55Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом МДОУ «Д/с № 103» Приказом заведующего МДОУ «Д/с № 103»
Протокол №
Рабочая программа
Воспитателей: Темниковой Натальи Михайловны
по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие»
(рисование, лепка, аппликация),
«Социально-коммуникативное развитие»
для детей с ТМНР второго года обучения
Срок реализации 1 год
2022 год
Г. Ухта
Содержание
№
Содержание
Страницы
1.
Целевой раздел
3
1.1
Пояснительная записка
4
1.1.1.
Цели и задачи: «Художественно – эстетическому развитию»
5
1.1.2.
Цели и задачи: «Социально – коммуникативному развитию»
6
1.2.
Принципы и подходы к формированию программы
7
1.3.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
8
1.4.
Особенности «Художественно – Эстетического развития»
Особенности « Социально – коммуникативного развития»
11
1.5.
Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы
12
2.
Содержательный раздел программы
16
2.1.
Описание модели образовательной деятельности
16
3.
Организационный раздел программы
22
3.1.
Режим дня
22
3.2.
Циклограмма педагогической деятельности
24
3.3.
Модель двигательной активности
26
3.4.
Предметно – развивающая среда
27
3.5.
Лексические темы на 2020 – 2021 год
29
3.6.
Словарная работа с детьми с СДР МДОУ № 103 2020-2021 г.
36
3.7.
Перспективный план образовательной деятельности
38
3.8.
План работы по взаимодействию с семьями воспитанников
39
3.9.
Методическое обеспечение программы
40
4.0.
Учебно – методическое обеспечение программы
48
Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка:
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) разработана для Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103 компенсирующего вида» (далее Учреждение) г. Ухта, республика Коми для организации коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими различные отклонения физического и психического развития в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля
2013 г
. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок т
о
варов, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Международной Конвенцией "О правах ребенка". (1989)
Федеральным законом РФ
Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
Декларацией прав инвалидов. (1975)
Декларацией "О правах умственно отсталых лиц" (1991)
Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Росси
й
ской Федерации
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г
. № 1155 «Об утверждении федерального госуда
р
ственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября
2013 г
., № 30384).
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 г
. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам д
о
школьного образования»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля
2014 г
. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обуч
е
ние по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая
2014 г
., № 32220, вступил в силу 27 мая
2014 г
.).
Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня
2013 г
. № 462 «Об утверждении Порядка проведения с
а
мообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня
2013 г
., № 28908).
Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января
2014 г
. № 8 «Об утверждении примерной формы догов
о
ра об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характерист
и
ки должностей работников образования»
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г
. № 544н «Об утверждении професси
о
нального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Приказом Гособразования СССР № 185, Госкомтруда СССР № 33 от 04 мая 1990 года «Об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и частоболеющих детей и типовых штатов санаторных де
т
ских дошкольных учреждений для ослабленных и частоболеющих детей»
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03
200 г
. № 27/901-6 о о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября
2013 г
. N
1082 г
. Москва «
Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая
2013 г
. № 26 «Об у
т
верждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима р
а
боты дошкольных образовательных организаций».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г
. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года №08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее–План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).
Письмом Рособрнадзора от 07.02.2014№01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществля
ю
щих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и о
б
разовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года №08-5 «О соблюдении организациями, осущ
е
ствляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным станда
р
том дошкольного образования».
Письмом Министерства образования РФ от 03 апреля 2003 года № 27/22-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольные учреждения и группы спец
и
ального назначения. Утверждены ГОСОБРАЗОВАНИЕМ и МИНЗДРАВОМ СССР от 26.11.90 г. № 37-14/2.
О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования.
Решение Коллегии Министерства общего и профессионального о
б
разования Российской Федерации от 9.02.99 г. № 3/1.
Методические рекомендации по проведению коррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии АПН СССР и Институтом коррекционной педагогики РАО.
1.1.1 Цель Программы: моделирование организации коррекционно-образовательного процесса по художественно – эстетическому, социально- коммуникативному развитию ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями развития(ТМНР), с учётом возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей воспитанников по реализации АООП ДО.
1.1.2 Задачи Программы: основные задачи по обучению и воспитанию детей с ТМНР находятся в АООП ДО стр. 9.
Художественно – эстетическое развитие.
Основная задача в работе с детьми с ТМНР развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов.
Рисование
воспитывать
у
детей
интерес
к
выполнению
изобразительных
действий
различными
средствами – карандашами, фломастерами, красками, мелками;
учить детей проводить прямые, закругленные и прерывистые линии мелками, фломастерами, красками и карандашами на больших пространствах (доска, лист
бумаги);
учить детей правильно сидеть за столом при рисовании;
учить детей способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру);
учить детей правильно держать карандаш, фломастер и кисть;
формировать у детей представление о том, что можно изображать реальные предметы и явления природы (через
показ);
учить детей способам обследования предмета перед рисованием (через
показ);
учить детей называть предмет и его изображение
словом;
закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
Аппликация
воспитывать у детей интерес к выполнению аппликаций.
формировать у детей представление об аппликации как об изображении реальных предметов.
учить детей правильно сидеть за столом,
учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.
учить детей располагать и наклеивать готовые элементы из бумаги, подражая действиям взрослого;
знакомить и учить детей с основными правилами работы с материалами и инструментами: клеем, тряпочкой, клеенкой, необходим
ы
ми для выполнения аппликации.
учить детей доводить начатую работу до конца;
учить детей называть предмет и его изображение словом.
закреплять у детей положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам;
учить убирать рабочее место после завершения работы.
Конструирование
формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом;
познакомить детей с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения построек из 2-3 элементов;
учить детей совместно со взрослым выполнять простейшие постройки, называть, обыгрывать их по подражанию действиям педагога;
учить детей узнавать, называть и соотносить детские постройки с реально существующими объектами;
формировать способы усвоения общественного опыта: умения действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову;
развивать у детей умение усваивать способы выполнения постройки, доводить работу до конца;
воспитывать положительное отношение к постройкам.
Лепка
воспитывать у детей интерес к процессу
лепки;
учить детей проявлять положительные эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто,
пластилин);
учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого
ребенка;
учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединять части, плотно прижимая их друг к
другу;
приучать детей лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой и не разбрасывать глину (тесто,
пластилин);
учить детей правильно сидеть за
столом;
воспитывать у детей умения аккуратного выполнения
работы;
учить детей называть предмет и его изображение
словом;
закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
Ознакомление с художественной литературой:
Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.
развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.
вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.
учить детей выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок
вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок.
Социально – коммуникативное развитие.
