Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 160»

Программа кружка

«ТИКО-конструирование»

Предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Срок реализации – 1 год.

Программу разработал: учитель-дефектолог

Селькова Д.В.

Ижевск, 2022 г.

Содержание программы

Целевой раздел программы

…………………………………………..........

Пояснительная записка

……………………………………………………

Цель,

задачи

и принципы

реализации

программы

Планируемые результаты

освоения программы

Содержательный раздел

2.1. Модуль «Плоскостное конструирование»

2.2. Модуль «Объемное конструирование»

3. Организационный раздел

3.1. График организации работы кружка

3.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Список литература

Приложение

Целевой раздел программы

Пояснительная записка

На сегодняшний день существует множество методических разработок, пособий, дидактических игр, направленных на развитие конструктивного мышления дошкольников с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Но все они чаще всего основываются на использовании привычного дидактического материала. Для организации детского конструирования педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Одним из таких является конструктор ТИКО («Трансформируемый игровой конструктор для обучения»), который обеспечивает непринужденное включение детей в совместную деятельность по конструированию.

Для систематизации работы с конструктором ТИКО написана данная программа, использование которой в настоящий момент является актуальным, так как технология ТИКО-конструирования – это великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию всех образовательных областей.

ТИКО-конструктор позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.

Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

Программа кружковой деятельности «ТИКО-конструирование» имеет:

• обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;

• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать; активизацию творческой деятельности с учетом возможностей, склонностей, интересов каждого ребенка;

социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Ц

ель,

задачи

и принципы

реализации

программы

Цель: Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через применение технологии ТИКО-конструирования.

Задачи:

Создать условия для овладения

основами ТИКО – конструирования.

Развивать регулятивную структуру

деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соо

тветствии с поставленной целью).

Развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки и т.д.

) через ф

ормирование практических умений.

Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы

.

Развивать познавательные психические процессы: внимание, память, воображение, восприятие, мышление, речь.

Программа основывается на следующих принципах:

Систематичности и последовательности

.

Доступности.

Сознательности и активности.

Развивающего и воспитывающего обучения.

Проблемного обучения.

И

ндивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.

Здоровьесбережения.

Планируемые результаты

освоения программы

В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.

Ожидаемый результат: (модуль «Плоскостное конструирование»)

По окончании дети:

называют и конструируют плоские фигуры;

ориентируются в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;

сравнивают и классифицируют фигуры по 1 - 2 свойствам;

ориентируются в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

выделяют

«целое» и «части»;

считают предметы от 1 до 10;

конструируют плоские фигуры по образцу, по полной схеме, на слух.

Ожидаемый результат: (второе полугодие, модуль «Объемное конструирование»)

По окончании дети:

называют и конструируют плоские и объемные фигуры;

владеют основами моделирующей деятельности;

сравнивают и классифицируют фигуры по 2 - 3 свойствам;

ориентируются в понятиях: «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между» «направо», «налево», «по диагонали»;

сравнивают и анализируют объемы различных геометрических тел;

решают комбинаторные задачи;

выделяют «целое» и «части»;

выявляют закономерности;

считают и сравнивают числа в пределах 10.

конструируют плоские фигуры по образцу, по

полной и контурной

схеме

,

на слух

.

Содержательный раздел

Конструирование носит проблемно-поисковый характер деятельности. Игровая форма делает занятия увлекательными и способствует повышению интереса к обучению. Большое место в образовательном процессе отводится сотворческому (вместе с педагогом) конструированию.

В ходе занятий учитываются идеи, находки дошкольников, возникшие в процессе обучения.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

наглядный (показ педагогом, иллюстрации, демонстрации);

словесный (устное изложение, разъяснение, повтор инструкции);

практический (выполнение задания).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Ведущей формой организации занятий является подгрупповая. Наряду с подгрупповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Количество занятий в неделю – 1.

Длительность занятия – 25 минут.

Программа состоит из двух модулей: плоскостное (первое полугодие) и объемное (второе полугодие) конструирование.

Модуль «Плоскостное

конструирование

»

(Первое полугодие)

Задачи:

совершенствовать навыки классификации (по форме, цвету, величине);

учить делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

учить мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое;

познакомить с симметрией, конструированием узоров и орнаментов;

продолжать развивать пространственное мышление;

учить конструировать по полной и контурной схеме, по образцу, на слух.

Тематическое планирование

* Содержание мероприятий представлено в Приложении программы.

Сроки

Мероприятие *

Участники

Сентябрь

Мониторинг

Октябрь

1. Вводное занятие. Тема: «Знакомство с ТИКО – страной».

Цель: познакомить дошкольников с конструктором ТИКО. Гл.герой, житель этой страны – котенок по имени ТИКО

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

2. Тема: «Группировка по цвету и форме».

Цель: закреплять знание названий основных цветов, оттенков, геометрических фигур.

3.Тема: «Морковка для котенка ТИКО».

Цель: учить дошкольников конструировать по полной схеме.

4.Тема: «Друзья для котенка ТИКО».

