Программа
по обучению детей 6 - 7 лет скорочтению
Автор программы
Кротенко Наталья Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по обучению «Скорочтению» разработана с использованием методики Г. Абдуловой, Н. Жуковой, В. Воскобовича. Программа по скорочтению включает в себя не только отработку навыков чтения, но и развития всех видов памяти и внимания, всего того, что способствует быстрому чтению.
Программа реализуется в рамках кружка по дополнительному образованию детей. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей дошкольного возраста и рассчитана на курс обучения (декабрь – май). Занятия проводятся в соответствии с расписанием 2 занятия в неделю по 25 минут во второй половине дня.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе
диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают
при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих
двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается.
Занятия курса «Скорочтение» строятся в занимательной, игровой форме. Программа содержит 45 занятий, в которые включены задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения, а также упражнения со словами, предложениями, текстами, направленные на коррекцию и развитие непосредственно навыка чтения.
Применяются такие наглядные материалы как: таблицы, схемы, образцы. Тексты для чтения с использованием мнемокартинок, тексты для хорового чтения. Упражнения для всех видов памяти, внимания, мышления и воображения.
Виды занятий по программе:
- занятия на освоение техник и приёмов скорочтения;
- игры на развитие внимания и памяти;
- игры на развитие речевого аппарата;
- чтение текстов по ролям;
- подвижные игры и др.
Предполагаемый результат:
- увеличение скорости чтения;
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения.
Результаты работы:
- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.
- синхронизация обоих полушарий
- расширение поля зрения
- увеличение скорости чтения
-совершенствование мышления.
-развитие артикуляции и моторики
Структура занятия.
Каждое занятие включает в себя упражнение разной направленности:
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Работа со скороговорками.
Работа со слоговыми таблицами.
«Марсианские» стихотворения.
Работа с «Таблицами Шульте».
Работа с текстами на время.
Упражнения на развитие угла зрения.
Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
Работа с «Тестом Пьерона-Рузера»
Работа со скороговорками. «Я учусь говорить»
- во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями
пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков
для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
- «Я читаю слоги»
- чтение слогов, слов
- строчками и столбцами.
Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту
– делается отметка, затем читает этот же отрывок
– 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки).
Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка».
Читающий должен успеть прочитать этот же объём.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.
- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая
последний слог.
«
Марсианские» стихотворения.
Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей
сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут
запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать
многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.
Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же
говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и
прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.
Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение».
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.
Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам
ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
Упражнения на развитие угла зрения
Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол
зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется
использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 16 и 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти
числа по порядку за 1 минуту.
Варианты заданий:
- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
- Назови и покажи все числа в порядке убывания.
- Покажи все четные числа.
Упражнени
я на развитие зрительной памяти
:
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать
мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из
эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в
памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его
легче на наглядном материале.
Упражнение на развитие слуховой памяти:
Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для
запоминания составляется рассказ.
Тест Пьерона –Рузера
Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для
проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк,
простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены
четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом
расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10. Перед началом теста
ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры
соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура
остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного.
Задачи
Образовательные:
- способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;
- формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи;
- расширение знаний об окружающем мире;
- ознакомление с художественной литературой;
-обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.
Развивающие:
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;
- развитие речи;
- развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;
- способствование развитию мотивации к процессу обучения.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым;
- формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;
- воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни
1.3 Планируемые результаты
При реализации программы «Скорочтение» учащимися будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- готовность и способность к усвоению новых знаний.
Познавательные универсальные учебные действия:
- способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и обобщение полученных знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог;
- умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка;
- умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки.
Предметные результаты:
Будут знать:
- зачем нужно уметь читать быстро;
- какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения.
Будут уметь:
- самостоятельно читать тексты;
- запоминать содержание текста;
- выделять основную мысль;
- пересказывать прочитанное;
- рассказывать о прочитанном своими словами.
Приложение 1
Календарно-тематический план
Тематическое планирование в подготовительной группе.
№ п/п
Содержание материала
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
1.
Развитие артикуляции и дикции
на каждом занятии
произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений;
2.
