Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

Принята на заседании

педагогического совета

Утверждена приказом

директора ГКУ СО КК

25.08.2023г.

Протокол №1

«Отрадненский СРЦН»

№____от 25.08.2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Экология – дело каждого»

Возраст обучающихся7-14 лет

Срок реализации – 3 месяца

Объем программы 12 часов

Составитель:

Скрипникова Елена Владимировна,

социальный педагог

ст. Попутная

2023

Комплекс основных характеристик

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время? Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, оставшейся беззащитной перед нами. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Мир и экология – эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращёнными ко всему человеческому сообществу и к каждому из нас. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и сохранению генетического разнообразия живых существ планеты. Это требует не только финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Не каждый из несовершеннолетних станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию несовершеннолетних «Экология дело каждого» направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, сообразительности несовершеннолетних, развитии логического мышления. У подростков развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, наблюдательность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология – дело каждого» имеет естественно-научную направленность и ориентирована на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов у обучающихся в области экологии.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3;

Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31марта 2022 г. № 678-р;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);

Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», ГКУ КК «Краевой методический центр», г. Краснодар, 2022 год;

Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН»;

Устав ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН».

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического обучения несовершеннолетних. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение воспитанников, но и мотивация оказывать посильную помощь природе, формировать у воспитанников основы здорового образа жизни.

Актуальность. Лучший способ рассказать ребёнку о природе – это научить ей помогать. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Ответственное отношение к природе означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Педагогическая целесообразность. Данная программа закладывает фундамент познавательной активности детей, пробуждается интерес к окружающему миру. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования и повышения экологической грамотности и культуры.

Адресат программы: несовершеннолетние 7-14 лет.

Объем программы: 12 часов.

Срок освоения программы: 3 месяца (курс реабилитации несовершеннолетних).

Режим занятий: групповые, 1 раз в неделю, продолжительность 40 минут.

 

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование ответственного отношения обучающихся за сохранение природы в целом, в том числе природы родного края через исследовательскую эколого-биологическую деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

расширить и дополнить знания о природных объектах и биологическом разнообразии родного края;

формировать навыки исследовательской и практической деятельности.

Развивающие:

развивать основы экологической культуры: взаимосвязь живых организмов и неживой природы и влияние человека на окружающий мир;

совершенствовать эстетические чувства и умение любоваться красотой природы;

способствовать общению в коллективе, реализовывать проекты ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе родного края;

развивать стремление к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды.

Коррекционные:

способствовать укреплению «Здорового образа жизни».

 

1.3. Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Экология – дело каждого»

Наименование раздела

Всего

Количество часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1.

Раздел 1. Общие сведения о

экологии

6

2,5

3,5

2.

Раздел 2. Экология родного края

6

2,5

3,5

ВСЕГО

12

5

7

 

1.4. Содержание программы

Раздел 1. Общие сведения о экологии

Занятие.

Что изучает экология? «На сколько я знаком с ок

ру

жающим миром»

Теоретическое занятие: Беседа «Экологические организации и их значение». Показ презентации о природных явлениях.

Практическое занятие: Анкета. На сколько я знаком с окружающим миром. Выполнение поделки из вторсырья.

Занятие. «Наше общее наследие. Вода – источник жизни»

Теоретическое занятие: Показ документального фильма о свойствах воды. Обсуждение фильма.

Практическое занятие: исследование «Свойства воды» (пар, снег, лед, град, роса, иней, туман). Знакомить воспитанников с понятиями.

Экскурсия в осенний парк

«Золотая волшебница Осень»

Практическое занятие: беседа о обитателях парка. Поделки кормушек для белок и птиц из вторсырья. Сбор осенних букетов и гербария.

4. Занятие-путешествие «Всемирный день защиты животных»

Теоретическое занятие: история праздника. Показ презентации о защите морских животных. Интересные природные феномены и катаклизмы.

Практическое занятие: поделки из вторсырья «Веселое животное».

5. Мастер класс «Красная книга»

Теоретическое занятие: история создания красной книги. Мировые рекорды по спасению нашей Планеты.

Практическое занятие: проект защиты природных ресурсов, изготовление Красной книги с вырезками из журналов.

6. Онлайн-викторина «Время знаний»

Теоретическое занятие: Презентация «Природные явления Земли»

Практическое занятие: тестирование «Природных явления».

Раздел 2. Экология родного края

1. Экскурсия к водоему «Удивительная река Уруп»

Теоретическое занятие: Беседа о водоемах, их разновидностях, значение воды в жизни людей и животных.

Практическое занятие: наблюдение за обитателями водоема.

2. Онлайн –викторина «Эйнштейн»

Теоретическое занятие: Презентация «Глобальные проблемы человечества», подготовка к тестированию «Общий кругозор».

Практическое занятие: прохождение онлайн –тестирования.

3. Интерактивное занятие «День земли»

Теоретическое занятие: Презентация «Экологические проблемы животного мира, грибов и растений»

Практическое занятие: изготовление плакатов «Я житель планеты Земля». Знакомство с интерактивным глобусом. Рисунки глобуса.

4. Виртуальная экскурсия «Тебердинский заповедник»

Теоретическое занятие: виртуальная экскурсия «Тебердинский заповедник». Флора и фауна Кавказского биосферного заповедника.

Практическое занятие: Зарисовки животных в природной среде.

5. Экскурсия «День леса»

Теоретическое занятие: Беседа «Роль леса в природе». Презентация «Праздник леса».

Практическое занятие: игра-путешествие «Экологический квест».

