Программа

по обучению детей 6 - 7 лет скорочтению

 

Автор программы

Кротенко Наталья Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по обучению «Скорочтению»  разработана с использованием методики Г. Абдуловой, Н. Жуковой, В. Воскобовича. Программа по скорочтению включает в себя не только отработку навыков чтения, но и развития всех видов памяти и внимания, всего того, что способствует быстрому чтению.

Программа реализуется в рамках кружка по дополнительному образованию детей. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей дошкольного возраста и рассчитана на курс обучения (декабрь – май). Занятия проводятся в соответствии с расписанием 2 занятия в неделю по 25 минут во второй половине дня.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе

диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают

при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии.

От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения

совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих

двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается.

Занятия курса «Скорочтение» строятся в занимательной, игровой форме. Программа  содержит 45 занятий, в которые включены задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения, а также упражнения со словами,  предложениями, текстами, направленные на коррекцию и развитие непосредственно навыка чтения.

Применяются такие наглядные материалы как: таблицы, схемы, образцы. Тексты для чтения с использованием мнемокартинок, тексты для хорового чтения. Упражнения для всех видов памяти, внимания, мышления и воображения.

Виды занятий по программе:

- занятия на освоение техник и приёмов скорочтения;

- игры на развитие внимания и памяти;

- игры на развитие речевого аппарата;

- чтение текстов по ролям;

- подвижные игры и др.

Предполагаемый результат:

- увеличение скорости чтения;

- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

- активизация высших психических функций;

- расширение поля зрения;

- освоение алгоритма рационального чтения.

Результаты работы:

- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.

- синхронизация обоих полушарий

- расширение поля зрения

- увеличение скорости чтения

-совершенствование мышления.

-развитие артикуляции и моторики

Структура занятия.

Каждое занятие включает в себя упражнение разной направленности:

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

Работа со скороговорками.

Работа со слоговыми таблицами.

«Марсианские» стихотворения.

Работа с «Таблицами Шульте».

Работа с текстами на время.

Упражнения на развитие угла зрения.

Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

Работа с «Тестом Пьерона-Рузера»

Работа со скороговорками. «Я учусь говорить»

- во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями

пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой

руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.

Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков

для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Виды упражнений со слоговыми таблицами:

- «Я читаю слоги»

- чтение слогов, слов

- строчками и столбцами.

Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту

– делается отметка, затем читает этот же отрывок

– 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки).

Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка».

Читающий должен успеть прочитать этот же объём.

- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.

- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая

последний слог.

«

Марсианские» стихотворения.

Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей

сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут

запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать

многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же

говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и

прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.

Работа с текстом на время.

При работе с текстами используется прием «Многократное чтение».

За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.

Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам

ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

Упражнения на развитие угла зрения

Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол

зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется

использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 16 и 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти

числа по порядку за 1 минуту.

Варианты заданий:

- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.

- Назови и покажи все числа в порядке убывания.

- Покажи все четные числа.

Упражнени

я на развитие зрительной памяти

:

Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать

мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из

эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в

памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его

легче на наглядном материале.

Упражнение на развитие слуховой памяти:

Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для

запоминания составляется рассказ.

Тест Пьерона –Рузера

Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для

проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк,

простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены

четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом

расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10. Перед началом теста

ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры

соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура

остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд

Цель и задачи программы

 

Цель программы – создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного.

Задачи

Образовательные:

- способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;

- формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи;

- расширение знаний об окружающем мире;

- ознакомление с художественной литературой;

-обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.

Развивающие:

- улучшение понимания прочитанной информации;

- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;

- развитие речи;

- развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;

- способствование развитию мотивации к процессу обучения.

Воспитательные: 

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым; 

- формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности; 

- воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни

 

1.3 Планируемые результаты

 

При реализации программы «Скорочтение» учащимися будут достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты: 

- готовность и способность к усвоению новых знаний.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и обобщение полученных знаний.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог;

- умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка; 

- умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

- формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки.

Предметные результаты:

Будут знать:

- зачем нужно уметь читать быстро;

- какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения.