Развитие внимания
на каждом занятии
внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;
3.
Расширение поля зрения
на каждом занятии
видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;
4.
Синхронизация обоих полушарий
на каждом занятии
заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;
5.
Чтение с указкой
на каждом занятии
читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;
Декабрь Занятие №1,2
№
Этапы занятия
Время
Примечания
1
Приветствие
2 мин
2
Диагностика.
3мин
3
Упражнение на внимание. Лабиринт
2-3 мин
4
Зрительная память.
3 мин
5
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-5 мин
7
Слуховая память
3-5 мин
Занятие №3
1
Периферическое зрение. Работа с таблицами
3 мин
2
Игра "Поиск фигур"
5 мин
3
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-5 мин
4
Слуховая память.
4-5 мин
5
Чтение скороговорок
3 мин
6
Упражнение на запоминание. Запоминание слов
3 мин
7
Эмоциональный интеллект. Нарисуй свое настроение
2 мин
8
*Игровые моменты на усмотрение преподавателя
Занятие №4
1
Приветствие. Эмоциональный настрой.
1-2 мин
2
Игра "Покажи как надо!"
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. Найди отличия
3 мин
4
Упражнение на память. "Радужная таблица"
3-4 мин
5
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
6
Упражнение на внимание. Лабиринт
4-5 мин
7
Зрительная память
3-4 мин
Занятие №5
1
Упражнение на гармонизацию работы полушарий
3 мин
2
Чтение скороговорок
3-5 мин
3
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
4
Игра на память и внимание "Свое место"
3-4 мин
5
Работа с текстом. Чтение хором
3-4 мин
6
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
4-5 мин
Занятие №6
1
Упражнение на запоминание. Запоминание слов
3 мин
2
Отработка дикции. Чтение с указкой.
3-5 мин
3
Игра "Снежный ком"
3 мин
4
Работа с текстом. Чтение на скорость
5 мин
5
Подведение итогов. Мотивация.
3 мин
6
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
5 мин
Занятие №7
1
Приветствие.
1 мин
2
Ребусы.
3-4 мин
3
Упражнение на гармонизацию работы полушарий
2-4 мин
4
Упражнение на воображение. Нарисуйте персонажа
3-5 мин
5
Упражнение на внимание. Лабиринт
4-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
4-5 мин
7
Подведение итогов. Мотивация.
3-4 мин
Январь Занятие №9
№
Этапы занятия
Время
Примечания
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Упражнение на внимание. Поиск цифр
3-4 мин
3
Артикуляционная гимнастика
3 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
5
Чтение скороговорок
3 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
Работа с текстом. Чтение хором.
3-4 мин
8
Упражнение на запоминание. Запоминание стихотворения
3-4 мин
Занятие №10
1
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
2
Аудиальный диктант "Кораблик"
3 мин
3
Упражнение на гармонизацию работы полушарий
3-4 мин
4
Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры
3-4 мин
5
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
6
Упражнение на эрудицию
3-4 мин
7
Подведение итогов. Мотивация.
5 мин
8
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
3-4 мин
Занятие №11
1
Приветствие. Повторение пройденного.
5 мин
2
Упражнение на расширение словарного запаса. Назови 10 названий
3-5 мин
3
Упражнение на внимание. Поиск цифр
3-4 мин
4
Слуховая память.
3-5 мин
5
Работа с текстом. Чтение по цепочке
3-4 мин
6
Работа с текстом. Чтение хором.
3-5 мин
7
Упражнение на гармонизацию работы полушарий
3-4 мин
Занятие №12
1
Упражнение на расширение словарного запаса.
