* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ) В РАМКАХ ПРОЕКТА ПО

РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

по направлениям

«Эксплуатация сельскохозяйственных машин»

Техник-механик в сельском хозяйстве — квалифицированный

специалист, имеющий профессиональное образование и занятый

обслуживанием, ремонтом технических средств.

В настоящее время профессия «Эксплуатация сельскохозяйственных

машин и оборудования» является одной из самых востребованных в

сельском хозяйстве. В условиях нехватки рабочего персонала эти

специалисты на особом счету, потому что в каждую организацию поступает

новая современная техника, а молодых мастеров квалифицированных

рабочих очень мало. Специалисты занимается ремонтом, обслуживанием,

настройкой тракторов и самоходных машин и различного оборудования. В

его работе не допускаются ошибки, которые могут привести к

катастрофическим последствиям.

Техник – механик готовится к следующим видам деятельности:

 Осуществление эксплуатации и технического обслуживания автомобилей,

тракторов, сельскохозяйственных и самоходных машин.

 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе,

комплектование сборочных единиц;

 Эксплуатация сельскохозяйственной техники;

 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники;

 выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих,

должностям служащих: 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных

машин и оборудования, 19205 Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля.

 техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей;

 техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных

систем автомобилей;

 техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей;

 проведение кузовного ремонта;

 организация процесса по техническому обслуживанию и ремонту

автомобиля;

 организация процесса организации и модификации автотранспортных

средств;

 выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих,

должностям служащих: Слесарь по ремонту автомобилей, водитель

автомобиля.

 Практическое вождение в различных условиях.

Объектами профессиональной деятельности являются:

 Автомобили , трактора, сельскохозяйственные и самоходные машины;

 системы и оборудование.

Техник – механик в сельском хозяйстве

должен знать:

—  законы, постановления, приказы, распоряжения, решения и другие

нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного

самоуправления по вопросам агропромышленного комплекса,

производственной деятельности;

— меры и методы внедрения новейших технологий в отраслях

растениеводства и животноводства;

— назначение, конструкцию, технологические процессы, параметры машин и

механизмов, область их применения в сельскохозяйственном производстве;

— способы обеспечения эффективного использования техники

оборудования, методику повышения их надежности;

— организационно-технические мероприятия по рациональному

использованию топливно-смазочных материалов, технических жидкостей,

электрической энергии, а также методы экономного использования и охраны

окружающей среды;

— требования к оформлению конструкторской и технологической

документации, основы экономики, основы планирования и управления

сельскохозяйственным производством;

— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и

противопожарной защиты.

должен уметь:

— осуществлять  выбор и рациональное комплектование машинно-

тракторных агрегатов, рациональное размещение и оснащение рабочих мест,

оборудования и создавать безопасные условия работы на них;

— организовывать   и обеспечивать  безаварийную и надежную работу

техники и технологического оборудования, их правильный и своевременный

ремонт, подготовку планов-графиков технического обслуживания и ремонта

техники, заказы на централизованное выполнение технического

обслуживания и капитального ремонта, получения запасных частей,

инструментов и т.п.;

— участвовать в приеме и установке нового оборудования, внедрении

средств механизации в трудоемкие работы;

— контролировать качественную наладку машин, оборудования, оценивать

качество и эффективность их работы;

— формировать  парк машин для хозяйств и организаций, проводить

контроль качества машин, оборудования, узлов, деталей, разрабатывать и

вести техническую документацию;

— использовать современную вычислительную технику и персональные

компьютеры;

— анализировать  экономические показатели использования техники и

оборудования, определять экономическую эффективность их использования;

— вести первичную учетную документацию, определять экономические

показатели работы участка, внедрять в производство новейшие технологии в

области растениеводства, животноводства и переработки

сельскохозяйственной продукции, контролировать качество ремонтных работ

и выявлять причины брака;

— составлять документацию на списание машин и механизмов, непригодных

для использования, организовывать техническое обслуживание и ремонт

техники, выполнять слесарные, диагностические и регулировочные работы;

— управлять тракторами, автомобилями и самоходными

сельскохозяйственными машинами, принимать меры по предотвращению

травматизма;

—  выполнять инженерные расчеты деталей машин, простых механизмов и

оборудования, контролировать выполнение работниками правил и норм

охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Техник – механик заниматься эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом

сельскохозяйственной техники. Ежедневно выдать рабочим задания,

обеспечивает их всем необходимым (топливом, запчастями и др.) Принимает

участие в планировании работ на посевной или уборочный период.

Планирует график выполнения работ, осуществляет контроль.

В настоящее время направление «Эксплуатация сельскохозяйственных

машин и оборудования» является одним из самых востребованных в

сельском хозяйстве. В условиях нехватки рабочего персонала эти

специалисты на особом счету, потому что в каждую организацию поступает

новая современная техника, а молодых мастеров квалифицированных

рабочих очень мало. Специалисты занимается ремонтом, обслуживанием,

настройкой тракторов и самоходных машин и различного оборудования. В

его работе не допускаются ошибки, которые могут привести к

катастрофическим последствиям.

А чтобы знать и уметь применять практические навыки необходимо

хорошее здоровье, физическая сила и выносливость, высокая острота слуха и

зрения, высокая скорость и точность сенсомоторных реакций, развитый

глазомер (линейный, плоскостной, объемный), умение распределять и быстро

переключать внимание, хорошая зрительная память, склонность к работе с

техникой, техническое мышление, хорошая пространственная ориентация,

способность предвидеть развитие различных ситуаций, наблюдательность и

терпение, дисциплинированность и ответственность.

В Алтайском крае сельское хозяйство является одной из базовых

отраслей экономики, важнейшей составляющей производственной и

социальной инфраструктуры.