6. Итоговый проект «Мир вокруг меня»

Практическое занятие: детские проекты о помощи сохранения природных ресурсов. Фотоколлаж «Я часть природы».

 

1.5. Планируемые результаты

У воспитанников проявится интерес:

к объектам и явлениям природы;

особенностям природы родного края;

Несовершеннолетние овладеют:

навыками экологически безопасного поведения на природе;

сформируется стремление к исследованию объектов природы,

научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

узнают много интересного из жизни растений, животных и птиц;

Воспитанники научатся вести наблюдения:

за объектами живой и неживой природы;

проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Экология – дело каждого»

п/п

Дата проведения

Наименования раздела

Всего

Количество часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Раздел 1. Общие сведения о экологии

6

2,5

3,5

1.1

Занятие «Что изучает экология?» «На сколько я знаком с окружающим миром»

1

0,5

0,5

1.2.

Занятие «Наше общее наследие» Вода – источник жизни»

1

0,5

0,5

1.3.

Экскурсия в осенний парк

«Золотая волшебница Осень»

1

1

1.4.

Занятие-путешествие «Всемирный день защиты животных»

1

0,5

0,5

1.5.

Мастер класс

«Красная книга»

1

0,5

0,5

1.6.

Онлайн-викторина

«Время знаний»

1

0,5

0,5

Раздел 2. Экология родного края

6

2,5

3,5

2.1.

Экскурсия к водоему

«Удивительная река Уруп»

1

0,5

0,5

2.2.

Онлайн –викторина

«Эйнштейн»

1

0,5

0,5

2.3.

Интерактивное занятие

«День земли»

1

0,5

0,5

2.4.

Виртуальная экскурсия

«Тебердинский заповедник»

1

0,5

0,5

2.5.

Экскурсия

«День леса»

1

0,5

0,5

2.6.

Проект

«Мир вокруг меня»

1

1

ВСЕГО

12

5

7

 

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

оборудованная комната, стол со стульями;

компьютер, колонки, флеш-накопитель;

фотоаппарат, вторсырьё (одноразовая посуда, пластиковые бутылки, коробки из-под конфет, духов, шпажки, журналы, салфетки).

Формы контроля планируемых результатов

Программа предусматривает первичную диагностику знаний и умений воспитанников, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной общеразвивающей программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы; педагогический анализ работы внутри коллектива.

Основной задачей контроля полученных знаний является определение степени освоения несовершеннолетними программы по экологическому воспитанию в виде: анкет, викторин и итогового проекта.

Оценочные материалы

Занятия по экологическому воспитанию помогают организовать разумный и созидательный досуг детей, и способствует овладению ими практическими навыками и умениями.

2.5. Методическое обеспечение программы

Методические материалы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;

единства коррекционных и развивающих задач;

учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;

целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;

интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;

доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

деятельностного подхода любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.

Методы работы:

словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);

творческий (элементы игры);

игровой (использование упражнений и заданий в игровой форме).

Формы работы: групповая.

Педагогические технологии используемые

при реализации программы

п/п

Название

Цель

Механизм

Результат

применения

1.

Технология развивающе

го обучения

Развитие личности и ее способностей

Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности воспитанников, при которой они сами «додумываются до решения проблемы»

Развиваются мыслительные способности, активизируется самостоятельная деятельность, происходит творческое овладение предложенным материалом

2.

Личностно-ориентированная технология

Максимальное развитие индивидуальны способностей обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности

Выработка индивидуального пути развития каждого обучающегося через создание альтернативных форм индивидуальных программ обучения

Саморазвитие личности каждого обучающихся, исходя из его индивидуальных особенностей

3.

Игровая технология

Создание оптимальных по возрасту условий усвоения обучающихся информации, знаний, получения опыта

Включение подростков в процесс игровой деятельности

Повышается мотивационный уровень несовершеннолетних, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника

4.

Технологи дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей воспитанников

Подбор методов индивидуального обучения

Воспитанники усваивают программный материал на различных уровнях, в соответствии с их способностями, возможностями и возрастом

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог имеющий высшее педагогическое образование, первую квалификационную категорию. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования.

 

3. Список используемой литературы

Основная

1. Ерегина Т., Буров Гриднева Т., Егорова М., выпуск №5. Журнал «Беспризорник», 2020.

2. Золоторева А.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ А.В. Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Юрайт, 2020.

3. Классные часы. 1 класс/сост. Г.П. Попова. – Изд.2-е. –Волгоград: Учитель, 2015.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. МОЗАИКА-СИНТЕЗ М.:2020.

5. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт. сост. Е.Д. Швад. – Изд.3-е. – Волгоград: Учитель.

6. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. авт.-сост. М.А. Павлова. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель.

Дополнительная

7. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопросы /Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2020. (Эмоциональное воспитание детей)

8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа пред. профильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. –М.: Генезис, 2019.

9. Ульева Е. Уроки вежливости и хорошего поведения / Ульева Е. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

Интернет-ресурсы

1. Занятия по экологии. Подборка лучших занятий. //Электронный ресурс //http://genyborka.ru/3005

2. Методичка. Внеклассное мероприятие по экологии. //Электронный ресурс // https://kladraz.ru/metodika/vneklasnye-meroprijatija-po-yekologi-v-nachalnoi-shkole.html?page=4

3. Портал Детский сад. Окружающий мир. Открытое занятие по экологии // Электронный ресурс // https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/02/14/otkrytoe-zanyatie-po-ekologii

4. Сайт Международная детско-юношеская премия // Электронный ресурс// https://xn--80afbcbeimqege7abfeb7wqb.xn--p1ai/