Содержание области «формирование и развитие коммуникации» охватывает следующие направления педагогической работы с детьми:
формирование
потребности
в
коммуникации,
развитие
эмоциональных
средств
общения ребенка с матерью и другими близкими взрослыми, формирование способности принимать контакт;
развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
развитие основ социального поведения (предпосылок учебного поведения, профилактика / профилактика и коррекция пробле
м
ного
поведения);
формирование предметно-манипулятивной деятельности и игровой
деятельности;
формирование начальных элементов навыков
самообслуживания;
формировать потребность в контакте с близким взрослым в процессе удовлетворения физических потребностей
ребенка;
формировать потребность в контакте с близким взрослым в процессе удовлетворения физических потребностей
ребе
н
ка;
формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость через теплые эмоциональные отношения с матерью, чувства д
о
верия и привязанности к близким взрослым;
создать условия для пробуждения у ребенка ответных реакций на контакт с ним близкого
взрослого;
формировать эмоционально-личностные связи ребенка с близкими взрослыми, положительное взаимодействие между матерью и младенцем: синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, настроенность друг на
друга;
формировать поддержание контакта ребенка с близким взрослым глаза в глаза, улыбки и вербализации, развитие ри
т
мического
диалога;
укреплять визуальный контакт ребенка с близким взрослым в процессе телесных игр;
формировать умение фиксировать взгляд на близком
взрослом;
формировать умения прослеживать взглядом за близким человеком, его указательным жестом как основного вида предпосылок проявления внимания к совместному
действию.
учить откликаться на своё
имя;
формировать умение выделять (показывать) по речевой инструкции взрослого основные части своего тела и лица (п
о
кажи, где голова, нос, уши,
живот);
формировать умение пользоваться рукой как средством коммуникации
,
выполняя согласованные, направленные на другого человека движения
рукой;
учить ориентироваться на оценку своих действий взрослым, изменять свое поведение с учетом этой
оценки;
формировать предпосылки учебного поведения: учить соблюдать определённую позу, слушать педагога, выполнять действия по подражанию и элементарную речевую инструкцию;
учить адекватно вести себя на занятиях в паре со сверстником, с
группой;
предупреждать неадекватные реакции на смену режимных моментов: питание, сон, бодрствование (с использованием расписания, стереотипа поведения).
развивать различные виды захвата и удержание предметов в
руке;
вызывать двигательную активность на интересный, новый, яркий предмет (игрушку), учить тянуться рукой к этому
предмету;
формировать противопоставление большого пальца другим пальцам руки при захвате
предмета;
учить рассматривать игрушку в своей руке, перекладывая ее из одной руки в другую, выполнять действия в русле ко
м
бинативной
игры;
формировать умение ставить игрушку (предмет) на определенное
место;
формировать умение удерживать предметы (игрушки) двумя руками и отдавать по просьбе взрослому (позже
сверстн
и
ку);
учить детей брать предметы (игрушки) щепотью (тремя пальцами) одной
руки;
учить снимать и нанизывать шарики/колечки на стержень без учета
размера;
учить вставлять в прорези коробки соответствующие плоскостные
фигурки;
вызывать
интерес
к
объемным
формам,
учить
опускать
объемные
геометрические фигуры в разнообразные прорези к
о
робки (выбор из 2 – 3
форм);
учить
использовать
музыкальную
игрушку,
нажимая
на
разные
кнопки
указательным пальцем и прослушивая разные
мелодии;
создавать ситуации для формирования взаимодействия обеих
рук.
создавать условия для накопления опыта в процессе пассивного участия ребёнка
в
исполнении
бытовых
ритуалов
(р
е
бенка
одевают
/
раздевают,
кормят,
выполняют гигиенические процедуры в туалете, в душе, причёсывают, вытирают нос, чистят зубы и т.д.);
создавать условия для накопления опыта в процессе подключения ребёнка к исполнению бытовых ритуалов (содейс
т
вовать взрослому при одевании, раздевании, кормлении, выполнении гигиенических процедур в туалете, в душе, чистке зубов, причесывании и
т.д.);
учить самостоятельно выполнять элементарные действия, операции по самообслуживанию: при одевании, раздевании, приёме пищи, выполнении гигиенических процедур в туалете, в душе, чистке зубов, причесывании и
т.д.
вызывать интерес к предметам быта и адекватным (сообразно функциям) действиям с
ними;
учить соблюдать элементарную аккуратность и опрятность во внешнем виде и в
вещах.
расширять представления о родной стране, праздниках;
воспитывать любовь к родному городу, стране;
расширять представления о предметах и явлениях, об окружающей действительности;
учить отражать отношение к окружающему миру через различные виды деятельности;
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования рабочая программа педагога разработана с учетом следующих основных принципов до школьного образования:
Принцип природосообразности,
Онтогенетический принцип
Принцип индивидуализации и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Интеграции и усилий специалистов
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития
Принцип компенсаторной возможностей при коррекции имеющихся нарушений
Учет этнокультурной ситуации развития детей
Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса
Основной подход к формированию АОП
Личностно-ориентированный
Мультидисциплинарный
Культурно-исторический
Деятельностный
1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики:
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. Группу №4 посещают дети с задержкой психического развития конституционного генеза, психогенного генеза; с интеллектуальной недостаточностью, с синдромом раннего детского аутизма, с расстройствами эмоционально-волевой сферы; нервно-психические расстройства, невротические расстройства; нарушение зрения, Синдром Дауна.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с данными диагнозами в РП с.20
В группе проходит коррекционное обучение воспитанников 4-7 лет
Девочки – 1 человек
Мальчики – 6 человек
В группе работают 4 педагога: 2 воспитателя, учитель – логопед, учитель – дефектолог.
Имеющиеся у детей отклонения в развитии:
Данные в таблице представлены на основании индивидуальных медицинских карт детей, форма №23.
Сведения о семьях воспитанников
В группе работают 4 педагога: 2 воспитателя, учитель-дефектолог и учитель-логопед.
1.4.Особенности «Художественно – Эстетического развития»
Художественно-эстетическое развитие подразумевает развитие чувств и эмоций, формирование графических и конструктивных навыков, знаково-символической функции мышления, осмысление действительности и существующих социальных отношений, умение изобразить их с помощью различных художественных средств. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в данной программе представлена музыкальным воспитанием и следующими видами продуктивной деятельности: лепка, аппликация, конструирование, рисование. Содержание данной области реализуется как на специальных музыкальных занятиях, так и в другое учебное время, в том числе на прогулке. Важным направлением работы является формирование продуктивной деятельности на занятиях лепкой и аппликацией, конструирования и рисования. Изобразительная деятельность оказывает влияние на самые различные стороны психического развития. При выполнении данной деятельности перед ребенком встает конкретная практическая задача, требующая определенного уровня развития мышления, знаний и умений. Первым этапом обучения детей изобразительной деятельности является умение обследовать реальный предмет, следующим этапом – изображать его с натуры с помощью простой графической схемы, затем – обозначать полученное изображение символом, знаком или словом. В случае выраженных нарушений зрения, когда ведущую роль играет осязательное восприятие, наиболее важным и доступным видом изобразительной деятельности является лепка, цель которой – подвести ребенка к пониманию возможности изображения реального предмета. В лепке реальный объемный предмет предлагается в объемном изображении. В процессе обучения лепка способствует формированию точных образов восприятия, а также развитию согласованности движений рук, мышечной силы и мелкой моторики.