Будут уметь:

- самостоятельно читать тексты;

- запоминать содержание текста;

- выделять основную мысль;

- пересказывать прочитанное;

- рассказывать о прочитанном своими словами.

 

Приложение 1

 

Календарно-тематический план

 

Тематическое планирование в подготовительной группе.

 

№ п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

1.

Развитие артикуляции и дикции

на каждом занятии

произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений;

2.

Развитие внимания

на каждом занятии

внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;

3.

Расширение поля зрения

на каждом занятии

видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;

4.

Синхронизация обоих полушарий

на каждом занятии

заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;

5.

Чтение с указкой

на каждом занятии

читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;

 

Декабрь Занятие №1,2

 

 

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Приветствие

2 мин

 

2

Диагностика.

3мин

 

3

Упражнение на внимание. Лабиринт

2-3 мин

 

4

Зрительная память.

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-5 мин

 

7

Слуховая память

3-5 мин

 

 

 

 

 

 

Занятие №3

 

 

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами

3 мин

 

2

Игра "Поиск фигур"

5 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-5 мин

 

4

Слуховая память.

4-5 мин

 

5

Чтение скороговорок

3 мин

 

6

Упражнение на запоминание. Запоминание слов

3 мин

 

7

Эмоциональный интеллект. Нарисуй свое настроение

2 мин

 

8

*Игровые моменты на усмотрение преподавателя

 

 

 

 

 

 

Занятие №4

1

Приветствие. Эмоциональный настрой.

1-2 мин

 

2

Игра "Покажи как надо!"

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3 мин

 

4

Упражнение на память. "Радужная таблица"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

6

Упражнение на внимание. Лабиринт

4-5 мин

 

7

Зрительная память

3-4 мин

 

 

Занятие №5

 

 

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

3 мин

 

2

Чтение скороговорок

3-5 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

4

Игра на память и внимание "Свое место"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение хором

3-4 мин

 

6

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

4-5 мин

 

 

Занятие №6

 

 

1

Упражнение на запоминание. Запоминание слов

3 мин

 

2

Отработка дикции. Чтение с указкой.

3-5 мин

 

3

Игра "Снежный ком"

3 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение на скорость

5 мин

 

5

Подведение итогов. Мотивация.

3 мин

 

6

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

5 мин

 

Занятие №7

1

Приветствие.

1 мин

 

2

Ребусы.

3-4 мин

 

3

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

2-4 мин

 

4

Упражнение на воображение. Нарисуйте персонажа

3-5 мин

 

5

Упражнение на внимание. Лабиринт

4-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

4-5 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

3-4 мин

 

 

 

 

 

Январь Занятие №9

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Упражнение на внимание. Поиск цифр

3-4 мин

 

3

Артикуляционная гимнастика

3 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Чтение скороговорок

3 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

Работа с текстом. Чтение хором.

3-4 мин

 

8

Упражнение на запоминание. Запоминание стихотворения

3-4 мин

 

 

Занятие №10

 

 

1

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

2

Аудиальный диктант "Кораблик"

3 мин

 

3

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

3-4 мин

 

4

Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

6

Упражнение на эрудицию

3-4 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

5 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

3-4 мин

 

Занятие №11

1

Приветствие. Повторение пройденного.

5 мин

 

2

Упражнение на расширение словарного запаса. Назови 10 названий

3-5 мин

 

3

Упражнение на внимание. Поиск цифр

3-4 мин

 

4

Слуховая память.

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение хором.

3-5 мин

 

7

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

3-4 мин

 

 

 

Занятие №12

 

 

1

Упражнение на расширение словарного запаса.