Цель: продолжать учить конструировать по полной схеме. Констр ежа или…

Ноябрь

Тема:

«Дом».

Цель: закреплять умение конструировать по полной схеме. (конструирование дома и забора)

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Тема:

«Корзина для грибов».

Цель: учить конструировать гриб по полной схеме.

Тема:

«Волшебный светофор».

Цель: учить дошкольников конструировать по слух. Констр светофор

Мастер-класс «Играем с ТИКО-конструктором».

Учитель-дефектолог

Родители (законные представители)

Декабрь

Тема:

«Водное путешествие».

Цель: продолжать закреплять умение конструировать фигуры, используя полную схему. Коснтр. Лодку

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Тема:

«Зимующая птица-снегирь».

Цель: закреплять умение конструировать фигуры, используя полную схему. Констр.птицы

Открытое занятие.

Тема:

«Новогодняя ёлка».

Цель: учить детей выбирать ТИКО-детали, необходимые для конструирования.

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Родители (законные представители)

Модуль «Объемное конструирование»

(

Второе полугодие

)

Задачи:

продолжать совершенствовать навыки классификации (по форме, цвету, величине);

развивать целостное восприятие предмета;

учить конструировать различные виды многогранников;

исследовать «объем» многогранников;

развивать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Тематическое планирование пересмотреть темы!

* Содержание мероприятий представлено в Приложении программы.

Сроки

Мероприятие *

Участники

Январь

1.Тема: «Веселые снеговики».

Цель: учить детей конструировать по образцу.

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Февраль

Тема:

«Летят снежинки».

Цель: продолжать учить детей конструировать по образцу.

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Тема:

«Собака – друг человека».

Цель: продолжать учить детей выбирать ТИКО-детали, необходимые для конструирования.

Тема:

«Будка для собаки».

Цель: закреплять умение конструировать фигуры, используя полную схему.

Тема:

«Танки».

Цель: продолжать закреплять умение у детей конструировать по образцу.

Март

Тема:

«Первые листочки».

Констр.листа

Цель: закреплять умение конструировать фигуры, используя полную схему.

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Тема:

«Ежи проснулись».

Цель: закреплять умение у детей конструировать по образцу.

Тема:

«

Воздушный транспорт

».

Цель: закреплять умение у дошкольников конструировать фигуры, используя полную схему.

Педагоги МБДОУ № 160

Тема:

«Дружные котята».

Цель: закреплять умение у детей конструировать по образцу.

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Апрель

Тема:

«Запускаем ракеты».

Цель: продолжать учить дошкольников конструировать по слух.

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Тема:

«Рыбы в аквариуме».

Цель: закреплять умение конструировать фигуры, используя полную схему.

Тема:

Первоцветы».

Цель: закреплять умение у дошкольников конструировать цветы, используя полную схему.

Тема:

Разноцветные бабочки».

Цель: закреплять умение конструировать фигуры, используя полную схему.

Учитель-дефектолог

Воспитанники разновозрастной группы

Родители (законные представители)

Май

Мониторинг

.

Презентация

фотоальбом

а

с работами детей за весь год!

Учитель-дефектолог

Организационный раздел

3.1. График организации работы кружка

Сроки

Содержание работы

19-30 сентября

Мониторинг развития воспитанников.

03 октября 30 апреля

Подгрупповые занятия.

08 – 31 мая

Мониторинг развития воспитанников.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Результативность программы «ТИКО-конструирование» отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков.

Мониторинг осуществляется в начале и в конце учебного года с заполнением диагностической карты Приложение ....

Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «ТИКО-мастера» под редакцией Логиновой И.В.

4. Материально-техническое обеспечение

Программа реализуется в кабинете учителя-дефектолога, расположенном на втором этаже МБДОУ № 160.

В кабинете имеется:

- ноутбук;

- доска для размещения наглядностей;

- световой стол;

- столы для работы детей;

- наборы ТИКО-конструкторов «Архимед».

5. Список литературы

1. ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.  

2. Аромштам М.С, Баранова О.В. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

3. Логинова И.В. Программа «ТИКО-мастера».

4. Логинова И.В. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

5. Логинова И.В. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

6. Логинова И.В. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

7.Логинова И.В. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение …

Мониторинг развития умений и навыков работы с ТИКО-конструктором

Критерии уровня развития умений и навыков работы с ТИКО-конструктором

- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

- Умение проектировать по образцу

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

- Умение конструировать по схеме

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.

Достаточный (3): Может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.

Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе, исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Уровни освоения программы:

высокий уровень – 9 – 12б.

средний уровень – 4 – 8б.

низкий уровень – 1 – 3б.

Условные обозначения: 2 – высокий уровень развития 1 – средний уровень развития 0 – низкий уровень развития

Диагностическая карта детей 5-6 лет

ФИ ребенка

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умеет рассказать о постройке

1

2

3

4

5

Диагностическая карта детей 6-7 лет

ФИ ребенка

Называет все детали конструктора

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Строит по творческому замыслу

Строит в команде

Использует предметы- заместители

Работает над проектами

1

2

3

4

5