Есть постоянный спрос, и этот спрос уже стал достаточно стабильным,

на квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве, в том числе и на

техников - механиков.

Самый большой в мире трактор был создан в единственном экземпляре

в 1977 году для личного хозяйства в Америке. Габариты этой машины

впечатляют: 8,2х6х4,2 м, а его мощность составила 900 лошадиных сил! Этот

трактор трудится в полях и по сей день.

В Ереванском музее народного искусства находится самый маленький

трактор величиной с головку булавки, который может приводиться в

движение.

В начале шестидесятых годов прошлого века компания

Porsche занималась выпуском тракторов.

Ферруччо Ламборгини начинал свой бизнес с производства

сельскохозяйственных тракторов, пока не устал видеть большое количество

недостатков в обожаемых им спортивных машинах и не решил разработать

идеальный спорткар.

По причине острой нехватки танков в годы второй мировой войны

было принято решение переоборудовать в танки гусеничные трактора,

прикрепляя к ним листы брони. Ставка делалась на психологический эффект

- такие "танки" выступали ночью с включенными фарами и под вой сирен, а

название получили НИ-1, что означает "На испуг". Одному такому НИ-1 был

установлен памятник в Одессе.

В Ростове-на-Дону проводят уникальные для России гонки на

тракторах "Бизон Трек-Шоу". На этих состязаниях каждый тракторист может

ощутить себя пилотом гоночного болида на глазах у 20 тысяч зрителей.

Для овладения профессией «техник - механик» необходимы хорошая

подготовка  по математике, физике, черчению и географии в пределах

школьной программы, необходимо знать правила дорожного движения,

устройство техники, порядок и периодичность выполнения работ

по техобслуживанию.

Техник механик в сельском хозяйстве работает как в помещении, так и

на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно

стоя, либо лежа под транспортным средством. Техник – механик использует

в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты. Как

правило, специалист действует самостоятельно и принимает собственные

решения в рамках поставленных задач. Среди особых условий труда следует

указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие

детали.

Цели и задачи реализации программы профессиональной пробы

Цель: практическое знакомство со спецификой профессиональной

деятельности по направлениям.

Задачи:

1. Получение знаний о роли направлений «Повар, кондитер»,

«Эксплуатация сельскохозяйственных машин», «Сварщик в

современном мире;

2. Формирование отношения участника к профессиональной

деятельности по направлению «Повар, кондитер», «Эксплуатация

сельскохозяйственных машин», «Сварщик.

3. Подготовка участников к осознанному выбору профиля дальнейшего

обучения в учреждениях профессионального образования.

4. Формирование наиболее полного представления о возможной будущей

профессии, определение ее значимости и востребованности на рынке

труда в настоящее время и ближайшем будущем.

По итогам выполнения профессиональных проб участники должны

иметь представление:

 о технологии выполнения профессиональной пробы;

 о содержании и характере труда в сфере деятельности

автотранспортных предприятий, требованиях, предъявляемых к

личности и профессиональным качествам;

 о правилах безопасности труда, санитарии, гигиены;

 об инструментах, материалах, оборудовании и правилах их

использования - на примере практической пробы;

 о выполнении простейших операций.

Выполнение задания

Задание профессиональной

пробы

Деятельность участника Продукт, получаемый в

результате

Проведение инструктажа по технике безопасности

Введение в профессию. Общие сведения о профессии. Роль профессионального

направления в современной экономике. Необходимые навыки для освоения профессии,

возможные способы получения образования в Алтайском крае, городе Барнауле

(Презентация о профессии)

Изготовление сдобы: плюшки «Московские», ватрушки с творогом, булочки

«Синнабон» с корицей и сливочным кремом. Демонстрация готовых изделий

Показ трудовых приемов поэтапно и отработка трудовых приемов обучающимися.

Введение в профессию. Общие сведения о профессии. История тракторостроения. Роль

профессионального направления в современной экономике. Необходимые навыки для

освоения профессии, возможные способы получения образования в Алтайском крае.

(Презентация о профессии)

Задание: рассказать последовательность выполнения операций технического

обслуживания трактора при подготовке к работе (Приложение 1).

Условие: повторить за наставником все операции технического обслуживания трактора.

Введение в профессию. Общие сведения о профессии. История автомобилестроения.

Роль профессионального направления в современной экономике. Необходимые навыки

для освоения профессии, возможные способы получения образования в Алтайском

крае, городе Барнауле (Презентация о профессии)

Задание: рассказать правила техники безопасности при подготовке металла к сварки,

правила техники безопасности при выполнении сварочных работ, о подготовке металла

к сварке, регулировки сварочного оборудования, использование сварочно-сборочных

приспособлений, сборку и сварку деталей сварочным процессом MAG. (Приложение 2).

Организация рефлексии

Проведение анкетирования участников программы профессиональных проб.

Оценивание результатов профессиональных проб участников

Рекомендации наставнику по контролю результата, процедуре оценки

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это

может быть беседа, в которой выясняется, изменились ли профессиональные

намерения участников, какие трудности они испытывали, какие сомнения у

них остались. В том случае, если будут «неопределившиеся» участники, им

рекомендуется предложить, например, почитать дополнительную

литературу, поработать в этой отрасли (сфере) во время каникул, получить

консультации педагога-психолога или специалиста по этой профессии.

Вопросы для рефлексии участников

1. Что входило в содержание пробы?

2. Удалось ли проявить инициативу в процессе пробы?

3. Что вы увидели в действиях сверстников, также выполнявших пробу?

4. Какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы?

5. Кто может являться потребителем такого продукта?

6. Какие новые знания, умения и навыки были приобретены?

7. Какие проблемы имеются у представителей данной профессии,

специальности?

8. Что изменилось в ваших представлениях о себе и жизненных планах после

прохождения пробы?