Значимость художественно-эстетических занятий детьми со сложными дефектами развития обусловлена следующим:
1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия ребенком со сложными дефектами развития является отсутствие его внимания, пребывание на „своей волне”. Специально подобранные средства для художественно-эстетических занятий (звуки, мелодии, тексты) привлекают внимание и организуют относительную устойчивость процесса восприятия ребенка со сложными дефектами развития
2) обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям – это обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты, материал для изобразительного искусства.
3) занятия, которые базируются на творческих началах, способствуют преодолению стереотипных проявлений, характерных для детей с аутизмом, и расширению их поведенческого репертуара, их эмоциональной активации, становлению релаксационных и регулятивных процессов, их способности к отклика как предпосылки общения.
Мы предполагаем, что созданная, благодаря художественно-эстетическим занятиям, творческая среда будет способствовать интеграции личности детей со сложными дефектами развития, даст им возможность почувствовать и осознать себя как неповторимую индивидуальность и раскроет радость взаимодействия с другими людьми.
Основная цель – обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей
Лепка – способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.
Аппликация – способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме и цвете.
Рисование – направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укреплению мышц рук.
Особенности « Социально – коммуникативного развития»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на формирование у детей с ТМНР системы доступной коммуникации, социальных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, предметным миром, природой, Я-сознания и положительного самовосприятия, понимания чувственной основы родственных и социальных отношений между людьми; становление самостоятельности и целенаправленности деятельности, положительных индивидуально-личностных свойств; усвоение социальных норм поведения, основ безопасной жизнедеятельности, а также правил межличностного общения; овладение игровой и продуктивными видами деятельности.
Модель программы: интегрированная.
Программа основана на АООП МДОУ Д/С № 103:
1.5. Целевые ориентиры описаны в АООП МДОУ Д/С № 103:
понимает обращённую речь на доступном уровне;
владеет
элементарной
речью
(отдельные
слова)
или
обучен
альтернативным
формам общения;
владеет
некоторыми
конвенциональными
формами
общения
(вербально
/
невербально);
выражает желания социально приемлемым
способом;
возможны
элементарные
формы
взаимодействия
с
родителями,
другими
знакомыми взрослыми и
детьми;
выделяет себя на уровне узнавания по
фотографии;
выделяет родителей и знакомых
взрослых;
различает своих и
чужих;
поведение контролируемо в знакомой ситуации (на основе стереотипа
поведения);
отработаны основы стереотипа учебного
поведения;
участвует
в
групповых
физкультурных
занятиях
и
групповых
играх
с
движением
под музыку и пением (хороводы и т.п.) под руководством
взрослых;
может сличать цвета, основные геометрические
формы;
знает некоторые
буквы;
владеет простейшими видами графической деятельности (закрашивание,
обводка);
различает «большой – маленький», «один –
много»;
выполняет физические упражнения по показу (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических
снарядов;
выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута (под контролем взрослых);
умеет одеваться и раздеваться по расписанию (в доступной
форме);
пользуется туалетом (с
помощью);
владеет навыками приёма
пищи.
Планируемые результаты освоения программы:
Исходя из ФГОС ДО п.4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения программы для детей с ТМНР (2 год обучения)
Образовательная область
Непосредственно-образовательная деятельность
Планируемы результаты освоения программы
Художественно-эстетическое развитие
Лепка
Ребенок:
правильно сидит за столом;
лепит на доске, засучивает рукава перед лепкой и не разбрасывать глину (тесто, пластилин);
обследует предмет перед лепкой – ощупывает форму предмета;
раскатывает тесто (глину, пластилин) между ладонями, на доске прямыми и круговыми движениями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу;
отщипывает кусочек пластилина и растягивает его по готовой форме, прорисовывает узор стекой;
Аппликация
Ребенок:
- адекватно реагирует на предложение выполнить аппликацию;
- соотносит аппликацию с реальным объектом, называть его;
- наклеивает готовые элементы бумаги самостоятельно или с пом
о
щью взрослого;
- доводит начатую работу до конца.
Рисование
Ребенок:
- правильно сидит за столом при рисовании;
- пользуется изобразительными средствами и приспособлениями – карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой для доски, подставками для кисточки, тряпочкой для кисточки;
- проводит прямые, закругленные и прерывистые линии фломастером, мелками, карандашом и красками;
- правильно держит карандаш, фломастер и кисть;
- называет предмет и его изображение словом;
Конструирование
Ребенок:
- положительно относиться к процессу и результатам конструиров
а
ния;
- выполняет совместно со взрослым простейшую постройку из 2-3 элементов
- соотносит выполненную постройку с реальным объектом, называть его
- действует по подражанию, указательному жесту, показу и слову.
Ознакомление с художественной литературой
Ребенок:
- эмоционально откликаться на знакомое литературное произведение
- выполняет простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.
- слушает художественный текст и реагировать на его содержание
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная деятельность
Ребенок:
- проявляет интерес к игрушке и различным предметно-игровым действиям с ней;
- пользуется ложкой как основным и вспомогательным орудием.
- откликается на свое имя, называть его;
- показывает по речевой инструкции взрослого свои основные части тела и лица (глаза, нос, ноги, руки, уши);
- использует коммуникативные средства общения со взрослым (жесты, слова: «привет, пока, на, дай»);
- понимает и использует жесты и слова со знакомыми взрослыми.
Развитие игровой деятельности
Ребенок:
- играет c желанием в коллективе сверстников;
- передает эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);
- передает в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;
- самостоятельно выбирает настольно-печатную игру
- участвует в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов;
Трудовое воспитание
Ребенок:
- получает удовлетворение от результатов своего труда;
- наводит порядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории;
- пользуется знакомым рабочим инвентарем;
- сотрудничает со сверстниками при выполнении определенных поручений;
- выполняет обязанности дежурного по группе;
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе
Ребенок:
- знает элементарными правилами безопасного поведения в природе, в быту, в социуме
- знает первичные представления о машинах, улице, дороге..
- знаком с понятиями «можно - нельзя», «опасно».
Патриотическое воспитание
Ребенок:
- проявляет эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру: любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
- знает о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
- знает о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
Образовательная деятельность по Художественно – эстетическому развитию
Рисование: 2р. в неделю - 76 занятий в год
Лепка: 1р. в неделю - 38 занятий в год
Аппликация: 1р. в неделю – 38 занятий в год
Социально – коммуникативное развитие: ежедневно
По ОБЖ, ПДД, Безопасности: 1р. в неделю согласно плану режимных моментов
2.Содержательный раздел.
2.1.Описание модели образовательной деятельности.
«Художественно – эстетическое развитие».
