Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО развивающих наук

«____»_____________2021 г.

Протокол № _______

_____________________________

Львутина Н.А.

«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора школы по УВР

«____»_____________2021 г.

_____________________________

Т.Н. Марсакова

«СОГЛАСОВАНО»

методист по ВР

«____»_____________2021 г.

_____________________________

Е.К.Горгопко

Рабочая программа

Курса неурочной деятельности

«Педагогический класс»

8-11 класс

Срок реализации программы 4 года

Учитель технологии первой квалификационной категории

Львутина Наталья Алексеевна

Черепаново 20222023 уч. год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Педагогический класс» для обучающихся 8-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, согласуется с учебным планом школы и скорректирована с учётом:

Основная

образовательная

программа

основного

общего

образования

МАОУ

«СОШ

№3 г. Черепанова»

.

Национальной образовательной инициативой

«Наша новая школа»

 Утвержденной Президентом

Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271

Поручения

ми

Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 г. № Пр-63

Концепцией

долгосрочного социально-экономического развития РФ

Утвержденной

распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Введение

В условиях модернизации системы отечественного образования одной из важнейших задач образовательного учреждения является создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.Сегодня видение государством системы профориентационной работы в российских школах отражено в ряде стратегических документов. Национальный проект РФ «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одним из оснований реализации этих стратегических целей является создание новых подходов к профориентации школьников. Профильное обучение – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на сотрудничестве школы с образовательными организациями профессионального образования. Количество профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

Сегодня проблема ориентации молодежи на педагогические профессии не теряет своей актуальности, поскольку в современных условиях престиж профессии учителя следует возрождать. Главными показателями результативности довузовской подготовки будущего учителя являются: социальная мотивация, осознанный выбор обучающимися педагогической профессии и понимание ценностных смыслов педагогического труда.

На довузовском этапе педагогического образования целесообразно создание системы профессионально-педагогической ориентации. Он предполагает переход в режим активного развития и саморазвития учащихся, вооружения их разносторонней информацией о профессии учителя, ценностного представления о педагогической деятельности, коммуникативными умениями в общении с детьми, а также выработку позитивной мотивации выбора профессии учителя.

С этой целью на базе МАОУ СОШ№3 города Черепанова был сформирован педагогический класс, где активно ведется работа по обучению и воспитанию учащихся основам педагогической профессии.

Цели курса:

Цель:

Выработка позитивной мотивации выбора профессии учителя, повышение престижа педагогических профессий.

Задачи курса:

Предметные

Личностные

Метапредметные

Сформировать

у

ребят

психолого-педагогической н

аправленности, профессиональный потенциал

будущего учителя.

Сформировать у участников образовательного процесса основы целостного представления о

педагогической деятельности;

Информировать

участников образо

вательного процесса о

состоянии современного рынка труда, возможностях трудоустройства;

Повышать качество

подготовки выпускников

Способствовать активному развитию

и са

моразвитию учащихся, вооружая их разносторонней информацией о

профессии учителя;

Формировать у участников

проекта

коммуникативных умений в общении с детьми;

Расширять возможности

со

циализации учащихся, обеспечивая преемственность

между общим и профессиональным

образованием;

Программа направлена на формирование Я – концепции и мировоззрения школьников; умения устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых; даёт первоначальные теоретические знания о педагогике и психологии, способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий через использование различных видов деятельности; развитию цифровых навыков школьников. Работа строится на учебном сотрудничестве и проблемно-диалогическом обучении. Учащиеся знакомятся с возможными направлениями будущей профессиональной сферы деятельности.

По итогам обучения по программе в соответствии с ФГОС СОО учащиеся должны будут публично защитить свой проект по организации образовательной деятельности.

Описание места внеурочного курса в учебном плане

Год обучения

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего за год обучения

1 год

68

102

170

2 год

68

102

170

3 год

68

102

170

4 год

68

102

170

Всего:

272

408

680

Практические занятия включены в практический модуль и реализуются через работу отряда вожатых «Семья» при организации смены лагеря дневного пребывания «Солнышко» на базе МАОУ «СОШ№3 г.Черепанова» в июне месяце каждого года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА.

