Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ?Средняя общеобразовательная школа №33? Программа кружка ?Резьба по дереву? Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет. Уровень дополнительной общеобразовательной программы – основное общее образование. Руководитель кружка: учитель технологии Тимушев А. Н. Пояснительная записка. Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева во II и I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно. В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога, Гогена, Пиросмани и многих других. В свободное время многие находят занятия по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа? Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера. Когда говорят ?ручная работа?- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности. Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом. Задачи: Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания; Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины; Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее; Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе; Обучение культуре подачи и оформления своих изделий. На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить и решить одну из задач почти не удаётся, да и не нужно. Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы с древесиной: - Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста. Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках в школе. Занятия можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки. - Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды. - Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв. Красота и законченность форм , широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий - вот что притягивает не только мастеров , но и широкий круг школьников к точению древесины. Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности. Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий. Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет. Срок реализации- 3 года обучения. Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне щколы. В течение всего периода обучения планируется проведение экскурсий на деревообрабатывающие предприятия и, по возможности, на предприятия народных художественных промыслов. В плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного. Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработке древесины. В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий. На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения. Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ. № п/п Тема Теория Практика Всего 1. Вводное занятие. 1 - 1 2. Инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком . 0,5 0,5 1 3. Выпиливание по наружному контуру. 0,5 1,5 2 4. Выпиливание по внутреннему контуру. 0,5 4,5 5 5. Комплексная работа по выпиливанию. - 3 3 6. Инструменты, приспособления для художественной. обработки древесины. 1 - 1 7. Основные свойства древесины. 0,5 0,5 1 8. Технология контурной резьбы. 0,5 1,5 2 9. Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне). 6 6 10. Контурная резьба по тонированному фону. 0,5 4,5 5 11. Технология и декоративные особенности геометрической резьбы. 1 - 1 12. Азбука геометрических элементов. 0,5 2,5 3 13. Выпиливание предмета с резной заставкой. 0,5 2,5 3 14. Подготовка к выставке. - 3 3 Итого: 35 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ. № п/п Тема Количество часов Теория практика всего 1. Вводное занятие. 1 - 1 2. Обзор контурной и геометрической резьбы. 0,5 6.5 7 3. Устройство станков для обработки древесины. 0,5 0,5 1 4. Режущие и измерительные инструменты. 0,5 0,5 1 5. Выбор материала и подготовка заготовок к работе. 0,5 1,5 2 6. Приспособление для крепления обрабатываемых деталей. 0,5 0,5 1 7. Точение цилиндрических форм. 0,5 1,5 2 8. Коническое и фасонное точение. 0,5 1,5 2 9. Внутреннее точение. 0,5 1,5 2 10. Выполнение задания на произвольную тему. - 9 9 11. Заваленная резьба. 0,5 1,5 2 12. Рельефно-заваленная резьба. 0,5 1,5 2 13. Рельефная резьба. 0,5 1,5 2 14. Подготовка к выставке. - 1 1 Итого: 35 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ. № п/п Тема Количество часов Теория практика всего 1. Вводное занятие. 1 - 1 2. Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы. 1 4 5 3. Прорезная резьба. Инструменты. 1 4 5 4. Накладная резьба. Инструменты. 1 4 5 5. Барельефная и горельефная резьба. Инструменты. 1 4 5 6. Домовая резьба. Инструменты . 1 2 3 7. Объемная резьба. Инструменты. 1 2 3 8. Выполнение задания на свободную тему. - 5 5 9. Подготовка к выставке. - 3 3 Итого : 35 Содержание программы. Выпиливание. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приёмы выпиливания и выжигания. Это должны быть небольшие по объёму работы, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического ритма, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и нессиметричные, выполнение по народным мотивам. Резьба по дереву. На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву – контурную и геометрическую. Эти виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Создавая резные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся физическими и декоративными свойствами наиболее распространённых древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы. Занятия контурной и геометрической резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов наше страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ. Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более сложным видом работ – рельефной резьбой. По сравнению с первым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно–психологическими и методическими соображениями, на втором и третьих годах обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента Токарная обработка древесины. Беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий. Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента, примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы. Особенное место на практических занятиях отводится работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделия по образцам. Такие задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей и при внутреннем точении. В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий. После выполнения учебного задания по каждому виду точения древесины учащиеся составляют рисунки (чертежи) для выполнения индивидуальной и коллективной работы, в которую надо вносить элементы выжигания, выпиливания, резьбы. На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему. Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет способствовать развитию у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело. В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ. Учащиеся должны знать: основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края; основы композиции, основные принципы декоративного оформления; виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании, инструменты, оборудован6ие и приспособления; основные приемы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий; технологический процесс изготовления изделия; правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места; основные сведения о народных художественных промыслах родного края, их характерных особенностях; основы композиции: составление композиций для токарных изделий; устройство токарного станка; применяемый инструмент, приемы его заточки и правки. Учащиеся должны уметь: различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края; делать зарисовки с образцом изделий; владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры; следить за соблюдением элементарных правил культуры труда; содержать в порядке рабочее место; экономно и аккуратно использовать материалы; пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда; видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры; проектировать простое изделие в традициях местного промысла и изготовлять его; различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно – прикладного искусства родного края; делать зарисовки с образцов изделий; проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их; затачивать и править необходимые инструменты; соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ II и III ГОДА ОБУЧЕНИЯ. Учащиеся должны знать: основные сведения о художественных изделиях из дерева, изготовленных в соседних областях и на территории родного края; историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева; разные виды резьбы и их особенности; элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые композиции; характер, особенности и приемы выполнения геометрической резьбы; приемы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки; основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъёмной резьбы; инструмент, применяемый для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы, приемы его заточки и правки; основы композиции для выполнения объемной резьбы; характер, особенности и приемы выполнения объемной резьбы; инструмент, применяемый для объемной резьбы; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка; способы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями. Учащиеся должны уметь: различать по характерным особенностям художественные изделия из дерева, изготовленные в соседних областях и на территории родного края; делать зарисовки с образцов изделий; выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы; создавать композиции для контурной резьбы; выполнять контурную резьбу; составлять композицию для плоскорельефной резьбы; выполнять плоскорельефную резьбу; составлять композицию для полуобъемной резьбы; выполнять полуобъёмную резьбу; составлять композицию для объемной резьбы; выполнять объемную резьбу; затачивать и править необходимый инструмент; бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; экономно расходовать материалы и электроэнергию; соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии пожарной безопасности и внутреннего распорядка. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение- педагог, прошедший курсы повышения квалификации. Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие оборудование и материалы: Станки 1. Деревообрабатывающий (циркулярка, фуговальный) – 1 шт. 2. Сверлильный – 1 шт. 3. Заточный – 1 шт. 4. Шлифовальный – 1 шт. 5. Электродрель ручная – 1 шт. 6. Электролобзик – 2 шт. Инструменты 1. Набор резцов (стамесок) – 15 комплектов 2. Лобзики – 15шт. 3. Ножовки по дереву – 15 шт. 4. Рубанки – 15 шт. 5. Полуфуганки – 2 шт. 6. Надфиля – 4 комплекта. 7. Сверла – 4 комплекта. 8. Перки – 2 комплекта. 9. Тиски – 2 шт. 10. Наковальни - 1 шт. Материалы ( в расчете на один год обучения) 1. Кедровая необрезная плаха (40 мм) – 1,5 м.куб. 2. Березовые бруски – 1 м куб. 3. Фанера (3мм) – 0,5 м куб. 4. Кедровый брус (15х15 см) – 0,5 м куб. Литература Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 1986. 2. Левин И.В. Резьба по дереву, - ?КОИЗ?, 1957. 3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М., 1972. 4. Программа профтехобразования: раздел ?Декоративно – прикладное искусство? , - М., 1986. 5. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974. 6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972. 7. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. 2-е изд. – М., 1986. 8.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976. 9.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба - М.: Нива России, 1996
Программа кружка "Секреты бересты"