Характер задач, решаемых образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», позволяет структурировать ее содержание по следующим разделам:
Формирование эстетической установки и эстетической эмоции — составная часть воспитания сенсорной культуры, которое осуществляется в различных разделах программы, в том числе и на занятиях изобразительной деятельностью (рисования, лепки, аппликации). Тематика детских рисунков должна отражать содержание лексических тем, которые осваивают дети на занятиях с дефектологом и логопедом.
Данный раздел программы ориентирует на то, что эстетическое развитие детей с ТМНР в процессе изобразительной деятельности предполагает сохранение в их отношении к миру диалектики восприятия живого и обобщенного, эмоции и понимания, радости познания и радости изобразительного творчества.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Основные направления:
Приобщение к искусству;
Изобразительная деятельность;
Конструктивно-модельная деятельность;
Задачи:
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окр
у
жающего мира, произведения искусства;
Приобщение детей к народному и профессионального искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к а
р
хитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства. Воспитание умения понимать соде
р
жание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности.
Совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкт
о
ров.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Приобщение к музыкальному искусству, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального и
с
кусства.
Формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами. Воспитание эм
о
циональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование п
е
сенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Удовл
е
творение потребности в самовыражении.
Содержание психолого-педагогической работы:
Приобщение к искусству:
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: дымковской, матрешкой и другими, соответствующими возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.
Изобразительная деятельность:
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.
Рисование:
Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти).
Учить следить за движением карандаша по бумаге.
Привлекать внимание детей к изображенными на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям.
Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
Учить держать карандаши кисть свободно: карандаш—тремя пальцами выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Лепка:
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.
Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) ит.п.
Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
Конструктивно - модельная деятельность:
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей ит.п.). По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).
Ознакомление с художественной литературой. Задачи обучения и воспитания:
Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Включенность в эту работу детей с ТМНР, у которых разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:
- выбирать произведения с учётом степени его доступности и близости содержания жизненному опыту детей;
- подбирать иллюстрации, картинки к произведениям;
- приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек.
- приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
- предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
- приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек.
- приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
- предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Социально-коммуникативное развитие.
Согласно ФГОС дошкольного образования (п. 2.6), социально коммуникативное развитие направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к с
о
обществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в б
ы
ту, социуме,
природе.
Выделяя конкретные задачи, было учтено то обстоятельство, что практически всем детям с РАС приходится начинать не с овладения соци ально-коммуникативными навыками, а с формирования потребности в общении, предпосылок общения, с выполнения ряда обязательных условий, без которых полноценная коммуникация не возможна. Частично эти задачи могут быть решены на начальном этапе дошкольного образования детей с ТМНР.
Основными задачами коррекционной работы являются:
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, что
означает:
способность различать своих и чужих, членов семьи, знакомых взрослых; способность
выделять
себя
как
физический
объект,
называть
и/или
показывать
части тела, лица, отмечая их принадлежность («
мой
нос», «
моя
рука»);
способность выделять объекты окружающего мира вне феномена тождества и дифференцировано,
различать
других
людей
(членов
семьи,
знакомых
взрослых;
мужчин
и женщин; людей разного возраста и т.д.); дифференцировать других детей; выделять себя как
субъекта.
Формирование потребности к общению, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстник
а
ми:
формирование потребности в общении через обучение: адекватно просить о желаемом (словом или невербально); через совм
е
стную деятельность со взрослым (игра, бытовые проблемы, самообслуживание), в дальнейшем – с детьми под контролем взрослого; далее – самостоятельно;
взаимодействие со взрослым: выполнение простых инструкций, элементарное произвольное подражание;
реципрокное
диадическое
взаимодействие
со
взрослым
как
предпосылка
совместной деятельности, включая
игровую;
установление элементарного взаимодействия с другими детьми в рамках диадического взаимодействия или взаимодействия в малой группе (при содействии и под контролем взрослых);
развитие игры (комбинативные игровые действия, игра «с правилами», социально- имитативная, сюжетная, ролевая игра) в м
е
ру коммуникативного, социального, интеллектуального, речевого, аффективного уровня развития;
использование конвенциональных формы общения, начиная с простейших форм («Пока!», «Привет!») и переходя постепенно к более развитым («Здравствуйте!», «До свидания!») и использованию обращения и по возможности взгляда в глаза человеку, к которому обращаешься («Здравствуйте, Мария Ивановна!», «До свидания, Павел Петрович!»).
3.Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками:
формирование толерантного (в дальнейшем дифференцированного, доброжелательного) отношения к другим детям;
формирование способности устанавливать и поддерживать контакт; в меру уровня коммуникативного, социального, интелле
к
туального, речевого, аффективного развития – игра (социально-имитативная,
«с
правилами», сюжетная, ролевая);
возможность совместных учебных занятий;
4.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:
введение правил безопасного поведения на основе отработки стереотипа, на основе эмоционального контакта со взрослыми;
осмысление отработанных стереотипов по мере возможностей ребёнка;
5.Становление самостоятельности:
продолжение обучения использованию расписаний;
постепенное расширение сферы применения расписаний, переход к более абстрактным формам расписаний;
постепенное
замещение
декларативных
форм
памяти
процедурными:
не
механическое запоминание, а усвоение функциональной, логической связи
событий;
переход к более общим формам расписаний, наработка гибкости в планировании и поведении;
6.Развитие социального и эмоционального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания:
умение эмоционально выделять людей, то есть развивать уровень базальной аффективной коммуникации - умение восприн
и
мать знаки эмоциональной жизни других людей, различать эти знаки, правильно оценивать их и адекватно на них реагировать;
формирование чувства привязанности к близким, эмоционального контакта с близкими и с другими людьми;
формирование предпосылок осмысления собственных аффективных переживаний
и эмоциональной жизни других
людей; ра
з
витие способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости (на основе эмоционального контакта, в ходе совместного опыта различного характера – бытовая деятельность, игра, впечатления от природы, искусства и т.п.);
7.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование
позитивного
отношения
к
своим
действиям
в
русле
особого
интереса через эмоциональное заражение, по инс
т
рукции на основе эмоционального контакта и/или адекватных видов подкрепления;
расширение (по возможности) спектра мотивирующих факторов;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества на основе мотивации, адекватной уровню разв
и
тия ребёнка и ситуации;
8.Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий:
формирование целенаправленности на основе особого интереса и/или адекватного подкрепления;
обучение основам саморегуляции (возможно только при соответствующем уровне самосознания);
9. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации:
обучение формальному следованию правилам поведения соответствующим нормам и ценностям, принятым в обществе, на о
с
нове поведенческого стереотипа;
смысловое насыщение формально усвоенных правил поведения, соответствующих нормам
и
ценностям,
принятым
в
обществе,
по
мере
формирования
представлений
о
семье, обществе, морали,
нравственности;
10.Формирование способности к спонтанному и произвольному общению:
создание условий для становления спонтанного общения: полное (или в значительной степени) преодоление проблем физич
е
ской и психической самоидентификации; наличие коммуникативной интенции и средств её структурирования и разворачив
а
ния; мотивация к общению;
возможность реципрокно использовать средства коммуникации (не обязательно вербальные); возможность произвольной ко
м
муникации (по просьбе других людей - родителей, специалистов, друзей и т.д.).
