Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
?Средняя общеобразовательная школа №33?


   


Программа 
кружка

?Резьба по дереву?

Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет.
Уровень дополнительной общеобразовательной программы –
основное общее образование.




Руководитель кружка:
                                                                                                      
                                                                                        учитель технологии                        


                                                                      Тимушев А. Н.
















Пояснительная записка.

   Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева во II и I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и  опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно. 
   В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога,  Гогена, Пиросмани и многих других.
   В свободное время многие находят занятия  по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?
  Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.
   Когда говорят ?ручная работа?- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.   
   Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.
   Задачи:   
Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
Формирование  последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.   
На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить  и решить одну из задач почти не удаётся, да и не  нужно.
    Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.
    Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения  к работе.
   В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы  с древесиной:
- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.
   Занятия  по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
    При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.
  В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся  у них знания и умения, полученные на уроках в школе.
     Занятия можно проводить как  в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с  хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки.
- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия  резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.   
    Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.
- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.
   Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.
    Красота и законченность форм , широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий  - вот что притягивает не только мастеров , но и широкий круг школьников к точению древесины.
   Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.
   Основное содержание  курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии  изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.
   Программа  рассчитана на учащихся 11-15 лет. 
   Срок реализации- 3 года обучения.
   Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне щколы.
    В течение всего периода обучения планируется проведение экскурсий на деревообрабатывающие предприятия и, по возможности, на предприятия народных художественных промыслов.  В  плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.
   Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать  и самореализовать творческие способности  по художественной обработке древесины. 
      В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.
     На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке  определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.
    Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.
    
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п
Тема
Теория 
Практика 
Всего 

1.
Вводное занятие.
1
-
1

2.
Инструменты и приспособления для выпиливания  лобзиком .
0,5
0,5
1

3.
Выпиливание по наружному контуру.
0,5
1,5
2

4.
Выпиливание по внутреннему контуру.
0,5
4,5
5

5.
Комплексная работа по выпиливанию.
-
3
3

6.
Инструменты, приспособления для художественной. обработки древесины.
1
-
1

7.
Основные свойства древесины.
0,5
0,5
1

8.
Технология контурной резьбы.
0,5
1,5
2

9.
Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне).