3-4 мин

 

2

Упражнение на внимание. Лабиринт

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость слогов

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов

3-4 мин

 

7

Расширение словарного запаса. Подбор антонимов

3-5 мин

 

8

Чтение стихотворения хором

3-4 мин

 

 

 

 

 

Занятие №13

1

Приветствие. Проверка Д/З

3 мин

 

2

Игра "Цветочные точки"

5 мин

 

3

Упражнение на внимание. Лабиринт

3-4 мин

 

4

Упражнение на память. "Радужная таблица"

3-4 мин

 

5

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов

3-4 мин

 

7

Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов. Вставьте пропущенные слова

3-5 мин

 

8

Чтение стихотворения хором

3-4 мин

 

 

Занятие №14

 

 

1

Упражнение на внимание. Найди слова

4 мин

 

2

Упражнение на гармонизацию работы полушарий. Пластилин

4 мин

 

3

Игра "Кот в мешке"

3-5 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы

5-7 мин

 

5

Мнемотехника. "Цепочки слов"

3-5 мин

 

6

Игра "Назовите части целого"

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3-4 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя

 

Занятие №15

 

 

 

 

1

Приветствие. Проверка Д/З

3 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика

2 мин

 

3

Упражнение на внимание. Лабиринт

2-3 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

5

Чтение скороговорок

2-3 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы

3-4 мин

 

7

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

8

Работа с текстом. Чтение хором

3-4 мин

 

9

Мнемотехника. "Слово-символ"

3-4 мин

 

 

Февраль Занятие №16

 

 

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Мнемотехника. "Слово-символ"

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи

4-5 мин

 

5

Проговорите на скорость

3-4 мин

 

6

Расширение словарного запаса. Подбор антонимов

3 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка"

4 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя

 

 

 

Занятие №17

 

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Игра "Воробьи и вороны"

3 мин

 

2

Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию

4 мин

 

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите

3-4 мин

 

6

Тренировка на быстрое переключение внимания.

3-4 мин

 

7

Упражнения на эрудицию.

5 мин

 

 

 

 

 

 

Занятие №18

 

 

1

Артикуляционная гимнастика

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Пословицы и поговорки

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

4

Игра "Сороконожка"

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом"

5 мин

 

8

Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному

2 мин

 

9

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3-4 мин

 

 

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

 

Занятие №19

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий.

 1-2 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.

3 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по указке.

3-4 мин

 

6

Чтение скороговороки с моторчиком.

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3 мин

 

 

Занятие №20

 

 

1

Дыхательная гимнастика.

1-2 мин

 

2

Расширение поля зрения.

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями

3 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

2-3 мин

 

 

Занятие №21

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Занятие №22

 

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

 

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

 

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

 

Занятие №23

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

2

Прочитайте от самой большой к самой маленькой

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

7

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

8

Подведение итогов. Мотивация

2 мин

 

 

 

 

Март Занятие №24

1

Артикуляционная гимнастика

2 мин

2

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

4

Работа с текстом. Чтение хором.

4 мин

5

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

6

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

Занятие №25

 

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

Занятие №26

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

Занятие №27

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий.

 1-2 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.

3 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по указке.

3-4 мин

 

6

Чтение скороговороки с моторчиком.

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3 мин

 

 

Занятие №28

 

 

1

Дыхательная гимнастика.

1-2 мин

 

2

Расширение поля зрения.

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

4

Работа с текстом.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями

3 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

2-3 мин

 

Занятие №29

1

Мнемотехника. "Слово-символ"

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи

4-5 мин

 

5

Проговорите на скорость

3-4 мин

 

6

Расширение словарного запаса. Подбор антонимов

3 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка"

4 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя

 

 

 

Занятие №30

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

2

Прочитайте от самой большой к самой маленькой

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

7

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

8

Подведение итогов. Мотивация

2 мин

 

 

Занятие №31

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Апрель Занятие №32

 

 

1

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

3

Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры

2-3 мин

 

4

Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи

3-5 мин

 

5

Упражнение на внимание "Птицы"

3-4 мин

 

6

Игра "Найди букву"

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

3-4 мин

 

 

Занятие №33

 

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Игра "Воробьи и вороны"

3 мин

 

2

Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию

4 мин

 

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите

3-4 мин

 

6

Тренировка на быстрое переключение внимания.

3-4 мин

 

7

Упражнения на эрудицию.

5 мин

 

 

Занятие №34

 

 

1

Артикуляционная гимнастика

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Пословицы и поговорки

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

4

Игра "Сороконожка"

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом"

5 мин

 

8

Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному

2 мин

 

9

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3-4 мин

 

 

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Занятие №35

 

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

Занятие №36

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

Занятие №37

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий.