3.Организационный раздел программы.
3.1. Режим дня.
Содержание деятельности
Время
Прием детей в группе (на участке), осмотр, игры, совместная деятельность, коррекционная индивидуальная работа, утренняя гимнастика
7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-8.50
Подготовка к НОД , игры
8.50-9.00
НОД (включая перерывы) фронтальные и /или подгрупповые
9.00-10.30
Подготовка к прогулке
10.30-10.45
Прогулка, включая физкультуру на улице
10.45-12.30
Подготовка к обеду, обед
12.30-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон
13.00-15.00
Подъем, закаливающие, гигиенические процедуры
15.00-15.10
Подготовка к полднику, полдник
15.10-15.20
НОД (по расписанию), свободная деятельность, игры
15.40-16.05
Коррекционная работа воспитателя по заданию специалистов, совместная деятельность, игры индивидуальные коррекционные занятия
16.05-17.05
Подготовка к ужину, ужин
17.05-17.25
Свободная деятельность, коррекционная работа воспитателя по заданию специалистов Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
17.25-19.00
3.2 Циклограмма педагогической деятельности.
В данном разделе описывается последовательность целой рабочей недели воспитателя, специалиста. Сюда входит прием детей, гимнастика, прогулка, прием пищи, НОД
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Время
Работа воспитателя
7.00-7.45
Прием детей. Работа с родителями.
7.45-8.00
Организация игровой деятельности детей.
Организация детей на утреннюю гимнастику.
8.00 – 8.10
Проведение утренней гимнастики.
Обучение навыкам самообслуживания.
8.10 – 8.50
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Обучение культурно – гигиеническим навыкам.
Обучение правильному приему пищи культура поведения, за столом. Постепенно дети выходят из-за стола, продолжаем обучение КГН (умывание, мытье рук после туалета).
8.50-9.00
Совместная познавательно – творческая деятельность.
9.00-9.54
НОД. Непосредственно - образовательная деятельность.
Индивидуальные коррекционные занятия со специалистами.
9.54-10.00
Самостоятельная познавательно-творческая деятельность. Проведение коррекционной работы воспитателя по заданию специалистов.
10.00-10.20
Подготовка к прогулке. Оказание помощи детям при одевании одежды на прогулку. Обучение навыкам самообслуживания. Выходим на прогулку.
10.20-12.00
Прогулка.
Наблюдение. Экспериментальная деятельность. Труд на участке.
12.00-12.20
Возвращение с прогулки. Оказание помощи детям при раздевании одежды после прогулки. Обучение детей навыкам самообслуживания (складывать вещи в шкаф, развешивать мокрые вещи и т.д.) Оказание помощи детям в одевании групповой одежды. Сопровождение детей в туалетную комнату. Обучение КГН.
12.20-12.50
Подготовка к обеду. Обед.
Обучение детей навыкам приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами. Постепенно дети выходят из-за стола, продолжать обучение КГН (умывание, мытье рук после туалета). Обучение приему раздевания. Дневной сон.
12.50-15.00
Дневной сон.
Работа с методической литературой.
Раскладывание «дорожки здоровья».
Постепенный подъем детей.
15.00-15.15
Проведение закаливающих мероприятий. Оказание помощи детям при одевании одежды, обучение, контроль. Сопровождение детей в туалетную комнату. Обучение КГН, контроль. Привести детей в порядок (расчесывает).
15.15-15.30
Подготовка к полднику.
Полдник.
Обучение правильному приему пищи, культура поведения, за столом. Постепенно дети выходят из-за стола, продолжаем обучение КГН (умывание).
15.30-16.07
НОД по расписанию.
Свободная деятельность детей, игры.
16.07-17.00
Проведение коррекционной работы воспитателя по заданию специалистов. Совместная деятельность, игры.
Индивидуальные коррекционные занятия со специалистами.
17.00-17.25
Подготовка к ужину. Ужин.
Сопровождение детей в туалетную комнату. Обучение КГН, контроль. Обучение детей навыкам приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами, докармливает. Постепенно дети выходят из-за стола, обучение КГН (умывание, полоскание рта).
17.25-19.00
Свободная деятельность детей. Подготовка к прогулке. Обучение детей последовательно одеваться на прогулку. Выход на прогулку. Прогулка. Работа с родителями. Подготовка к образовательной деятельности следующего дня.
Уход домой.
РАСПИСАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дни недели
ООД
ПОНЕДЕЛЬНИК
Познавательное ООМ
индивидуально
с 09.00
индивидуально
Худ Эст (Рисование индивидуально)
Физическое развитие индивидуально
с 11.55
индивидуально
ВТОРНИК
Познавательное ФМП
индивидуально
с 09.00
индивидуально
Худ Эст
(Лепка индивидуально)
Физическое развитие
индивидуально
с 09.32
индивидуально
СРЕДА
Развитие речи
индивидуально
с 09.00
индивидуально
Худ Эст
Музыкальное развитие
с 09.00
ЧЕТВЕРГ
Познавательное Сенсорное
индивидуально
с 09.00
индивидуально
Худ Эст (Рисование индивидуально)
Ознакомление с художественной литературой
15.40 - 16.02
ПЯТНИЦА
Развитие речи
индивидуально
с 09.00
индивидуально
Худ Эст
(Аппликация индивидуально)
Худ. Эст.
(Музыкальное развитие)
с 10.10-10.32
3.3. Модель двигательной активности.
Вид занятий и форма двигательной активности
Группа детей со сложным дефектом развития разновозрастная
Особенность организации
Физкультурно-оздоровительные занятия
Утренняя гимнастика
Ежедневно, на открытом воздухе или в зале, длительность 8 мин.
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями
Ежедневно 5 - 7 мин.
Физкультминутка
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3 -5 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на воздухе
Ежедневно, во время прогулки 25 мин.
Корригирующая ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами
Ежедневно после дневного сна в течении 5-7 мин.
Специально организованная деятельность в режиме дня
По физической культуре
2 раза в неделю, 22 мин. Занятия только в зале в виду сложных дефектов развития интеллектуальной сферы, нарушения двигательной способности и высокой вероятности травмированы при проведении физкультуры на улице.
Самостоятельная двигательная активность
Ежедневно, 26 мин., под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей воспитанников
Физкультурно- массовые занятия
Дни здоровья
1 раз в год
Физкультурно-спортивные праздники
2 раза в год (30-40 мин)
Совместная физкультурно-оздоровительная работа группы и семьи
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья
Консультации, беседы по ЗОЖ
По плану консультаций с родителями
3.4 Предметно - развивающая среда.
Предметно - развивающая среда групповой комнаты.
