Трубочки (

коктейльные

)

Ложки одноразовые (чайные)

Свечи хозяйственные

Контейнеры для сыпучих материалов

Влажные полотенца, бумажные полотенца

Бумажные тарелки (не лакированные)

Набор

для рисования Эбру


Октябрь.

Свитер

-

Акварель (восковые мелки)

-

Рузанова Ю.В. стр.98

Земное

солнце -

Подсолнух

-

Гуашь (

пальчиковое

рисование

)

-

Шаляпина И.А. стр.10

Рисуем человека по алгоритмическим схемам

- Карандаши

-

Шайдурова Н.В.

Контурная мозайка

-Аппликация

-

Бревнова Ю.А. стр. 47

, тетр.№2, стр.20

Осень вновь пришла

- Гуашь метод «тычка»

-

К.К.Утробина стр.21

Осенний

листок

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.21

Украшаем вазочку

- Лепка

-

Бревнова Ю.А. стр.8

, тетр. №1, стр.9

Осеннее дерево – Отрывная аппликация

- Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру ( по подгруппам)


Ноябрь.

Первый

снег

-

Акварель (свеча)

-

Шаляпина И.А. стр.21

Яблоко

и Груша

-

Гуашь (

манка

)

-

Рузанова Ю.В. стр.46

Рисуем домашних птиц по алгоритмическим схемам

- Карандаши

-

Шайдурова Н.В.

Весёлые

мышата из ткани -

Аппликация

-

Бревнова Ю.А. стр.

33, тетр №1, стр.40

Шишки на ветке

- Гуашь метод «тычка»

-

К.К.Утробина стр.14

Ёжик

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.35

Подарок для домов

ё

нка (улитка) -

Лепка

-

Бревнова Ю.А. стр.

23, тетр №1, стр.24

Птицы улетают на юг – Аппликация -

Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру

( по подгруппам)


Декабрь.

Морозные

узоры

-

Акварель (свеча)

-

Шаляпина И.А. стр.24

Рукавички

-

Гуашь (ватные палочки)

-

Рузанова Ю.В. стр.99

Рисуем человека по алгоритмическим схемам

- Карандаши

-

Шайдурова Н.В.

Лесная

красавица

-

Аппликация (

мозайка

)

-

Батова И.С. стр.13, карта №12 (зима)

Снежная семья

- Гуашь метод «тычка»

-

К.К.Утробина стр.13

Ёлочка

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.45

Волшебный город

- Лепка

-

Бревнова Ю.А. стр. 3

8, тетр.№1, стр.44

Покормите птиц зимой – Рисование ладошкой -

Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру

( по подгруппам)


Январь.

Самолёт

-

Акварель (

трафарет

, набрызг

)

-

Рузанова Ю.В. стр.93

Зимний

лес

-

Гуашь (

рисование

из ладошки

)

-

Никитина А.В. стр.49

Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам

- Карандаши

-

Шайдурова Н.В.

Зимний

день

-

Аппликация ( отрывная)

-

Батова И.С. стр.12, карта №11 (зима)

Снегири на ветке

- Гуашь метод «тычка»

-

К.К.Утробина стр.32

Снеговик

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.43

Конь

по мотивам дымковской игрушки

-

Лепка

-

Грибовская А.А. стр.62

Узоры на стекле – акварель + свеча/восковые мелки -

Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру

( по подгруппам)


Февраль.

Звёздное

небо

-

Акварель (свеча)

-

Никитина А.В. стр.73

Конь

, дымковская игрушка

-

Гуашь

-

Никитина А.В. стр.45

Рисуем насекомых по алгоритмическим схемам

- Карандаши

Шайдурова Н.В.

Зимние

узоры

-

Аппликация

-

Батова И.С. стр.22, карта №21 (зима)

Мой маленький друг

- Гуашь метод «тычка»

К.К.Утробина стр.11

Снегирь

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.49

Барышня

по мотивам дымковской игрушки

-

Лепка

-

Грибовская А.А. стр.69

Стенгазета к празднику 23 февраля – аппликация из салфеток -

Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру

( по подгруппам)


Март.