Личностные результаты

У обучающихся могут быть развиты следующие качества:

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

Метапредметные результаты

В результате реализации программы у обучающихся будут развиваться:

Регулятивные универсальные учебные действия:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать

конфликтогенные

ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

В результате реализации программы учащиеся:

Ученик научиться

Ученик получит возможность научиться

1 год обучения

Определять личностные качества педагога

;

Ориентироваться в своих интересах и склонностях

;

Ориентироваться в мире педагогических профессий

;

Правилам эффективного общения

;

Методикам анализа;

Приемам работы с детским коллективом на уроках и во внеурочной деятельности

;

Сценарно-режиссёрским технологиям

;

Созданию культурно-досуговых программ

;

Технологии постановочных номеров в праздничных зрелищах

;

Искусству оратора

;

Формированию и проявлению лидерс

ких качеств;

Распознавать технологии игровой дея

тельности,

квестовые

технологии;

Ориентироваться в проектных технологиях;

Быть участником групповой работы;

Соотносить собственные интересы и склонности с требованиями профессий педагогической направленности

;

Анализировать педагогические профессии;

Эффективно общаться;

Разрабатывать интересные приемы работы с детскими коллективами;

Использовать сценарно-режиссёрские технологии;

Создавать культурно-досуговые программы;

Проявлять лидерские качества;

Применять проектные технологии в собственной деятельности;

2 год обучения

Обозначать современные требования к педагогу-профессионалу

;

Определять свои психологические особенности: темперамент, мышление, особенности памяти и внимания;

Определять мотивы будущей профессии

;

Использовать образовательные порталы «

Профориентир

» для тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений

;

Основам педагогической этики

;

Решению ситуационных задач;

Методикам анализа

;

Приемам работы с детским коллективом на уроках и во внеурочной деятельности

;

Сценарно-режиссёрским технологиям

;

Созданию культурно-досуговых программ

;

Технологии постановочных номеров в праздничных зрелищах

;

Искусству оратора

;

Формированию и проявлению лидерс

ких качеств;

Получать знания о видах и формах профессионального образования

;

Выпо

лнять социальное проектирование;

Понимать влияние психологических особенностей на выбор будущей профессии

Эффективно общаться;

Анализировать свою деятельность;

Разрабатывать интересные приемы работы с детскими коллективами;

Использовать сценарно-режиссёрские технологии;

Создавать культурно-досуговые программы;

Проявлять лидерские качества;

Применять проектные технологии в собственной деятельности;

Планировать свою образовательную траекторию в соответствии с интересами и склонностями;

3 год обучения

Основам психологии, как науки

;

Понимать психолого-возрастные особенности школьников

;

Разбираться в психологии малых групп и особенностях межличностного общения

;

Психической рег

уляции поведения и деятельности;

Методам решения ситуационных задач;

Методикам анализа;

Приемам работы с детским коллективом на уроках и во внеурочной деятельности

;

Сценарно-режиссёрским технологиям

;

Созданию культурно-досуговых программ

;

Технологии постановочных номеров в праздничных зрелищах

;

Искусству оратора

;

Формированию и проявлению лидерс

ких качеств;

Разрабатывать мероприятия с использованием технологии игровой деятельности,

квестовых

технологий

;

Организовывать занятия с использованием групповых форм работы

.

Применять знания основ психологии при организации мероприятий;

Решать ситуационные задачи;

Эффективно анализировать свою деятельность;

Разрабатывать интересные приемы работы с детскими коллективами;

Использовать сценарно-режиссёрские технологии;

Создавать культурно-досуговые программы;

Проявлять лидерские качества;

Применять проектные технологии в собственной деятельности;

Совершенствовать свои личностные качества в соответствии с требованиями профессий педагогической направленности.

4 год обучения

Использовать образовательные порталы «

Профориентир

» для тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений

Решению педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога.

Решению ситуационных задач.

Пониманию особенностей учебных и внеурочных занятий в соответствии с требованиями ФГОС;

Методикам анализа.

Приемам работы с детским коллективом на уроках и во внеурочной деятельности

Сценарно-режиссёрским технологиям

Созданию культурно-досуговых программ

Технологии постановочных номеров в праздничных зрелищах

Искусству оратора

Формированию и проявлению лидерских качеств.

Выполнять социальное проектирование.

Разработке проектов занятий

Составлению развёрнутой

профессиограммы

профессий педагогической направленности

Успешно решать педагогические и ситуационные задачи;

Эффективному анализу и самоанализу;

Разрабатывать интересные приемы работы с детскими коллективами;

Использовать сценарно-режиссёрские технологии;

Создавать культурно-досуговые программы;

Проявлять лидерские качества;

Применять проектные технологии в собственной деятельности;

Самостоятельно разрабатывать проекты занятий учебной и внеурочной деятельности и выполнять профессиональную пробу;

Планировать свою будущую профессиональную карьеру с учетом требований современного рынка труда и своих индивидуальных способностей.