Техническое оснащение
1. Столы для детей 4 шт. в соответствии с ростом детей
2. Стульчики для детей 12 шт. в соответствии с ростом
3. Шкафы для игрушек, для дидактических настольно-печатных игр, для раздаточного и демонстрационного материала методических пособий,
4. ТСО - магнитофон; телевизор, DVD-плеер, аудиосистема, DVD – диски, с мультфильмами, учебным материалом, CD – диски.
5. Настенное зеркало.
Групповая комната разделена на зоны: игровая зона, речевая зона, уголок математического развития, уголок для творчества, уголок природы, музыкально-театральный уголок, физкультурный уголок, уголок для развития у детей ручной и мелкой моторики, книжный уголок,
Пособия и оборудование.
Музыкально-театральный уголок:
- детские музыкальные инструменты - гармошка, металлофон, ксилофон, погремушки, бубен, барабаны, дудочка;
- ТСО – магнитофон; комплект аудиокассет;
- дидактический материал - музыкальные игрушки: музыкально-дидактические игры;
- оборудование - ширмы настольные, различные виды театров (пальчиковый, , настольный); маски,.
Уголок для развития у детей ручной и мелкой моторики:
- строительный материал - мягкие модули, строительные наборы, кубики, конструкторы напольные и настольные, вкладыши, геометрические фигуры для выкладывания;
- мозаики;
- наборы картинок - разрезные;
- наборы палочек - пластмассовые и деревянные;
- трафареты
- наборы для развития тонких движений рук – бусы, шнурки, шнуровки;
- нетрадиционное оборудование для развития мелкой моторики рук;
- природный материал - шишки, орехи, желуди и др., рассортированные по специальным емкостям
Уголок для творчества:
- материалы для лепки - цветное тесто, пластилин; лепные массы;
- материалы для рисования- наборы акварельные, гуашевые краски,
- оборудование – стеки; набор формочек, доски для лепки; набор щетинных кистей для работы с клеем, клей, стаканчики, наборы карандашей, наборы цветной и белой бумаги разной фактуры; кисти беличьи, альбомы для рисования; карандаши цветные, мелки восковые;
- наглядный материал-овощи, фрукты; игрушки- куклы, животные, транспорт;
- наборы для творчества детей: картон, ткань, наборы цветной бумаги;
- демонстрационный материал - наборы открыток и иллюстраций к художественным произведениям; открытки с изображением росписи по дереву; предметы народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с хохломской росписью игрушки, свистульки);
Лексические темы на 2022– 2023 года
№
п/п
Месяц
Неделя
Период времени
Название темы
1
Сентябрь
I- IV
с 01.09 – по 23.09
Педагогическое наблюдение
V
с 26.09 – по 30.09
«Наш детский сад.
Дорога в детский сад»
2
Октябрь
I
с 03.10 – по 07.10
«Осень. Признаки осени»
II
с 10.10 – по 14.10
Неделя здоровья
III
с 17.10 – по 21.10
«Фрукты. Сад»
IV
с 24.10 – по 28.10
«Овощи. Огород»
3
Ноябрь
I
с 31.10- по 04.11
«Фрукты-Овощи»
II
с 07.11 – по 11.11
«Игрушки»
III
IV
с 14.11 – по 18.11
с 21.11 - по 25.11
«Домашние животные» Кошка, собака, корова, лошадь.
IV
с 28.11 – по 02.12
«Домашние птицы» Курица, гусь, утка.
4
Декабрь
I
с 05.11 – по 09.12
«Домашние птицы» Курица, гусь, утка.
II
с 12.12 – по 16.12
«Дикие животные» Заяц, медведь, еж
III
с 19.12 – по 23.12
«Дикие животные» Заяц, медведь, еж
V
с 20.12 – по 24.12
с 27.12 – по 31.12
ДНИ ЗИМНИХ ЗАБАВ
5
Январь
III
с 10.01 – по 14.01
Неделя здоровья
IV
с 17.01 – по 21.01
«Посуда»
V
с 24.01 – по 28.01
«Продукты питания»
6
Февраль
I
с 01.02 – по 05.02
«Мебель»
II
с 07.02 – по 11.02
«Человек. Части тела»
III
с 14.02 – по 18.02
«Транспорт наземный»
IV
с 21.02 – по 25.02
«Транспорт воздушный, водный»
7
Март
I
с 28.02 – по 04.03
«Мамин праздник», «Я и моя семья».
II
с 07.03 – по 11.03
«Одежда», «Головные уборы», «Обувь»
III
с 14.03 – по 18.03
Недяля дорожной грамоты
IV
с 21.03 – по 25.03
Зоопарк
8
V
с 28.03 – по 01.04
«Весна. Признаки весны»
Апрель
I
с 04.04 – по 08.04
Недяля здоровья
II
с 11.04 – по 22.04
Педагогическое наблюдение
IV- V
с 25.04 – по 29.04
«Наш город»
9
Май
I
с 02.05 – по 06.05
«Насекомые»
III
с 9.05 – по 13.05
«Цветы»
IV
с 16.05 – по 20.05
«Профессии»
V
с 23.05 – по 31.05
«Лето», «Летние забавы»
3.6. Словарная работа с детьми ТМНР 2ой год обучения МДОУ № 103
2021-2022 г.
Темы
Имена существительные
Глаголы
Имена прилагательные
Наречия
Задания родителям
Детский сад. Дорога в детский сад
Воспитатель, логопед, дефектолог, няня, улица, веранда, качели, горка, песок, песочница, группа (её помещения), детский сад.
Учит говорить, занимается, воспитывает, читает, гуляет, моет (посуду, пол), вытирает (пыль), убирает (комнаты, группу), меняет (белье, полотенца) идти (в сад, домой), раздеваться, одеваться, играть, кушать,
Хорошая, добрая, строгая
Красиво, правильно, домой,
Игрушки
Кукла, машинка, пирамидка, мяч, , кубики, кораблик, , матрешка, мишка Игрушки
Играть, катать, купать, строить, , разбирать, собирать, , спать, кормить, качать,
Эти же глаголы от 1 лица я катаю….
Большие, маленькие, красные (все основные цвета)., чистые, грязные, мягкие, любимые
Овощи.
огурец, помидор, лук, капуста, морковка, картофель, овощи
Варить, резать, мыть, чистить, складывать, есть, брать собирать,
вкусная, сочный, оранжевый, красный, зеленый, желтая, большая, маленькая, круглый, овальный, длинный, сладкая, горький, мягкий, твердый, чистый, грязный
Сходить в магазин, чтоб ребенок с вами выбрал овощ, принести домой, ребенок сам вымыл овощи. Пощупать на ощупь, попробовать на вкус, попробовать порезать рука в руке или пластиковым ножом.
Сделать фото.
Фрукты.
Яблоко, груша, банан, лимон, апельсин, фрукты,
брать, резать, мыть, чистить, положить, есть
Сладкое, кислое, вкусное, жёлтое, красное, зеленое, большое, маленькое, круглое, овальное
Сходить в магазин, чтоб ребенок с вами выбрал фрукт, принести домой, ребенок сам вымыл фрукты. Пощупать на ощупь, попробовать на вкус, попробовать порезать рука в руке или пластиковым ножом.