3-4 мин
2
Упражнение на внимание. Лабиринт
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-5 мин
5
Работа с текстом. Чтение на скорость слогов
3-4 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов
3-4 мин
7
Расширение словарного запаса. Подбор антонимов
3-5 мин
8
Чтение стихотворения хором
3-4 мин
Занятие №13
1
Приветствие. Проверка Д/З
3 мин
2
Игра "Цветочные точки"
5 мин
3
Упражнение на внимание. Лабиринт
3-4 мин
4
Упражнение на память. "Радужная таблица"
3-4 мин
5
Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию
3-4 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов
3-4 мин
7
Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов. Вставьте пропущенные слова
3-5 мин
8
Чтение стихотворения хором
3-4 мин
Занятие №14
1
Упражнение на внимание. Найди слова
4 мин
2
Упражнение на гармонизацию работы полушарий. Пластилин
4 мин
3
Игра "Кот в мешке"
3-5 мин
4
Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы
5-7 мин
5
Мнемотехника. "Цепочки слов"
3-5 мин
6
Игра "Назовите части целого"
3-4 мин
7
Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"
3-4 мин
8
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя
Занятие №15
1
Приветствие. Проверка Д/З
3 мин
2
Артикуляционная гимнастика
2 мин
3
Упражнение на внимание. Лабиринт
2-3 мин
4
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
5
Чтение скороговорок
2-3 мин
6
Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы
3-4 мин
7
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
8
Работа с текстом. Чтение хором
3-4 мин
9
Мнемотехника. "Слово-символ"
3-4 мин
Февраль Занятие №16
№
Этапы занятия
Время
Примечания
1
Мнемотехника. "Слово-символ"
3-4 мин
2
Работа с текстом. Чтение по цепочке
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию
3-4 мин
4
Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи
4-5 мин
5
Проговорите на скорость
3-4 мин
6
Расширение словарного запаса. Подбор антонимов
3 мин
7
Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка"
4 мин
8
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя
Занятие №17
Этапы занятия
Время
Примечания
1
Игра "Воробьи и вороны"
3 мин
2
Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию
4 мин
3
Чтение скороговорок
3-4 мин
4
Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы
3-5 мин
5
Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите
3-4 мин
6
Тренировка на быстрое переключение внимания.
3-4 мин
7
Упражнения на эрудицию.
5 мин
Занятие №18
1
Артикуляционная гимнастика
3-4 мин
2
Работа с текстом. Пословицы и поговорки
3-4 мин
3
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
4
Игра "Сороконожка"
3-4 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом"
5 мин
8
Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному
2 мин
9
Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"
3-4 мин
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №19
1
Упражнение на гармонизацию работы полушарий.
1-2 мин
2
Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.
3 мин
3
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
5
Работа с текстом. Чтение по указке.
3-4 мин
6
Чтение скороговороки с моторчиком.
3-4 мин
7
Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"
3 мин
Занятие №20
1
Дыхательная гимнастика.
1-2 мин
2
Расширение поля зрения.
3-4 мин
3
Работа с текстом. Чтение по цепочке
3-4 мин
4
Работа с текстом. Метод "Ощущений"
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями
3 мин
7
Подведение итогов. Мотивация.
2-3 мин
Занятие №21
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. Найди букву.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №22
1
Работа с текстом. Чтение скороговорок
3 мин
2
Работа с текстом. Чтение на скорость
4 мин
3
Работа с текстом. Чтение хором
4 мин
4
Мнемотехника. Запомните стихотворение
3 мин
5
Работа с текстом. Метод "Ощущений"
3 мин
6
Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай
3 мин
7
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3 мин
8
Ребусы. Слова - перевёртыши.
3 мин
Занятие №23
1
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
2
Прочитайте от самой большой к самой маленькой
3-4 мин
3
Работа с текстом. Поиск букв и слов
4 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3 мин
5
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
6
Чтение скороговорок
3-4 мин
7
Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию
3-4 мин
8
Подведение итогов. Мотивация
2 мин
Март Занятие №24
1
Артикуляционная гимнастика
2 мин
2
Работа с текстом. Поиск букв и слов
4 мин
3
Чтение скороговорок
3-4 мин
4
Работа с текстом. Чтение хором.
4 мин
5
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
6
Ребусы. Слова - перевёртыши.
3 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №25
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. Найди букву.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №26
1
Работа с текстом. Чтение скороговорок
3 мин
2
Работа с текстом. Чтение на скорость
4 мин
3
Работа с текстом. Чтение хором
4 мин
4
Мнемотехника. Запомните стихотворение
3 мин
5
Работа с текстом. Метод "Ощущений"
3 мин
6
Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай
3 мин
7
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3 мин
8
Ребусы. Слова - перевёртыши.