Ожидаемые результаты:

Для школьника:

осознанный выбор профессии, профессиональное самоопределение;

приобретение личностно-важных качеств для последующего образования и жизни;

организация образовательной деятельности школьника по индивидуальным программам и планам с учетом жизненных и профессиональных планов.

Для образовательной организации:

рост числа школьников, способных выполнять организаторские и педагогические функции в процессе проведения занятий и воспитательных мероприятий;

повышение эффективности воспитательного процесса;

совершенствование

профориентационной

работы;

индивидуализация образовательного процесса;

расширение возможности образовательного пространства, определение новых способов взаимодействия школы и социума.

Для профессиональных образовательных организаций:

повышение качества отбора абитуриентов;

количества студентов, мотивированных на получение педагогической профессии;

повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Содержание курса

Модуль 1. Мотивационный (20 часов)

Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Образование на современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждение-дискуссия образов учителей в фильмах, литературных произведениях и т.п.; деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Эссе «Каким должен быть учитель?». Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к педагогическим видам деятельности. Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д. Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я через 20 лет».

Модуль 2. Психологический (22 часа)

Психология как наука. Темперамент, характер, способности. Основы целеполагания. Мотивация деятельности. Психолого-возрастные особенности школьников. Психическая регуляция поведения и деятельности. Положение в группе. Психология малых групп. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе.

Модуль 3. Педагогическое взаимодействие (48 часов)

Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений. Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач. «Педагогические алгоритмы». Как работать с детским коллективом на уроке. Педагогические техники решения педагогических задач. Приемы педагогической техники. Участие в акциях «Дети – детям» и «Научился сам – научи другого». Тренинги \: «Команда и роли, мотивация командной цели», «Приемы и методы, помогающие управлять собой и временем», «Как повести за собой», «Навыки публичной презентации». Открытые уроки учителей школы (пассивная практика). Анализ посещенных уроков.

Модуль 4. Путь в профессию (8 часов)

Виды и формы получения профессионального образования. Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования. Экскурсии в учреждения профессионального образования. Круглый стол «Дороги, которые мы выбираем».

Модуль 5. Педагогические технологии организации образовательной деятельности (42 часа).

Знакомство с основами ФГОС – как основой современного учебно-образовательного процесса. Особенности учебных и внеурочных занятий в соответствии с ФГОС. Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии. Технологии «Обучение в сотрудничестве». Групповые формы работы. Проектные технологии. Социальное проектирование. Функциональная грамотность школьников. Мастер-классы учителей школы.

Модуль 6. Аналитический (24 часа)

Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем. Проведение исследования. Методы анализа «Колесо баланса», «Точка роста» и др. Тренинги: «Треугольник настроения», «Экология себя» и т.п. Презентация результатов исследования.

Модуль 7. Проектный (80 часов)

Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Методика «АЦПРА». Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий в рамках реализации программ внеурочной деятельности «Вступление с союз дружных», «Проводы Азбуки», «Новогодние огоньки», мастерские на уровне начального общего образования МАОУ «СОШ№3 г.Черепанова». Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий. Защита проекта. Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок.

Модуль 8. Рефлексивный (28 часов)

Проведение мониторинга профессиональной готовности. Презентация профессии, составление развернутой профессиограммы. Составление резюме. Творческие проекты «Планирование образовательной траектории», «Моя профессиональная карьера».

Модуль 9. Практический (102 часа)

Исторические этапы развития социальной культурно-досуговой деятельности (СКД). Сценарно-режиссерские технологии. Культурно-досуговые программы. Энциклопедия КТД. Постановочная технология номера в праздничных зрелищах. Лидерская площадка. Школа подготовки вожатых. Искусство организатора. Тренинг «Вожатый + и ++». Летняя практика в лагере дневного пребывания «Солнышко».

Распределение модулей по годам обучения

Название модуля

Количество часов по годам обучения (ч)

1 год

2 год

3год

4год

Мотивационный

12

8

-

-

Психологический

8

8

4

2

Педагогическое взаимодействие

10

10

14

14

Путь в профессию

-

2

2

4

Педагогические технологии организации образовательной деятельности

8

8

14

12

Аналитический

4

4

8

8

Проектный

20

20

20

20

Рефлексивный

6

8

6

8

Практический

102

102

102

102

Всего:

170

170

170

170