Сделать фото.
Фрукты. Овощи.
Закрепление словаря по темам. Растет на грядке, растет на дереве. дифференциация
Домашние животные
корова, лошадь, кошка, собака, свинья, питание: трава, сено, рыба, мясо, хлеб, косточка
Мычит, мяукает, лает, грызет, блеет, хрюкает, ржет, едят, спят, пьют, лакает, бегают, дают (молоко,),
Большая, маленькая ласковая, добрая, рогатая, сильная, добрая, красивая (лошадь); толстая
Если есть домашнее животное, ухаживаем за ним, выполняем действия по уходу, моем лапы, кормим, убираем.
Домашние птицы
Курица, петух, цыпленок, гусь
Клюют, ходят, пьют, , едят, , пищат, кудахчет кококо, кукарекает, кукареку, гогочет гагага
белые, желтые, пушистые, большие, маленькие
Дикие животные
Волк, заяц, медведь, лиса, белка, еж, орехи, грибы, мед, кора, трава
Воет, рычит, лазает, сидит, бегает, прыгает, спит, ест, ловит, собирает
Маленький, большой, серый, рыжая, хитрая, пушистая, злой, колючий, голодный,
Новый год Ёлка
Елка, игрушки, шары, бусы, флажки, хлопушки, мишура, подарки, дед Мороз, Снегурочка, праздник
Наряжать, вешать, украшать,
развешивать, снимать, дарить,
получать, встречать
Высокая, зеленая, , колючая, блестящие, , бумажные, разноцветные, красивые, новогодние
Весело, высоко, низко
Продукты питания
Молоко, мясо, овощи соль, сахар, рыба, курица, крупа
Покупать, готовить, приготовить, варить, приносить
Посуда
Чашка, стакан, ложка, кастрюля, тарелка, вилка, нож, сковорода
Мыть, ставить, резать, разбить, убрать, принести, поставить, держать, бьется уронить, вытирать, варить, есть, пить
чистая, грязная, красивая, острый цвета
Еда
Еда, хлеб, булка, печенье, макароны, сыр, колбаса, котлеты, суп, каша, компот, чай
варить, жарить, печь, солить, мешать, резать, чистить, готовить, наливать, раздавать
вареная, жареная, печеная, вкусная, соленая, сладкая, горячая, холодная, твердый, мягкий
Городской транспорт
Машина, грузовик, автобус, колеса, фары, руль, дорога, двери ПДД, светофор, пешеходный переход, правила
Катать, ехать, открывать, загружать, переходить, смотреть, знать правила
Цвета быстрый, медленный, большой, маленький, круглые
Быстро
Медленно, осторожно
Моя семья.
Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра.
Стирает, гладит, готовит, работает, моет, чистит, читает, играет, смотрит, заботится,
Добрая, нежная, хорошая, строгая, внимательная, заботливая, сильный, веселый, молодой, старый, послушный, непослушный
Моя семья Папин праздник
Праздник. Подарок
Папа, дедушка, брат
поздравлять, дарить, любить, помогать
Сильный, смелый, добрый, веселый,
Моя семья Мамин праздник
Праздник. Подарок, мама бабушка, сестра
поздравлять, дарить, любить, помогать
Кукла, как прообраз человека
Голова, нос, рот, уши, глаза, туловище, руки, , ноги, живот, спина
Покажи, назови, посади, возьми
Красивая,
Человек, части тела
Голова, нос, рот, уши, глаза, туловище, руки, пальцы, ноги, живот, спина
Покажи, назови, найди, сядь, стой, иди, пиши, рисуй, закрой глаза, открой рот, наклониться
Одежда
рубашка, куртка, , трусы, майка, носки, колготки, варежки, шарф, брюки, шорты, , кофта.
Надевать, снимать, вешать, завязать, заправить, расстегнуть, развязать, стирать, гладить, сушить, убирать,
Красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая,
Обувь
Ботинки, сапоги, тапки, валенки, сандалии кроссовки
Надевать, снимать, завязать, расстегнуть, развязать обуваться, разуваться
Красивая, удобная, теплая, легкая, летняя, зимняя
Мебель
Кровать, стул, стол, шкаф, диван, полка,
Лежать, спать, сидеть, хранить, поднимать, беречь нести складывать, вешать, стоит
Красивая, новая, старая, чистая
Дикие животные. Детеныши
Те же, плюс детеныши
Домашние животные. Детеныши
Те же, плюс детеныши
Игрушки, действия с игрушками
Те же игрушки
Лето. Летние забавы
Велосипед, самокат, мяч, скакалка, песочница, горка, качели, формочки, ведерко, совок, лопатка, лето, тепло
Играть, кататься, пинать, строить, лепить, насыпать, пересыпать,
Разноцветные, новые, быстрый
тепло
Календарный учебный график
1. Режим работы учреждения
Продолжительность учебной недели
5 дней (с понедельника по пятницу)
Время работы возрастных групп
12 часов в день (с 7.00 до 19.00 часов)
Нерабочие дни
Суббота, воскресенье и праздничные дни
2. Продолжительность учебного года
Учебный год
с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.
Количество учебных недель
38
Педагогическое наблюдение
с 01.09.2022 по 14.09.2022
с 19.04.2023по30.04.2023
3. Каникулярное время
Зимние каникулы
с 01.01. 2023 г. по 9. 01.2023г
4. Праздники для воспитанников
Праздник «День знаний»
1 сентября 2022 г.
Праздник «Осень в гости к нам пришла»
октябрь 2022 г.
Неделя Здоровья / общеразвивающие группы
с 12.10 по 16.10. 2022г.
День матери
Ноябрь
День инвалида /компенсирующие группы
3 декабря
Дни зимних забав
28.12.2022 – 31.12.2022 и 09.01.2023-10.01.2023
Праздник «Новый год»
декабрь 2022 г.
Неделя Здоровья (все группы)
с 18.01 по 22. 01. 2023 г. -
Праздник «День Защитника Отечества»
февраль 2023г.
Праздник «Международный женский день»
март 2023 г.
Неделя дорожной грамоты / общеразвивающие группы
15.03. – 19.03.2023 г.
Неделя Здоровья / общеразвивающие группы
с 05.04 по 19.04. 2023 г.
Праздник «День Победы»
май 2023 г.
Выпускной
май
Праздник «День защиты детей»
01.06.2023 г.
5. Праздничные дни
День народного единства
04.11.2022 г
Новогодние праздники
31.12.22 по 09.01.2023 г.
День защитника Отечества
23.02.2023 г.
Международный женский день
08.03.2023 г.
Праздник Весны и Труда
01.05 по 03.05. 2023 г.
День Победы
09.05.по 10.05. 2023 г.
День России
12.06.2023 г.
6. Летний оздоровительный период
с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г.
Продолжительность учебного года с 1 сентября 2022г. - 31 мая 2023 г.
Количество учебных недель в году - 38 недель
Сроки проведения каникул, их начало и окончание:
31.12.22 -09.01.2023 г.