3 мин
Занятие №27
1
Упражнение на гармонизацию работы полушарий.
1-2 мин
2
Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.
3 мин
3
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
5
Работа с текстом. Чтение по указке.
3-4 мин
6
Чтение скороговороки с моторчиком.
3-4 мин
7
Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"
3 мин
Занятие №28
1
Дыхательная гимнастика.
1-2 мин
2
Расширение поля зрения.
3-4 мин
3
Работа с текстом. Чтение по цепочке
3-4 мин
4
Работа с текстом.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями
3 мин
7
Подведение итогов. Мотивация.
2-3 мин
Занятие №29
1
Мнемотехника. "Слово-символ"
3-4 мин
2
Работа с текстом. Чтение по цепочке
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию
3-4 мин
4
Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи
4-5 мин
5
Проговорите на скорость
3-4 мин
6
Расширение словарного запаса. Подбор антонимов
3 мин
7
Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка"
4 мин
8
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя
Занятие №30
1
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
2
Прочитайте от самой большой к самой маленькой
3-4 мин
3
Работа с текстом. Поиск букв и слов
4 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3 мин
5
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
6
Чтение скороговорок
3-4 мин
7
Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию
3-4 мин
8
Подведение итогов. Мотивация
2 мин
Занятие №31
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. Найди букву.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Апрель Занятие №32
1
Чтение скороговорок
3-4 мин
2
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
3
Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры
2-3 мин
4
Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи
3-5 мин
5
Упражнение на внимание "Птицы"
3-4 мин
6
Игра "Найди букву"
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
3-4 мин
Занятие №33
Этапы занятия
Время
Примечания
1
Игра "Воробьи и вороны"
3 мин
2
Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию
4 мин
3
Чтение скороговорок
3-4 мин
4
Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы
3-5 мин
5
Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите
3-4 мин
6
Тренировка на быстрое переключение внимания.
3-4 мин
7
Упражнения на эрудицию.
5 мин
Занятие №34
1
Артикуляционная гимнастика
3-4 мин
2
Работа с текстом. Пословицы и поговорки
3-4 мин
3
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
4
Игра "Сороконожка"
3-4 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом"
5 мин
8
Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному
2 мин
9
Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"
3-4 мин
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №35
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. Найди букву.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №36
1
Работа с текстом. Чтение скороговорок
3 мин
2
Работа с текстом. Чтение на скорость
4 мин
3
Работа с текстом. Чтение хором
4 мин
4
Мнемотехника. Запомните стихотворение
3 мин
5
Работа с текстом. Метод "Ощущений"
3 мин
6
Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай
3 мин
7
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3 мин
8
Ребусы. Слова - перевёртыши.
3 мин
Занятие №37
1
Упражнение на гармонизацию работы полушарий.
1-2 мин
2
Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.
3 мин
3
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
5
Работа с текстом. Чтение по указке.
3-4 мин
6
Чтение скороговороки с моторчиком.
3-4 мин
7
Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"
3 мин
Занятие №38
1
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
2
Прочитайте от самой большой к самой маленькой
3-4 мин
3
Работа с текстом. Поиск букв и слов
4 мин
4
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3 мин
5
Упражнение на внимание. Найди отличия
3-4 мин
6
Чтение скороговорок
3-4 мин
7
Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию
3-4 мин
8
Подведение итогов. Мотивация
2 мин
Занятие №39
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. Найди букву.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Май Занятие №40
1
Артикуляционная гимнастика
2 мин
2
Работа с текстом. Поиск букв и слов
4 мин
3
Чтение скороговорок
3-4 мин
4
Работа с текстом. Чтение хором.
4 мин
5
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
6
Ребусы. Слова - перевёртыши.
3 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №41
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. Найди букву.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №42
1
Работа с текстом. Чтение скороговорок
3 мин
2
Работа с текстом. Чтение на скорость
4 мин
3
Работа с текстом. Чтение хором
4 мин
4
Мнемотехника. Запомните стихотворение
3 мин
5
Работа с текстом. Метод "Ощущений"
3 мин
6
Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай
3 мин
7
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3 мин
8
Ребусы. Слова - перевёртыши.