 1-2 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.

3 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по указке.

3-4 мин

 

6

Чтение скороговороки с моторчиком.

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3 мин

 

 

Занятие №38

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

2

Прочитайте от самой большой к самой маленькой

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

7

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

8

Подведение итогов. Мотивация

2 мин

 

 

Занятие №39

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Май Занятие №40

1

Артикуляционная гимнастика

2 мин

2

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

4

Работа с текстом. Чтение хором.

4 мин

5

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

6

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

Занятие №41

 

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

Занятие №42

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

Занятие №43

 

 

1

Дыхательная гимнастика.

1-2 мин

 

2

Расширение поля зрения.

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями

3 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

2-3 мин

 

 

Занятие №44

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Занятие №45

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

8

Подведение итогов. Мотивация

3 мин

Приложение 2

 

Диагностика

Пояснительная записка

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Аттестация проходит в два этапа: входящая диагностика и итоговая аттестация.

Входящая диагностика

Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения.

Задачи: 

- выявить уровень теоретических знаний;

- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.

Срок проведения: сентябрь. 

Форма проведения: контрольное занятие.

Теоретическая часть:

1. Назови отличия гласных и согласных звуков.

2. Назови слово с заданным звуком.

3. Определи и назови первый звук в заданном слове.

Практическая часть:

1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.

2. Найди слова в предложенной таблице. 

3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.

Критерии оценки:

Высокий уровень развития – все задания учащийся выполняет самостоятельно, без ошибок.

Средний уровень развития – учащийся выполняет два задания самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.

Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом делает больше 2 ошибок.


 

Итоговая диагностика

Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;

выявить уровень усвоения теоретических знаний;

проанализировать полноту реализации программы.

Срок проведения: по итогам реализации программы.

Форма проведения: контрольное занятие.

Содержание

Теоретическая часть:

Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение».

Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие.

Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор).

Практическая часть:

Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук.

Прочитать наизусть любое стихотворение.

Прочитать текст на время.

Критерии оценки

Низкий уровень – учащийся прочитал менее 20 слов за минуту, не смог выполнить задание или выполнил только с помощью педагога. 

Средний уровень – учащийся прочитал 20-30 слов за минуту, выполнил задание с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.

Высокий уровень – учащийся прочитал более 30 слов за минуту, выполнил задание самостоятельно и без ошибок.


 

Приложение 3

 

Задания для практической части входящей диагностики

 

Фамилия, имя _________________________________________________

 

1.Назови буквы, которые ты знаешь:

А К У Е Э Т М П Б И Г З Ё Ю Я Ы О Н В Р Л Д

2.Прочти слоги и слова

БО ВУ ХА УС ОН ИР РИ ДЫ ЭК

 

НОС РУКА СНЕГ ЛУЖА СЫНОК МАШИНА

 


Задания для практической части итоговой диагностики

 

Вариант 1

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.

Слов 66, за минуту_______

Отметь слова, в которых есть буква «А»

ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА  КОРА  ИГРА

 

 

Вариант 2

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.

Слов 86, за минуту______

Отметь слова, в которых есть буква «И»

ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА  КОРА  ИГРА

 

Список литературы и источников

 

200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный.

Абдулова, Г.Ф.

Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный.

Абдулова, Г.Ф.

Скорочтение

: упражнения по развитию навыка. Рабочая тетрадь-тренажёр / Г. Абдулова.-М.: Издательство АСТ, 2020

Абдулова

Г

.

Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С.

Бордюг и Н. Трепенок и др. — М.

: Издательство АСТ, 2017. — 112 с.

Безруких, М.М.

Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. –

97 с.

Белобрыкина, О.А

. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный.

Воскобович В.В.

Игровое пособие по обучению чтению.

Жукова, Н.С.

Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный.

Узорова, О.В.

100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный.

Чистякова, О.В.

Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.

Чистякова, О.В.

Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст: непосредственный.

Швайко, Г.С.

Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. –

64 с. – Текст: непосредственный