Сроки проведения дней здоровья: 18.01.2023г. – 22.01.2023г.
Перечень проводимых праздников для воспитанников: «Праздник Осени», «День матери», «Новый год», «8 марта», «День защитн
и
ков Отечества», «День победы», «День защиты детей»
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования:
Сентябрь: 01.09.2022г. – 23.09.2022 г.
Апрель: 11.04.2023г. – 22.04.2023 г.
Перспективный план образовательной деятельности. Приложение № 1.
План работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
Методическое обеспечение программы
1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103 компенсирующего вида»
2. «Рисование», «Аппликация », «Лепка» Д.Н. Колдина - М. «Мозаика-Синтез» 2009г.
3. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова - Творческий центр «Сфера» Москва 2008г.
4. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева - М. «Просвещение» 2005г.
5. «Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко (2 книги) - М. «Школьная Пресса» 2004г.
6. «Школа оригами: Аппликации и мозаики», Соколова.С. - Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД (Серия «Академия «Умелые руки»»).
7. «Уроки оригами» С. Афонькин и Е Афонькина - Изд-во «Аким» 1996г.
8. «Что можно сделать из природного материала» Э. Гульянц, И. Базик Изд-во «Просвещение»: Пособие для воспитателей детского сада 1984г.
9. «Конспекты комплексно – тематических занятий» Н. Голицына Москва «Скрипторий 2003» 2013г.
10. «Общение дети 5- 7 лет» Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова «Ярославль Академия Развития» 2006
11. «Занятия по изобразительной деятельности» Т. С. Комарова Издательсво Мозаика-Синтез Москва 2008г.
12. «Аппликация из природных материалов в детском саду» И. Новикова – «Академия Развития» Ярославль 2006г.
13. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г. Н. Давыдова №2 ООО Издательство «Скрипторий 2003»2008г.
14. «Уроки ручного труда» А. Козлина – Изд-во «Мозаика – Синтез»
15. «Художественное творчество» О. Павлова – Изд-во «Учитель» 2013г.ООО
16. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Г. С. Швайко ГИЦ «Владос» 2003г.
17. «Конструирование» З. В. Лиштван Москва «Просвящение» 1981г
18. «Изобразительная деятельность» Н. Ф. Штейнле Волгоград ИТД «Корофей» 2008г.
19. «Беседы с дошкольниками о профессиях» ООО «ТЦ Сфера» 2003г.
20. «365 сказок и историй на каждый день» Издательство РООССА 2010г.
21. «Играм пальчиками и развиваем речь» В. Цвынтарный – Санкт – Петербург 1996г.
22. «От осени до лета» Л. А. Владимирская Издательство «Учитель» 2013г
23. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» В. Г, Фролов, Г.Н.ЮркоИзд-во «Просвещение» 1993
24. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей» Л. А. Венгер - Москва «Просвещение» 1989г.
25. «Пословицы, поговорки, ребусы» В. В. Волина Издательство Дидактика Плюс» 1997г.
26. «Большая книга загадок» О. В.Уварова, Е. А. Нефедова Москва «Планета детства» 2001г.
27. « Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцакова Москва «Просвящение» 1990г
28. «Коррекционная работа воспитателя» В.В. Коноваленко Москва «Гном- Пресс» 1999г.
29. «Система коррекционной работы» Н. В. Нищева «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003г.
30. «Картинный словарь» Н. В. Баранникова Санкт – Петербург «Просвищение» 1993г..
31. «Арифметика справочник дошкольника» Москва Филологическое общество «СЛОВО» АСТ 1998г.
32. «Большая Энциклопедия для дошкольника»Издательство «Олма – Пресс» 1998г.
33. «ОБЖ» М. А.Фисенко Волгоград ИТД «Корофей» 2008г
34. «ОБЖ для дошкольников» Т.Гарнышева – Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2012г.
35. « Уроки логопеда. Игры для развития речи» Е. М. Косинова ООО «Издательство «Эксмо» 2006г.
36. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» О. СкоролуповаИзд-во «Скрипторий 2003» 2006г.
37. «Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду» М. «Скрипторий 2003» 2012г.
38. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателей М.2001г.
39. «Какие звери в лесу?; Цветы. Какие они?; Птицы. Какие они?; Какие месяцы в году?» Т. Шорыгина Книга для воспитателей М. 2000г.
40. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Баряева, О. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Соколова Изд-во «Каро» Санкт – Петербург 2009г.
41. «Букварь для будущих отличников» О.С. Жукова ООО «Издательство АСТ» 2014г.
Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.
- Предметные картинки (по лексическим темам «Грибы» «Ягоды», «Деревья», «Дикие животные» (животные наших лесов, Севера и жарких стран), «Домашние животные», «Птицы», «Игрушки», «Инструменты», «Мебель», «Насекомые», «Новый год», «Обувь», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Продукты», «Профессии», «Семья», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный), «Фрукты», «Цветы», «Школьные принадлежности», «Времена года» ит. п.
- Наборы цветной бумаги и картона разной плотности.
- Наборы белого и цветного мела, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, волокнистых карандашей разной толщины, наборы цветных восковых мелков, наборы цветных красок, кистей разной ширины (от 1 до 8 см) и разного диаметра (от 1 до 3–4см), тампоны из поролона или ваты разных размеров, ватные палочки.
- Мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные, из мягкого полимерного материла и др.
- Клей, кисточки для клея, стаканчики под кисточки, тряпочки.
- Клеенки (индивидуальные салфетки из клеенки).
- Картины художников: пейзажи, натюрморты, сюжетные картины
- Крупные деревянные и пластмассовые конструкторы (конструктор «Полесье»).
- Кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус .
- Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.
- Материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природный материал).
- Материалы для лепки: цветное тесто (пат), пластилин;
- Наборы геометрических фигур различных цветов и форм (объемных и плоскостных) .
- Настольный конструктор: строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков
- Предметные плакаты (по лексическим темам «Весна», «Головные уборы», «Грибы», «Деревья», «Дикие животные» (животные наших лесов, Севера и жарких стран), «Домашние животные», «Зима», «Зимующие птицы», «Игрушки», «Инструменты», «Лето», «Насекомые», «Новый год», «Обувь», «Овощи», «Одежда», «Осень», «Перелетные птицы», «Посуда» (чайная, столовая, кухонная), «Продукты», «Профессии», «Семья», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный), «Фрукты», «Цветы», «Ягоды» и «Грибы».
- Произведения графики (иллюстрации детских книг) разных художников.
- Прозрачные емкости или емкости, с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся природные и бросовые материалы (крупа, песок, фасоль, ракушки, камешки, скорлупа орехов, яиц и т. п.).
- Рисунки-образцы и фотографии различных построек из полифункционального модульного материала, строительных наборов, сборно-разборных игрушек .
В зависимости от целевого и содержательного компонента программы взрослые могут использовать различное оборудование и материалы для образовательной деятельности с детьми.