3 мин
Занятие №43
1
Дыхательная гимнастика.
1-2 мин
2
Расширение поля зрения.
3-4 мин
3
Работа с текстом. Чтение по цепочке
3-4 мин
4
Работа с текстом. Метод "Ощущений"
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями
3 мин
7
Подведение итогов. Мотивация.
2-3 мин
Занятие №44
1
Приветствие. Настрой на работу.
2 мин
2
Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы
3-4 мин
3
Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"
3-4 мин
4
Упражнение на внимание. Найди букву.
3-4 мин
5
Зрительная память. Посмотри и нарисуй
3-5 мин
6
Работа с текстом. Чтение на скорость
3-4 мин
7
* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.
Занятие №45
1
Работа с текстом. Чтение скороговорок
3 мин
2
Работа с текстом. Чтение на скорость
4 мин
3
Работа с текстом. Чтение хором
4 мин
4
Мнемотехника. Запомните стихотворение
3 мин
5
Работа с текстом. Метод "Ощущений"
3 мин
6
Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай
3 мин
7
Ребусы. Слова - перевёртыши.
3 мин
8
Подведение итогов. Мотивация
3 мин
Приложение 2
Диагностика
Пояснительная записка
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Аттестация проходит в два этапа: входящая диагностика и итоговая аттестация.
Входящая диагностика
Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения.
Задачи:
- выявить уровень теоретических знаний;
- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.
Срок проведения: сентябрь.
Форма проведения: контрольное занятие.
Теоретическая часть:
1. Назови отличия гласных и согласных звуков.
2. Назови слово с заданным звуком.
3. Определи и назови первый звук в заданном слове.
Практическая часть:
1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.
2. Найди слова в предложенной таблице.
3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.
Критерии оценки:
Высокий уровень развития – все задания учащийся выполняет самостоятельно, без ошибок.
Средний уровень развития – учащийся выполняет два задания самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.
Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом делает больше 2 ошибок.
Итоговая диагностика
Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;
выявить уровень усвоения теоретических знаний;
проанализировать полноту реализации программы.
Срок проведения: по итогам реализации программы.
Форма проведения: контрольное занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение».
Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие.
Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор).
Практическая часть:
Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук.
Прочитать наизусть любое стихотворение.
Прочитать текст на время.
Критерии оценки
Низкий уровень – учащийся прочитал менее 20 слов за минуту, не смог выполнить задание или выполнил только с помощью педагога.
Средний уровень – учащийся прочитал 20-30 слов за минуту, выполнил задание с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.
Высокий уровень – учащийся прочитал более 30 слов за минуту, выполнил задание самостоятельно и без ошибок.
Приложение 3
Задания для практической части входящей диагностики
Фамилия, имя _________________________________________________
1.Назови буквы, которые ты знаешь:
А К У Е Э Т М П Б И Г З Ё Ю Я Ы О Н В Р Л Д
2.Прочти слоги и слова
БО ВУ ХА УС ОН ИР РИ ДЫ ЭК
НОС РУКА СНЕГ ЛУЖА СЫНОК МАШИНА
Задания для практической части итоговой диагностики
Вариант 1
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Слов 66, за минуту_______
Отметь слова, в которых есть буква «А»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Вариант 2
Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
Слов 86, за минуту______
Отметь слова, в которых есть буква «И»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Список литературы и источников
200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный.
Абдулова, Г.Ф.
Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный.
Абдулова, Г.Ф.
Скорочтение
: упражнения по развитию навыка. Рабочая тетрадь-тренажёр / Г. Абдулова.-М.: Издательство АСТ, 2020
Абдулова
Г
.
Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С.
Бордюг и Н. Трепенок и др. — М.
: Издательство АСТ, 2017. — 112 с.
Безруких, М.М.
Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. –
97 с.
Белобрыкина, О.А
. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный.
Воскобович В.В.
Игровое пособие по обучению чтению.
Жукова, Н.С.
Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный.
Узорова, О.В.
100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный.
Чистякова, О.В.
Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
Чистякова, О.В.
Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст: непосредственный.
Швайко, Г.С.
Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. –
64 с. – Текст: непосредственный