6
6

10.
Контурная резьба по тонированному фону.
0,5
4,5
5

11.
Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.
1
-
1

12.
Азбука геометрических элементов.
0,5
2,5
3

13.
Выпиливание предмета с резной заставкой.
0,5
2,5
3

14.
Подготовка к выставке.
-
3
3

                                                     Итого:      
35







УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п
Тема
Количество часов



Теория 
практика
всего

1.
Вводное занятие.
1
-
1

2.
Обзор контурной и геометрической резьбы.
0,5
6.5
7

3.
Устройство  станков для обработки древесины.
0,5
0,5
1

4.
Режущие и измерительные инструменты.
0,5
0,5
1

5.
Выбор материала и подготовка заготовок к работе.
0,5
1,5
2

6.
Приспособление для крепления обрабатываемых деталей.
0,5
0,5
1

7.
Точение цилиндрических форм.
0,5
1,5
2

8.
Коническое и фасонное точение.
0,5
1,5
2

9.
Внутреннее точение.
0,5
1,5
2

10.
Выполнение задания на произвольную тему.
-
9
9

11.
Заваленная резьба.
0,5
1,5
2

12.
Рельефно-заваленная резьба.
0,5
1,5
2

13.
Рельефная резьба.
0,5
1,5
2

14.
Подготовка к выставке.
-
1
1

                                  Итого:     
35


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п
Тема
Количество часов



Теория 
практика
всего

1.
Вводное  занятие.
1
-
1

2.
Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы.
1
4
5

3.
Прорезная резьба. Инструменты.
1
4
5

4.
Накладная резьба. Инструменты.
1
4
5

5.
Барельефная и горельефная резьба. Инструменты.
1
4
5

6.
Домовая резьба. Инструменты .
1
2
3

7.
Объемная резьба. Инструменты.
1
2
3

8.
Выполнение задания на свободную тему.
-
5
5

9.
Подготовка к выставке.
-
3
3

                                                                 Итого :                                        35




Содержание программы.
Выпиливание.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов  работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства.
   Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приёмы выпиливания и выжигания. Это должны быть небольшие  по объёму работы, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ.
  Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического ритма, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге,  квадрате, полосе, орнаменты симметричные и нессиметричные, выполнение по народным мотивам.
Резьба по дереву.
   На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву – контурную и геометрическую. Эти  виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов.
   Создавая резные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся физическими и декоративными свойствами наиболее распространённых  древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы.
    Занятия контурной и геометрической  резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов наше страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
    Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более сложным видом работ – рельефной резьбой.
  По сравнению с первым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно–психологическими и методическими соображениями, на втором  и третьих годах обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной  резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента
Токарная обработка древесины.
   Беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий.
   Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента, примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы.
   Особенное место на практических занятиях отводится  работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделия по образцам. Такие  задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей и при внутреннем точении.
    В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий.
   После выполнения учебного задания по каждому виду точения древесины учащиеся составляют рисунки (чертежи) для выполнения индивидуальной и коллективной работы, в которую надо вносить элементы выжигания, выпиливания, резьбы.
   На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему.  Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет  способствовать развитию  у школьников чувства коллективизма,  взаимопомощи, ответственности за общее дело.
     В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

               Учащиеся должны знать:
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
основы композиции, основные принципы декоративного оформления;
виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании, инструменты, оборудован6ие и приспособления;
основные приемы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделия;
правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
основные сведения о народных художественных промыслах родного края, их характерных особенностях;
основы композиции: составление композиций для токарных изделий;
устройство токарного станка;
применяемый инструмент, приемы его заточки и правки. 


Учащиеся должны уметь:
 различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края;
делать зарисовки с образцом изделий;
владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;
следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;
содержать в порядке рабочее место;
экономно и аккуратно использовать материалы;
пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры;
проектировать простое изделие в традициях местного промысла и изготовлять его;
различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно – прикладного искусства родного края;
делать зарисовки с образцов изделий;
проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;
затачивать и править необходимые инструменты;
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.


ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ II и III ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

               Учащиеся должны знать:
основные сведения  о  художественных изделиях из дерева, изготовленных в соседних областях и на территории родного края;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;
разные виды резьбы и их особенности;
элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые  композиции;
характер, особенности и приемы выполнения геометрической резьбы;
приемы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки;
основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъёмной резьбы;
инструмент, применяемый для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы, приемы его заточки и правки;
основы композиции для выполнения объемной резьбы;
 характер, особенности и приемы выполнения объемной резьбы;
инструмент, применяемый для объемной резьбы;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии  и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.

Учащиеся должны уметь:
 различать по характерным особенностям художественные изделия из дерева, изготовленные в соседних областях и на территории родного края;
делать зарисовки с образцов изделий;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;
создавать композиции для контурной резьбы;
выполнять контурную резьбу;
составлять композицию для плоскорельефной резьбы;
выполнять плоскорельефную резьбу;
составлять композицию для полуобъемной резьбы;
выполнять полуобъёмную резьбу;
составлять композицию для объемной резьбы;
выполнять объемную резьбу;
затачивать и править необходимый инструмент;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии пожарной безопасности и внутреннего распорядка. 


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
   Кадровое обеспечение- педагог, прошедший курсы повышения квалификации.
   Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие  оборудование и материалы:
              
               Станки
1. Деревообрабатывающий
  (циркулярка, фуговальный) – 1 шт.
2. Сверлильный – 1 шт.
3. Заточный – 1 шт.
4. Шлифовальный – 1 шт.
5. Электродрель ручная – 1 шт.
6. Электролобзик – 2 шт.
              Инструменты
1. Набор резцов (стамесок) – 15 комплектов
2. Лобзики – 15шт.
3. Ножовки по дереву – 15 шт.
4. Рубанки – 15 шт.
5. Полуфуганки – 2 шт.
6. Надфиля – 4 комплекта.
7. Сверла – 4 комплекта.
8. Перки – 2 комплекта.
9. Тиски – 2 шт.
10. Наковальни  - 1 шт.

Материалы ( в расчете на один год обучения)
1. Кедровая необрезная плаха (40 мм) – 1,5 м.куб.
2. Березовые бруски – 1 м куб.
3. Фанера (3мм) – 0,5 м куб.
4. Кедровый брус (15х15 см) – 0,5 м куб.

Литература
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 1986.
2.  Левин И.В.  Резьба по дереву, - ?КОИЗ?, 1957.
3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М.,   1972.
4. Программа профтехобразования: раздел ?Декоративно – прикладное искусство? , - М., 1986.
5. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.
6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.
7. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. 2-е изд. – М., 1986.
8.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.  
9.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба  -  М.: Нива России, 1996