Разноцветное

дерево

-

Акварель (восковые мелки)

-

Рузанова Ю.В. стр.30

Городецкая

роспись (узор на тарелочке)

-

Гуашь

-

Никитина А.В. стр.55

Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам

- Карандаши

Шайдурова Н.В.

Пароход

плывёт по морю

-

Аппликация (отрывная)

-

Батова И.С. стр.31, карта №31 (зима)

Подарок маме

- Гуашь метод «тычка»

К.К.Утробина стр.34

Верба

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.59

Лиса

крадётся за добычей

-

Лепка

-

Грибовская А.А. стр.57

Стенгазета к празднику 8 марта – аппликация + рисование -

Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру

( по подгруппам)


Апрель.

Бабочка

-

Акварель (

отпечаток

(монотипия)

)

-

Шаляпина И.А. стр.52

Золотая

рыбка

-

Гуашь (ватные палочки)

-

Рузанова Ю.В. стр.74

Рисуем домашних птиц по алгоритмическим схемам

- Карандаши

Шайдурова Н.В.

Космос

из ткани

-

Аппликация

-

Бревнова Ю.А. стр.

34, тетр №1, стр.40

Берёзы

весной

- Гуашь метод «тычка»

К.К.Утробина стр.39

Космос

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.86

Змей

Горыныч

- Лепка

-

Грибовская А.А. стр.6

0

Подснежники – аппликация -

Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру

( по подгруппам)


Май.

Черепаха

-

Акварель (восковые мелки)

-

Никитина А.В. стр. 61

Зонт

-

Гуашь (оттиск п

о

р

о

лоном)

-

Никитина А.В. стр.27

Рисуем человека по алгоритмическим схемам

- Карандаши

Шайдурова Н.В.

Весенний

цветок

-

Аппликация (

мозайка

)

-

Батова И.С. стр.31, карта №31 (весна)

Бабочки

- Гуашь метод «тычка»

К.К.Утробина стр.43

Одуванчик

-

Рисование

верёвочкой

-

Никитина А.В. стр.65

Кроватка для дюймовочки

- Лепка

-

Бреднова Ю.А. стр.11

, тетр.№1, стр.11

Ветка сирени – аппликация -

Коллективная работа

Рисование

в технике Эбру

( по подгруппам)


10. Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».  Таким образом,  в деятельности, направленной на достижение определённой цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребёнком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приёмов, которые используются в работе. По мнению учёных, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Непосредственный контакт ребёнка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из неё создано.  Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.


11. Список используемой литературы.

1. Шаляпина И.А. – Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2023

2. Рузанова Ю.В. – Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009

3. Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. – Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. – 2-ое изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2023

4. Никитина А.В. – Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – Санкт-Петербург : КАРО, 2023

5. Давыдова Н.Г. – Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2023

6. Никитина А.В. – Рисование верёвочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб.: КАРО, 2010

7. Утробина К.К. – Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. Демонстрационные картинки и конспекты занятий / К.К. Утробина. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020

8. Брехнова Ю.А. – Художественный труд в саду. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013

9. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Цирулик Г.Э. – Умейка. Рабочая тетрадь по ручному труду для детей 6-7 лет. Часть 1. – М.: ТЦ Сфера, 2009

10. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Цирулик Г.Э. – Умейка. Рабочая тетрадь по ручному труду для детей 6-7 лет. Часть 2. – М.: ТЦ Сфера, 2009

11. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. – Декоративное рисование : организованная изобразительная деятельность, дидактические игры, художественный материал. 5-7 лет / авт.-сост. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель.

12. Шайдурова Н.В. – Рисуем человека по алгоритмическим схемам. (5-7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021

13. Шайдурова Н.В. – Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам. (5-7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

14. Шайдурова Н.В. – Рисуем домашних птиц по алгоритмическим схемам. (5-7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

15. Шайдурова Н.В. – Рисуем насекомых по алгоритмическим схемам. (5-7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

16. Шайдурова Н.В. – Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам. (5-7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

17. Батова И.С. - Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Весна, зима, осень (6-7 лет) - ООО «Издательство «Учитель»

Приложение №1

Список детей группы:

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

№ группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

34

35